Интервью с детским футбольным тренером Даниилом Дмитриевым
«Игра — это мероприятие игроков команды, и тренер — фигура второстепенная. Но вот в тренировочном процессе главный именно тренер»
Даниил, в Ханты-Мансийском автономном округе, помимо зимних видов спорта, популярны единоборства, плавание, шахматы. У вас не было вариантов выбрать одно из этих направлений или вы с детства мечтали заниматься только футболом?
Нет, вариантов не было. Я в целом не могу себя отнести к категории спортивных людей, в том числе и в детстве. Насколько помню, во втором классе весил больше 50 кг.
Мама отдала в музыкальную школу и настаивала на занятиях музыкой. Но в один из годов обучения брал дипломат с нотами, говорил маме, что иду в музыкалку, а сам шёл на футбольное поле. До сих пор помню день, когда мама узнала об обмане — подзатыльники получил знатные.
Но после этого мама отдала в секцию футбола. Тогда я впервые задумался о фразе: «Проиграл бой, но не войну». Ничем, кроме футбола, я больше не занимался. В дальнейшем неоднократно получал запреты на занятия футболом из-за плохой успеваемости в школе, но как-то находил выходы из этой ситуации. А музыка, кстати, рядом со мной по жизни.
Как тренер вы сконцентрировали свою деятельность именно на футзале из-за особенностей природных условий вашего региона. А не рассматривали, например, возможность переезда в другой город, где было бы комфортно проводить тренировки по большому футболу в любой сезон?
Рассматривал. Более того, не исключаю такого развития событий и сегодня.
Но для меня важно, где я окажусь, это ключевой аспект при принятии решения.
В больших городах огромное количество футбольных школ разного уровня. Но зачастую речь идёт о частных школах, где деньги в приоритете. Боюсь попасть в подобную структуру, противоречащую моей философии, потому что такая структура может изменить меня как специалиста, заставить изменить своим принципам. А с ходу попасть в качественный проект сложновато.
Для работы в академии необходима лицензия «С-УЕФА», в провинциальных городах попасть в поток обучающихся практически нереально. Благо, я смог попасть на данный курс. Мне только предстоит обучение на категорию. Без неё даже и мечтать не стоит о работе в академии.
Также реалии таковы, что без поручителя в большинстве случаев с тобой даже разговаривать не будут. Говорят: без бумажки ты букашка. Но ты и без знакомств тоже букашка.
В футзале ситуация другая. Даже в частной школе ты и твоя команда имеет возможность соревноваться с брендовыми школами, школами, имеющими интернат, с сильнейшими детьми страны.
Дело не том, что хочется устраивать гладиаторские бои и гордо заявить, что я обыграл ту или иную школу — вопрос в тренерском тонусе. Ты видишь обстановку своими глазами, получаешь больше информации для анализа.
Да и футзал в России получил импульс, большой скачок. Он становится всё более и более популярным. Возможно, это перерастёт во что-то большее, например, как в Испании, где каждый матч трибуны заполнены до отказа.
Так что и в футзале есть мотивация работать и развиваться. В любом случае я люблю этот вид спорта, отдаюсь ему по максимуму и даже больше, болею за его развитие. А как будет дальше, время покажет.
Вы проходили курсы от академии «Барселоны». Что изучали в рамках блока, посвящённого работе мозга во время игры и тренировочного процесса?
Для нашего организма мыслительный процесс самый энергозатратный. Чтобы экономить энергию, мозг штампует порядок действий для решения задач, чтобы потом просто воспроизвести их, а не создавать заново. То есть вырабатываются привычки.
Вы точно выключили утюг перед выходом из дома? Уверен, многие из вас задумались и попытались вспомнить! Или другой пример. Когда чистите зубы, задумываетесь об алгоритме действий? Нет! Это и есть привычка, готовый алгоритм, который мозг воспроизводит при выполнении действий, не тратя энергию на поиск решения задачи.
В футболе постоянно меняются обстоятельства. И если каждый раз мозг будет составлять алгоритм действий, мы не продержимся и пяти минут на поле. Иными словами, мозг во время тренировочного процесса учится принимать решения и пополняет копилку знаний, которой пользуется уже непосредственно в играх. Футбол — слишком динамичная игра со своими законами, нарушение которых приводит к неудачам в игре. Наша с вами задача — помочь мозгу игрока выработать правильные привычки, накопить алгоритмы действий, которые будут срабатывать на автоматизме, не нарушая законы игры.
Какому, по вашему мнению, самому важному навыку нужно научить ребёнка на первой стадии обучения футболу?
Хороший вопрос, но однозначного ответа нет. Не могу выделить определённые навыки, так как эта игра слишком разнообразна.
Нам нужно научить игрока именно понимать игру, видеть различные ситуации, в которых он сможет решить что делать, когда и зачем. В умении игрока ответить на данные вопросы за ограниченный промежуток времени и пространства я и вижу понимание игры. Мало ответить на эти вопросы, это нужно сделать очень быстро. А это уже класс игрока.
Представьте, что вы увидели в игроке задатки будущего профессионала. Как будете действовать: передадите его какому-нибудь сильному клубу или постараетесь сами сделать из него звезду?
Для меня ответ однозначный: мы должны отдавать ребенка не в клуб, а тренеру. Я слишком скрупулёзен в вопросах подготовки игрока, требователен к себе. Того же требую от коллег. Но не отношусь к специалистам, которые считают, мол, я в парня вкладывал, а там его уничтожат.
Всё-таки сильный игрок должен развиваться в сильной среде. Но, как уже сказал, важно, в какие руки он попадёт.
Общаясь с координатором одной из наших академий, я спросил: «Какой процент игроков, попавших в академию, на ранних этапах доходят до главной команды?». Его ответ был коротким: « Ноль». Почему так? Скорее всего, причина в стремлении к результату. Он важнее развития. На каждом этапе подготовки в любой академии находятся игроки, способные дать результат здесь и сейчас. На ранних этапах собирают сильных, быстрых, высоких. В детском возрасте просто достаточно быть быстрее соперников. Далее этапы меняют требования, следовательно, в академиях происходят ротации.
Думаю, работает это именно так. Я верю в то, что игрока нужно развивать! Мало погрузить в сильную среду, если мы говорим о создании игрока европейского уровня.
Я не согласен с мнением коллег и большинства родителей, что в академии нужно попадать как можно раньше. Как пример — Александр Головин, который попал в структуру ЦСКА только к 16 годам.
Если представить, что оказался в такой ситуации, в которой не буду способен развивать игрока дальше, однозначно я передам его в клуб с более благоприятными для развития условиями. Но для меня будет важно, кому я его передам.
Если вопрос будет стоять между суперклубом и скромным клубом с сильным специалистом, то выбор очевиден. Игрок должен учиться играть, учиться принимать решения, а не рубиться с игроками высокого уровня. Для меня этого мало.
Вы отмечали, что нашу систему подготовки футболистов нужно полностью разрушать и выстраивать заново. Сколько, на ваш взгляд, на это могло бы уйти лет?
Сложно назвать конкретные сроки. В лучшем случае мы можем перенять опыт немецкой школы. Их и приводил в пример, когда делился своим взглядом на изменение системы. Их реформы начались в 2002 году. Плоды данной перестройки мы смогли наблюдать уже в 2010-м, во время мундиаля, когда средний возраст игроков сборной составлял 24-25 лет. Думаю, вопрос поколения футболистов, которые приходят в футбол в семь лет. Если начать с них, то плоды мы получим через 11-13 лет, когда им будет 18-20.
Но нужно быть готовым к жертвам и трудностям, с которыми столкнется наша система. А готовы ли мы ждать? Вопрос лишь в этом.
Как-то экс-игрок «Локомотива» Дмитрий Сенников говорил, что детскому футболу в нашей стране нужна смесь испанской и итальянской школ. Можете согласиться с этим высказыванием?
Безусловно, названные им системы проверены временем, их структура давно устоялась, и нам можно и нужно заимствовать у них знания.
Если говорить более конкретно, то про итальянскую школу ничего сказать не могу. К сожалению, с ней не знаком.
Что касается испанцев, то да, мы видим плоды их работы своими глазами. На сегодняшний день их сборная является одной из сильнейших, а испанские футболисты востребованы во всех лигах мира. Их футболисты способны адаптироваться к любому подходу. Их с детства учат, я подчеркиваю, учат понимать игру.
Мне довелось стажироваться и беседовать с коллегами, исповедующими испанскую тренерскую «философию», в их числе и Эфрен Петтейро. То, что я увидел работе, меня очень впечатлило. Более того, поверил в их подход и позаимствовал его.
Что касается результата, который почему-то считается главным аспектом для приглашения на трибуну, то Алексей Румянцев, работая в Строгино U15, его очень ярко продемонстрировал. Думаю, всем понятно, что я имею в виду. И речь не про счёт на табло.
К слову, Алексей очень сильно повлиял на меня. Он действительно специалист с приставкой «топ»! Поразила в первую очередь детализация, уровень — космос!
Очень жаль, что у меня не было возможности провести с ним больше времени. Но та неделя, когда видел его в тренировочном процессе, при разборе его тренировок, взглядов, получение обратной связи — всё это изменило меня самого как специалиста. Изменило настолько, что уже просто не могу работать по-другому! Не могу относиться к тренировочному процессу по-другому.
Он заслуживает находиться там, где он сейчас!
Так что да, полностью согласен с Дмитрием. Но есть и нюансы в виде устоявшихся аспектов нашей школы, в том числе и наш менталитет.
Сможем ли мы полностью позаимствовать европейскую методику и будет ли это столь же эффективно? Наверное, нет. Как пример — европейская рекомендация проводить игры без счёта. Во мне сразу начинает играть «мой русский»: «Как это играть без счёта? А зачем тогда вообще играть!».
У нас тоже были футбольные мыслители, такие как Валерий Лобановский. Не будем забывать о них.
Нужно быть открытыми и не чураться европейских тенденций, а вникать в них, углубляться и брать оттуда всё самое лучшее.
По вашим словам, фундамент футбольного величия — это детский тренер. Как вы считаете, какие стадии обучения обязательно должен пройти специалист и чего не хватает современным детским наставникам в России?
Скажу так: давайте просто начнём учиться! Расширять свой взгляд, задавать вопросы, находить ответы, дискутировать. Пока что мы стремимся только побеждать. И развиваем игроков посредством большего количества соревнований, а не тренировочного процесса.
Мой тренер неоднократно повторял, что один турнир заменяет месяц тренировок. То же самое слышу уже от своих более молодых коллег.
Во время игр часто наблюдаю, как тренер требует от игроков действий, которые они выполнить неспособны или не понимают, как выполнить требования. Тренеры, в свою очередь, по ходу игры начинают обучать игроков. Вопрос: а для чего нам тренировки?
По моему мнению, игра — это мероприятие игроков команды, и тренер — фигура второстепенная. Но вот в тренировочном процессе главный именно тренер. Он обучает и закладывает те аспекты, которые игроки проявляют непосредственно в игре. Именно в такой последовательности.
То же самое и про планирование. Подход большинства, следующий: смотрим, что не получилось в игре, и, исходя из этого, готовим микроцикл. А как же макро- и мезоциклы? А как же требования этапов, цели и задачи годового планирования?
Почему? Потому что во время соревнования обучать проще. В нём нам все понятно: мяч здесь, ворота там, задача забить. Плюс я и сам играл, смотрю футбол по телевизору, вижу, как команды забивают голы, значит, и нужно делать также.
А тренировочный процесс нам непонятен. Мы не видим его по телевизору, когда играли, сами особо не вникали в него. Нет знаний, как обучать, и понимания, чему обучать, нет. Потому что не обучаемся сами.
Футбол — это такое же образование, как и в школе или вузе. Там не дают учебник в руки со словами: «Вон там доска, иди, рассказывай». Нет! Сильный педагог на то и сильный, что способен разжевать, дать инструмент и научить им работать.
Я не считаю себя ТОП-специалистом. Я совсем ничего не знаю. Но чтобы это понять, мне потребовался огромный период стабильного обучения. С 2021 года я посетил 17 обучающих мероприятий. Ровно столько мне потребовалось, чтоб понять свою никчёмность.
Если бы не обучался, даже бы не узнал, что можно работать по-другому. Что вообще существует то, что вижу сейчас.
Если хотим развивать игроков, то должны развиваться сами! Получать, адаптировать и внедрять новые знания в тренировочный процесс. Выходить из зоны комфорта самому и выводить из этой зоны игроков.
Стресс, вызванный новыми знаниями, намного эффективнее, чем стресс, полученный от давления тренера на игроков.
В своём подкасте «Мятный Rondo» вы с Евгением Ротовым обсуждали неправильные привычки футболистов, которые закладываются в детско-юношеском футболе, и в качестве примера называли ситуацию «мяч-магнит». Какие ещё ошибки, совершенные по той же причине, вы замечали у игроков, допустим, в РПЛ?
«Мяч-магнит». Спасибо Игорю Дрыкову за термин, точнее и не скажешь.
Если честно, давно не смотрел РПЛ. Если сейчас у меня спросить состав участников чемпионата, то я не смогу их назвать.
Но просмотр игр детско-юношеских команд в футболе и футзале даёт ясность картине. Если мы действуем так или иначе в детстве, на протяжении 10 лет, то как мы можем действовать, по-другому, будучи профессионалом?
Профессиональный спорт — это про результат. Никто не будет тебя переучивать, а лишь будут нагружать функциями, которые ты сможешь выполнить. Но если мы будем с детства формировать у игрока качественные игровые привычки, приучать думать на поле, то и игровой функционал игрока будет выше.
Как пример: расположение корпуса с мячом и без мяча, привычка оценивать пространство вокруг себя до приёма мяча, правильное использование пространства при открытом и закрытом мяче и т. д.
А теперь представьте, что все 11 игроков на поле наделены такими навыками. Вот вам и команда европейского уровня.
В этом же выпуске вы отметили игру Иньесты, Хави, Модрича, Жоржиньо. Вы считаете этих футболистов одними из самых техничных в истории футбола? Добавили бы ещё кого-то в этот список?
Конечно, это игроки, которые первыми пришли в голову. Как я мог не выделить Давида Сильву и Бернардо Сильву. Первого и вовсе считаю одним из лучших игроков в истории АПЛ. Очень жаль, что годы его пика пришлись на период, когда я не работал тренером, когда не мог в должной мере увидеть и проанализировать его игру.
Остаётся смотреть записи его игры, наблюдать индивидуально за его действиями в разных фазах и игровых позициях с блокнотом и ручкой, записывать, анализировать и внедрять в свой тренерский арсенал.
В рамках вашего подкаста вышло уже шесть выпусков. Если бы у вас была возможность пригласить абсолютно любого футбольного специалиста, кого вы хотели бы видеть своим гостем?
Подкаст — это способ моего личного развития. Хорошая возможность задать интересным специалистам интересующие меня вопросы, обсудить актуальные темы, узнать что-то новое, не вставая с дивана. Подкаст — не средство самопиара, как и ведение блога, поэтому сказал бы, что всего лишь шесть выпусков.
Что касается гостей, то есть ряд специалистов. Один из них — тренер в сфере профессионального футзала, на мой взгляд, лучший в нашей стране, но не по итоговым результатам, а по взглядам на игру, взгляду на построение команды. Его тренерский взгляд и философия — на высшем уровне.
Благо, мне удалось познакомиться с ним лично, лично увидеть его работу и обязательно воспользуюсь возможностью увидеть её снова. Продолжаем держать связь и искать удобное время для записи подкаста. Надеюсь, в скором времени моя маленькая мечта сбудется.
Также с большим удовольствием поговорил бы с Ромой Левендеевым, тренером структуры «Алмаз-Антей» из Санкт-Петербурга. Рома очень многогранный человек и специалист со своим взглядом на детско-юношеский футбол и развитие игрока. Надеюсь, у нас также получится договориться о записи подкаста. Недавно поймал себя на мысли, почему до сих пор этого не сделал.
В свете последних событий с огромным удовольствием пообщался бы в рамках подкаста с Евгением Калешиным, тренером ФК «Акрон». Но в меньшей степени говорил бы с ним о футболе. Футбол — это не только техника и тактика. Футбол гораздо шире. И Евгений Игоревич, как никто другой, это понимает.
Вы работаете в коммерческой футбольной школе «Искра» в Сургуте. Как думаете, есть ли возможность именно у частных школ изменить российский футбол?
Сложный вопрос. Частные школы ещё не прошли проверку временем.
В детском футболе ситуация такая же, как и в профессиональном, да и в принципе отражает нашу обыденную жизнь. Финансовые возможности — ведущий фактор развития. Для развития футбола, развития специалистов, развития игроков необходимы финансовые вложения, крупные вложения. Есть примеры — частная школа «Искра» из Хабаровска. Их финансовые возможности позволяют выплачивать достойную зарплату тренерам, детям заниматься детям в отличных условиях, принимать участие в зарубежных турнирах. В Москве знаю несколько школ в похожей ситуации.
Безусловно, при объединении идейных, компетентных специалистов в одной школе с широкими финансовыми возможностями, то да. Без людей в футболе — никуда, неограниченный бюджет без умных, понимающих людей и специалистов ни к чему не приведёт. Данные организации могут повлиять на развитие футбола в стране, без бюрократических проблем и ограничений.
Также не могу не отметить «Импульс» Никитина, тренеры не испытывают давления со стороны руководства, зарплата тренера напрямую зависит от спортивных результатов. При этом находятся в условиях с постоянным обучением и развитием!
Но чаще всего частная школа — это бизнес-проект, созданный для заработка. Либо проект, который действительно стремится развивать себя и российский футбол, но очень сильно ограничен в финансах. Ограниченный бюджет равно ограниченные возможности. Увы.
В одном из интервью вы говорили, что одна из ваших основных целей — понять и изучить футбол. А насколько процентов, на ваш взгляд, футбол terra incognita в России?
Не могу говорить за всех, тем более за целую страну. Система тренерского образования реформировалось. Эффект от реформ мы увидим через много лет. Когда смогу лично оценить процесс обучения тренеров, тогда и возьму на себя право прокомментировать уровень изучения футбола в нашей стране.
Хотя вопросы есть, в первую очередь к доступности обучения. Вы представьте, насколько сложно тренеру из условного Якутска прилететь в Москву или в Питер для участия в семинаре или в ином мероприятии по обмену опытом!? Сегодня очередь на обучение категории измеряется в годах. Дальше продолжать не вижу смысла.
Могу говорить только за себя. Стремление учиться никуда не пропало. На сегодняшний день вопросов больше, чем ответов. Более того, обучение вызвало у меня наркотический эффект. Всегда хочется много знаний, больше, глубже, нагляднее. Чувствую, что футбол мной не изучен даже наполовину.
Главное, чтобы это не превратилось в амплуа вечного студента. В этом плане стараюсь себя контролировать. Не допускать потребность в знаниях ради знаний. На всё должен быть свой взгляд, личное понимание, личная философия.
Даниил, какими советами вы могли бы поделиться с футболистами?
Стремиться стать в первую очередь человеком. Футбол — лучшая игра на свете, но это всего лишь игра. Не стоит делать все ставки на футбол.
Любите процесс? Любите игру? Тогда она даст вам больше, чем вы ждёте от неё.