7 мин.

Интервью с тренером по футболу Алексеем Пекишевым

«Работая с детьми, ты каждый раз узнаёшь что-то новое»

Алексей, вы вдохновились каратэ-до Сито-рю на одной из тренировок вашего отца. После этого вы стали тренироваться под его началом или пошли к другому тренеру?

Папа меня взял с собой на одну из тренировок, мне понравилось, и я начал тренироваться, но не под его началом, а вместе с ним у того же тренера. Ну и сейчас мы с ним также, что называется, бок о бок продолжаем тренироваться — я уже двадцать три года, папа, наверное, больше тридцати лет. Такие даты уже не запоминаются.

Вам легко давались тренировки или пришлось потрудиться, чтобы стать обладателем чёрного пояса?

Тренировки мне давались достаточно легко, поскольку в детстве мне нравилось тренироваться, плюс, когда я ездил с папой, чувствовал его поддержку и понимание. Когда я был, наверное, в классе пятом-шестом, моё желание тренироваться немного подугасло, но, получив синий пояс в каратэ, понял, что в этом виде боевого искусства достаточно много чего начал достигать и продолжал заниматься. Много ли усердия? Считаю, достаточно много, поскольку тренировался три раза в неделю по два часа и, будучи ещё ребёнком на тот момент, тренировался в старшей группе. Никаких послаблений мне не давали, несмотря на возраст.

Также вы увлекались футболом и волейболом. Можно ли сказать, что чем-то выделялись среди своих сверстников, которые занимались игровыми видами спорта?

Трудно сказать. Все мы чем-то отличаемся друг от друга. Но, играя во дворе, наверное, я больше оценивал ситуацию. Возможно, какого-то боевого командного духа во мне было гораздо больше, чем у ребят, которые просто занимались футболом или ходили в какую-нибудь секцию. Но по уровню технико-тактических действий, скорее всего, я им уступал, так как занимался боевым искусством. Это касается футбола.

Что касается волейбола, я им начал заниматься с четырнадцати лет. На тот момент, как могу предположить, мой уровень координации тела был на очень хорошем уровне, и восьмиклассником я уже мог спокойно соперничать с ребятами из одиннадцатого класса. В девятом классе ко мне подходили тренеры из «Динамо» и предлагали приехать на пробные занятия к ним в клуб. Но, к сожалению или, может быть, к счастью, тренировки у них проходили так же, как и по каратэ в понедельник, среду, пятницу. Я решил остаться верным своему боевому искусству, которым на тот момент занимался порядка восьми лет. Но волейбол я не бросил, продолжил играть. В одиннадцатом классе ко мне снова подошли тренеры и сказали, что, если я поступлю к ним в клуб, они мне сразу же смогут сделать разряд на уровне. к. м. с.

Вы отмечали, что вам нравится смотреть на работу тренеров по футболу. Кто, по вашему мнению, на сегодняшний день является самым лучшим российским тренером?

Да, я очень люблю смотреть футбол. Увлекаюсь, езжу иногда на матчи РПЛ. На данный момент мне очень нравится Юрий Павлович Сёмин, который много лет тренировал «Локомотив». Сейчас он в отставке, наверное, или на пенсии уже, но тоже не может без этого дела прожить. Также я симпатизирую Валерию Георгиевичу Карпину, тренеру «Ростова» и сборной России по футболу. Мне нравятся и его высказывания, и методика.

С 2016 года вы преподаете каратэдо Сито-рю в МГУ. Студенты с желанием посещают занятия или приходится их как-то агитировать?

Я преподаю с разрешения своего тренера, который также преподает в МГУ, только уже для старших. Кстати, в МГУ секция каратэдо открылась самой первой в России. То есть она уже порядка, наверное, сорока лет как держится в этом университете. И поскольку достаточно много студентов, просто людей со стороны, ходят, чтобы тренироваться, тренер доверил мне приблизительно с 2016 года тренировать студентов. Я их никак не заставляю. Посещают они, думаю, с большим удовольствием, поскольку интересно узнавать что-то новое о себе, о возможностях своего тела. Я их не агитирую, у них, наверное, есть какая-то внешняя мотивация — получение зачёта по физкультуре в рамках своего учебного процесса, ну и интерес к боевым искусствам.

Почему вы решили стать именно учителем физкультуры?

У меня два высших образования. Первое — в области инноваций, и после первого диплома я работал IT-специалистом в школе. Я понял, что работать с компьютерами не так интересно, как работать с детьми. Через два года поступил в магистратуру в педагогическом университете на специальность «Педагог по физической культуре», и директор школы предложил мне стать непосредственно учителем физкультуры.

Почему мне захотелось стать учителем? Потому что, работая с детьми, ты каждый раз ты узнаёшь что-то новое, неважно, будь то ребёнок из первого класса или из одиннадцатого. Это постоянное общение, взаимодействие. Ну и, конечно же, я хочу, чтобы большинство детей, а лучше все занимались спортом, вели здоровый образ жизни и посещали как можно больше спортивных секций, кружков, и, соответственно, была бы более здоровая нация.

Какие взаимоотношения у вас сложились с учениками школы «Олимп-Плюс»?

Взаимоотношения достаточно дружеские, тёплые, но я сразу же выстраиваю границу, что всё-таки я тренер и учитель, а не приятель, с которым можно пошутить и так далее. Хотя шутки в тренировочном или учебном процессе, конечно, присутствуют, чтобы как-то разрядить обстановку. Дети меня уважают и, наверное, ценят после того, как видят достигнутый результат — понимают, что мы идём с ними в правильном направлении и тренируемся не просто так.

Довольны ли вы уровнем подготовки своих подопечных?

Доволен или недоволен? Ну, это показывают, наверное, результаты наших выступлений, в частности по футболу. Всегда есть над чем работать, всегда есть к чему стремиться. Ну и, как говорится, нет предела совершенству. На данном этапе я абсолютно рад работать с этими ребятами. Пожалуй, меня всё устраивает в них. Конечно, можно больше уделять времени дисциплине, без которой спорт не спорт. Ну и больше работать над технико-тактическими действиями.

Что вы делаете, чтобы ребята не отсиживались на скамейке во время урока физкультуры?

В нашей школе мы с коллегой Анной Дмитриевной Афанасьевской, она учит плаванию, придумали челлендж «Я + ты + мы = спортивный класс», который помогает мотивировать ребят на то, чтобы они не забывали спортивную форму, соблюдали формат. На моих уроках очень редко кто пытается отсиживаться, если это, конечно, не какие-то соревнования. Есть ребята, которые негативно воспринимают соревнования, потому что боятся либо подвести команду, либо что на них плохо посмотрят и потом начнут смеяться, но на моих уроках за редким исключением кто-то не занимается. Единственное — это освобождение от врача.

А если класс шумный?

В каждом классе есть один или два лидера, которые больше всего мотивированы на то, чтобы больше успеть на уроке физкультуры или поиграть, выполнив основную часть урока. Один из методов очень хороший — чтобы не успокаивать весь класс, надо подозвать к себе лидеров и сказать: «Смотрите, осталось время поиграть тридцать минут. Давайте вы организуете ребят, которые нарушают дисциплину или саботируют урок, и мы с вами быстро разучим правила и начнём играть». Это один из методов, который, на мой взгляд, работает почти что всегда.

Самый главный инструмент учителя физкультуры — это всё-таки свисток. Все дети, у которых я преподаю, понимают, что если свисток, значит, нужно остановиться или послушать. Поэтому тут у меня каких-то секретов нет — только два метода, которые работают и применимы очень легко на всех уроках физкультуры.

23 мая ваша команда по футболу выиграла турнир в «Лужниках» среди частных школ. Ожидаем ли для вас был такой результат?

23 мая нас пригласили на турнир «Снегири Football Cup». Он для нас был, можно сказать, тренировочным, так как мы готовились к спартакиаде, которая проходила в школе. Школа «Снегири» выставила много девочек, чтобы показать и уровень, и возможности для развития женского футбола, это мне очень понравилось. Достаточно сильный состав, то есть у нас только несколько детей из основной команды школы не смогли приехать. Поэтому в целом результат для меня был ожидаем. В четырёх матчах мы пропустили только два мяча, а забили сорок два и, соответственно, забрали много индивидуальных наград: «Лучший бомбардир турнира», «Лучший игрок турнира». Это как раз-таки показало уровень нашей подготовки.

Многие отмечают, что день тренера достаточно однообразный. Это правда?

С этим утверждением я точно не могу согласиться, поскольку тренер всегда находится в раздумьях, как сделать что-то лучше, усовершенствовать тот же тренировочный процесс, подобрать новые упражнения для каждого ребёнка, разработать схемы игры, схемы тренировок. Это большая, трудоёмкая работа. Ведь даже перед товарищескими играми или турнирами я сам как тренер, вечером ещё пытаюсь что-то додумать, кому на какой позиции лучше играть, как сыграть, где сыграть, по какой схеме. Хотя, в принципе, схема всем уже давно известна, но всё равно хочется, чтобы каждый ребёнок показал себя с лучшей стороны и продемонстрировал все свои лучшие качества.

Алексей, каким советом вы могли бы поделиться с ребятами, которые увлекаются спортом?

Бывает, вы начали заниматься каким-то спортом, и он сначала нравится, а потом хотите бросить. Всегда возникают трудности, когда что-то не получается, поскольку либо вы находитесь в точке перехода к полному совершенствованию, либо всё-таки на том рубеже, что лучше заняться чем-то другим. Вначале всегда легко, всегда хвалят, подбадривают, а потом, когда начинается уже усиленная работа над теми или иными элементами, многое не получается, потому что требования с каждым разом возрастают. Поэтому совет для ребят: если вам действительно нравится тот или иной вид спорта, не бросайте занятия на полпути, а добивайтесь максимально высших результатов.