13 мин.

Мама Якина – великая женщина. Ездила к нему на тренировки и матчи даже в 87

Чего вы не знали о тренере Швейцарии.

Мурат Якин – самый неожиданный тренер в 1/4 финала Евро. В России запомнился лишь ставкой на молодых в «Спартаке» и тем самым интервью Тимуру Журавелю.

Но Якин гораздо сложнее, чем кажется. 

Он умен и талантлив, но упустил топ-карьеру футболиста из-за сладкого и свободы. Преображал команды как тренер, но ссорился с лидерами. В юности покупал Ferrari и дорогие часы, но параллельно создал фонд для неблагополучных семей. 

Таким его сделало непростое детство: мать воспитывала Мурата и семерых его братьев и сестер одна. В незнакомой стране, гражданство которой Якин получил только в 20 лет, но стал одной из важнейших ее спортивных фигур в 21-м веке. 

Этот текст поможет лучше понять тренера сборной Швейцарии. 

Якин рос без отца и в 12 ходил на собрания брата в школу

Октябрь 2003-го. Седовласая женщина подъезжает на тренировку сборной Швейцарии – на трехколесном велосипеде с корзинкой. На КПП ее приветствуют по имени и пропускают.

Это Эмине Якин – мама игроков сборной Мурата Якина и его брата Хакана. В сентябре они неожиданно проиграли 1:4 России в отборе на Евро, Мурат не справился с Булыкиным – и первое место в группе подвисло. В последнем туре надо побеждать Ирландию. 

Но Эмине приехала не из-за этого, она каждый день крутит педали до тренировочного лагеря «Базеля» – смотрит, как сыновья тренируются. В этот раз выбралась на занятие сборной, она так делала всю жизнь: болела на бровке, когда мальчики были еще совсем маленькими.

У Эмине тяжелая судьба: мать-одиночка с восемью детьми. Бежала из турбулентной Турции в 70-м (инфляция, беспорядки на улицах и 10 правительств за последующие 10 лет). Дети остались с бабушкой, а она поехала с мужем в Швейцарию – без знания языка, ради шанса закрепиться. 

Подрабатывала швеей, позже устроилась медсестрой в хорошей клинике. Казалось, два года попыток запрыгнуть на уходящий поезд нормальной жизни вознаградились. Но потом пропадает муж. Через 10 дней его выловят в Женевском озере – утонул, купаясь пьяным. 

Это уже 1972-й, в Турции становится жарче, а чтобы перевести детей в Швейцарию, нужно снова выйти замуж. Спустя год Эмине (ей на тот момент 42) знакомится со сварщиком Мустафой Якином: в 74-м и 77-м у пары появляются сыновья. Мурат и Хакан. 

Когда Мурату исполняется 8, отец уходит из семьи – без алиментов и ниточки для связи. Бытовуха добила: 10 человек жили в трех комнатах. Последние месяцы ссоры все регулярнее, и Эмине иногда забирала Мури (как звала его всю жизнь) и убегала в материнский приют.

«Без отца было тяжело, жили на социальные пособия, я помогал как мог. Мама плохо говорила по-немецки, поэтому все связанное с бумагами было на мне – искать вакансии в газетах, заполнять формы, изучать клининговые компании. В 12 я ходил на родительские собрания Хакана. Не знаю, что думали учителя – тогда я об этом не размышлял. Нужно было просто работать», – рассказывал Якин. 

В 2002-м Мурат – уже поигравший в Бундеслиге и сборной – создаст фонд помощи нуждающимся детям и молодежи Швейцарии. Он существует до сих пор.

Мама Якина даже в 87 выбиралась на матчи в другой город, а сводный брат заменил отца

Главным мужчиной в жизни маленького Мурата стал сводный брат Эртан (на 10 лет старше). Именно он отведет младших на футбол – еще при отце. Тот будет сопротивляться, но Эртан убедит: «Смотри, их не надо ничему учить с мячом – поставил на поле, и все». 49-летний Мурат до сих пор обращается к нему Abi – «Старший брат». 

Якин так восхищался Эртаном, что попробовал устроиться на стажировку в ту же компанию – работником по металлу. И футболом увлекся во многом из-за брата – тот побегал в «Базеле» 80-х, но закончил в любительских лигах. 

С отцом Мурат и Хакан виделись после расставания только однажды. 

«В 2005-м позвонили и сообщили, что он умирает. Якоб Кун [на тот момент тренер сборной Швейцарии] отпустил, мы успели проститься. Только тогда узнали, что он всегда был нашим большим поклонником – даже купил абонемент на матчи «Базеля».

До 17 лет Якин играл в клубе «Конкордия», а когда позвали в «Грассхоппер», на переговоры пошла и мама. Она не хотела отпускать сына в другой город, поэтому выпалила: «Нам нужно увидеть деньги перед отъездом, чтобы убедиться, что вы не обманываете». Клуб заплатил 10 тысяч швейцарских франков наличкой. 

«До 18-летия я полгода ездил на тренировки на машине по маршруту Базель – Цюрих – Базель (92 км – Спортс) без водительских прав. Что на это сказала строгая мама? Она раз в неделю ездила со мной – и молилась», – вспоминал Якин. 

Эмине фанатично поддерживала сыновей всю жизнь. 

«К счастью, на краю поля есть ограждения, иначе моя мама, безусловно, напала бы на судью, – шутил Мурат Якин в 2021-м. – Ей 87, но она ездит на поезде почти на все мои игры. Недавно отругала: «Сын, почему я должна из газет узнавать, что ты стал тренером сборной? Тут уже журналисты перед домом». Конечно, я пытался ей позвонить, но она была в дороге до Стамбула». 

В ноябре 2023-го Эмине не стало – в 89. Последние пару лет она болела, поэтому не поехала поддержать сына на чемпионат мира в Катар. Удар случился в самый сложный период Якина в сборной: 

1) Три ничьи подряд – с Беларусью, Израилем и Косово. 

2) Гранит Джака высказал прессе, что тренировки Якина – неинтенсивные, а он привык к другому. Конфликт лучшего игрока поколения и главного тренера перестал быть кулуарной историей. 

3) Уже в ноябре Швейцария проиграла еще и Румынии в отборе, уступив первое место в группе. 

Подвис вопрос: снимать Якина уже сейчас или ждать лета 2024-го? 

Тогда Федерация поддержала тренера, но в компромиссном формате – в штаб вошел Джорджо Контини. Он работал с Якином в «Люцерне» (серебро чемпионата и финал Кубка Швейцарии), но с тех пор 12 лет тренировал самостоятельно – без серьезных прорывов. 

Контини сходу обозначил, что будет не просто помощником: «Я хочу, чтобы внутри коллектива происходил обмен идеями. Мурат будет освобожден от некоторых задач. Я стараюсь привнести в команду энергию, позитив и сочувствие. И, конечно, тренерский опыт».

Карьеру Якина-игрока погубили сладкое и тяга к независимости

Кристиан Гросс, главный тренер в карьере Якина (два чемпионства с «Грассхоппером» в 90-х, три с «Базелем» в 2000-х), – в бешенстве. Он только что увидел его фото в газете – в гамаке и с мармеладными медведями. Ох, сколько раз он требовал, просил и почти умолял его сократить сладкое. 

«Надо признать: как игрок я уничтожил тело сахаром, – делился Якин. – Это одна из причин, почему мне часто было больно. Но тот случай с гамаком – забавный. Когда в интервью рассказал, что люблю сладости, на следующий день получил десятки посылок от разных компаний – печенье, шоколад, все-все». 

Якин завершил карьеру в 30 – после очередной травмы бедра. За следующие два года он проведет матчей пять и пойдет учиться на тренера. Гросс потом говорил, что Якин «мог добиться гораздо большего в карьере, но просто этого не хотел». Очень ценил свободу. 

Мог сбежать от разговора с тренером – чтобы успеть на массаж. А потом признавался: «Конечно, никакого массажа не было». В сборной Якин порой отказывался носить экипировку – потому что не нравится. Одним из первых в Европе играл в белых бутсах – хотя болельщиков это раздражало.

Якина никогда не волновало, что о нем подумают. В 21 он мог вполне конкретно ответить тренеру – тому же Кристиану Гроссу, когда тот вновь упрекнул в отсутствии старания. 

«Он не знает моего внутреннего мира, не знает меня, потому что не слушает – и поэтому я не готов открываться ему. Поэтому он так думает обо мне. Возможно, это звучит грубо, но если он критикует меня, то я тоже могу», – говорил Якин.

Но правда в том, что Мурат действительно не цеплялся за шанс любой ценой, не старался произвести впечатление или пойти на компромисс, чтобы подольше поиграть на топ-уровне. Даже у Йоахима Лева, который работал с Якином и в «Штутгарте» (выпускал в финале Кубка обладателей Кубков), и в «Фенербахче». 

Из Турции Мурат уехал после землетрясения в 1999-м: в клубе сказал, что вызвали в сборную (это была неправда). А в марте уже подписал контракт с «Базелем». Но между травмами, отъездами и сладким было и очень крутое: например, гол с 35-40 метров «Аяксу» Ван Гала – это 1996-й, группа ЛЧ, в воротах будущая легенда Ван дер Сар, сенсационная победа 1:0. 

«Грассхоппер» тогда даже навязал борьбу за выход в плей-офф.

А был еще решающий гол «Селтику» в квалификации в 2002-м: тогда «Базель» Якина пробился в группу, чтобы поучаствовать в 1:18 московского «Спартака». 

Пик в сборной – Евро-2004: волшебная группа с Англией, Хорватией и Францией. И возможность наблюдать лучшую версию Руни из первого ряда. Тогда Швейцария еще не была так сильна и стабильна, как в последние годы. 

Какой Якин муж и отец: жена помогает с гороскопом футболистов, дочери не любят математику

Аня и Мурат познакомились в компании друзей в Цюрихе в начале 2000-х – ей 19, ему 29. Она организует туры, занимается йогой и вообще не интересуется футболом. Хихикая, спрашивает: «А разве этим можно зарабатывать?» 

Спустя 20 лет у Ани и Мурата – две дочки. Она отвечает за их учебу, он – за плавание и шахматы. Реже – за задачки по математике. Дети знают, что папа хорошо разбирается, но слишком подробно и терпеливо объясняет. Слишком медленно. 

Аня по-своему тоже полюбила футбола – когда Якин работал в «Базеле», составляла гороскоп для каждого футболиста. И убеждала мужа: «Ты не должен общаться со знаком «Рыбы» так же, как и со «Львом». Мурат относился скептически, но потом принимал советы и по игрокам сборной: «Он не позволяет давить на себя, но спокойное мнение выслушает всегда». 

Раз в год Аня организовывает блошиный рынок – выставляя на продажу, например, высокие каблуки от Gucci или шикарное вечернее платье от Valentino: «Мы просто разграбили наши шкафы». Приглашают почувствовать друзей и всех желающих, а вырученные деньги идут в фонд помощи нуждающимся детям и молодежи. Тот, что создал муж.  

Сам Якин по-прежнему любит красивые вещи и дорогие часы, но ездит на Mini – машине, которую подарил жене на годовщину. Свой Ferrari давно продал.

Якин в работе: угрожал сломать ногу игроку, дарит волшебство в начале, но потом – либо уход на пике, либо разлад

«Якин – волк в овечьей шкуре», – сказал однажды его первый тренер в большом футболе («Грассхоппер») Эрих Фогель. – Очарование и веселье Мурата затмевают его строгость. Но она никуда не девается». 

Якин-начальник может быть беспощадным. 

Как-то он сказал игроку: «Еще раз уберешь ногу в борьбе, я ее сломаю». Журналистам тоже доставалось – и фраза Тимуру Журавелю («Ваше мнение никого не интересует») на этом фоне совсем безобидная. После поражения в «Базеле» Якин выдал на пресс-конференции похлеще: «Не знаю, какое лекарство вы принимаете, но снизьте дозу». 

За пределами эмоциональных катаклизмов Якин всегда подчеркнуто вежлив – перед тренировкой здоровается за руку не только с игроками, но и с персоналом сборной: «Старший брат Эртан учил, что есть четыре слова, которые ничего не стоят, но составляют 50 процентов успеха: «Спасибо, пожалуйста, привет, до свидания».

Якин нигде не задерживался дольше двух сезонов: либо уходил на повышение после классных результатов, либо терял контроль над командой. Так было даже после второго чемпионства подряд с «Базелем» – игроки сливали инсайды прессе, жаловались руководству – и добились своего. 

Уже после возвращения из «Спартака» Якин снова попал в Высшую лигу Швейцарии – и так родилось лучшее описание его как тренера. От журналистов. 

Тогда, в 2017-м, в четырех турах с кризисным «Грассхоппером» он набрал 10 очков и сказал: «У меня нет волшебной палочки, только свисток. Доверяйте игрокам, дайте ощущение, что они сильны, и дайте план матча. Они должны захотеть играть и побеждать. Футбол – это не сложно». 

В следующих 22 матчах «Грассхоппер» 10 раз проиграл и 5 раз закончил вничью. Якина уволили. 

На сайте NZZ вышла статья с заголовком «Человек с волшебной палочкой». О том, как Якин бойко начинает, будто магией подрубает все механизмы команды, но спустя время чудо растворяется.

В сборной Швейцарии все тоже могло закончиться до Евро и выноса Италии. 

Например, в Катаре Мурат вылетел от Португалии со счетом 1:6. Во многом потому, что в последний момент перешел на трех центральных защитников.

Или, например, осенью 2023-го, когда умерла мама, Джака доставал репликами в миксте и вмешивался в выбор схемы, а сборная не могла победить в отборе четыре матча. 

Но Якин справился – и теперь в шаге от полуфинала большого турнира, где Швейцария не была никогда. 

И если у него получится, мы знаем, кому он посвятит успех. Женщине на трехколесном велосипеде, которая почти 40 лет ездила к нему на футбол. 

Телеграм-канал Артема Терентьева

Фото: Gettyimages.ru/Sandra Behne/Bongarts, Nick Wilson/ALLSPORT, Gerd Scheewel/Bongart, Alex Livesey, Justin Setterfield, Alex Grimm; nau.ch/keystone; schweizer-illustrierte/David Biedert

Игра: Кубок Евро украли, вы – детектив. Найдите вора из мира футбола