Все про дополненную реальность в спорте: как меняются трансляции и когда изменят нас?
Революция, которую легко не заметить.
Вы наверняка слышали пугающие аббревиатуры AR и VR и, может быть, даже пробовали VR-очки для компьютерных игр.
Теперь VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность) все сильнее проникают в спорт:нарисованная линия офсайда, расстояние от мяча до ворот при штрафном, траектория полета мяча или шайбы. Мы уже привыкли к дополненной реальности и не воспринимаем ее как что-то необычное.
Но теперь новой реальности (и дополненной, и виртуальной) еще больше. Благодаря мультфильмам про Спанч Боба и «Простоквашино».
Сейчас все объясним.
Что такое AR и VR?
Коротко разберемся с терминами.
AR и VR – это технологии, которые позволяют изменить реальную жизнь, добавив в нее слои графики и информации.
VR – полностью созданная компьютером новая реальность. Ее не существует физически, это компьютерный мир, в который можно попасть через специальные шлемы, перчатки и наушники. В VR-шлеме вы перестаете видеть реальность, перед глазами – экран с искусственной картинкой, которая может изменяться.
Эту технологию часто используют для погружения в особые условия: экскурсия по дну океана, прогулки по городам, тренажеры посадки самолетов или проведения операций, компьютерные игры с полной свободой движения и обзором на 360 градусов.
AR – немного проще и понятнее. Здесь с помощью экрана (неважно, умных очков, смартфона или ноутбука) к привычной реальности добавляется дополнительная графика или виртуальные предметы, которые делают из картинки смесь настоящей и виртуальной жизни. Реальность, в отличие от VR, сохраняется, но немного видоизменяется.
Нужно просто навести камеру телефона – и на экране отобразится не только соседний дом, но и виртуальные указатели в картах, динозавры или покемоны.
Игра Pokemon Go – самый известный массовый способ применения AR. В ней нужно было ходить по городу и «ловить» виртуальных покемонов, наводя камеру на разные объекты. В 2016-м игра покорила весь мир, это помешательство вы точно не пропустили.
AR тесно связан с компьютерными играми, потому что большая часть сложной графики делается как раз на игровых движках. Хотя в игровой индустрии за восемь лет никто так и не повторил успех Pokemon Go.
Зачем нужен этот AR?
Коротко – чтобы сделать мир ярче, разнообразнее (например, в играх) и понятнее (с графикой со статистикой и цифрами в трансляциях или прогнозе погоды). Или воссоздать реальность (например, для тренировки посадки самолета или обучения хирургическим операциям).
Поняли. AR – для игр и красивой графики. А при чем тут спорт?
Вообще-то дополненная реальность – важная часть спортивных трансляций. Просто вы, скорее всего, об этом не задумывались.
«AR в трансляциях применяют уже очень давно, – рассказывает Спортсу руководитель группы спортивных трансляций «Кинопоиска» Михаил Калашников. – Графика с флагом и фамилией спортсмена на дорожке в плавании появилась еще в 90-х, в 1994-м НХЛ экспериментировала с подсветкой шайбы в трансляции Матча Всех Звезд-1994».
В некоторых видах спорта AR – вообще необходимость. Без дополнительной графики в них может быть почти ничего непонятно. Например, в парусном спорте.
Графика с гигантскими футболистами, выходящими на поле, статистика прямо на газоне, расстояние до ворот при штрафном ударе, линии передвижения игроков на повторах, линии офсайдов и определение голов от Hawk-Eye – все это тоже дополненная реальность. Просто об этом не говорят в таком контексте, потому что это небольшие дополнения и улучшения для понимания игры, к которым все привыкли.
Но теперь дополненной реальности все больше, ее возможности и качество графики кратно возросли. AR – уже не небольшое косметическое улучшение показа, а зачастую отдельный продукт для диверсификации трансляций, чтобы показывать спорт тем, кто им никогда не интересовался.
Например, детям.
Спанч Боб и Патрик – комментаторы Супербоула. Такой аттракцион сделали НФЛ и Nickelodeon в дополненной реальности
«Трансляции соревнуются с другими формами развлечений, AR нужен, чтобы сделать статичные куски интереснее, продолжает Михаил Калашников. – Например, в детских трансляциях. Детям быстро становится скучно, если ничего не происходит. Детские игры и мультики – очень яркие и заметные, в них постоянно что-то происходит. Спорт не всегда так устроен, иногда приходится работать как режиссерам и сценаристам мультфильма, чтобы внедрять новых персонажей и события.
Так что это прием для режиссеров трансляции. Можно показать повтор, можно болельщиков, комментатора или разбить AR-контентом – в первые несколько раз он может выглядеть прямо вау».
И Nickelodeon, главный канал для американцев до 11 лет, с помощью AR сделал настоящее «вау».
В январе 2021-го на матче НФЛ «Чикаго Беарз» – «Нью-Орлеанс Сейнтс» поле обливали огромные пушки с зеленой слизью, за воротами ходил гигантский Губка Боб, у игроков – огромные глаза и шляпы в виде гамбургеров (или крабсбургеров!), а комментаторы, среди которых была 15-летняя звезда Nickelodeon Габриэль Нева Грин, сравнивали квотербеков со Спанч Бобом и Патриком. «Губка Боб Квадратные Штаны» – флагманский мультфильм Nickelodeon, который показывают только на этом канале.
Nickelodeon уже экспериментировал с AR для детей: с 2018-го у канала работает дополненная реальность в мобильном приложении. Нужно навести его на телевизор – и с экрана телефона (как будто прямо в лицо) польется зеленая слизь. Ну, или в телефоне рядом с телевизором появится черепашка-ниндзя, Спанч Боб или полетит оранжевый дирижабль.
В тот же год Nickelodeon искал заходы и в спортивные трансляции. Пробовали и офлайн-мероприятия для детей про спорт, и мультики (конечно, детей обливали и зеленой слизью), рисовали Патрика и Спанч Боба в шлемах для американского футбола.
А в 2021-м канал показал целую игру НФЛ.
Вообще-то детские трансляции не стали суперхитом с точки зрения просмотров (несмотря на то, что качество картинки поразило мир). Показывать НФЛ – ооочень дорогое удовольствие (весь контракт лиги с американскими бродкастерами – 9,5 миллиарда (!!!) долларов в год), а CBS (сестринский канал Nickelodeon) и его владелец Paramount платят за один из четырех слотов трансляций в воскресенье 1,85 миллиарда в год.
Nickelodeon показывал матчи НФЛ совместно с CBS. Так что взрослые смотрели игру в привычном месте – без слизи и мультиков. Первые матчи НФЛ на Nickelodeon собирали от 900 тысяч до 2 миллионов просмотров. Для НФЛ это очень скромно (каждый год примерно 95 из 100 самых популярных трансляций года в США – американский футбол), но для Nickelodeon – сильно выше среднего.
Поэтому эксперимент продолжили, а трансляции совершенствовали. В 2024-м на Nickelodeon показали Супербоул.
Игру с профессионалами и детьми-звездами канала комментировали Спанч Боб и Патрик: да, актеры, которые озвучивают этих персонажей, сидели в вагончике, из которого передают сигнал, и описывали происходящее, пока их лица записывали камеры с захватом движения. Мгновенно накладывалась графика с персонажами – и сразу передавалась в эфир.
По полю прямо во время матча ходили корреспонденты: Ларри Лобстер и белка Сэнди Чикс. Ими управляли с помощью джойстика от плейстейшена как в компьютерной игре, а озвучивали настоящие голоса из мультика. Даша-путешественница (в оригинале ее зовут Дора) спрашивала у зрителей, как найти дорогу до зачетной зоны, чтобы сделать тачдаун.
В небе над Лас-Вегасом летал оранжевый дирижабль, а зрителей буквально обливали зеленой слизью (правда, это были предзаписанные сцены).
Трансляция получила восторженные отзывы, но не собрала впечатляющих цифр. Всего Супербоул посмотрели 123,7 миллиона человек: 120,3 – на CBS, 2,3 – на испаноязычном Univision, 1,2 – на детском Nickelodeon. Меньше процента!
Зато Супербоул справился с более важной миссией: он вдохновляет других делать контент для детей в AR.
Мультяшные трансляции делали даже в ФНЛ. В матчах участвовали Шарик и Матроскин из «Простоквашино»
Этой весной AR в трансляциях спорта для детей появился и в России. ФНЛ вдохновилась матчами на Nickelodeon и пришла к «Союзмультфильму», чтобы нарисовать героев из российских мультиков для футбола.
«Мы вдохновлялись проектом Nickelodeon и НФЛ. Это выглядело просто супер, – делится коммерческий директор ФНЛ Роберт Тер-Абрамян. – Нам понравилось, что за счет таких активаций можно привлекать новую аудиторию для футбольного контента: детей и их родителей. А еще мы поняли, что вместе с «Союзмультфильмом» можем напомнить родителям-болельщикам, что есть мультики «Союзмультфильма» и новые серии «Простоквашино».
На киностудии нарисовали анимированных Матроскина и Шарика, актеры озвучили главные фразы: «Желтая карточка», «Фол», «Гол» и так далее. А потом персонажи мультфильма появлялись в трансляциях. Кот Матроскин помогал комментировать матч «Химки» – «Шинник», пес Шарик – «Сокол» – «Торпедо». 2D-картинки с персонажами наложили сверху прямо на трансляцию:
«Внутри матча до 10 минут связаны с мультяшками, – рассказывает Тер-Абрамян. – Мы очень хотели реализовать этот проект и попробовать, но делать 90 минут мультиков – намного дороже (проект и так стоил от 10 до 20 миллионов рублей – Спортс). Да и могли бы быть технические проблемы. Надеемся, что в следующий раз контента будет больше».
Пока футбольные мультики в России выглядят сырыми – у персонажей всего несколько коротких и шаблонных реплик, а сами модельки Матроскина и Шарика слишком контрастируют с трансляцией и кажутся немного чуждыми.
Но просто реализовать такой эксперимент в онлайн-трансляции – новинка для России.
«Чаще всего вещатели решают делать стандартный контент, переживают и не готовы экспериментировать, – продолжает Тер-Абрамян. – У нашей лиги уникальная ситуация, сразу три вещателя – «Матч ТВ», «Кинопоиск» и VK Видео. Нас сильно поддержали ребята из VK, согласились делать проект и помогли промоутировать. Сейчас все бьются, чтобы пользователь проводил на платформе как можно больше времени. Такой контент может стать поводом смотреть ФНЛ именно на VK Видео».
Матчи с персонажами из «Простоквашино» посмотрели по 350 тысяч человек – большой успех для игр ФНЛ. Другие матчи в том же туре смотрели примерно по 100 тысяч человек.
На ЧМ тоже была AR. На поле выходил Криштиану-Годзилла, а в телефоне отображались скорость и теплова карта игроков
Дополненная реальность – это не только футбольные мультики для дете, но еще инструмент для большего погружения в спорт.
«AR не может сильно поднять уровень зрелищности, – говорит Михаил Калашников. – Спорт интересен сам по себе, а графика может только сделать восприятие проще и интереснее, она не должна отвлекать от спорта».
Примерно так пробовали использовать AR в ФИФА. На чемпионате мира-2022 федерация тестировала дополненную реальность, чтобы увеличить количество данных о матче прямо на стадионе.
«Мы хотели бы поделиться нашим видением использования аналитики данных для создания нового футбольного интеллекта, позволяющего каждому лучше понять игру, – рассказывал об аналитической платформе FIFA High Performance Арсен Венгер. – Расширенный интеллект – наш план того, как мы будем анализировать футбол в будущем».
Данные FIFA High Performance онлайн подгружаются в бесплатное приложение FIFA+, это что-то вроде бесплатного спортивного нетфликса от ФИФА. А там эти цифры можно смешать с картинкой со стадиона.
Я пробовал AR от ФИФА на матче Португалия – Швейцария. И это выглядит так:
Внутри виртуальная разметка или, например, огромные фигуры футболистов.
Тут же тепловая карта Рамуша, прием мяча в атаке и перехваты в обороне. При первом взгляде – вау-эффект. Можно посмотреть не только дополненную реальность, но и цифры: пробег, максимальная скорость, время в матче, голы, удары, пасы, точность передач, отборы и другие ключевые данные.
Самое необычное – лайв-статистика игроков. На экране можно нажать прямо на футболиста, который бежит по полю, и посмотреть имя, скорость, его статистику в матче.
Правда, пользоваться AR во время игры было неудобно. Вместо поля приходилось смотреть матч через камеру телефона ради сжатой дополнительной статистики (приложение грело и разряжало телефон, закрыть его нельзя).
Про эксперимент ФИФА много писали во время турнира в Катаре, но после никто так и не сделал ничего похожего, да и ФИФА больше не использовала эти технологии.
Что-то подобное рисовали«Кинопоиск» с РПЛ – собрали аналитические данные на базе компьютерного зрения Яндекс Плюс x Vsporte и реконструировали реальные голы. Например, вот так:
Но и здесь все пока на уровне эксперимента.
Главный гаджет виртуальной реальности – Apple Vision Pro. Но его все еще не используют массово, надежда – на спорт
За пределами игр с Покемонами дополненную реальность все еще не использовали массово. Главный гаджет – Apple Vision Pro – пока очень дорогой (3500 долларов).
«Американские техноблогеры верят, что если кто-то и будет покупать Apple Vision Pro, то фанаты спорта, – продолжает Михаил Калашников. – Смотреть фильмы на ней неудобно – лежа смотреть в потолок. Игры – тоже. Vision Pro – слишком тяжелая, никто еще не придумал ее использовать для работы. А спорт кажется перспективным и массовым».
Американские лиги активно пробуют взаимодействовать с виртуальной реальностью и новым устройством Apple. Для него разработали приложения НБА (просмотр матчей, в том числе нескольких одновременно), PGA Tour (3D-графика в трансляциях гольфа), МЛБ (пока просмотр только одной игры 2023 года с тонной дополнительной графики) и МЛС.
«Я пробовал Apple Vision Pro, – дополняет Калашников. – Он много весит, долго ходить и использовать тяжеловато. В нем пока не так много всего, можно смотреть ролики, кажется, что ты смотришь на стену, на которой что-то транслируют с разных планов: из-за ворот, с боковой линии, сверху.
Степень погружения очень высокая. Например, в ролике про МЛС есть трансляция части матча, а в конце ты попадаешь в чемпионскую раздевалку – и там тебя обливают пивом. Очень реалистично! Это вообще не похоже на то, что обычно снимают таких случаях.
Но это все равно не полное погружение в виртуальную реальность. Есть несколько планов, они переключаются между собой. Apple же сняла весь плей-офф МЛС в таком формате, но все еще не релизит – ищет решение проблемы с плавностью перехода между планами. Разработчикам еще долго придется придумывать, как сделать видео в VR смотрибельнее дольше, чем на пять минут, и как передавать такую картинку в реальном времени.
Не думаю, что сейчас стоит покупать гарнитуру за 4000 долларов, но в будущем это может дать гораздо больше, чем обычная трансляция. Потому что опыт в VR ближе к походу на стадион, чем к обычной трансляции. Дана Уайт говорил, что 99% фанатов UFC не побывают ни на одном ивенте. А позволить себе места в первом ряду на таком турнире могут немногие. Шлемы, 3D и VR дадут эту возможность многомиллионной аудитории».
Apple Vision Pro – первая возможность понять, как спортивные трансляции могут выглядеть в будущем.
«Это машина времени, – рассказывает Джереми Бейленсон, основатель Стэнфордской Лаборатории виртуального человеческого взаимодействия. – Такой технологический сдвиг позволяет придумать совершенно новые бизнес-модели, которые могут быть лучше существующих. Просто мы должны быть открыты к этому».
Михаил Калашников тоже уверен, что в ближайшее время дополненная реальность появится там, где за нее будут платить спонсоры (например, благодаря возникновению новых рекламных мест).
И вот это уже давно работает. Вы же знали, что в каждом регионе на LED-бортах вокруг поля показывают разную рекламу?
А нам остается только ждать трансляции будущего. В очках виртуальной реальности, с мультиками и рекламой.
Фото: East News/AP Photo/Diane Bondareff, AP Photo/Zach Bolinger; Pressefoto Rudel/Herbert Rudel, imago stock&people/Global Look Press; Gettyimages/Yong Teck Lim, Charley Gallay, Alexander Hassenstein; 1fnl.ru
А Яндекс свой "мультик" на 30 секунд рисовал 4 месяца (матч был в ноябре, мультик опубликован в марте).
Вот и вся история - одни говорят, другие - делают