«Я не выбирал – меня на первом занятии тренер в ворота поставил»: поговорили с голкипером «Сокола»
Перед отъездом на матч с «Уральцем-ТС» в Нижнем Тагиле поговорили с голкипером нашей команды воспитанником грозненского футбола Ризваном Ташаевым, который пополнил состав «Сокола» перед началом второго круга.
Уже во втором после летнего перерыва матче Ризван влюбил в себя болельщиков «Сокола» тем, что взял два удара в серии послематчевых 11-метровых во встрече с «Волной» и позволил нашей команде выйти во второй раунд Пути регионов Кубка России.
А еще этот 196-сантиметровый парень с рыжей бородой «покупает» собеседника своим спокойствием, рассудительностью и скромностью. Сам он объясняет свою немногословность тем, что не очень хорошо говорит по-русски – все-таки для него, чеченца, это не родной язык. Но признаюсь, во время нашей недолгой беседы у меня не было ощущения, что общаюсь я не с носителем русского языка. Так что коммуникация Ризвана с партнерами, тренерским штабом и персоналом «Сокола» совершенно нормальная.
Зашли в разговор по старинке, «от печки».
— Ризван, когда ты начал заниматься футболом?
— Лет в шесть или семь, наверное, впервые пришел на тренировку в академию футбола «Рамзан» футбольного клуба «Ахмат». Это серьезная школа с квалифицированными тренерами. Моим первым тренером был Мансур Какаев. Но с ним мы недолго занимались, его сменил Муслим Асуев – человек который мог заменить отца каждому из нас. Благодаря ему я, можно сказать, слишком рано вырос по мышлению и по восприятию этого мира. К Муслиму Асуеву присоединился Асхаб Альсултанов – тренер, который полностью отдавал и отдает себя работе, для которого не существует мелочей в футболе. Он может объяснить все и найти подход к любому воспитаннику.
— В твоей семье в то время были футболисты?
— Да, старший брат Руман занимался футболом, но потом, года через три-четыре, перестал. А вот младший, Изнаур, который за мной потянулся, и сейчас занимается – играет в молодежке «Ахмата».
— Почему ты выбрал позицию вратаря?
— Я не выбирал – меня на первой тренировке тренер в ворота поставил, – улыбается Ризван. –Мне понравилось. После академии «Рамзан» попал в молодежную команду «Ахмата», потом – в основную.
— Кто тебя обучал вратарскому искусству?
— Первым тренером вратарей был Магомед Сераждинов, который научил азам вратарской техники и был очень терпеливым со всеми. Не вспомню ни одного случая, когда он на кого-то накричал. Магомед был как друг или даже как старший брат для меня.
Ну а в последние годы в академии, перед выпуском, Магомеда Сераждинова сменил Шарпуди Нанаев. Про этого человека могу рассказывать долго. За него говорит его отношение к своей работе. Я не знаю, что должно случиться, чтобы он пропустил тренировку. Можешь ему набрать в три часа ночи – он тебе организует тренировку. У него нет отпусков и выходных, он по-хорошему болен футболом. Постоянно развивающийся в своем направлении и требующий от тебя того же.
Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности всем моим тренерам, которые сделали из меня того, кем я явлюсь сегодня. Это люди, которые могут мне позвонить в любое время, и я всегда буду рад помочь им!
— В твоей карьере уже есть матч за главную команду «Ахмата». Расскажи подробнее о своем дебюте.
— Да, два года назад, мне 18 лет было, сыграл в домашнем матче «Ахмата» с «Крыльями Советов» (27 августа 2022 года, 7-й тур РПЛ – прим. ред.). На 30-й минуте наш вратарь Михаил Опарин получил красную карточку за фол последней надежды. А на скамейке только я был – Георгий Шелия почему-то даже в заявку не попал. И я против «Крыльев» сыграл 60 минут.
— Как отыграл?
— Вроде бы нормально, но один гол пропустил, и мы проиграли 1:2. Но никто и слова упрека после игры не сказал.
— У тебя есть какие-то предпочтения по вратарям? На чью игру ориентируешься?
— Честно? Ни на кого не смотрю. Я с Шелией работал, и его игра мне нравится – и ногами, и в воротах, и на выходах. И я сам почувствовал: когда начал тренироваться с «основой», с Шелией и Опариным, стал прибавлять в игре.
— Игра ногами и дальний вынос – тоже от тренировок с «основой»?
— Не знаю. Может быть и от природы.
— Почему «Сокол» не использует твой хороший вынос при ударах от ворот? Ты же можешь к штрафной соперника забросить, и нападающим можно не отходить оттуда.
— Сейчас все друг друга смотрят, соперники к матчам с нами готовятся. И защитники просто не поднимаются высоко.
— Что случилось в матче с «Волной», когда ты пропустил второй гол?
— Не могу объяснить… Если честно, солнце мешало, как и в матче с «Ладой-Тольятти», я только в последний момент увидел мяч. Но это не оправдание – в любом случае, я не должен был пропускать от «Волны» и так неудачно играть на выходе с «Ладой». Евгений Юрьевич (тренер вратарей «Сокола» Кранатов – прим. ред.) уже подсказал, что в таких ситуациях делать, мы проанализировали ситуацию.
— Расскажи, как ты попал в наш клуб.
— Весной этого года я играл за брянское «Динамо» на правах аренды. Первый летний сбор провел с основным составом «Ахмата», после него поехал в Брянск – должен был подписать контракт. Но не сложилось, да и мне не очень хотелось, если честно. Был дома, когда позвонили из Казани и пригласили в «Сокол».
— Как тебе работается в команде?
— Очень хорошо, мне все нравится.
— А вне футбола тебе в Казани комфортно?
— Да. А еще в Казани очень красиво. Я мусульманин, и для мусульман здесь все есть – мечети, заведения, где халяльное мясо, и в этом плане мне очень комфортно, чувствую себя как дома. В «Соколе» есть мусульмане, поэтому здесь проще. В Брянске я был единственным в команде, кто молился и ел халяльную пищу, поэтому возникали некоторые сложности.
— Уже успел познакомиться здесь со своими земляками?
— Да, земляки есть. Я как-то просто вышел из дома кофе попить – смотрю, стоит машина, 95-й регион. Познакомился с ее хозяином, чеченцем, а там уже пошло по цепочке. А еще в «Рубине-2» играет мой друг Аслан Муталиев – он из Ингушетии, с ним поддерживаем отношения.
— Готов остаться в «Соколе», если будет предложение?
— Думаю, мне пока еще рано думать об этом – сезон еще не закончился, до 19 октября нам предстоит провести четыре непростых матча. Вот сыграем их, а там видно будет: заглядывать в будущее не хочу.