Марко Ройс в интервью о переезде в США и BVB
Добрый вечер, господин Ройс
Доброе утро, Германия!
В то время как здесь 6.30 утра, в Лос-Анджелесе сейчас 9.30 вечера, и вы уже собираетесь ложиться спать.
Это точно. Мне еще предстоит привыкнуть к лучшему времени, чтобы дозвониться до своих друзей в Германии - и не разбудить их.
Вы подписали контракт с «Лос-Анджелес Гэлакси» в середине августа. Был ли момент, когда вы подумали: «Я приехал!»?
Да, много. У меня было несколько недель на подготовку к этому трансферу. Когда я впервые вошел в раздевалку, то сразу почувствовал себя желанным гостем. Это был один из тех моментов.
Как вы готовились?
Я смотрел много матчей «Лос-Анджелес Гэлакси». Я перешел в команду по ходу сезона, поэтому распорядок дня команды был уже знаком. Для меня это означало заранее войти в курс дела, чтобы я мог сразу же помочь. Знать тактику, игроков. То, что мне удалось сразу же забить в своей первой игре, было еще лучше.
В Лос-Анджелесе проживает 3,9 миллиона человек, что в шесть раз больше, чем в Дортмунде, вашем родном городе. Вы заранее изучили путеводители?
Не совсем, здесь я обычно позволяю себе узнавать новое. Но правда, что в первые несколько недель город немного перегружает вас. Я начал все записывать. Рестораны, супермаркеты, другие торговые объекты. Как далеко до тренировочной базы. Чтобы лучше ориентироваться.
Ваша семья тоже переезжает в Лос-Анджелес?
Да, они присоединятся ко мне в ближайшие несколько недель. Мы нашли квартиру, в которую скоро переедем.
Пришлось ли вам представляться своим новым товарищам по команде, или они уже знают Марко Ройса в США?
Они знают меня (смеется). Но, конечно, я поговорил с командой и персоналом, это правильно. Я сказал своим новым товарищам по команде, что очень рад оказаться в этой прекрасной части света. И что я здесь не для того, чтобы просто завершить свою карьеру. Что я очень амбициозен и хочу выигрывать титулы.
BVB разместил одностраничную рекламу в газете Los Angeles Times. В ней говорилось: «Относитесь к нему хорошо, Лос-Анджелес. С любовью из «Боруссии» Дортмунд. Вы сразу же отправились в газетный киоск утром?
Я знал, что что-то подобное будет. И да, в тот день я купил несколько экземпляров. Это был отличный жест, который еще раз показал мне, что связь между BVB и мной никогда не прервется. Даже девятичасовая разница во времени этого не изменит.
Вы все еще общаетесь с бывшими партнерами по команде?
Конечно, первые из них уже заявили, что хотят навестить меня здесь. Например, Нико Шлоттербек и Ко.
После двенадцати лет в BVB о переходе в Бундеслигу для вас не могло быть и речи. Почему так произошло?
Есть две причины. Во-первых, моя привязанность к BVB. Мне не подходит по характеру внезапно играть за другой клуб в Бундеслиге - и потом играть против BVB. А во-вторых, это был, возможно, мой последний шанс сделать большой шаг и пережить такое приключение.
Были ли запросы из Бундеслиги?
Да, были. Но я сразу же отказался, потому что просто не хотел этого.
Переезд в Саудовскую Аравию тоже был вопросом?
Да, безусловно. Я много изучал эту страну, был долгий процесс. Но потом работа в США захватила меня больше.
Расставание с любимым клубом было вашим решением или решением клуба?
Мы встретились с ответственными лицами и в ходе разговора быстро поняли: все, хватит. Это была отличная поездка, со множеством взлетов и падений, которая теперь подходит к концу. Был тяжелый момент. Но для меня было важно узнать и объявить об этом раньше, чтобы я мог насладиться последними неделями.
Были ли слезы во время разговора?
Нет, потому что я все еще был слишком сосредоточен. Мы были в полуфинале Лиги чемпионов, и у нас было еще много планов. Я переварил свое пребывание в BVB только в отпуске.
Как вы это сделали?
Я много рассказывал о своем пребывании там семье и друзьям. О хороших и не очень моментах. Это помогло мне отвлечься.
Вы бы остались, если бы Нури Шахин был главным тренером раньше?
Мне часто задают этот вопрос. Но я не могу на него ответить. Это бессмысленно. Обе стороны приняли решение в пользу этого перехода - вот и все.
Прошлой зимой появились сообщения о том, что вы внутренне выступали против бывшего тренера Эдина Терзича, поговаривали даже о восстании.
Я уже говорил об этом - это просто неправда.
Однако, как говорят, вы предложили пригласить новых помощников тренера. Нури Шахин был одним из тех, кто пришел в BVB.
Я был членом совета команды, который отвечает за обсуждение вопросов. Мы все были очень недовольны сложившейся ситуацией. Поэтому я попытался поговорить с клубом о том, как мы можем улучшить ситуацию. Я проработал в клубе настолько долго, что посчитал своим долгом высказаться и сдвинуть ситуацию с места. Это никак не связано с Эдином, я ничего не имею против него. Это был просто новый импульс, чтобы сделать нас более успешными в целом.
Значит, ваши отношения не испортились?
Ни коим образом. Мы до сих пор поддерживаем контакт и всегда открыто разговаривали в течение последних нескольких лет. Не всегда нужно придерживаться одного мнения, не всегда нужно быть лучшими друзьями. Но вы должны говорить на одном языке. И это то, чего мы добились.
Вы играли за «Боруссию» вместе с Нури Шахином. Каким он был как игрок?
Уже тогда он был стратегом, с невероятно хорошим видением игроков и своих товарищей по команде. Он работал тактически на очень высоком уровне и постоянно делал заметки. Тогда я понял, что он уже в юном возрасте становится тренером.
Был ли он тайным тренером игроков?
Нури всегда был человеком, который имел четкое мнение, но никогда не относился к себе слишком серьезно. Поразительно, насколько он умел предугадывать ходы.
Ваша эра в BVB началась в 2012 году. Когда вы покинули Гладбах, интерес к вам проявляла «Бавария». Правда ли, что тогдашний тренер, Юпп Хайнкес, пригласил вас на кофе, чтобы убедить перейти в другой клуб?
Да, я пришел к Юппу со своим агентом. В то время я очень хотел остаться в Бундеслиге, так что совершенно нормально разговаривать с несколькими клубами. Но для меня было важно познакомиться с Юппом Хайнкесом и услышать его мнение. Для меня это многого стоило, и был отличный жест с его стороны. Но мы ничего не могли поделать с интересом BVB.
То есть вы поняли, что переходите в BVB, когда сидели там?
На самом деле, да.
Если бы вы тогда перешли в «Баварию», то сегодня могли бы быть одиннадцатикратным чемпионом.
Но я не стал.
Сердце для вас важнее, чем титулы?
Я бы очень, очень хотел стать чемпионом. Мы были очень близки к этому два или три раза. Нам не хватало той последней мелочи, которая характеризует чемпиона. К сожалению, не получилось. Тем не менее, я очень горжусь своей карьерой, и мне не стыдно. Было невероятное время в BVB.
Вы прокляли футбол 27 мая 2023 года, когда уступили трофей в игре с «Майнцем» в последнем туре?
Мы не преодолели финишную прямую, это точно. Все было готово, светило солнце. К сожалению, тот день был уже слишком хорош.
Какими были для вас моменты после финального свистка?
Я чувствовал себя очень потерянным. Стадион был еще полон, но я уже ничего не понимал, все потухло. Я сел в раздевалке и хотел побыть один несколько минут, чтобы собраться с мыслями.
Какой момент в Дортмунде вам больше всего понравился?
При всем желании, я не могу остановиться на одном. Одно только подписание контракта было воплощением мечты. Затем две победы в кубке, волшебные ночи в Лиге чемпионов - это было просто неописуемо. Но больше всего мне нравилось проводить время с ребятами в раздевалке. Это единение. Я могу только посоветовать каждому футболисту дорожить этими моментами. Это не то, что длится вечно, в какой-то момент все заканчивается.
Стали ли вы еще больше ценить эти моменты в последние несколько недель в Дортмунде?
Да, я знал, что осталось всего две или три недели. Я проводил еще больше времени с людьми, оставался дольше после тренировок, общался с людьми.
Каково было освобождать свой шкафчик?
Это было очень странное чувство. Я прожил на одном месте двенадцать лет, и мне никогда не приходилось переезжать. В тот момент многое закончилось.
Был ли у вас в шкафчике счастливый талисман, который сделал этот момент еще более эмоциональным?
Не талисман. Но весь мой шкафчик был забит карточками с автографами от других парней или посланиями. За эти годы многие врачи и партнеры по команде шутили и клали туда свои фотографии.
Хотел бы BVB вернуть вас в клуб после завершения активной карьеры? Согласны ли вы на это?
Конечно. Когда ты знаешь столько людей, сколько я, и у тебя такие тесные связи, я был бы дураком, если бы не вернулся.
В каком качестве?
Я не тот человек, который строит трехлетние планы. Пусть это придет ко мне само. У меня здесь большие цели, на которых я сейчас сосредоточен. Но мы обязательно поговорим о совместной работе в ближайшие месяцы.
Как вы думаете, что ваш бывший клуб может сделать в этом сезоне?
У них очень интересная команда с очень хорошим усилением. Но это займет некоторое время. Важные игроки ушли, а новые должны привыкнуть к клубу. Скорее всего, будут неудачи. На мой взгляд, очень важно обрести уверенность - и тогда можно будет стабильно выступать. Я буду внимательно следить за развитием событий.
Вы бы прилетели на празднование чемпионства?
Если мы не будем играть сами и меня пригласят - сразу же.
Фото: ЛА Гэлакси, интервью Sport Bild, перевод SÜD.