1 мин.

Энтони Куинн. «Клопп. Мой роман с Ливерпулем», глава 4. Созданы друг для друга

Пролог

  1. Ни слова о войне

  2. Жажда жизни

  3. Кто здесь власть?

  4. Созданы друг для друга

  5. ШенКлопп: От A до Z

  6. Никаких больше героев

  7. Мо улучшил Красных

  8. Fußball, черт возьми

  9. Посмотри, мa, нет болельщиков

  10. Клопп навсегда

Благодарности

Фото

Об авторе

Однажды в ноябре 1961 года Брайан Эпстайн и его личный помощник Алистер Тейлор спустились по ступенькам клуба Cavern на Мэтью-стрит в Ливерпуле. Это было промозглое, потное, дурно пахнущее место, «черное, как глубокая могила», — вспоминал Эпстайн. Он предпочел бы оказаться в любом другом месте, но кто-то предупредил его о группе, которая должна выступить здесь в обеденный перерыв. Он уже немного знал их — они частенько захаживали в семейный музыкальный магазин, которым он управлял — но никогда не слышал, как они играют. В перерывах между песнями группа курила, ела, шутила, пила, принимала заявки. Их сет был немного устаревшим, но Эпстайну показалось, что «в нем было что-то потрясающее, и меня сразу поразила их музыка, их ритм и их чувство юмора на сцене... Они были свежи, они были честны, и у них было то, что я считал своего рода присутствием, и — это ужасный, расплывчатый термин — «звездное качество»».

«Битлз», в свою очередь, были впечатлены и польщены вниманием обходительного молодого предпринимателя. Через несколько недель они согласились позволить ему управлять ими. Эпстайн не пожалел времени на то, чтобы устроить им преображение — новые костюмы, новые прически — и составил контракт, в котором точно оговаривалось, как они должны себя вести: «На сцене нельзя пить, курить, жевать жвачку и тем более ругаться. Зрители здесь не для того, чтобы разговаривать с вами, поэтому не болтайте с красивыми девушками, пока вы на сцене. Будьте пунктуальны. Если вам назначено прибыть в определенное время, убедитесь, что вы придете в назначенный срок. Помните, что вы теперь профессионалы и должны поддерживать свою репутацию». Даже Джон Леннон, самый непокорный и болтливый член группы, покорился этим инструкциям. Позже он вспоминал, что благодаря Брайану «все это казалось реальным. Мы предавались мечтам, пока не появился он».

Алистер Тейлор, ассистент, с самого начала понял, что группа и менеджер созданы друг для друга: Брайан верил в «Битлз», и с самого начала было ясно, что «Битлз» верили в Брайана».

Очевидность, как правило, накладывает печать неизбежности на исторические встречи. Нам нравится представлять встречи между будущими знаменитостями как моменты судьбы, как совпадение звезд, в то время как все на самом деле именно так и происходит. Если бы Брайан Эпстайн не посетил Cavern в тот обеденный перерыв и не открыл для себя «Битлз», возможно, это сделал бы кто-то другой — но мы никогда этого не узнаем. Очевидно, что их связь была инстинктивной и романтичной [И, возможно, даже больше, чем в случае с Эпстайном и Ленноном. Весной 1963 года пара знатно провела вместе затерянный отпуск в Испании, что породило слухи о сексуальной связи между ними. Крейг Браун рассматривает эту историю в своей недавней книге о «Битлз» «Один Два Три Четыре» [One Two Three Four], хотя он и не упоминает о тихом и трогательном фильме Кристофера Мюнха «Часы и времена» [The Hours and Times] (1991), в котором этот праздник является центральным драматическим событием. Иан Харт сыграл Леннона как меркантильного забияку и повторил эту роль три года спустя в фильме Иана Софтли «Битлз: Четыре плюс один (Пятый в квартете)» [Backbeat]], как и для целого поколения последующих.

««Ливерпуль» был создан для меня, а я — для «Ливерпуля»», — сказал Билл Шенкли в одном из своих самых лапидарных высказываний. Футбол — это рай для послеобеденного оратора, где происходят судьбоносные встречи, подписания, наймы, увольнения [И «не увольнения»: вероятно, мы никогда не услышим конец истории о том, как Алекс Фергюсон был в одной игре от увольнения в январе 1990 года. Это был матч Кубка Англии с «Ноттингем Форест», «Юнайтед» вырвал победу со счетом 1:0 благодаря голу Марка Робинса, и Ферги выстоял]. Летом 2008 года ряд клубов Бундеслиги находился в поисках нового менеджера, и Клопп, чья репутация была подкреплена его работой в «Майнце», был привлекательным кандидатом. Изначально в погоню включилась «Бавария», но они сомневались, что Клопп справится с ролью менеджера команды Лиги чемпионов. Интересно было бы узнать, что их оттолкнуло — громкое присутствие на бровке или отсутствие опыта работы с известными игроками? В итоге «Бавария» все же выбрала харизматичного парня по имени Юрген — но Клинсманна, а не Клоппа. «Гамбург» также проявлял интерес, но якобы отступил после того, как один из членов делегации возразил против неопрятного внешнего вида Клоппа и того, что некоторые игроки обращались к нему «Клоппо». (Интересно, как долго этот гамбургский талант оставался на своей работе?)

Это оставило дверь открытой для дортмундской «Боруссии» (BVB), которая и бросилась в бой. Перемены на «Вестфаленштадион» назревали давно. В течение многих лет клуб не показывал высоких результатов и закончил сезон 2007/08 на 13-м месте в турнирной таблице. Филипп Кёстер, главный редактор журнала 11Freunde, в апреле 2008 года лаконично сформулировал проблему: «За то время, пока мяч находился в обороне «Дортмунда» и переходил к нападающим, некоторые болельщики на южной трибуне успели сходить и купить пиво. Дважды. «Дортмунд» может продолжать в том же духе. Или кто-то может спросить себя, как заставить эту команду играть». В конце концов, кто-то это сделал. Ханс-Йоахим Ватцке и Михаэль Цорк, председатель правления и спортивный директор BVB соответственно, были убеждены, что человек, который перевернет клуб — это Юрген Клопп. И что с того, что он был неопытен? Он был глотком свежего воздуха и выглядел так, словно хотел взяться за работу, как и они — за его устройство. ««Дортмундская Боруссия» — не самое худшее предложение, которое вы могли получить», — пошутил он по прибытии.

PR-отдел клуба не терял времени на продвижение своего нового актива, запустив кампанию, в ходе которой изображение Клоппа возвышалось на рекламных щитах по всему городу. Продажа сезонных абонементов пошла в гору, а затем и вовсе вышла на ее пик. Все хотели попасть в экспресс Клоппа. Еще до начала сезона новый менеджер пообщался с сотрудниками клуба, представителями болельщиков, бывшими игроками. Другие тренеры сочли бы эти обязанности навязыванием, но Клопп знал, что эти люди — жизненная сила BVB. Как «Дортмунд» верил в Клоппа, так и Клопп с самого начала верил в «Дортмунд».

Иногда он выходил за рамки служебного долга. Бывший сотрудник пресс-службы «Дортмунда» Йозеф Шнек вспоминает один добрый случай. Он случайно упомянул Клоппу, что его матери скоро исполнится 90 лет. Клопп спросил, может ли он зайти к ней и поздравить. Шнек был тронут, но не поверил в серьезность предложения и больше не упоминал об этом. Но через несколько недель он был поражен, когда тренер напомнил ему — у вашей мамы скоро день рождения, дайте мне адрес, и я заскочу. Наступает знаменательный день, и кто же, как не Клопп, болтает с миссис Шнек и ее друзьями, поднимая тост за нестареющую женщину с кофе и тортом. Такой жест был для него естественным.

Но именно на поле новому менеджеру предстояло пройти настоящую проверку на прочность. Одно дело — навязать свой стиль игры в «Майнце», совсем другое — навязать эти методы спящему гиганту «Дортмунда». Примут ли игроки режим высокой интенсивности и прессинга, который он должен был внедрить? В каком-то смысле у них не было выбора. Клопп тренировал не согласию. Либо принимаешь участие в программе, либо выбываешь. Капитаном команды был назначен полузащитник Себастьян Кель. Он вспоминает, как Клопп в корне изменил команду, превратив ее из команды, основанной на владении мячом, в команду, которая бежит и прессингует. Основой для работы послужили видеосессии в сочетании с долгими тяжелыми тренировками на тренировочном поле. В игре самого Келя произошел переворот: вместо того чтобы отступать на свою половину поля, как только дортмундцы теряли мяч, ему и его товарищам по команде было приказано прессинговать пространство, пытаясь сразу же отвоевать мяч. Если один игрок прессинговал и промахивался, следующий должен был быть готов поддержать его. Удвоение, даже утроение, не даст сопернику времени на мяче. Основная стратегия заключалась в том, чтобы измотать соперника.

Путь Клоппа неизбежно требует экстремального уровня физической подготовки. Это также означало, что игровой профиль в «Дортмунде» изменился. Молодые игроки не только с большей вероятностью приняли новую систему, но и были лучше подготовлены физически, чтобы соответствовать ее требованиям. Вдобавок к этому существовал экономический императив: у «Дортмунда» не было денег, чтобы тратить их на престижных игроков. Некоторые представители старой гвардии BVB были проданы, чтобы сократить расходы на зарплату. Но Клоппу нравилось создавать команду. Он удивил многих, создав новую пару центральных защитников в лице 19-летних Невена Суботича и Матса Хуммельса. Хуммельс был звездой молодежного состава «Баварии», в то время как Суботич уже успел стать игроком первой команды «Майнца». В предыдущем сезоне «Дортмунд» получил в свои ворота на 62 мяча, больше, чем любая другая команда в лиге. При Клоппе такого больше не повторится.

Успех не пришел в одночасье. Клопп всегда был оптимистом, но он понимал, как управлять ожиданиями: упорство потребуется и от игроков, и от болельщиков. Последние — одни из самых страстных в Бундеслиге, их шум концентрируется в 25 000 человек, которые регулярно собираются на южной трибуне, знаменитой и устрашающей «Желтой стене». Главным событием начала сезона стало рурское дерби с «Шальке-04», четвертый матч Клоппа на посту главного тренера. Это был определяющий момент. На 54-й минуте дортмундцы проигрывали со счетом 0:3. Каким-то образом им удалось отыграться, сначала благодаря голу Суботича, а затем вышедший на замену Александр Фрей сделал счет 2:3. За минуту до конца матча в ворота BVB был назначен сомнительный пенальти, и Фрей, на которого не мог смотреть его менеджер, реализовал его: 3:3 На пресс-конференции после матча измученный Клопп признался: «Я видел победы, которые не приносили такого удовольствия». Осенью настроение пошатнулось: домашнее поражение 0:2 от «Удинезе» в Кубке УЕФА и поражение 1:4 от «Хоффенхайма», который играл по системе, похожей на систему BVB, только лучше. «Нам нужно быть там, где они сейчас, — сказал Клопп. — Тактическое поведение, к сожалению, не похоже на езду на велосипеде. Вы должны практиковаться, снова и снова».

Были и другие неудачи, хотя первая половина сезона показала достойный прогресс: семь побед, восемь ничьих, два поражения. Возобновление чемпионата в новом году, похоже, свело на нет всю хорошую работу: всего одна победа из семи. Но Клопп не сдавался, и команда выстояла, выиграв восемь из 10 последних матчей, и по несчастью в последний день кампании не получила места в европейском соревновании. В любом случае, шестое место было гораздо лучше, чем 13-е. Его второй сезон в «Дортмунде» начался как страшный сон: два тяжелых поражения — 1:4 от «Гамбурга» и 1:5 от «Баварии». Все стало еще хуже после очередного домашнего поражения, на этот раз в один мяч от «Шальке». После семи матчей BVB занимал 15-е место, что стало худшим стартом за последние 24 года. А то, что это был еще и год их столетнего юбилея, стало вишенкой на торте. Клопп не стал прятаться. Когда после поражения от «Шальке» разъяренные болельщики толпой пришли на тренировочную базу, он вышел из автобуса и поговорил с ними. Его честность и готовность к диалогу произвели впечатление на недовольных фанатов, и после 20-минутного обмена мнениями отвратительное настроение улетучилось. Болельщики разошлись по домам, поблагодарив босса за уделенное им время. Это была тактика, которая легко могла бы дать обратный результат, но Клопп продемонстрировал не только свое изящество под давлением, но и уверенность в себе.

Он глубоко проникся этим духом, чтобы вывести их из спада. Он знал, что рецепт — это больше терпения, больше поддержки, больше упорного труда: никто другой не сможет сделать это за них. Одна из его любимых фраз — «Отправляйтесь на дикую прогулку»; но «дикий» футбол нуждается в подкреплении дисциплиной. Другими словами, вы должны заслужить свободу сходить с ума. Постепенно его молодые игроки взяли себя в руки и вернулись к победам, поднявшись в таблице на пятое место. Они держались за него до конца сезона. Впервые за семь лет клуб через лигу квалифицировался в еврокубки.

Интерлюдия: Исповедь

Когда я решил написать книгу о Юргене Клоппе, меня взволновала история его преобразования ФК «Ливерпуль». Это был идеальный симбиоз: очарование харизматичного и вдохновляющего тренера и расцвет футбольной команды, за которую я болел большую часть своей жизни. Беспроигрышный вариант. Я, конечно, понимал, что в любой такой книге нужно будет рассказать о ранних годах Клоппа, его семье, вере, швабском влиянии и так далее. Также необходимо проанализировать его карьеру в качестве игрока, а затем и тренера: в конце концов, он еще не полностью сформировался в феномен «Юргена Клоппа». Это означало бы, что нужно было бы изучить тему — немецкий футбол — который до сих пор был если не закрытой книгой, то редко доступным для ознакомления. «Майнц», «Боруссия Дортмунд», последние 20 лет Бундеслиги: это было бы домашним заданием. За исключением того, что они были связаны с жизнью Клоппа, я не испытывал к ним никакого интереса. Это были просто остановки на пути к октябрю 2015 года и его прибытию на «Энфилд», где началась настоящая история.

Именно так я и думал, когда начинал. И это было моей самой большой ошибкой.

Когда-то давно я помню, как моя подруга достала альбом с семейными фотографиями, чтобы показать мне, и мой взгляд с жадностью упал на снимки любимой женщины в детстве, подростковом возрасте, студенчестве — на всех этапах ее жизни, которые я пропустил. Меня угнетало не просто чувство меланхолии, а зависть к тем людям, братьям и сестрам, кузенам и друзьям, которые знали ее в те нежные годы. Тогда я еще не знал, что Филип Ларкин, лауреат утраченных вещей, написал знаменитое стихотворение именно на эту тему, оплакивая женщину на фотографии, «неизменно прекрасную там», которую он никогда не узнает.

Я бы не сказал, что, наблюдая за тем, как Клопп поднимается к вершинам славы, я сожалею об упущенном, но я жалею, что в то время не был рядом с ним — в частности, в дортмундские годы. Я так много читал, так много смотрел видеороликов с участием этой команды в период с 2008 по 2015 год, что, оглядываясь назад, чувствую себя почти их фанатом. Игроки, расцветшие при Клоппе — Хуммельс, Суботич, Ройс, Гетце, Кагава, Левандовски, Гросскройц, Шахин и другие — с запозданием, героически оживали для меня, далекого от них. Я даже проникся любовью к этой черно-желтой форме в ее различных вариантах, а окантовка и шевроны каким-то образом перекликаются с полицейской лентой (DO NOT CROSS — НЕ ПЕРЕСЕКАТЬ). Я также радуюсь, когда вижу, как «Бавария» терпит поражение, хотя это уже практически произошло. А там, на задворках, знакомая фигура Клоппо — другие очки, более длинные волосы [Клопп обновил не только зубы. Пересадка волос, которой он подвергся, была во всех новостях в Германии. Его любимый протеже Марио Гетце, пишущий в журнале The Players' Tribune, вспоминает, как столкнулся со своим менеджером в Дюссельдорфе летом 2012 года. Совершенно не смущаясь, Клопп сказал ему, что пришел к специалисту для пересадки волос. Он улыбался, рассказывая мне об этом — как круто он будет выглядеть и все такое. А когда он уходил, то подмигнул мне и сказал: «Марио, не волнуйся, я сохраню номер телефона». Я спрашиваю: «Что вы имеете в виду?» Он сказал: «Номер врача. Я сохраню его для тебя. Через несколько лет он может тебе понадобиться»». Клопп продемонстрировал свои восстановленные локоны на товарищеском матче в Кельне в январе. «Да, это правда. Мне пересадили волосы, — сказал он журналистам. — И я думаю, что результаты получились очень крутыми, а вы?» Вместо того чтобы пытаться замять свой тщеславный проект, он свободно шутил о нем, вновь показав себя живым воплощением того, что французы называют être bien dans sa peau [С фр.: Чувствовать себя хорошо по отношению к себе, прим.пер.]], но все тот же гиперактивный человек с песнями и танцами, бегающий туда-сюда по бровке и бьющий кулаками по воздуху. Есть фотография, на которой он запечатлен во время прыжка в форме звезды, и она напоминает Пита Тауншенда в его прыжке на сцене с группой The Who.

По правде говоря, мне нравится наблюдать за BVB, потому что Клопп чувствуется повсюду: в их быстрых движениях, в их единстве, в их бескорыстном прессинге. Более того, вы можете проследить развитие событий, происходивших на «Вестфаленштадионе», до того, что произойдет на «Энфилде». Все здесь — только названия разные. Мне просто жаль, что я не был свидетелем тех хороших времен воочию.

*

Шестое и пятое места в его первых двух сезонах — неплохая отдача за веру, вложенную в него в «Дортмунде». Вибрация, исходящая от «Сигнал Идуна Парк» — другое название «Вестфаленштадион» — ощущалась во всей Бундеслиге: назревало нечто грандиозное. Клопп к этому времени собрал очень хорошую, очень плотную команду молодых игроков, которые следовали за ним «как ученики Иисуса». Это были игроки, которые еще не раскрыли свой потенциал и жаждали проявить себя. «Мы точно знали, чего от нас хочет тренер, — сказал Хуммельс, — и играть так было очень весело». Кампания 2010/11 началась не слишком удачно: BVB проиграл дома леверкузенскому «Байеру» со счетом 0:2. Однако она и заключительная игра Hinrunde — первой половины сезона — станут их единственными двумя поражениями в 17 матчах. Удивительно, но в остальных 14 матчах они одержали победы и один раз сыграли вничью. Их быстроногая игра в прессинг полностью сформировалась. К январю они оторвались на 12 очков и, казалось, могли дойти так до конца. Но Клопп пресек преждевременное празднование. «Мне нет никакого дела до таблицы», — сказал он. Он снял давление со своих игроков, настаивая на том, что они будут думать по одной игре за раз: эту же мантру он возьмет на вооружение десять лет спустя, в «Ливерпуле».

В конце февраля 2011 года состоялся решающий матч с «Баварией». BVB уже 20 лет не выигрывал в Мюнхене, а «Бавария», воодушевленная выездной победой в середине недели над «Интером» в Лиге чемпионов, была в приподнятом настроении. Председатель совета директоров Ули Хёнесс предсказывал победу на «Альянц Арене» с разницей в два и более мяча. И он угадал — за исключением того, что победа досталась «Дортмунду», 3:1. Их первый гол был фирменным от Клоппа, неожиданный гегенпрессинг: Гросскройц отбирает мяч у зазевавшегося Швайнштайгера в глубине поля «Баварии» и выдает безупречный пас на ход Барриосу, который переправляет мяч мимо вышедшего вперед вратаря. Через несколько минут «Бавария» сравняла счет, но даже при 70-процентном владении мячом они не смогли справиться с резким бегом BVB и обороной от атаки. Знаменитая победа была достигнута благодаря невероятному удару Нури Шахина с левой ноги и удару Матса Хуммельса головой во втором тайме. «Лучше не бывает», — сказал Клопп, добавив, что в последний раз, когда «Дортмунд» одержал победу в Мюнхене, «мальчиков еще кормили грудью».

Когда до конца оставалось десять матчей, это был огромный психологический подъем. «Бавария» была выбита из колеи, причем дома, и неубедительные попытки Хёнесса вывести Клоппа из себя были отброшены. Несмотря на поражение 0:1 от «Хоффенхайма» и ничью дома с «Майнцем», дортмундцев никто не сломил на их пути к чемпионскому титулу. Клопп отметил десять лет работы на тренерском поприще, достигнув вершины дерева. Но не только стиль, но и содержание триумфа его команды произвели впечатление. Они стали чемпионами благодаря своему плавному, изобретательному футболу, который приводил в восторг толпу и заставлял соперников выглядеть очень громоздкими. Когда в мае они подняли трофей, Клопп сказал: «В такой день понимаешь, что в Дортмунде футбол — это не просто приятное развлечение, а главная достопримечательность. Мужчины и женщины этого города — и это я по-настоящему понял в воскресенье — так же сильно поддерживают BVB в плохие времена, как и в такие».

Этот уровень лидерства придется испытать на прочность, когда наступит сезон 2011/12. Один из старых футбольных трюизмов гласит, что сложнее завоевания титула может быть только его удержание. Хорошей новостью для «Дортмунда» стало то, что их состав за лето практически не изменился. Из постоянных игроков только Шахин был соблазнен, перейдя в мадридский «Реал» Моуриньо за €10 млн. на шестилетний контракт [Это не было счастливым переездом, как и его следующий переезд в аренду в «Ливерпуль» в августе 2012 года. Все начиналось хорошо, три гола в четырех выходах на поле, но стало очевидно, что статный, элегантный полузащитник не подходит для темпа Премьер-лиги. В январе 2013 года он вернулся в Дортмунд транзитом через Мадрид]. Оставленную им брешь заполнил 20-летний Илкай Гюндоган, купленный у «Нюрнберга». Клопп заранее предупредил о том, что ждет впереди: «В этом сезоне у нас будет много проблем, это нормально. В следующий раз, когда мы проиграем, мы посмотрим, какова будет реакция».

Он увидел эту реакцию раньше, чем ему хотелось бы. После победы 3:1 над «Гамбургом» в день открытия сезона BVB потерпел поражение 0:1 от «Хоффенхайма» на следующей неделе. В сентябре они проиграли два матча подряд — берлинской «Герте» и «Ганноверу-96», оба со счетом 1:2. После шести матчей у них было семь очков — худший старт кампании для команды, которая защищает свой титул за последние почти 30 лет. Отчасти проблема заключалась в том, что «Дортмунду» пришлось нести бремя успеха: когда ты на первом месте, все хотят тебя обыграть. Команды стали учитывать прессинг Клоппа и теперь защищались глубже. Ловкость движений, характерная для чемпионского сезона, придется как нельзя кстати. Более того, они упускали моменты: их проворный парагвайский нападающий Барриос, забивший в прошлом сезоне 16 голов в чемпионате, был травмирован.

Клопп и его молодая команда получили урок на высоком уровне Лиги чемпионов. Попав в группу с «Арсеналом», «Марселем» и «Олимпиакосом», они заняли последнее место, набрав четыре очка. Энергичный стиль, который так хорошо зарекомендовал себя в Бундеслиге, оказался невостребованным в Европе, где команды, как правило, более искушенные. Их последняя игра в группе против «Марселя» была особенно неприятной: Ведя в счете 2:1 за пять минут до конца матча, они каким-то образом пропустили не один, а два гола, последний из которых был забит Вальбуэна на 88-й минуте.

Однако на внутреннем фронте все быстро встало на свои места. Начиная с октября 2011 года, они начали удивительную серию из 28 матчей без поражений, а тем временем обрели нового лидера в лице Роберта Левандовского. После спокойного начала своей карьеры в «Дортмунде», теперь он набрал обороты, начав с хет-трика в разгроме «Аугсбурга» со счетом 4:0. Он же забьет единственный решающий гол в победе над «Баварией» на «Сигнал Идуна Парк», которую дополнительно позолотил Арьен Роббен, не забив в концовке встречи с пенальти, а затем и с игры в пустые ворота. Эта победа позволила им оторваться на шесть очков в турнирной таблице за четыре матча до конца. Но даже в этом случае Клопп проявил осторожность. «До конца сезона может произойти многое», — сказал он. Есть ли в немецком языке эквивалент фразы время «squeaky-bum» [Напряжённая финальная стадия командных соревнований — в русском тоже нет, поэтому так длинно, прим.пер.]?

В итоге они без особого скрипа добрались до титула, одержав четыре победы подряд, включая эйфорическую победу 2:1 над «Шальке». В 34 матчах они набрали 81 очко, что на тот момент было рекордом Бундеслиги. Два титула подряд стали свидетельством не только тактического превосходства Клоппа, но и его тщательного управления командой. В этом отношении Илкай Гюндоган был заметным бенефициаром. В другом клубе тренер мог бы попытаться форсировать развитие только-только пришедшего игрока. Вместо этого Клопп постепенно вводил молодого полузащитника в игру, сдерживая давление на него, пока он не был готов взять на себя ответственность. Сам Гюндоган позже говорил об этом воспитательном подходе и приписывал свое становление как игрока исключительно Клоппу. Способность тренера общаться с игроками тет-а-тет стала чем-то вроде легенды. По его словам, «игроки часто удивляются, когда я встречаю их впервые, что я совсем не говорю о футболе». Он объясняет это следующим образом: я уже знаю, что ты хороший футболист, иначе мы бы здесь не разговаривали. Я хочу знать, каков ты как человек.

Волнения 2011/12 годов еще не были завершены. Дело оставалось за малым — финал Кубка на Олимпийском стадионе в Берлине и шанс «Дортмунду» сделать первый в своей истории дубль. Почти неизбежно их соперником стала «Бавария». Начало матча было невероятным — уже на третьей минуте Кагава забил гол. «Бавария» сравняла счет благодаря пенальти Роббена, а затем Хуммельс вновь вывел команду вперед, также с пенальти. Затем Левандовски взял на себя инициативу и сделал молниеносный хет-трик, два из его голов были ошибками вратаря Нойера, пережившего кошмар. Счет 5:2 им не польстил. «Было много сложных моментов, — сказал Клопп в перерыве матча, — но их спокойное завершение было великолепным. Некоторые из наших голов были произведениями искусства». Это была пятая победа BVB над «Баварией», поставившая точку в выдающемся сезоне. Это, похоже, ознаменовало смену караула, когда «все за одного» Клоппа вытеснили «Баварию», состоящую из отдельных суперзвезд и огромного финансового влияния. Это было похоже на победу романтики над бизнесом.

Иллюзия была недолгой. Бизнес имеет свойство перезагружаться, и «Бавария», уязвленная унижением в Берлине, начала реконструкцию, о которой не мог мечтать ни один клуб Бундеслиги. Летние гигантские траты — включая рекордную для клуба сумму в €40 млн. за Хави Мартинеса из «Атлетико Бильбао» — объявили о своем намерении раздавить всех желающих. К марту следующего сезона «Бавария» лидировала с 17-очковым отрывом, и Клопп, понятное дело, заметил, что мюнхенская «Звезда смерти» просто следовала его собственному плану: «На данный момент это похоже на то, что китайцы делают в промышленности: они смотрят, что делают другие, копируют их, а затем, имея больше денег и игроков, идут по тому же пути». Буквально с ходу «Бавария» набрала 91 очко, на десять больше, чем BVB в предыдущем сезоне, и завоевала титул 2012/13. Они побили множество других рекордов, включая самый большой перевес по очкам (25) над командой, занявшей второе место: «Дортмунд».

За углом ждала еще одна неприятность, фактически двойной удар. Марио Гетце — Супер Марио — объявил о своем переходе в «Баварию». Он с девяти лет был в «Дортмунде», любимый сын и олицетворение молодежной революции Клоппа в клубе. Поначалу никто не мог в это поверить. Клопп сказал Дональду Макрею из Guardian: «Это было похоже на сердечный приступ... как будто кто-то умер. Я не мог говорить». В тот вечер он не смог пойти с женой на премьеру фильма. Гетце станет первым крупным приобретением нового тренера «Баварии» Пепа Гвардиолы. Клопп поговорил со своей уходящей суперзвездой с глазу на глаз и сказал ему: «Ты совершаешь ошибку». Слишком поздно, сделка была заключена. И едва они оправились от шока, как Звезда Смерти нанесла новый удар, на этот раз с размаху переманив у BVB нападающего-талисмана Левандовски. Откуда же придут голы? Настроение в «Дортмунде» стало неожиданно мрачным. Клопп заявил, что «Бавария» поставила перед собой цель «копировать» своих конкурентов и добиваться успеха путем подражания. Но это было еще хуже — это было не копирование, они просто взорвали чертовы двери и украли оригиналы.

На этом неспокойном фоне Клопп привез дортмундцев на «Уэмбли» в мае, чтобы сразиться с «Баварией» в финале Лиги чемпионов 2013 года: дерби Бундеслиги, с чипсами. Фаворитом была «Бавария», хотя большинство нейтральных болельщиков поддерживали BVB. «Мы — клуб, а не компания», — сказал Клопп, пожалуй, с легкой ноткой язвительности. Нейтральный болельщик может предпочесть «Баварию», но «если ему нужна новая история, особенная история, то это должен быть «Дортмунд»». Увы, Гетце, который мог бы сделать финал своим горько-сладким лебединым песнопением, получил травму задней поверхности бедра. Игра проходила в быстром темпе и напряженно, и первые шансы были на стороне BVB. Они пожалели об этих промахах, когда «Бавария» взяла себя в руки во втором тайме: гол Манджукича вывел их вперед на исходе часа игры. Гюндоган сравнял счет с пенальти восемь минут спустя, хотя Клопп был в ярости от того, что защитник «Баварии» Данте, уже имевший желтую, не был удален за фол на Ройсе. Все закончилось пощечиной для «Дортмунда» и нейтральных болельщиков, когда на 89-й минуте Роббен вырвал победу. «Мы должны уважать победу «Баварии», — сказал Клопп после матча. — Не стоит забывать, что многие команды хотели попасть в финал, а «Бавария» по пути сюда разнесла в клочья пол-Европы».

Это было огромное разочарование, но он отнесся к этому философски. Он познал триумф и катастрофу — «двух самозванцев» Киплинга — и научился относиться к ним одинаково. Опасность заключалась в том, что вслед за Гетце и Левандовским с «Вестфаленштадиона» уйдут и другие игроки: богатейшие клубы Европы будут крутиться вокруг них. Может быть, они нацелились и на тренера BVB?

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.

Если хотите поддержать проект донатом — это можно сделать в секции комментариев!