Копа Америка в США – провал организаторов
Перед ЧМ-2026 боязно.
Для европейцев Кубок Америки-2024 оказался в тени чемпионата Европы. Но для спортивного бизнеса и будущего мирового футбола американский турнир даже важнее. Потому что это репетиция крупнейшего в истории ЧМ-2026, проверка интереса к футболу в США и тест нового формата – с выступлением Шакиры в 25-минутном перерыве.
Турнир оказался противоречивым. По меркам других Кубков Америки самый успешный в истории, но как репетиция ЧМ-2026 – большая неудача.
Копу уже проводили в США 8 лет назад. Вышло блистательно
Кубок Америки не впервые проводили США. Их выбрали для юбилейного турнира в 2016-м – Копа Америка Сентенарио.
Кубок расширили до 16 команд (обычно играли 12: 10 из Южной Америки + 2 приглашенные из Северной) и пригласили США, Мексику, Коста-Рику, Ямайку, Панаму и Гаити.
США выбрали бизнес-эффективности: самые большие стадионы в Америке, растущая аудитория, а еще возможность расшириться до 16 команд.
И получилось крайне успешно, учитывая, что в 2015-м турнир чуть не отменили из-за коррупционного скандала в ФИФА, все организовали буквально за год. Матчи посетили 1,48 миллиона человек (в среднем 46 тысяч), финал Аргентина – Чили посмотрели 10 миллионов только в США, а спонсорский и рекламный инвентарь продали за месяц до турнира крупнейшим американским компаниям от Nike и Ford до StateFarm (страховая компания) и Coca Cola. Хотя даже сборная США не собирала полные стадионы (41 тысяча из 60 в Чикаго, 67 из 92 в Пасадене, 51 из 69 в Филадельфия, 47 из 67 в Сиэтле).
«На мой взгляд, успех турнира доказывает, что наша страна – действительно футбольная, – говорил после Копы-2016 босс МЛС Дон Гарбер. – Не думаю, что другая страна в мире могла бы провести турнир так быстро и хорошо».
США очень хотели повторить успех. План был такой: Бразилия проводит Копу-2019, США – Копу-2020 параллельно с Евро, а Эквадор-2023 перенесут на 2024-й, чтобы синхронизировать чемпионаты Европы и Америки для сокращения количества пауз на турниры сборных.
Но из-за ковида Копу-2020 перенесли на 2021 год (чтобы провести одновременно с Евро) и провели в Бразилии без зрителей. А следующий турнир отдали США для подготовки к ЧМ и повторения успеха.
За восемь лет МЛС стала больше и ярче, продала телеправа Apple и заманила Месси. На фоне роста интереса к футболу казалось, что Копа-2024 пройдет волшебно. Но нет.
Посещаемость Копа-2024 – грусть. Снова без солд-аутов, иногда трибуны заполнялись только на 30%
Если взять сухие цифры, Копа Америки-2024 – успех. Снова 16 команд, 1,57 миллиона зрителей (в среднем 49 тысяч на матч). Лучше, чем в 2016-м. Так что американские чиновники могли бы быть довольны, если бы не постоянные скандалы и вопросы.
Посещаемость турнира выросла, но не настолько, чтобы регулярно заполнять огромные стадионы для американского футбола. Спрос явно переоценили.
«Продажа билетов дает представление об интересе людей. И судя по нашим цифрам, интерес очень высокий, – говорил перед началом турнира генсек КОНМЕБОЛ Нери Пумпидо. – И чем ближе Кубок Америки, тем больше будет интерес».
На групповом этапе 50+ тысяч стабильно собирали только матчи Аргентины и Мексики (из-за Месси и огромного мексиканского комьюнити). Даже США и Бразилия не взяли эту планку! Причем заполняемость на матчах хозяев – вообще разочарование. Ни одного полного стадиона: 47 из 80 тысяч в Арлингтоне (Техас) на матче с Боливией, 59 из 70 на игре с Панамой в Атланте и 55 из 76 на Уругвае в Канзас-Сити.
На матчах более скромных команд все выглядело еще грустнее.
Эквадор – Венесуэла, Уругвай – Панама и Колумбия – Коста-Рика только наполовину заполнили 65-тысячные арены.
Пик тоски – матч Эквадора и Ямайки. Вторая и четвертая по популярности команды в группе с Мексикой играли в три часа дня среды на 65-тысячном стадионе в Лас-Вегасе. Матч с такими вводными в принципе не может быть очень популярным. А тут еще и дорогие билеты.
Самый дешевый билет за пару часов до игры стоил 70 долларов (6100 рублей). Для сравнения: на Евро-2024 можно было найти билеты за 32 доллара (2800 рублей).
Итог – 24 тысячи на трибунах. Всего треть стадиона…
Некоторые очевидно непопулярные матчи вроде Боливия – Панама, Перу – Канада или Коста-Рика – Парагвай сознательно перенесли на маленькие футбольные арены в Остине, Орландо или Канзас-Сити. Но и они прошли без солд-аутов – по 11-12 тысяч на стадионах до 25 тысяч человек. На телекартинке это смотрелось печально.
Но организаторы вряд ли расстроены. На Копе использовали динамическую систему ценообразования. Американская публика – богатая, так что проще продать поменьше билетов, но подороже.
«Мы не можем контролировать завышение цен на билеты для тех, кто покупает их через перепродажу, – говорил Пумпидо из КОНМЕБОЛ. – Мы считаем, что изначально цены были установлены правильно».
Средний билет на Копу стоил 200 долларов, на матч Аргентины в плей-офф – от 500, финал – больше 1000 долларов. А еще прибавьте парковку за 26-132 доллара.
Очевидно, завышение цен привело к полупустым трибунам на нетоповых матчах и невероятному коллапсу в финале.
Главным шоу (помимо победы Месси или Хамеса) должно было стать 25-минутное выступление колумбийки Шакиры. Ради него даже увеличили перерыв между таймами. Очевидно, это репетиция возможных нововведений к ЧМ-2026.
Но из-за безбилетников игру чуть не сорвали.
Финал Копы-2024 – провал из-за безопасности и неконтролируемых безбилетников. А в полуфинале вообще футболисты подрались с болельщиками
Дело не только в пустых трибунах, но и организации матчей.
КОНМЕБОЛ перегибал с наказаниями. Например, сразу четырех тренеров: Лионеля Скалони из Аргентины, Рикардо Гареку из Чили, Батисту из Венесуэлы и Марсело Бьелсу из Уругвая дисквалифицировали за опоздания на второй тайм.
С полуфинала начались проблемы с безопасностью.
Сразу после финального свистка матча Уругвая и Колумбии на трибунах начались драки. На них обратили внимание футболисты команды Бьелсы и рванули на трибуны.
«Сектор [болельщиков] Колумбии напал на наши семьи. Они были в опасности. Нам пришлось карабкаться по трибунам, чтобы вытащить близких, детей.
Те, кто занимается организацией [турнира], должны немного бережнее относиться к семьям и людям, потому что одно и то же происходит в каждом матче.
Это полная катастрофа. Там не было ни одного полицейского. Они появились через полчаса. Катастрофа».
Футболисты реально дрались. Например, Дарвин Нуньес получил по лицу от болельщика и бросил в его сторону стул. Абсолютный хаос.
Уругвайские официальные лица защищали игроков и объясняли их действия самозащитой. КОНМЕБОЛ выступила против любого насилия и завела дело на 10 игроков сборной Уругвая.
Перед финалом внимание к безопасности усилили и ужесточили проверки болельщиков на входе. Итог – новые фантастические беспорядки.
День финала в Майами выдался жарким (+30) и душным, болельщики толкались в давке перед 65-тысячным стадионом.
Многие из них – безбилетники, которые атаковали турникеты. По данным Marca, около 30% людей вокруг стадиона пришли или с поддельными, или вообще без билетов.
Чтобы стабилизировать ситуацию, входы закрыли за 45 минут до игры.
Матч задержали на полтора часа, а в какой-то момент, похоже, запускали всех подряд. По предварительным данным Univision, на стадионе оказалось минимум на 7000 человек больше, чем вмещает стадион. То есть кто-то заплатил 1450 долларов (минимальная цена), но так и не добрался до купленного места.
Болельщики лезли на арену через вентиляцию и крышу, крушили эскалаторы, разрывали пакеты с попкорном, а потом просто забили входы, чтобы хоть как-то видеть поле.
Но никто не виноват. Федерация футбол Южной Америки обвинила стадион:
«Мы рекомендовали менеджерам арены предусмотренные для таких ситуаций процедуры, проверенные временем. Эти рекомендации не были приняты во внимание.
Мы подчинялись решениям менеджеров стадиона «Хард Рок» в соответствии с пунктами в договоре, касающимися обеспечения безопасности».
А стадион растерялся: «Хард-Рок» обеспечил безопасность при проведении сотен мероприятий мирового уровня, включая Супербоулы, крупные международные футбольные матчи, Формулу-1, НФЛ и студенческий футбол…
… Нам предстоит оценить действующие протоколы и процессы во всех аспектах работы стадиона».
За ЧМ-2026 теперь страшно. Если один из крупнейших стадионов США, который проведет семь матчей турнира (в том числе четвертьфинал и матч за третье место) не справился с южноамериканскими фанатами сейчас, где гарантия, что он справится, когда наплыв будет еще сильнее?
А еще на Копе были очень плохие поля
Проблемы Копы – не только в ценообразовании и безбилетниках, но и полях. Они… маленькие и некачественные.
Мы привыкли считать США – эталоном массовых развлечений, особенно спортивных. Так что о проблемах с элементарными вещами (газон и его размеры) слышать странно.
Копу Америка-2024 проводили на полях размером 100 на 64 метра – это минимум, разрешенный ФИФА. Для сравнения, стандартное поле – 105 на 68.
Причина в том, что стадионы НФЛ (11 из 14), на которых проводили матчи Копы, не подходят для соккера. Поле достаточно длинное – 110 метров, но в ширину всего 49. Из-за этого угловые флажки находятся в паре метров от рекламных щитов. Исполнителю стандарта сложно разбегаться.
Но главная проблема – даже не размеры (хотя на них жаловался, например Винисиус), а качество.
Первым тему поднял вратарь Аргентины Эмилиано Мартинес: «Поле (в первом матче с Канадой) было просто ужасным, оно казалось трамплином. Очень неровное. Мы должны прибавлять в этом плане, иначе Кубок Америки всегда будет проходить на более низком уровне, чем чемпионат Европы».
К Мартинесу присоединились вообще все: тренеры Бразилии и Мексики и футболисты, играющие в Европе.
А лучше всего разницу Копы и Евро подчеркнул Уинстон Маккенни, полузащитник США из «Ювентуса»:
«Мартинес сказал абсолютную правду. Это разочаровывает. Приезжаешь в Америку, играешь на 70-тысячном стадионе, а тут 25 тысяч человек. Вообще никакой атмосферы. Играешь на поле с неоднородной травой, когда разваливается под ногами.
Смотришь на Евро, там все играют на великолепных полях с шикарным газоном, на стадионах, которые сделаны специально для футбола, и вы видите качественную игру.
Там можете сыграть в касание и не бояться, что мяч отскочит от газона прямо перед ногой, отдать мяч вратарю и не бояться, что он перепрыгнет через его ногу.
Я сейчас смотрел матч Нидерланды – Франция и шутил: центральный защитник взял мяч, обошел одного игрока и отдал пас полузащитнику, потом полузащитник вернул ему мяч, а защитник – ему обратно. На Копе это невозможно, потому что после второго касания мяч может отлететь в голову.
Все знают, что футбол – это большой бизнес, все дело в долларах и деньгах в карманах. Но нам нужны лучшие условия, чтобы делать любимое дело и приносит максимальный результат».
Конечно, крик души Маккинни – отчасти оправдание слабой игры сборной США. Американцы не вышли плей-офф.
Но если игрок сборной США так открыто критикует домашний турнир, это значит, что газоны и поля действительно так себе.
***
Проблемы с газоном, проваленный финал с давкой и задержкой начала матчей, драки в полуфинале, полупустые стадионы.
Мы давно забыли о таком на чемпионатах Европы и мира. Но Кубок Америки в США напомнил, что такое бывает даже в странах с самым развитым спортивным бизнесом.
Хочется верить, что за два года США, Канада и Мексика извлекут ошибки и поймут, как защищаться от безбилетников и заполнять матчи уровня Перу – Мали. Которых будет много. Очень много. В турнире сыграют 48 сборных.
Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Omar Vega, Thearon W. Henderson, Hector Vivas
Телеграм-канал Ярослава Сусова о спортивном бизнесе и маркетинге
Боже на финал прорывались болельщики без билетов, к слову на полуфиналах и финалах ЛЧ это стабильная ситуация. Видимо забыли Ливерпуль-Реал относительно недавний.
При этом автор как-то тактично умолчал, что Кубок Америки должен был проходить в Эквадоре, но те в конце 2022 отказались из-за неготовности стадионов и страны (но тут наверное тоже США виноваты).