Как устроен футбол: открывание в полуфланг
The Athletic. Часть 9 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.
Есть один эффективный прием, когда вы пытаетесь забить гол - получить пас за линией защиты. Обычно это сложно, потому что защитники любят располагаться близко друг к другу перед штрафной и они будут следовать за вами, если вы будете убегать им за спину, показывая отсутствие уважения к вашему личному пространству. Грубо с их стороны, честно говоря.
Однако время от времени задняя линия растягивается. Если вингер получает мяч у боковой линии, защитнику соперника не остается ничего, как сделать глубокий вздох и со слезами на глазах попрощаться со своими партнерами, и затем начать долгий путь к краю фланга. Он выдвигается один. Теперь нападающему легко забежать за заднюю линию, потому что между крайним защитником на фланге и его приятелями в верхней части штрафной появилась дыра. Как будто кто-то схватил защитное полотно с обоих концов и разорвал его по шву.
Забегания/открывания через эту дыру позади защитника под передачу по флангу иногда называют «забегом по шву» (seam run - англ., под «швом» подразумевается боковая линия штрафной площади. Мы обозначим данное понятие, как «открывание/забег в полуфланг»), и это основной строительный блок многих тактик в атаке. Вы уже много лет наблюдали за тем, как «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы совершает такие забеги. Многие команды играющие в позиционный футбол делают это рефлекторно почти каждый раз, когда мяч проходит в ширину. Буквально на прошлой неделе в Лиге чемпионов «Барселона» забила гол с такого забега, а затем «Наполи» забил им зеркальный гол с другого края.
Как только вы начнете замечать этот паттерн, может возникнуть ощущение, что каждый футбольный матч практически «трещит по швам».
Причина, по которой тренеры так любят открывания в полуфланги, заключается в том, что, хоть и существует четыре довольно простых способа их остановить, каждое такое открывание все равно создает свои индивидуальные проблемы для защиты.
Самый распространенный способ защиты от открываний в полуфланг — это опека и преследование игрока, забегающего в разрыв линии, ближайшим полузащитником, который обычно и так следит за своим игроком атаки, способным совершить забегание. Крайний защитник не может выдвигаться за игроком, потому что он уже играет против игрока с мячом широко на фланге. Ближайший центральный защитник мог бы выдернуться и преследовать бегущего, но это оставило бы опасную брешь в зоне створа ворот. Тогда, все ложится на плечи флангового полузащитника, которому приходится падать в линию и становиться дополнительным защитником.
Проблема кроется в распознании ситуации и правильном тайминге. Поскольку опекаемый игрок стартует со второй линии обороны, игроки, располагаясь лицом в поле не всегда могут уследить за развитием забега, и точно знать, когда развернуться и броситься в погоню. Забегающему довольно легко подкрасться к ним сзади и получить фору при открывании в полуфланг. Эта выигранная экстра доля секунды, понадобится ему потом, чтобы подстроится под мяч и сделать навес, прежде чем маркер сможет его накрыть.
Это было ключом к голу «Барселоны» в ворота «Наполи». Когда центральный защитник Пау Кубарси отдал пас Жоау Канселу на левом фланге, Рафинья считал этот сигнал и выдвинулся в полуфланг. Маттео Политано тоже распознал эту ситуацию и в тот же момент инстинктивно начал бежать, чтобы закрыть разрыв - но он был не с той стороны от забегающего, и к тому времени, когда он оглянулся, чтобы посмотреть, начал ли Рафинья забегание, было уже слишком поздно, чтобы включить двигатели и наверстать упущенное.
Вместо того, чтобы преследовать, второй вариант защиты от таких забегов состоит в том, чтобы задняя линия выдвинулась вперед и поймала бегущего в офсайде. Это рискованный маневр в непосредственной близости к вашим собственным воротам - если передача пройдет или вингер решит вместо этого пройти на дриблинге своего опекуна, атака не только будет позади линии обороны, но и поймает их, двигающуюся в неправильном направлении. Другими словами, если вы собираетесь попробовать это сделать, всем четырем или пяти защитникам лучше добиться идеального исполнения.
«Барселоне» не удалось создать офсайд-ловушку, когда «Наполи» ответил собственным голом после открывания в полуфланг. На самом деле, похоже, только Кубарси понимал, что именно это они и пытаются сделать.
Если бы Рональд Араужо и Жюль Кунде выдвинулись в линию к Кубарси, забег Политано оказался бы в комфортном офсайде, но когда они этого не сделали, у «Барселоны» возникли две проблемы: Канселу был на шаг позади убегающего в разрыв, а центральный защитник со стороны мяча безнадежно потерял свою позицию из-за неудачной попытки офсайда. Упс.
Есть еще два метода обороны против забегов в полуфланг, которые не так чувствительны к таймингу оборонительных действий, но оба создают еще большую проблему: они открывают пространство для атаки через центр.
Самый простой способ пресечь открывание в полуфланг — это когда крайний защитник, опекая игрока с мячом, выдвигается к боковой линии и блокирует коридор для передачи. Проблема с этим приемом в защите заключается в том, что он открывает внутренний коридор к воротам. Это может быть риском, на который стоит пойти, если игроку с мячом неудобно идти таким путем, например, если правоногий вингер не хочет открывать мяч, уходя с мячом влево, но в большинстве случаев вытеснение атака в направлении боковой линии и дальше от ворот – это создание оборонительной ситуации 1в1.
В качестве альтернативы, линия обороны может предпочесть выдвинуть центрального защитника на стороне мяча, чтобы закрыть забегающего, вместо того, чтобы отдать преследование ближайшему полузащитнику. Это может показаться естественным, поскольку центральный защитник имеет лучший обзор на открывание и больше шансов занять позицию для блокировки прострела, но для центрального защитника очень рискованно оставлять нападающего открытым перед створом ворот только лишь ради того, чтобы уйти в погоню за забегающим.
«Лацио» в матче Лиги чемпионов на прошлой неделе против мюнхенской «Баварии» совершил оба этих защитных греха одновременно.
Когда Рафаэль Геррейро получил мяч на левом фланге «Баварии», правый защитник «Лацио» Адам Марушич пришел к нему из глубины под таким углом, который заблокировал канал для передачи в направлении полуфланга для Джамаля Мусиалы, но открыл проход к воротам.
Когда он обыграл Марузича, Геррейро остановился и развернулся так, как будто он все равно ждет передачи на Мусиалу, что ввело в заблуждение правого центрального защитника Марио Хила, заставив его выдвинуться и последовать в направлении боковой линии штрафной площади. Поскольку крайний и центральный защитник «Лацио» были убраны с дороги, Геррейро мог свободно отдать пас прямо Харри Кейну в штрафной и взломать оборону.
Большинство открываний в полуфланг не дают на выходе идеального гола после кат-бэка (передача от лицевой линии во второй/третий темп атаки). В большинство случаев забегающий даже не получит мяч — он всего лишь приманка, как Мусиала в этом эпизоде.
Причина, по которой такие команды, как «Бавария», до сих пор совершают на автомате такие забегания при каждой возможности, заключается в том, что они ставят так много важных вопросов перед защитой: должен ли полузащитник преследовать забегающего и терять позицию? Должен ли крайний защитник попытаться заблокировать канал для передачи и открыть путь к воротам? Должен ли центральный защитник выдергиваться из линии чтобы следить за открыванием, или сделать шаг вперед, чтобы попытаться создать офсайд-ловушку?
К тому времени, когда защита сможет найти ответы, они, возможно, уже будут разорваны по швам.
Оригинал текста: https://theathletic.com/5326571/2024/03/16/how-football-works-seam-runs/
Я уж испугался, что у меня галлюцинации