13 мин.

Три года «Ньюкасла» при шейхах

7 октября 2021 года Суверенный фонд Саудовской Аравии официально стал владельцем «Ньюкасл Юнайтед». В самом клубе считают, что они превзошли ожидания. Вряд ли с этим стоит спорить, учитывая что команда поднялась со дна АПЛ и обыграла «ПСЖ» в ЛЧ со счетом 4:1.

Во всем есть признаки позитивных перемен: рекордные для клуба подписания, последовательные финиши в топ-7 лиги, обновленная тренировочная площадка, возвращение клуба в Лигу Чемпионов, выгодная сделка с Adidas,, новый клубный магазин и неутолимый спрос на билеты, которые во времена Эшли (предыдущий владелец - прим.автора) раздавались бесплатно.

Конечно были и неприятные моменты. Эпидемия травм в прошлом сезоне, правила прибыли и устойчивого развития ( PSR), ради соблюдения которых Ньюкасл летом не усилился должным образом и был вынужден продать перспективного воспитанника - Эллиота Андерсона, уход топ-менеджеров Амайнды Стейвли и Мехрдада Годусси. Все это потрясло «сорок».

Дэн Берн забивает второй гол в ворота "ПСЖ" на групповом этапе прошлогодней ЛЧ.

Ровно через 12 месяцев после того как «джорди» дома растоптали парижан, Эдди Хау назвал игру «Ньюкасла» в том матче «эталоном того, как мы хотим выглядеть», но добавил - «к сожалению для нас, это было одно большое воспоминание, одно яркое событие». Но «Ньюкасл» хотел так играть постоянно».

«Где прогресс?» - спросил один из ведущих английских журналистов в марте, когда «Ньюкасл», занимавший тогда 10-е место в Премьер-Лиге, вылетел из Кубка Англии. Игроки посвятили себя захватывающему проекту, но если клуб ничего пока не выигрывал и пока не входил в число самых коммерчески успешных команд, где доказательства того, что «Ньюкасл» действительно настроен серьезно?

Однако это вопросы на будущее. Пока давайте вспомним, что произошло с «Ньюкаслом» за эти 3 года.

НА ПОЛЕ

Трофеев пока нет, но игра стала совсем другой.

За шесть трансферных окон «Ньюкасл» потратил на трансферы 450 миллионов фунтов стерлингов. Инвестиции в состав были значительными, но «Ньюкасл» едва ли изменил свою команду так, как это сделал «Челси» в 2003 году или «Ман Сити» после 2008 года, когда они за 5 лет потратили на новых игроков 500 миллионов фунтов. «Челси» с мая 2022 года потратил на трансферы 1.2 миллиарда фунтов ( 700 миллионов чистыми, если учитывать и исходящие трансферы).

Дэн Эшворт, бывший спортивный директор, подчеркивал, что «Ньюкаслу» понадобилось три лета, чтобы пересобрать состав под Эдди Хау. Но к лету этого года финансовое положение «Ньюкасла» стало настолько стесненным, что они не смогли подписать игрока, который усилил бы основной состав команды.

В октябре 2021 года, когда было завершено поглощение, клуб шел вторым с конца в таблице и с тремя очками в семи матчах. За последующие три года только четыре команды набрали больше очков в лиге чем «сороки» (186).

У Хау в «Ньюкасле» рекорд в 1,7 очка в среднем за игру и 48,1% побед в 110 матчах. В истории Премьер-Лиги лучшие показатели среди всех тренеров «сорок» были только у Кевина Кигана.

С момента переезда Хау в Ньюкасл-апон-Тайн «сороки» занимают пятое место в лиге по забитым голам ( 193) и по xG (190.8). По пропущенным за этот период голам «Ньюкасл» является четвертой лучшей командой лиги (140) и седьмой лучшей командой по xGA (149.3). И только пять команд за этот период одержали в АПЛ больше побед, чем «Ньюкасл» ( 53).

Как со временем менялся созданный и допущенным "Ньюкаслом" xG в матчах Премьер-Лиги.

Стиль игры также изменился. В сезоне 2022/23 высокоинтенсивный стиль «Ньюкасла» с высоким прессингом подавлял соперников.

Используя показатели Club Elo, которые начисляют очки за каждый результат в течение сезона, мы можем наглядно представить резкое улучшение.

При Эдди Хау рейтинг ELO "Ньюкасла" пережил заметный прирост.

Три игрока «Ньюкасла», вышедшие в старте в субботнем матче против «Эвертона» - Жоэлинтон, Джейкоб Мерфи и Фабиан Шер - достались Эдди Хау от предыдущего владельца и тренера.

Конечно Бруну Гимараэш, Александр Исак, Энтони Гордон, Харви Барнс и другие трансферы очень повысили качество состава «Ньюкасла», но у Эдди Хау также получилось отлично работать с теми, кто уже был в команде.

На следующей картинке показан стартовый состав на последний матч эры Майка Эшли. Жоэлинтон, Джо Уиллок, Мигель Альмирон и Шон Лонгстафф все еще играют за «Ньюкасл». Кто-то чаще, кто-то реже, но они все в обойме. В том матче против «Вулвз» на замену вышли Фабиан Шер, Джейкоб Мерфи и Эмиль Крафт. Они все тоже в обойме «сорок». Шер - самый часто используемый Хау игрок ( 100 матчей), еще четыре «унаследованных» Хау игрока по количеству матчей при нем входят в топ-10, а Каллум Уилсон забил за «Ньюкасл» Эдди Хау больше всего голов - 33.

Последний стартовый состав "Ньюкасла" Майка Эшли.

В идеале Хау хотел бы большего оттока и притока игроков, но PSR — «наша самая большая проблема» - помешали дальнейшему обновлению состава.

«Ньюкасл» максимально увеличил свои возможности по расходованию средств и, в основном, разумно инвестировал. Но Пол Митчелл, нынешний спортивный директор, был прав, сославшись на их плохие показатели продаж как на ограничительные меры, препятствующие реинвестированию. Слишком многие в составе «Ньюкасла» стареют, включая Уилсона и Альмирона. Их следовало бы заменить. Возникает риск застоя.

Проблемы с глубиной остаются. В прошлом сезоне «Ньюкасл», измученный травмами, не мог выступать сразу на нескольких фронтах, несмотря на заявленное желание играть в Европе каждый сезон.

Когда Хау вывел «Ньюкасл» на четвертое место в лиге, он сделал это с девятой по величине зарплатной ведомостью в лиге (170 миллионов фунтов стерлингов). В том сезоне расходы «Манчестер Сити» за зарплаты составили 423 миллиона фунтов стерлингов, при этом каждый из клубов традиционной «Большой шестерки» тратил на зарплату не менее 212 миллионов фунтов стерлингов.

Многие инсайдеры называют разницу между восприятием «Ньюкасла» со стороны и реальным положением вещей одной из самых сложных проблем, с которыми команде приходилось сталкиваться.

«Нам нужно работать», - сказал Хау. «Мы хорошо осознаем, на каком мы сейчас уровне. Если посмотреть на наши доходы и зарплатные ведомости, то действительно ключевых показателей долгосрочного, стабильного успеха у нас нет. Мы стремимся достичь этого».

«Челси» выиграл Премьер-Лигу через два года после прихода Романа Абрамовича, в то время как свой первый кубок «Манчестер Сити» завоевал через три года после покупки шейхами. В этом десятилетии титул чемпионов Англии все еще кажется маловероятным достижением для «Ньюкасла», но какие-то трофеи скоро возможны.

ИНФРАСТРУКТУРА

То, что было у «Ньюкасла» при Майке Эшли и то, что есть сейчас - это небо и земля.

Тренировочная площадка «Ньюкасла» теперь такая, какой и должна быть — современная и просторная. «Это должно было случиться, потому что мы не смогли бы привлечь в «Ньюкасл» элитных спортсменов, если бы не добились кардинальных улучшений», - говорила Аманда Стейвли The Athletic в феврале.

Тем не менее, по сравнению с остальной Премьер-Лигой, футбольный персонал клуба говорит, что нынешняя тренировочная база ставить их на один уровень с середняками высшей лиги, но это все еще не элитный уровень. Здесь кажется, что «Ньюкасл» топчется на месте. В феврале 2022 года Годусси сказал: «В настоящее время мы присматриваем площадки (для тренировочной базы). Вероятно на это уйдет три года, может быть, чуть больше, потому что нам нужно заниматься проектированием, планированием и всеми этими вещами».

Бывшие совладельцы "Ньюкасла" - Аманда Стейвли и Мехрдад Годусси - на матче между "Каслом" и "Сити" в августе прошлого года.

Позже в том же году высокопоставленный чиновник объяснил, что теперь у них на примете четыре конкретных места.

Критерии могут меняться. Аманда Стейвли восемь месяцев назад говорила: «Все подлежит обсуждению. Когда мы пришли к власти, я думаю, мы все предполагали, что правильным решением будет объединить всех (мужскую и женскую команды), но чему я научилась, так это привлекать лучших людей и помогать им находить лучшие решения».

Брэд Миллер, который курировал преобразование терминала 2 аэропорта Манчестера стоимостью 1,3 млрд фунтов стерлингов, был назначен главным операционным директором «Ньюкасла» в конце мая.

В августе Миллер сказал: «Мы смотрим на то, что является нашим вечным домом и пытаемся понять там ли мы находимся. Или есть возможности помочь футбольной команде, переехав в другое место?»

Ходили споры и вокруг потенциального нового стадиона «сорок». Мехрдад Годусси в интервью The Athletic в 2022 году сказал: «Собираемся ли мы строить новый стадион? Нет. Это было бы все равно, что вырвать себе душу». Стадион «Сент-Джеймс Парк» действительно имеет культовый статус среди болельщиков, да и в футболе в целом, и люди, знакомые с ситуацией, неоднократно заявляли в частном порядке, что «Ньюкасл» никуда не уйдет со своей арены, хотя это никогда не было официальной позицией клуба.

В конце прошлого года «Ньюкасл» начал технико-экономическое обоснование того возможных будущих действий клуба. В июле CEO клуба Даррен Илз сказал, что первоначальный отчет «неизбежен», а в следующем месяце уже Миллер сказал: «Это действительно (неизбежно) с точки зрения следующих шагов и того, в каком направлении мы собираемся двигаться».

Жизненно важно сделать все правильно. Как сказал Миллер в августе: «Инвестиции в стадион - это действительно возможность, которая выпадает раз в поколение. Мы хотим выписать этот чек только один раз».

Городской совет Ньюкасла, которому принадлежит земля, на которой расположен «Сент-Джеймс», заявляет, что им еще предстоит провести какие-либо официальные обсуждения с клубом относительно будущего стадиона.

КОММЕРЦИЯ

Режим Майка Эшли передал почти все на аутсорсинг, что означает, что коммерческий доход клуба почти не вырос под его руководством, увеличившись с 27,6 млн фунтов стерлингов в год в 2007 году до всего лишь 29,1 млн фунтов в год стерлингов 14 лет. За тот же период доход Манчестер Сити вырос со 119 млн фунтов стерлингов в год до 272 млн.

В сезоне 2019/20 «Ньюкасл» занимал 11-е место в Премьер-Лиге по коммерческим доходам. Шесть крупнейших клубов заработали за год в среднем 207 миллионов фунтов стерлингов на спонсорских контрактах каждый— более чем в семь раз больше, чем получал «Ньюкасл».

Питер Сильверстоун, коммерческий директор «Ньюкасла», вступил в должность в октябре 2022 года, унаследовав коммерческий отдел всего с четырьмя сотрудниками — в 60 раз меньше, чем в крупнейших клубах Премьер-Лиги.

Исчезли последние частицы эпохи Эшли.

Sela заменила Fun88 в качестве титульного спонсора, принося около 25 миллионов фунтов стерлингов в год, что значительно превышает предыдущую сделку на 7 миллионов фунтов стерлингов, которая должна была действовать до 2025 года, но была досрочно расторгнута. Другая компания - Noon - платит 6,7 млн фунтов стерлингов за то, чтобы размещать свой логотип на рукаве игровой формы «Ньюкасла».

Майк Эшли, предыдущий владелец "Ньюкасла", при котором клуб практически ничего не зарабатывал с коммерции.

Технический спонсор «Ньюкасла» - Adidas - платит клубу от 25 до 40 миллионов фунтов в год, что как минимум в четыре раза выше шести миллионов ежегодно, которые платили Castore. Благодаря выгодной сделке с Adidas «Ньюкасл» смог открыть новый, улучшенный клубный магазин. Всего же за последние 12 месяцев «сороки» заключили 12 новых спонсорских соглашений.

На Amazon Prime был показан документальный фильм «Мы - Ньюкасл Юнайтед», а на «Сент-Джеймсе» прошли концерты британского музыканта Сэма Фендера. Фан-зона STACK вместимостью 3000 человек, открытая за Гэллоугейт-Энд в августе, принесла больше денег, чем «Ньюкасл» предполагал в своих прогнозах.

«Ньюкаслу» еще предстоит серьезно изучить возможность продажи прав на название своего стадиона. Например «Манчестер Сити», играя на Etihad Stadium, получает 67,5 млн фунтов стерлингов ежегодно от авиакомпании «Этихад».

Но Питер Сильверстоун и его коллеги-руководители непреклонны в том, что «Ньюкасл» не может торопиться со сделками. Они хотят «максимизировать ценность в будущем», поэтому вместо того, чтобы заключать долгосрочный контракт сейчас, который через два года может обесцениться, клуб стремится найти правильный баланс. Это означает, что у клуба все еще есть значительные возможности для роста. Хотя общая выручка «Ньюкасла» выросла до 250,3 млн фунтов стерлингов, а их коммерческий доход увеличился на две трети за 12 месяцев с 26,5 млн фунтов стерлингов до 43,9 млн фунтов стерлингов, «Ньюкасл» пока занимает только седьмое место среди клубов АПЛ по размеру доходов.

«Ньюкасл» не смог максимально использовать свои связи с Саудовской Аравией. Правила проведения сделок с ассоциированными сторонами (APT) были ужесточены в декабре 2021 года, а затем были снова ужесточены в начале этого года в качестве прямого ответа на поглощение «Ньюкасла» саудитами.

«Ньюкасл» будет внимательно следить за судом между АПЛ и «Манчестер Сити» по правилам АРТ. Если «Сити» одержит значимую победу, «сороки» наравне с «горожанами» окажутся в крупном выигрыше.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОЛЯ

За года в клуб пришли новый спортивный, генеральный, коммерческий, финансовый и операционный директор, который составили костяк новой исполнительной команды. Тем не менее, за последние четыре месяца в клубе сменился спортивный директор, за ним последует генеральный директор, а Стейвли и Годусси уже ушли.

Хотя реструктуризация проводилась с учетом долгосрочного прогресса, она вызвала внутреннее беспокойство и привела к вопросам, связанным с руководством клуба.

Когда Стейвли и Годусси ушли, Илз взял на себя более заметную роль и приобрел больший авторитет. Однако сейчас у него диагностировали рак крови, и он скоро покинет клуб.

Даррен Илз, генеральный директор "Ньюкасла", вынужденный покинуть команду из-за тяжелой болезни.

Ведутся поиски его преемника, который унаследует спортивного директора, которого он не назначал, который сам унаследовал главного тренера, которого не назначал. «Ньюкасл» все делает наоборот, и ключевые отношения приходится выстраивать быстро, что может привести к проблемам в отношениях, например таких, которые произошли ( возможно до сих пор происходят) у Эдди Хау и Пола Митчелла.

Хау был одной из немногих констант в «Ньюкасле» саудитов. Даже если Унаи Эмери был первоначальным выбором на эту должность, Хау полностью оправдал свое назначение.

Его беспокойство летом было понятно, учитывая ослабление его авторитета с приходом в команду спортдира Пола Митчелла, однако те, кто находится внутри «Ньюкасла», настаивают, что намерением руководства клуба было дать Хау больше возможностей для работы на посту главного тренера. Учитывая разочаровывающее лето, мы считаем необходимым подтвердить это заявление действиями.

Высокопоставленные лица признают, что произошли значительные потрясения и потеря «высококлассных людей». Тем не менее, есть уверенность, что «Ньюкасл» продолжит привлекать качественных руководителей, и следующей целью является генеральный директор высшего класса.

Хау, Илз и Митчелл публично подчеркнули, что PIF (Суверенный фонд Саудовской Аравии) по-прежнему привержены делу и видение клуба состоит в том, чтобы быть «лучшими в своем классе во всем, что мы делаем».

Митчелл играет ключевую роль. Илз охарактеризовал сферу деятельности Митчелла как «90—процентный подбор персонала», что привело к некоторой преждевременной критике после трудного первого периода, но спортивный директор контролирует все футбольное подразделение. Митчелл провел обширные встречи с руководителями отделов и стремится превратить каждый из них в «элитное подразделение». Революция скаутинга и использования данных - основной приоритет Митчелла.

В вопросе соблюдения ФФП люди в клубе настаивают на том, что академия занимает центральное место в проекте «Ньюкасла». Как и «Челси», и «Манчестер Сити», «Ньюкасл» хочет выпускать игроков, которые смогут пополнить состав своей первой команды, сократив расходы команды на трансферы или быть выгодно проданными, дав клубу возможность усилить состав за счет денег с их продажи. Академия сейчас развивается, ей очень серьезно занимаются.

Если и были какие-то опасения, что из-за ухода Аманды Стейвли женская команда «Ньюкасла» останется незамеченной, то Пол Митчелл их развеял. Он регулярно общается с Бекки Лэнгли - тренером женской команды. Недавно Лэнгли подписала новый долгосрочный контракт с клубом.

Практически каждая сфера деятельности клуба, не считая инфраструктуры, значительно улучшилась за последние три года, но работа все еще продолжается. Все знают, какова конечная цель команды, но как именно она будет достигнута пока не так очевидно.

Оригинал статьи