Трибуна
17 мин.

Девять с половиной недель Федерико Кьезы

Обстановка вокруг одного из самых талантливых итальянских футболистов своего поколения продолжает накаляться. Тот, кто прежде считался символом грядущего возрождения «Юве», все ближе к забвению и остракизму среди своих же болельщиков. Слава и внимание вкупе со всеобщим обожанием уступают место рациональности и сухому анализу. Что пугает и удивляет: шагов от почитания до отторжения оказалось слишком мало... По крайней мере в сравнении с тем, что ранее рисовало воображение. Казалось, что Федерико Кьеза на своих плечах потащит победоносное знамя с логотипом «Ювентуса» навстречу трофейному пиршеству в ближайшие сезоны, но все вышло несколько прозаичнее. И сегодня хотелось бы подробнее осветить вышеозначенный путь – почему Кьеза так быстро попал в персоны нон грата?

Теперь нужно заглянуть в телеграм-канал, чтобы подписаться, и затем мы продолжим:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Бремя навязанного символизма

Для Федерико подобная драма – не новость. Даже более того, однажды он уже пережил нечто подобное. Речь идет о длительной эпопее с участием Кьезы, «Фиорентины» и владельцев флорентийского клуба, что в итоге переросло в масштабную конфронтацию с собственными фанатами, последующим отторжением и вычеркиванием из числа городских легенд и всеобщим разочарованием. До боли знакомо, не находите?

Разбираясь в текущей ситуации, очень важно проследить истоки подобного отношения к собственным профессиональным обязанностям и завышенным ожиданиям болельщиков к тому, кто просто стремится выполнять свою работу качественно и получать за это хорошие деньги, соразмерные итоговому вкладу. Амбиции тоже никто не отменял, потому презрение и гнев граничат с безумием – как можно осуждать спортсмена за то, что он хочет быть участником качественных проектов, заточенных под победы? Такова обратная сторона медали чрезмерной привязанности к кому-то, кто нынче просто выходит на поле с оглядкой на исход встречи, а не на логотип или клубные цвета. Реалии, к которым следует привыкать.

Но вернемся к ситуации, произошедшей ровно четыре года назад.

Феномен Федерико Кьезы в молодежной структуре «Фиорентины» не был чем-то экстраординарным. Опрашивая болельщиков «фиалок», неоднократно сталкивался с убеждением, что игра того же Федерико Бернардески, который повторил судьбу Кьезы за пару лет до самого Феде, впечатляла на порядок выше. Берни без прикрас сравнивался с самим Роберто Баджо по степени обожания, его всерьез называли будущей легендой клуба, в нем видели само воплощение клубных ценностей, а сам Федерико вторил этому поклонению, подчеркивая свою любовь к Флоренции и всему, что с ней связано.

Кьеза больше напоминал младшего брата Бернардески. Если старшему доставалась все внимание и слава, младший довольствовался тем, что донашивал на футболке именитую фамилию. Да, он был хорош в продвижении мяча сызмальства, да, он обладал прекрасной техникой и взрывной скоростью, но в его движениях не было той толики вдохновения, коей обладал Бернардески. Так вкратце я могу передать отношение фанатской фиолетовой диаспоры касательно сравнения двух схожих ситуаций.

Бернардески ушел, и сделал это скоропостижно и без раздумий. Стоило «Ювентусу» показаться на горизонте, как Феде уже договаривался о цифрах контракта, что буквально лишило Делла Валле рычагов давления – Маротта грозил переманить игрока бесплатно по истечению срока контракта, выбора не было. Фанаты «Фиорентины» были в бешенстве, грозили четвертовать всех причастных к подобному безобразию, и в первую очередь – самого игрока. Вместе с братьями Делла Валле.

Бремя лидерства и место символа клуба освободилось. Городу требовался новый герой. И Федерико Кьеза не преминул этим воспользоваться. Разумеется, не на пустом месте.

Главный тренер клуба – Паоло Соуза – скрупулезно подводил Феде к основе. Примечательно, что дебют в первой команде для Кьезы состоялся в матче против все того же «Ювентуса» – «фиалки» на выезде проиграли 2:1 в первом матче сезона-2016/17. Но это оказалось многообещающим началом замечательной истории. Федерико выходил все чаще, забивал, раздавал передачи, вытаскивал заведомо проигрышные матчи, тащил команду в Лиге Европы, и за четыре сезона стал тем лидером, которого во Флоренции так ждали. Но в глубине души каждый опасался повторения прежней истории, еще не смытой слезами времени...

Как выяснилось – не зря. Еще в 2019 году Фабио Паратичи – спортивный директор «Юве», – вел переговоры с Делла Валле относительно судьбы носителя известной итальянской фамилии. С Энрико Кьезой во Флоренции все еще связаны невероятно теплые и душевные воспоминания, особенно учитывая факт завоевания последнего трофея в истории клуба – а именно Кубка Италии в 2001 году – не в последнюю очередь благодаря тому самому Энрико. И если сам Диего уже готов был продавать свой ключевой актив с учетом повышенной трансферной стоимости и, что главное, готовности «Ювентуса» оплатить эту самую стоимость, сам Кьеза будто бы не торопился с выбором. Отец и вся фанатская общественность выступили против столь быстрого ухода из клуба всей жизни Федерико, где он начинал и где стал знаменит. Казалось, что его удалось убедить, что все опасения остались позади, но позднее выяснилось, что Кьеза давно уже все решил.

Новый владелец «Фиорентины» – Рокко Коммиссо – осветил подноготную стремительно развивающейся эпопеи вокруг грядущего ухода Федерико. Первоначально предложение Паратичи, сделанное в 2019 году, составляло 60 млн евро, и Делла Валле попросту отказались от него ввиду более высокой наценки на контракт игрока и желании получить гораздо больше. Тогда Фабио обратился к самому игроку, договорившись форсировать переговоры с его окружением для получения более высокой зарплаты, если сам Феде откажется продлевать свой контракт с «Фиорентиной», поставив тем самым клуб в безвыходное положение. Это сработало.

Свой последний сезон в команде Кьеза доигрывал с пониманием того, что он станет игроком «Ювентуса». Коммиссо без прикрас заявил об этом спустя пару лет, хотя сам же и стал в итоге тем, кто одобрил подобную сделку. И в принципе его сложно за это винить: у Кьезы истекал контракт, еще через сезон он бы ушел бесплатно, лишив клуб тем самым весомой доходной части, сам игрок стремится к трофеям, которые на тот момент «Фиорентина» ввиду плачевного состояния бюджета не могла ему обещать – стоило ли держаться обеими руками за такой актив? Случилось то, что должно было случиться: Федерико Кьеза попрощался с болельщиками и в последний день летнего трансферного окна перед сезоном 2020/21 перешел в «Ювентус».

И здесь мы ненадолго задержимся.

Ситуация вокруг ухода Кьеза хоть и отчасти навевает воспоминания от схожего ухода Бернардески, все же весьма далека от нее. И по содержанию, и по начальному вовлечению. Федерико нередко обозначал свою привязанность к футболке и к городу, но при этом не стремился укрыть и иную страсть своей собственной души – трофеи. Его тяготила знаменитая фамилия прежнего городского героя, ему навязывали знамя лидерства, которое по возрасту оказалось не по плечам молодому Кьезе. И в конце концов титул «нового Баджо» ломал и не таких крепких ребят. Если Бернардески был плоть от плоти города, всеми фибрами души поддерживая связь с командой и болельщикам, а потому своим уходом разбил множество сердец, не преминув сделать это так скоропостижно, Кьеза не скрывал своих стремлений и сходу обозначал тягу к победам и трофеям.

Как не вспомнить цитату из фильма «300 спартанцев» – «Он не хотел по себе ни песни, ни тризны, ни памятников, ни поэм о войне и доблести. Простым было его желание: помните нас!»

Кьеза добросовестно отрабатывал свой контракт, дарил клубу и людям радость на поле, безропотно выполнял все указания тренера и отдавал всего себя взамен. Он забивал голы, шокировал соперников блестящей техникой работы с мячом, работал без устали по всей ширине поля. И важно обозначить тот факт, что Федерико не испугался гнева болельщиков после объявления об уходе, потому что ему нечего было бояться – он оставался честен со всеми, не скрываясь под маской привязанности.

Кьеза перед подписанием контракта с «Ювентусом» проходил медицинское обследование непосредственно в клинике, расположенной в черте Флоренции, не пугаясь встречи с агрессивно настроенными ультрас, которые таки поджидали его на выходе из больницы, угрожая расправой, высказывая свое недовольство. Такова цена утоления собственных желаний и амбиций вопреки общественным ожиданиям. И каждому футболисту, добившемуся признания, приходится в определенный момент делать свой выбор. Федерико его сделал. Но судьба предписала ему однажды вновь оказаться на распутье. Быть может в наказание за ту горечь, что он принес на «Артемио Франки»...

Колесо истории любит спотыкаться о те же камни

Четыре года основы «Фиорентины», четыре года основы «Ювентуса». Как будто лимит ожидания после этого временного промежутка исчерпывается, и наступает катарсис. Кьеза вновь на грани ухода из команды, где его окрестили новым лидером раздевалки, будущей легендой клуба, сравнимой с Дель Пьеро, носителем уникальной ДНК вечного победителя, и так далее.

Похоже? О да. Так ли? Абсолютно нет.

Рост амбиций и ожиданий Кьезы относительно успехов проекта, в котором он принимает участие, дает нам полное понимание становления ментальности Федерико в части самоопределения. Нынче он котирует себя на одном пьедестале с лучшими футболистами мира, о чем сам нередко напоминает журналистам. Чего только стоит его интервью перед ныне идущим Чемпионатом Европы, где Феде указал на время заявить о себе на самом высоком уровне. Благо возраст и трудовая книжка позволяют претендовать на подобное. Вот только ореол значимости вокруг Кьезы заметно потускнел. И к сожалению, он не успел это увидеть перед тем, как своими же руками начал уничтожать собственную карьеру.

Согласен с тем, что это поспешные и чрезмерно громкие слова. Но именно такое ощущение у меня складывается на фоне всех слухов и инсайдов, сопровождающих фамилию Кьезы в последние полгода. А послушать приходилось всякого...

Сегодня перед нами совсем не тот футболист, что представал перед болельщиками в Турине в сентябре 2020 года. За него уплатили маржу в размере 40 млн евро, добавив сверху за двухлетнюю аренду еще порядка 15 млн вкупе с зарплатой, что казалось если не соответствующим реальной оценке возможностей игрока, то по крайней мере максимально приближенным к этому. Он был в расцвете сил, ему было всего 23 года, за плечами уже имелось серьезное резюме из 137 матчей в Серии А и 26 забитых голов за основную команду элитного дивизиона, успех налицо.

Теперь мы имеем возможность лицезреть, как Федерико превратился в хронически больного футболиста с пропущенным сезоном ввиду травмы связок, который любит вступать в конфликт со своими клубами, если его не устраивает зарплата. Очень редкий менеджер порекомендует своему клубу футболиста с таким флером, тем более за большие деньги.

Откуда вообще взялась история с уходом Федерико Кьезы? Полгода назад об этом не шло и речи!

Кьеза действительно очень долго восстанавливался после полученной травмы на стадионе «Олимпико» в матче против столичной команды. Больше года его не было на поле, еще несколько месяцев ему назначали дозированные нагрузки на тренировках с общей группой, чтобы не повредить мышцы, отвыкшие от привычных нагрузок. Кьеза не выдерживал темпа полного матча очень долгое время, что его бесило – он открыто вступал в конфронтацию с тренерским штабом, ругался на постоянные замены в интервью, всячески провоцируя слухи о собственном недовольстве своим нынешним положением.

Учитывая подноготную подобного положения, это вызывало откровенное недоумение. Все же клуб мало того, что всячески поддерживал футболиста во время лечения и предоставлял лучшее в стране медицинское обслуживание, так и по итогу выздоровления опубликовал документальный фильм, снятый своими силами для демонстрации всех тягот травмированных футболистов и их борьбе с подобными неурядицами даже после возвращения на газон. «Ювентус» показывал абсолютную веру в своего футболиста, выражал поддержку несмотря на затянувшееся ожидание при чрезмерных тратах на не маленькую зарплату, и помимо прочего стремился не спровоцировать обострение мышечных травм для скорейшего восстановления прежней формы. Кьеза же явил острое неприятие подобной политики, требуя предоставления прежних полномочий на поле здесь и сейчас.

Лишним поводом для роста убежденности фанатов в нарастании конфликта и напряженности между Кьезой и клубом стал перевод Феде на позицию второго нападающего силами Аллегри непосредственно перед стартом сезона-2023/24. Федерико редко играл в оттяжке под основным нападающим, предпочитая работу на фланге, где ему удавалось реализовать свои лучшие качества. Проблема была в схеме: пока Кьезы не было, Аллегри и его технический штаб перевели состав в режим 3-5-2, где позицию латераля с пробежкой по всей длине поля занял Филип Костич, экстренно приобретенный после травмы Погба и обрушении надежд на строительство заведомо привычной 4-3-3.

Для Кьезы попросту не было места на поле. И чтобы пристроить его в худо-бедно работающую структуру, Аллегри принял сложное решение – пожертвовать функционалом Костича и отдать Кьезе свободу работы в атаке с превалирующим движением по левому флангу при номинальном обозначении в схеме позиции «ложной девятки». Сработало подобное решение с переменным успехом: Костич стагнировал и потерял место в составе, поскольку его лишили главного оружия – кроссов до штрафной соперника, Кьеза провел свой самый результативный сезон, но при этом запомнился фанатам вечным недовольством, демонстрируемым на поле, частой потерей мяча после неудачной попытки обойти соперника на скорости, а также полным отсутствием взаимопонимания с Душаном Влаховичем, что лишало атаку креативной составляющей и вынуждало работать через контратаки и прострелы с навесами.

При этом Федерико Кьеза все так же работал с душой и пресловутой страстью, он горел работой, подгонял своих товарищей по команде, был заряжен на успех и стремился выгрызать результат, несмотря ни на что. Это подкупало надежды болельщиков на то, что конфликт слишком раздут извне, что уход Аллегри полностью исправит сложившуюся ситуацию, а сам игрок продолжит нести бремя нового символа «Ювентуса», освободившегося после ухода в схожих обстоятельствах другого «любимчика» толпы – Паоло Дибалы. При всем при этом фанаты не обратили внимание на иной аспект работы любого футболиста, ставший в итоге тем самым камнем преткновения – зарплаты.

Мда, вновь банальщина и обыденность, деньги, деньги, и еще раз деньги.

Новый спортивный директор клуба Кристиано Джунтоли в очередной раз подтвердил ключевой постулат своей работы на протяжении всей карьеры – самоокупаемость проекта и четкие границы, соразмерные росту доходности. Иначе говоря, строгий потолок роста заработной платы в пределах своих собственных возможностей. Ведомость после работы Фабио Паратичи и Федерико Керубини была чрезмерно раздута дорогущими контрактами футболистов, не дающих клубу искомого прогресса, что привело к необходимости избавляться от дорогих активов различными путями.

Что же касается основных кадров первой команды, им было предложено продление контрактов с сохранением текущих условий окладной части на более продолжительные сроки для увеличения амортизации и снижения давления на клубный бюджет. Кто-то встретил это предложение без каких-либо проблем (Перин, Ругани, Камбьязо, Локателли, Бремер), кто-то отложил переговоры на потом (Влахович, Маккенни), а что касается Федерико Кьезы – игрок прямо отказался даже обсуждать подобное предложение, сделанное ему еще в феврале этого года, указав через своего представителя в лице Рамадани на стремление поднять собственную зарплату на уровень коллег из других европейских грандов.

На текущий момент Федерико Кьеза получает порядка 178 тысяч евро в неделю до вычета налогов, что оказывает давление гроссо на годовой бюджет в размере 9,2 млн евро.

Падение эффективности с точки зрения прямого влияния на игру команды вкупе с годом простоя вынуждают задуматься: на каком основании футболист требует повышения оклада без предоставления гарантий качества? На этот аспект накладывается и приход нового главного тренера в «Ювентус», который буквально сходу забраковал переходы многих именитых игроков, на которые чуть ранее Джунтоли уже успел положить глаз, ввиду строгой приверженности принципу универсализма собственных вингеров, умеющих работать как в атаке, так и в обороне.

Как мы описывали чуть ранее в статье о работе Тьяго Мотты, опасения касательно Федерико Кьезы и его места в схемах Тьяго существовали с самого начала. Высокий выхлоп впереди нивелируется полным отсутствием работы оборонительного качества на том уровне, что Мотта требуется в своих проектах, а это серьезный звоночек, с учетом высокой зарплаты Кьезы. И даже в таких обстоятельствах игроку был предложен новый контракт с сохранением прежних условий, что в очередной раз подчеркивает важность Федерико в глазах его руководителей. Но Кьеза отверг это предложение, сославшись на желание зарабатывать больше и на свою востребованность в рамках европейского футбола.

Переломной вехой во взаимоотношениях между клубом и Кьезой можно назвать Евро-2024.

Федерико отложил переговоры с клубом и представителями других заинтересованных в его трансфере команд до окончания чемпионата Европы. Перед его началом Кьеза также успел дать интервью несколько скандального оттенка, где сослался на падение качества своей игры в следствие перевода на незнакомую доселе позицию, что в контексте игры за сборную более не актуально:

«В «Ювентусе» я играю слишком сдержанную роль. Лучано Спаллетти дает мне гораздо больше свободы на поле, что позволяет мне демонстрировать свой лучший футбол. После прошлого Евро моей целью было стать одним из лучших в мире, но, к сожалению, травма крестообразной связки вынудила меня пройти длительный процесс реабилитации. Однако мое стремление вернуться на вершину остается неизменным. Мне всего 26, и у меня есть время проявить себя»

Сборная Италии провалилась на Евро-2024, а Федерико Кьеза запомнился удручающе низким качеством футбола на фоне соперников более высокого класса, вроде юных Ямаля и Вильямса. Помимо этого, бросалось в глаза и то, что Спаллетти старается использовать Кьезу нетипично глубоко, заставляя Феде начинать атаки еще на стадии выхода из обороны. Учитывая то, что та же сборная Испании строила атаки абсолютно также, становилось все более очевидно – профиль Кьезы в современном футболе становится все менее востребован, нынче куда важнее иметь футболистов, способных работать по всей длине поля. Та же сборная Испании лишь утвердила этот факт.

И вот для сборной Италии Евро закончилось, Федерико Кьеза освободился, пришло время строить свое будущее. А строить оказалось негде: единственной командой, чью заинтересованность подтвердили журналисты, была «Рома». При этом клуб из столицы предлагал условия на порядок хуже: игра в Лиге Европы, отсутствие гарантий борьбы за Скудетто, зарплата всего на 0,5 млн выше, чем в «Ювентусе». Стоило ли менять текущие реалии на подобные? Агент игрока сразу же запросил заметное увеличение заработной платы, на что «Рома» ответила категорическим «нет». И вышла из борьбы за Кьезу.

Вчера итальянский журналист Ромео Агрести опубликовал весьма печальный и красноречивый пост: предложений по Федерико Кьезе больше НЕТ.

И что мы имеем на старте предсезонной подготовки: Тьяго Мотта заинтересован в игроках иного профиля, «Ювентус» готов обсуждать возможное продление контракта лишь с заметным снижением собственного предложения ввиду отсутствия вариантов извне, болельщики отныне считают, что Кьеза остается лишь за неимением более выгодных вариантов, что заметно снизит их поддержку и веру в значимость игрока для их любимого клуба, а сам Федерико в очередной раз остается заложником ситуации, в которой в этот раз он вогнал себя сам. Такова текущая картина мира «Юве».

Что остается самому футболисту? Мне видится лишь один вариант: принимать предложение клуба, пусть со снижением оклада, и рвать жилы на поле с целью доказать свой высочайший профессионализм. Победы, голы, и игра – это все, что требуется от футболистов сегодня, это то, что заставит болельщиков забыть любые неурядицы. И если Федерико Кьеза вернет себе их расположение и докажет на поле, что он действительно может считаться одним из лучших вингеров планеты – предложения, высокие оклады и слава не заставят себе долго ждать.

И быть может ему больше не захочется уходить.