1 мин.

«Десятка» за «десятку»? Как «Ювентус» торгует своим самым важным игровым номером

Не забудьте заглянуть в мой телеграм-канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Спорт и деньги, деньги и спорт. Одно без другого сегодня представить уже невозможно, но с каждым днем не перестает расти удивление от того, сколь велики масштабы экономического влияния на грядущие события в этой сфере. Реклама теперь везде, спортсмены даже нижнее белье не могут выбрать без помощи менеджера, торгующего лицом своего подопечного перед конкретными брендами, а в игровых видах спорта порой и клубного логотипа на футболках не удается разглядеть под толщей титульных спонсорских вывесок разного рода, шрифта, цвета, и размеров.

В этом нет ничего особенно страшного, вполне обычное развитие индустрии в контексте развития технологий и возможностей пользователей выбирать себе интересующую его область концентрации внимания, за которое сегодня приходится сражаться не на жизнь, а на смерть. Футбольная индустрия все глубже погружается в индустрию развлечений, чтобы не потерять своего зрителя: различного рода акции с игроками, перфомансы перед и после матчей с участием именитых деятелей культуры, нестандартный подход к организации наиболее популярных соревновательных мероприятий аля финалы Лиги чемпионов и Чемпионатов мира, а заодно и постоянное увеличение количества матчей, дабы в эфире попросту не оставалось места и пространства для чего-то другого.

Футбольные клубы идут в ногу с миром развлечений, что заметно сказывается на вовлечении денежных средств в жизнь за пределами игры. У каждой команды есть профили в социальных сетях, где футболистов заставляют давать бесчисленные интервью, участвовать в разнообразных вирусных видеороликах, шутить и кривляться на потеху зрителю, увидевшему это в своих рекомендациях. Футбол изо всех сил старается показать, что это не просто 11 мужчин или женщин на траве с мячом, это целая жизнь. В ней есть место документальным мотивационным фильмам об игроках, дурашливым видео в ТикТоке, многочисленным мемам в Твиттере, и так далее. Помимо трофейных соревнований у клубов сегодня появилась куда более весомая задача - сражение за количество пользователей.

Привлечение массовой аудитории влечет за собой приход необычных спонсоров, расширение сфер собственного влияния вне футбольного мира, повышение имиджа собственного бренда, что позволяет получать еще больше денег за пределами стадионов, и разумеется, сами футболисты пользуются всеми вышеозначенными благами наравне с клубами.

До развития цифровых технологий до уровня «всего мира в твоем кармане» о качествах того или иного игрока можно было узнать лишь воочию, отсмотрев его своими глазами непосредственно на поле. До появления такого понятия, как «личный представитель» игрок сам или силами своей семьи договаривался о контрактах, общался с клубами напрямую, решал свою судьбу своими силами по мере собственных возможностей - если, конечно, клуб не вставлял палки в колеса.

Сейчас привлечение игрока в свою клубную структуру - это сложный процесс, требующий соблюдения множества деталей и переговоров с целой армией людей, где каждый так или иначе заинтересован в получении своей доли от будущей сделки. И помимо преференций в виде заработной платы, великого исторического наследия конкретного клуба или его текущего состояния в отношении непосредственно футбольных событий, игроку и агентству, представляющему его интересы важны и другие цифры: какие доходы с медиа пространства, какие проценты и бонусы получит игрок за свое участие в клубных мероприятиях за пределами поля, сколько раз в год ему будут предлагать повышение оклада, какие отчисления причитаются самому агенту в карман, какая аудитория у этого клуба в социальных сетях, как продаются футболки по стране и миру, и еще много разного рода «как» и «сколько».

Заинтересовать молодого талантливого футболиста сегодня - задача не из легких. Конкуренция со стороны грандов крайне высока, ведь подписание контракта с очередным юношей, который «абсолютно точно» станет новым Криштиану Роналду, Лионелем Месси, Джанлуиджи Буффоном и Фабио Каннаваро становится масштабным событием, которое легко продать и на котором можно десятикратно отбить затраты на этого самого таланта.

В этой связи в ход идут излюбленные современными клубными менеджерами приемы: повышенная зарплата с автоматическим продлением контракта на срок в бесконечность, машина от генерального спонсора клуба, свой дом, работа с лучшим в мире спортивным снаряжением конкретного бренда, приемов много.

«Ювентус» не стал исключением и тоже начал довольно часто использовать козыри в переговорах с футболистами. В ход пошла торговля реликтами, от значения которых сегодня почти ничего не осталось - да, речь идет о торговле «десятым номером» на футболке. Номером, имеющим огромное значение для болельщиков клуба, большинство из которых выбрали однажды для себя именно черно-белые полосы не в последнюю очередь благодаря этому номеру и личностям, которые его носили. Как выяснилось, этот козырь здорово усиливает позиции клуба во время обсуждения контракта, и это столь же прискорбно, сколь и обыденно.

Впервые идея торговли именитым номером появилась в «Ювентусе» в начале 80-х годов прошлого века.

Президент клуба Джампьеро Бониперти, по сути первым сделавший «десятку» для туринцев столь величественным номером в контексте личности, которая его носит, получил задание от владельца команды - Джанни Аньелли - привезти в состав настоящую звезду мирового масштаба. Из желаемого списка претендентов сам Аньелли выделил два имени: Диего Марадона и Мишель Платини. Бониперти лег костьми против приезда аргентинца, поскольку не желал видеть в составе пусть и гениального, но все же абсолютно неподконтрольного футболиста, который то и дело попадает в скандалы. От Платини президент тоже был не в восторге, однако в пользу француза говорила его репутация, тем более свои футболисты сами с восторгом описывали Мишеля после встречи с ним в рамках товарищеского матча сборной «всего мира» против чемпионов мундиаля 1978 года - Аргентины.

Кабрини, Тарделли, Каузио и Росси с таким восторгом делились своими впечатлениям о невысоком кудрявом парне, который уже покорил Францию и готов примерить футболку любого клуба мира, став там легендой недостижимого уровня, что у Бониперти попросту не оставалось аргументов. Раз Аньелли попросил, придется бросить на это все свои силы и привезти Платини.

Мишель Платини выбрал «Ювентус» не в последнюю очередь из-за своего деда. Вспоминая период бегства из обедневшего Пьемонта и голод первой мировой войны, чуть не погубивший его семью, Платини возвращался на свою историческую родину на кожаном сидении дорогого черного феррари, за рулем которого сидел президент «Ювентуса».

«Внуку Франческо Платини, простому эмигранту из Пьемонта, который приехал на родину предков, оказывают такой прием, словно он какой-то министр или голливудская звезда… Совершая перелет в Италию для переговоров и вот сейчас, мчась в лимузине, я все время думаю о своем деде. Я горжусь им и тем, что мне удалось приехать сюда, на его родину в качестве звезды…»

При подписании контракта с «Ювентусом» произошел забавный инцидент: оказалось, что никто из присутствующих в комнате не говорит на одном языке. Мишель не знал итальянского, Бониперти - французского, а генеральный секретарь клуба Жюлиано безуспешно пытался принести сторонам извинения за свой досадных промах при организации переговоров. В итоге сошлись на очень нескладном английском языке, пытаясь подбирать слова попроще - Платини всего два месяца пробовал изучать английский на случай возможного перехода в «Арсенал»

В этой связи переговоры о зарплате прошли быстро и упрощенно: договорились о получении 400 миллионов лир (2 миллиона французских франков) за первый год; 440 миллионов лир (на 10 процентов больше) за второй. Так как переговоры проходили 30 апреля посреди сезона, необходимо было выплатить определенную компенсацию французам за досрочное погашение контрактных обязательств. Бониперти настаивал, чтобы Мишель сам оплатил подобный разрыв из собственного кармана. Платини отказался и чуть было не сорвал переговоры, спохватившись лишь в последний момент с гениальной идеей - пусть «Ювентус» оплатит «Сент-Этьенну» за месяц оставшегося контракта сам, выдав это за стажировку, а Платини потребует от своего следующего клуба в пользу «Юве» сумму, двукратно ее превышающую. Бониперти долгие годы рассказывал окружающим эту историю, поскольку Ювентус стал для Платини последним клубов в карьере, и молодой француз элегантно и легко уговорил пожилых итальянских скупердяев заплатить за себя всего за пару минут на ломаном английском.

Помимо заработной платы, которая для Мишеля была отнюдь не главным аргументом в переговорах, от «Ювентуса» впервые в рамках обозначения условий и привилегий прозвучало предложение примерить на себя не просто футболку итальянского гранда, но и номер, прежде носимый самим президентом клуба - Бониперти. Платини не придал номеру особого значения, и тем не менее данный нюанс породил конкретный прецедент.

«Отказавшись от предложения Терри Нейлла, менеджера «Арсенала», в пользу предложения, сделанного мне «Ювентусом», я больше руководствовался велениями сердца, чем требованиями своего кошелька. Имея в виду свое итальянское происхождение, я считал, что мне будет значительно легче адаптироваться в «Юве», чем в английском «Арсенале». Более того, руководители туринского клуба предоставляли мне возможность самому конструировать игру на поле, в то время как с британской стороны условия в этой области оставались неопределенными. Конечно, выбирая роль шефа всего оркестра, я подставлял себя под трансальпийские шипы, особенно в плотной обороне, в которой итальянцы великие мастера. Теперь мне предстояло привыкать к своему телохранителю, который будет маячить у меня за спиной на протяжении всех 90 минут матча. Но ведь ко всему можно привыкнуть… «Ювентус» немало значит в истории футбола и вообще спорта. Среди великих европейских команд «старая синьора» из Турина располагается на верхних ступенях пьедестала, рядом с «Реалом» (Мадрид), «Баварией» (Мюнхен) и «Ливерпулем».

А главным условием, помимо прочего, было разрешение Платини выступать за сборную Франции посреди сезона и вообще во всех возможных турнирах и матчах. Бониперти сперва настаивал на трех дозволенных играх в год, но Мишель вновь был непреклонен - он хотел иметь полную свободу принимать любые приглашения от родной сборной в любой момент. Бониперти открыл бутылку шампанского, разлил по бокалам и поздравил Платини с его контрактом - все условия будут выполнены в полном объеме. Десятый номер если и сыграл свою роль в привлечении Платини, то весьма и весьма незначительную.

Пусть это и был первый звоночек, он по своей сути не имел такого значения: в клубе еще не работала столь масштабная преемственность «десятки», а Платини как раз и стал одним из тех кирпичиков, из которых в будущем оказался выстроен массивный фундамент величия вокруг обычно цифры.

Следующего прецедента пришлось ждать аж три десятилетия.

За это время вокруг футболки сформировался целый культ: Роберто Баджо и Алессандро Дель Пьеро превратили двузначный номер в культурное итальянское наследие. Им вторили и другие именитые футболисты Серии А, выступавшие на позиции оттянутого нападающего с функционалом плеймейкера и носившие тот же номер. Амплуа «десятки» имело основополагающее значении для итальянского чемпионата на рубеже девяностых - начала нулевых, а сам турнир числился в лидерах мирового футбола.

Популяризация номера, который носили Пеле, Марадона, Платини, Бониперти, Баджо, Тотти и Дель Пьеро приобретал воистину сакральное значение. Но с развитием футбола в сторону физического превосходства над тактическими изысками роль «десятки» постепенно терялась на фоне распределения ее функций сразу на нескольких футболистов и отсутствие потребности современных команд в классическом индивидуалисте, который сжат в тиски перед штрафной и не участвует в остальных командных связках. Десятый номер стал больше аргументом в пользу медийной ангажированности в пользу приобщения к культурному наследию, нежели серьезного вовлечения в классический прообраз, и прецедент Платини вновь напомнил о себе.

В 2012 году на заре возвращения «Ювентуса» в стан грандов мирового футбола на пути к череде бесконечных трофейных изысканий закатилась звезда Алессандро Дель Пьеро - человека, ставшего для болельщиков воплощением клубной идеологии и исторической значимости. Многие ожидали вывода номера из оборота и сохранения его пожизненно за одним человеком, но Алекс сам воспротивился подобной идее. По его мнению, молодежь должна знать и помнить, что каждый может однажды получить шанс сыграть под этим номером, иметь возможность стремиться к этому и желать подобного всем сердцем.

Ждать долго не пришлось: руководство «Ювентуса» после подтверждения собственного статуса действующего чемпиона Серии А в 2013 году озадачилось возвращением легендарного номера на поле. 26 июня 2013 года клуб объявил о подписании Карлоса Тевеса из «Манчестер Сити» - известного аргентинского смутьяна, который хоть и был хорош в каждой клубе, чью футболку надевал, но куда чаще попадавший в светскую хронику на правах участника очередного скандала. Казалось, это крайне сомнительный выбор на роль наследника самого Алессандро Дель Пьеро. Но в «Ювентусе» посчитали иначе.

Несмотря на весьма малые затраты по данному трансферу (12 млн евро), генеральному директору Беппе Маротте пришлось сильно постараться, чтобы убедить Карлитоса переехать в Италию. Тевес грезил о возвращении в Аргентину, в родную «Боку Хуниорс», а от европейского футбола Апач заметно устал. И здесь впервые предложение взять себе клубную реликвию имело основополагающее значение. Маротта умело сыграл на ключевой слабости Тевеса - жажде осознания собственной важности, что не нашло места в «Манчестер Сити» и в «Манчестер Юнайтед». Карлос желал внимания, желал признания, и именно в «Ювентусе» получил его сполна, начиная с первого же дня, когда ему предложили стать «следующим после Дель Пьеро».

Прецедент Платини канул в лету. Тевес сходу принялся подтверждать свой новый статус, влюбляя в себя беззаветно и безропотно всех болельщиков «Ювентуса» от мала до велика. В первом же матче Тевес забил гол и подарил Турину Суперкубок Италии. Затем повторил рекорд Баджо - три гола в первых трех турах Серии А. В конце своего первого сезона стал первым после Дель Пьеро футболистом «Юве», забившим в рамках Серии А больше 20 голов за сезон.

В следующем сезоне Тевес вывел команду в финал Лиги Чемпионов, а его гол в ворота «Боруссии Дортмунд» был признан одним из лучших голов сезона в ЛЧ. Фанаты выбрали его «Лучшим игроком года» в «Ювентусе». Болельщики обожали Карлоса, а он каждый свой гол посвящал дочери, танцуя придуманные ею танцы, чем влюблял в себя трибуны все больше и больше. Партнеры также восхищались Тевесом, называя его сердцем и душой команды. «Ювентус» так и остался единственным клубом в карьере Карлоса Тевеса, где он вел себя образцово показательно, демонстрируя сдержанность, терпение и характер истинного чемпиона. Идеальный пример преемственности, сыгравший затем с «Ювентусом» очень злую шутку.

Преемник Тевеса в «Ювентусе» - Паоло Дибала - перешел в команду аккурат под тем же знаменем, что и когда-то сам Карлитос. От аргентинца с польскими корнями требовалось заменить забивного форварда и стать для команды новым символом, правда уже иного значения. Молодость Дибалы сулила руководству блестящее будущее под покрывалом осознания того, что в клубе появился новый символ побед и трофеев, который способен руководить атакой клуба больше, чем пару сезонов - перед ним лежала вся карьера, почему бы не провести ее в «Ювентусе»?

Аналогии следовали одна за другой. Дибала забивал и раздавал многочисленные голевые передачи, был скромен и счастлив, его игра восхищала, а манеры успокаивали и радовали. Ни одного скандала, трофей за трофеем, голевые рекорды - юный Паоло довольно быстро завоевал трибуны и раздевалку, постепенно превращаясь в настоящего вожака победоносной машины.

Начиная как левый атакующий вингер, Дибала все больше уходил ближе к центру, а затем и чуть глубже к середине поля. Его универсальность нередко сказывалась на итоговой результативности, но позволяла тренеру экспериментировать в угоду удобства в использовании той или иной схемы. Дибала - превосходный дриблер с потрясающе поставленным ударом, которым всегда мог забить фактически с любой точки и с любой позиции.

Паоло хорош в игре один в один, резок в узком пространстве, а его способность создавать голы из ничего нередко позволяли вытаскивать почти проигранный матч. Дибала был результативен и со стандартов, в точности повторяя манеру игры своего идола - Карлоса Тевеса. В этой связи повышенная травматичность и долгий выход на пик формы не помешали ему стать незаменимым инструментом в руках Аллегри. А где признание, там и очередной аргумент в пользу сотворения очередного кумира.

В сторону Паоло двинулась очередь из топовых европейских клубов с космическими предложениями. Деньги, слава, признание - причем на порядок больше, чем это возможно в затухающей Серии А. Просто требовалось поставить подпись. Руководство «Юве» осознавало, что игрок вот вот покинет клуб, не сделай тот ему предложение, от которого невозможно отказаться. И в качестве весомого козыря в рукаве «Юве» вновь использовал легендарный номер как приманку. Правда в этот раз касательно продления контракта. Не деньги, нет - символ! Дибала не смог отказать и взял на себя обязанность нести в своих руках клубное знамя, принимая ответственность с осознанием ее веса и значимости.

12 мая 2021 года Дибала оформил свой сотый гол за «Ювентус», став первый футболистом не из Европы, добившимся подобного достижения в Турине. Ему приписывали звание наследника самого Дель Пьеро, фанаты надеялись увидеть, как аргентинец закончить здесь свою карьеру, а каждый новый тренер в первую же очередь объявлял о том, что именно Дибала будет центром его проекта - что не раз выливалось в беззлобные шутки со стороны болельщиков. И словно громом грянула новость о том, что конец куда ближе, чем все ожидали. 15 мая 2022 года Паоло объявил в социальных сетях о том, что он покинет «Ювентус», оставшись навечно благодарным ему за все.

Недоумение нарастало. В последние сезоны было весьма много слухов относительно контракта Дибалы и его завышенных запросов по зарплате, однако никто не мог поверить, что после всего случившегося стороны не сумеют найти компромисс. «Ювентус» не раз пробовал начать переговоры о продлении контракта, а Дибала выражал готовность продолжить выступать за клуб, но затем сие мероприятие вновь и вновь переносилось на более поздний срок.

В итоге «Юве» сделал ставку на приглашение другого подающего надежды футболиста Душана Влаховича, заплатив за того немыслимо высокую цену, а агента Дибалы предупредили о том, что контракт продлеваться не будет.

Причины подобного решения озвучивались самые что ни на есть разные. В первую очередь футболиста обвиняли в чрезмерной гордости и повышенном самомнении - ведь он запросил зарплату в 15 млн в постковидный сезон, когда команда страдала от долгов и вынуждена была прибегать к различного рода лазейкам для проведения других трансферов.

Затем Паоло соглашался лишь на постепенное снижение запросов, что в итоге якобы и выбесило руководство «Юве», отказавшегося продолжать подобного рода переговоры вникуда. Также была озвучена мысль о том, что тренерский штаб банально устал терпеть постоянное отсутствие ключевого футболиста из-за травм, из-за чего приходилось жертвовать многим на поле, распределяя его функции на менее талантливых игроков. Печальное завершение такой красивой истории.

Последний прецедент в истории торговли номером стал настоящим кошмаром для всех болельщиков «Ювентуса».

Потенциальное возвращение Поля Погба для туринских зрителей со всех сторон выглядело многообещающе. После двух лет на четвертых местах, сильного снижения качества в центре поля, и отсутствие креативного полузащитника со времен ухода Миралема Пьянича лишь преумножили ожидания болельщиков от своего бывшего любимца в момент объявления о трансфере. Погба переходил свободным агентом, комиссионные выплаты агенту составили всего 2,5 млн.

Но ключевым аргументом в пользу возвращения оказалось предложение надеть футболку с десятым номером, как когда-то в юности. Пусть первая попытка превратить Поля в классическую «десятку» не увенчалась успехом, теперь все должно было сложиться иначе. В стан клуба возвращался опытный футболист с большими амбициями, и руководство определило его в спасители ситуации. Очень странный выбор с учетом резюме Погба, особенно в части провозглашения его преемником Дибалы, Тевеса, и (о, ужас) самого Дель Пьеро.

Фортуна посмеялась над «Юве», взявшем за привычку толкать свою едва ли не священную футболку во время переговоров о контрактных обязательствах в качестве едва ли не единственного козыря в пользу Турина. Погба подарил команде всего 170 минут игрового времени за два сезона, огромные траты по зарплате, вереницу травм и скандал с допингом. Вот такой он - действующий обладатель звания «десятки Ювентуса».

Меня, как болельщика, больше всего огорчает осознание того, что клуб даже не думает учиться на собственных ошибках. Коммерциализация всего, что попадает под руку и принесение в жертву бренду традиционных ценностей - это дорога к разрушению самоопределения собственного положения в истории итальянского футбола. Некогда важные вещи превратились в предмет торговли, на первый план все чаще выходят медийные личности вместо преданных работяг, а количество лайков превалирует над вкладом непосредственно на поле.

На фоне предстоящего разрыва контракта с Полем Погба появилось множество слухов касательно следующего обладателя многострадального десятого номера. И обозначенная в прессе кандидатура говорит как раз таки в пользу того, что клубу по большому счету все равно на игровой аспект. Куда важнее нынче - новостной охват самого заявления, нежели последующий итог.

Новой клубной «десяткой» руководство намерено сделать юного и перспективного Кенана Йылдыза.

Сам факт того, что юноша отыграл всего несколько матчей на профессиональном уровне и лишь полгода назад дебютировал за «Ювентус» - уже поражает в контексте выбора наследника самого главного номера в истории команды.

Перчинки в историю добавляет факт, что судя по заявлениям журналистов, предложение надеть именно эту футболку вновь прозвучало в момент переговоров о продлении контракта Йылдыза, все таки один из самых видных талантов Европы - явно на горизонте масса желающих переманить подобный кадр в стан своей команды. В очередной раз игровой номер, который демонстрировал бесконечное уважение не просто к игроку, а именно к его вкладу на футбольном поле, стал разменной монетой. Это несколько пугает, но в то же время заставляет полюбопытствовать, куда решение приведет в этот раз.

Вдруг Кенан Йылдыз действительно повторит путь Дель Пьеро? Быть может он даже превзойдет в чем-то своих предшественников? Вдруг мы наблюдаем за рождением будущей клубной легенды, несопоставимой по классу и культурному влиянию ни с кем из «Юве» за всю его историю? Или же получаем очередной медийный пшик ради новостного выхлопа?

Интереса ради, я решил провести у себя на канале небольшой опрос в сторону отношения болельщиков «Юве» к подобной торговле десятым номером. Итоги оказались предсказуемы: безразличие к цифрам на футболке демонстрирует абсолютное меньшинство, что свидетельствует о важности «десятки» для фанатов и по сей день. И пока многие все еще не готовы принять факт обесценивания наследия Алессандро Дель Пьеро. Будем верить в лучшее, но пока ситуация больше разочаровывает, нежели обнадеживает...

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ–КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!

Обязательно поддержите материал, поставив ему плюс.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Решение ценой в Скудетто. Болельщики Ювентуса так и не смогли простить Коллину за чемпионство Лацио в 2000 году

Форрест Гамп, или Швейцарский Экспресс. Карьера Штефана Лихтштайнера, нашедшая свой конец в весьма неожиданном месте

Парола и Panini: история одного черно–белого фотоснимка