РПЛ сменила систему распределения денег – теперь учитывают посещаемость и соцсети. Это мини-революция
Реформу не могли принять несколько лет.
Перед началом сезона-2024/25 в РПЛ произошла маленькая революция.
Теперь лига будет по-другому распределять деньги между клубами. Раньше, чтобы получить сотни миллионов рублей, нужно было просто находиться в РПЛ (или занимать место в таблице повыше). Теперь клубы поощряют за яркие соцсети и полные трибуны.
Максимально коротко.
Теперь 555 миллионов рублей призовых будут распределять в зависимости от взаимодействия с болельщиками.
Первую половину – 277 млн – поделят по посещаемости и наполняемости стадионов.
Вторую – за цифровые активности: прирост подписчиков в соцсетях, просмотры, лайки и репосты.
В таком коротком описании изменение может не выглядеть прорывом и уж тем более революцией. Но для РПЛ это большой шаг. Президент лиги Александр Алаев считает, что решение повлияет на весь профессиональный спорт в России.
«Не хочу говорить громкие слова про «историческое решение». Но точно крайне важное для всей системы российского профессионального спорта. Когда я приходил в РПЛ, говорил: «Для меня это краеугольный камень».
Главное – мы сделали шаг вперед, открыли дверь, выбрали направление, куда идти, и перешли от двухфакторной к трехфакторной системе. Для меня как руководителя это был принципиальный момент. Очень благодарен клубам за то, что они пошли навстречу».
Почему это так важно?
В российском футболе всегда были проблемы с распределением денег от телевизионного и спонсорских контрактов.
Во-первых, долгое время лига зарабатывала крайне мало, поэтому механизм распределения доходов не мог мотивировать клубы развиваться. Например, 1,7 миллиарда рублей старого контракта с «Матч ТВ» (до 2022-го) – это всего 4% всех денег клубов, тогда как в остальной Европе телеправа обычно составляют около 40% доходов.
Во-вторых, деньги от медиаправ между клубами делили несовременно, совсем не как в топ-лигах. Базовой была пропорция 60 на 40:
● 60% (1020 млн) – в зависимости от места в таблице;
● 40% (680 млн) – поровну между всеми.
В 2021-м из-за американских санкций и уменьшения бюджета «Ахмат» инициировал реформу, и доли сначала поменяли местами (60% – поровну, 40% – от места в таблице), а потом свели к делению пополам: 50% в равных долях между всеми, 50% – за результаты.
Получился замкнутый круг. Много лет стоимость телевизионных прав не росла, но и клубы дополнительно не мотивировали делать футбол интереснее, а матчи – дороже.
Пока в РПЛ использовали только два критерия для распределения денег, в топ-лигах – не менее трех. Например, в Ла Лиге клубы поощряют за охваты аудитории, активность в медиа и продажи билетов и абонементов, в Серии А – за платных подписчиков и рейтинги трансляций, в Бундеслиге – за молодых игроков и охваты.
В РПЛ тоже пытались внедрить такие критерии. И не раз.
В 2018-м лига пробовала распределять 8% контракта в зависимости от маркетингового критерия. Это выглядело максимально просто. Если заполняемость стадиона превышала 50%, клуб получал часть от 136 миллионов рублей (если планку преодолевали, условно, пять клубов – 136 млн делились на 5, если все – на 16). Из-за ковида третий критерий заморозили.
Новый виток переговоров – 2022 и 2023 годы.
С сезона-2022/23 телеконтракт РПЛ космически вырос. Раньше он был 18-м в Европе, но тут лига получила от «Матч ТВ» космические 6,6 миллиарда рублей (было 1,7). Контракт тут же влез в топ-10 Европы, и даже аутсайдеры стали получать от 300 миллионов рублей, уже ощутимую часть бюджета.
Железное правило экономики: чтобы в будущем контракты росли, деньги нужно реинвестировать.
«Когда я приходил в лигу, тоже был вопрос распределения средств, – подтверждает Александр Алаев, президент РПЛ с 2022-го. – Там результат голосования – 8:8. Общеэкономическая ситуация, неравные условия для клубов: Fan ID у клубов появился в разное время, у некоторых была заблокирована часть соцсетей. Много нюансов. Нужно было создать равные условия. Это было тяжело, потребовалось два года».
Лига планировала распределять деньги по системе 40/40/20: 40% – поровну, 40% – за место в таблице, 20% – по KPI (заполняемость, медиапоказатели, игровое время молодых футболистов). На показатели должна была уйти сумма около 1,8 миллиарда рублей.
Тогда не сложилось.
Но в 2024-м появился еще один повод ввести новый критерий для распределения. По договору с «Матч ТВ» в сезонах-2024/25 и 2025/26 сумма выплат выросла с 6,6 до 7,7 миллиарда рублей. Также РПЛ подписала контракт с пивоваренной компанией «Балтика» (по информации Спортса, сумма – 150 миллионов рублей).
Так сумма для распределения между клубами выросла до примерно 11 миллиардов рублей. Это привело к следующему этапу обсуждения критериев распределения доходов.
«Мы формировали этот документ несколько месяцев, проводили долгие переговоры, спорили, как считать, что считать: просмотры, контакты с аудиторией, абсолютную посещаемость, процент заполняемости трибун, комбинации [критериев], вес показателей, – говорил Александр Алаев. – Последнее заседание правления шло 4,5 часа! Мы по-разному смотрим с членами правления на разные вопросы, но пришли к пониманию. Клубы видели работу, мы проводили консультации, убеждали. И в итоге все единогласно поняли, что пришел момент, когда надо менять систему и начинать работать по-другому».
На новую систему распределения выделили примерно половину добавленных летом 2024 года доходов – 555 миллионов рублей.
Как теперь будут делить деньги?
Итого:
● Сумма распределения – примерно 11 миллиардов рублей. Чуть больше 10 распределяют по схеме 50/50: первая половина – поровну среди всех клубов, вторая – в зависимости от места в таблице.
● 555 миллионов делятся на два ключевых направления:
– 277,5 млн – в зависимости от посещаемости и заполняемости
– 277,5 млн – от активности клубов в соцсетях и в медиа
Как это устроено?
Разберем на примере прошлого сезона-2023/24 и 277,5 миллиона рублей за посещаемость и заполняемость трибун.
По каждому параметру формируются отдельные таблицы: чем выше место – тем больше баллов набирает клуб.
У первого показателя (посещаемость, то есть сколько именно человек пришло на стадион) больше удельный вес – 60%, у второго (заполняемость, то есть процент заполняемости стадиона в среднем за сезон) – 40%.
То есть балл по посещаемости умножается на 0.6, а по заполняемости – на 0.4.
Вот пример:
Затем по той же механике рассчитывается и заполняемость арен.
Баллы за два показателя суммируются, сверху добавляются бонусные баллы.
+2 балла за каждый показатель, если:
● Средняя посещаемость более 16 000 зрителей; эта цифра – из договора РФС и РПЛ о праве проведения чемпионата России по футболу, такой KPI по посещаемости стоит перед лигой.
● Средняя посещаемость выросла на 12% по сравнению с предыдущим сезоном (но не менее 1000 зрителей – неважно, в РПЛ или Первой лиге)
● Заполняемость стадиона выше 80%
Финальная таблица выглядит так:
Вторые 277,5 миллиона (за медиаактивность) распределяются немного не так.
Суммы и принцип подсчета – одинаковые, а вот внутренних параметров и бонусов гораздо больше.
Базовых показателей – шесть. Это просмотры и ERV (вовлеченность аудитории: количество реакций/количество просмотров) в трех ключевых соцсетях: YouTube, VK и Telegram.
Остальные соцсети либо заблокированы, либо официально запрещены в России (поэтому лига их не учитывает в подсчетах), либо не так популярны и важны для российского спортивного интернета. TikTok также не учитывается. В РПЛ уверены, что алгоритмы тиктока слишком случайны, поэтому оценивать работу клубов в диджитале по просмотрам там неправильно.
Из шести показателей в трех соцсетях формируется рейтинг клубов. Но подсчет отличается от схемы с посещаемостью и заполняемостью трибун. Каждое из шести мест в рейтинге (три рейтинга – просмотры в каждой соцсети, еще три – ERV в каждой соцсетю) награждается баллами от 3 до 48.
По предварительным расчетам, по примеру сезона-2023/24, топовый клуб рейтинга может получить до 200 очков. Но это не все баллы.
Есть еще солидный пул бонусных и штрафных характеристик, за каждую начисляют или вычитают 5 или 10 очков.
Среди бонусов – интервью 5+ представителей клуба журналистам в микст-зоне, видео речи тренера после матча или в раздевалке в клубных соцсетях, использование новых форм контента: петлички или GoPro в периметре поля до или сразу после матча или в течение игры на бровке (тренер, запасные), съемки видео для предматчевой графики. Дополнительные очки положены за маркетинговые кейсы, которые победят на ежегодной премии Герои РПЛ.
Штрафы – за неприход на мероприятия для медиа: пресс-конференции, флэш-интервью, микст-зону или оскорбления в адрес представителей СМИ и официальных лиц.
Бонусные очки и штрафы начисляются за каждый матч. Так что клубы могут за одну игру заработать +30 очков (если 5+ игроков дадут интервью в микст-зоне, клуб снимет слова главного тренера игрокам после матча и использует GoPro на поле или будет снимать мини-сериал про команду). Чтобы исключить дисбаланс ( 30 очков можно зарабоать за один матч со всеми камерами или заняв 7-е место по просмотрам в любой из соцсетей за весь сезон), в итоговом подсчете будут учитывать только 30% бонусных очков.
Новое распределение – только первый шаг.
555 миллионов рублей для распределения – всего 5% от общего пула. Это все еще ощутимо меньше и в абсолютных, и относительных цифрах, чем в Ла Лиге, на которую РПЛ ориентировалась (там 25% телеконтракта зависят от аудиторных показателей).
Но теперь клубы лиги впервые в истории получат мотивацию создавать контент в диджитале, развивать соцсети и фиксировать эмоции вокруг футбола.
Наконец-то!
Все про дополненную реальность в спорте: как меняются трансляции и когда изменят нас?
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов, Александр Ступников, Сергей Бобылев
Крутим ботов господа)
"Затем по той же механике рассчитывается и заполняемость арен"
Не похоже что тут учитывается общее количество мест на арене. Метрика ставит меньшие по размеру стадионы в заведомо более выгодную позицию.