Плотник Морено Торричелли, подаривший «Ювентусу» победу в Лиге чемпионов
В музее «Ювентуса» числится множество трофеев - как национальных, так и европейских. Клуб под руководством именитых тренеров на протяжении долгих лет неустанно пополняет полки новыми чашками, и наверняка продолжит это делать и в ближайшем будущем. Болельщики вспоминают совокупность множества сезонов Серии А, когда «Юве» становился чемпионов, следят за вереницей Кубков и Суперкубков, считают в уме неудачные финалы Лиги чемпионов, когда до победы оставались считанные секунды или сантиметры, раздумывая при этом о несбывшихся надеждах, всегда желая чего-то большего. И неизбежно взгляд каждого посетителя музея падает на самый главный трофей в истории туринской команды, тот, который увенчал эпоху золотого «Ювентуса» и укрепил их лидерство в европейском футболе, создав тем самым мощный толчок в пользу рождения нескольких поколений болельщиков Старой Синьоры - кубок Лиги чемпионов образца 1996 года. Финал, не омраченный трагедией, не обесславленный кровью и трауром. Успех, ставший последним в плеяде великих европейских побед для команды, множество раз тормозившей всего в шаге от заветной мечты. 22 мая 1996 года Марчелло Липпи и его парни смогли сотворить чудо, усмирив потрясающий по качеству игры и составу «Аякс» имени Луи ван Гааля. И пусть единственный гол за туринцев забил Раванелли, а победный пенальти реализовал Владимир Югович, бесспорно главным героем той игры стал человек, для которого столь памятный и немыслимо успешный сезон оказался всего лишь четвертым в его профессиональной карьере. Имя ему - Морено Торричелли: любитель, ставший легендой.
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм-канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Дисциплина в основе порядка.
Вся наша жизнь складывается из вереницы случайных событий, которые в конечном счете и определяют нас, делают нас теми, кто мы есть, собирая общий личностный портрет и обеспечивая богатый жизненный опыт. Судьба, провидение, или фортуна - имен у этой цепочки очень много, но суть всегда остается неизменной. К кому-то она неравнодушна, кого оставляет за бортом успеха. И столь явная избирательность в распределении счастья будто намекает нам на то, что на самом деле ничто не предопределено. Нет никакой силы, толкающей бытие в ту сторону, которая в итоге и окажется правильной. Человек делает свой выбор, создает себя сам, и в конечном счете пожинает плоды собственного труда. И только он определяет, кем в конце пути его запомнят окружающие.
23 января 1970 года в семействе рабочего среднего звена и его молодой супруги из Эрбе, что лежит в пределах провинции Комо, появился на свет малыш, коего нарекли Морено. Отец семейства пропадал на двух работах, забегая домой лишь под утро, чтобы поспать несколько часов, а мать подметала в местной больнице и мыла полы перед приходом ночной смены. Наблюдая за своими родителями, Морено, его старший брат Паоло и сестренка Арианна с детских лет проникались тяготами жизни без денег, перспектив, приправленной вечной погоней за выживанием.
После переезда в Инвериго, чтобы отцу было проще добираться на станцию, где он работал водителем грузовика, Морено нашел для себя новое увлечение после школьных занятий - футбол. Это были дворовые баталии, где ребята постарше проводили время до вечерних сумерек, загоняя до последнего старые тканевые мячи. Приезжего мальчишку сперва никто не воспринимал всерьез, выставляя то на ворота, то используя в качестве бегунка, который просто носится за улетевшим мячом, но спустя несколько месяцев Морено сумел приобрести некоторый авторитет среди старшеклассников, заведя впоследствии на песочно-каменных полях немало друзей. Со многими Торричелли дружит и по сей день, навещая Инвериго, чтобы пропустить с местными бокал вина и прогуляться по знакомым улицам.
В возрасте восьми лет Морено попросил родителей отдать его на вечерние занятия в местную футбольную академию. Мать лишь покачала головой, с ужасом вспоминая тонны грязной одежды своего сына и порванные башмаки, но отец Торричелли сказал свое веское слово: «Мой сын будет заниматься тем, что ему нравится, потому что хоть это ему легко дается».
И верно, пока старший брат Паоло штудировал книги и толстенные трактаты, становясь круглым отличником, Морено слыл глуповатым и простоватым парнем, чей карьерный потолок точно останется за пределами мира науки и образования. Сам Морено нисколько не печалился от таких перспектив, пропадая днями и вечерами на футбольных полях.
Первой футбольной командой юного Торричелли стала академия «Тандерболт Бриенца».
Это было обычное здание с небольшим спортивным залом и близлежащим песчаным футбольным полем. Там дети занимались с младшими инструкторами без лицензии и периодически посещали региональные турниры, где набирались опыта в состязательной деятельности и учились преодолевать конкуренцию. Морено провел в академии 8 лет, считая это своим хобби и местом, где можно выпустить пар, пока брат изводил его дома своим интеллектуальным юмором и неуместной тягой к демонстрации собственного превосходства. И когда в ногах Торричелли появлялся круглый кожаный мяч, он покидал пределы своего сознания и превращался в другого человека. Человека, которым однажды ему суждено было стать.
В 16 лет Морено попробовал обратиться в офис футбольной команды «Комо», предложив свои услуги для молодежной команды. «Комо» в тот момент был на Олимпе своей долгой и богатой истории - сезоны в высшем дивизионе, легендарное 9 место в Серии А, солидные премиальные для такой маленькой команды и большое внимание со стороны общественности. Не удивительно, что к селекции в клубе относились очень серьезно - неопытный и необразованный Торричелли, который заметно уступал в физической подготовке сверстникам, играющим в любительской лиге, их не сильно заинтересовал.
Ему позволили заявиться на несколько товарищеских летних матчей с молодежным составом до 17 лет, но в итоге порекомендовали найти себе другую профессию и попрощались с юношей.
Упустив шанс попробовать свои силы в профессиональной команде, Морено нисколько не расстроился, но к совету прислушался. После школы перспектив было немного, поэтому Торричелли после получения диплома о среднем образовании устроился через связи своего отца на мебельную фабрику, где когда-то трудился его прадед.
Заработок был скуден, но его хватало не только на пропитание, но и на молодежные увлечения: комната Торричелли была сплошь увешана плакатами его любимой рок-группы Black Sabbath, а комод ломился от черных оборванных футболок и аудиокассет с перетянутой пленкой. Весь остаток аванса Морено тратил на покупку железнодорожных билетов - каждые выходные он тренировался на площадках полулюбительских клубов «Фольгоре» и «Оджионо», и даже порой выходил в составах этих команд на регулярные игры регионального чемпионата.
Стремление заниматься любимым делом.
Мечта стать футболистом не оставалась просто мечтой - Торричелли осознанно продолжал упорствовать и забрасывать свои резюме по почтовым ящикам всех известных ему близлежащих клубов. На марки порой приходилось занимать деньги у родителей, но те не рисковали отбирать у своего сына надежду.
В 1990 году, в возрасте неполных 20 лет, Морено Торричелли наконец добился своего - его подписал любительский клуб «Каратезе» на постоянной основе.
Этот, казалось бы, не очень большой карьерный шаг определил всю дальнейшую жизнь выходца из провинции Комо. Но в тот момент это воспринималось вершиной восхождения в рамках досуга, не более. Морено все это время продолжал работать на мебельном заводе плотником и строил планы, исходя из этой профессии, ориентируясь на футбол все еще как на развлечение.
«Я могу похвастаться железной волей. Играя в футбол в молодости, я зарабатывал на нем копейки. Но после работы (а работал я до вечера), собирал сумку и бежал на спортивное поле, чтобы тренироваться. Я занимался как минимум три раза в неделю – иногда едва ли не каждый день. Да, это были большие жертвы, ведь я мог проводить свободное время совершенно иначе. Но сейчас я вспоминаю эти жертвы с удовольствием. Я не жалел бы о том, что делал, даже если бы никогда не стал футболистом в Серии А»
Клуб «Каратезе», что располагался в Ломбардии, тренировал именитый в прошлом футболист Роберто Антонелли. Именно ему принадлежит идея перевести юношу на фланг, где впечатляющая выносливость и безудержная энергия наконец сможет прорвать плотину непонимания, что должен делать либеро. И не прогадал: на фланге обороны Морено проявил себя настолько ярко, что вопрос о его профессиональной деятельности вновь начал вызывать вопросы, только в этот раз в обратную сторону - не стоит ли бросить ремесло плотника и развиваться как спортсмен?
«Я долго играл либеро. У меня была одна задача – увидеть мяч, отобрать его и вынести подальше от ворот. Так я действовал вплоть до момента, когда попал в «Каратезе». Тренером там был Роберто Антонелли, бывший нападающий «Милана», желавший воплотить в жизнь свои смелые идеи, нестандартные мысли. Это был настоящий Сакки низших лиг! Он предпочитал, чтобы защита действовала в линию, а меня поставил на фланг. Пришлось приспосабливаться, и вышло достаточно неплохо»
Преображение подметили не только в «Каратезе»: на играх любительской лиги Серии D Морено привлек к себе внимание скаутов клубов более высокого ранга и качества - в частности «Верона» несколько раз настойчиво названивала в съемную квартиру Торричелли, где он в гнетущем молчании пытался решить, стоит ли бросать работу ради призрачной фантазии, в которую сам пока верил не до конца.
Как выяснилось, нужно было приложить немного больше усилий, чтобы завлечь Морено. И там, где не справилась «Верона», нашелся тот, кому удалось преодолеть препятствие из страха и тревог.
Весной 1992 года спортивный директор команды «Лекко» из Серии С2 Клаудио Джентиле посетил игру своего друга Антонелли. Ему не особо был интересен «Каратезе», но отказывать в приглашении являлось дурным тоном, особенно в части поддержания товарищеских взаимоотношений. Там Джентиле посетило истинное откровение, сравнимое с лицезрением чуда - именно так Клаудио затем описывал свои эмоции от игры Морено Торричелли, буквально разрывающего правый фланг, уничтожая там все на своем пути.
«Вы хотите мне сказать, что до сих пор никто не обратил внимание на этого парня? Почему он все еще ходит в любителях?»
Через неделю после ошеломительного выступления защитника «Каратезе» и яркой победы команды, Джентиле встретился с Джованни Трапаттони, тренирующим «Ювентус». Еще одно теплое давнее знакомство, определившее судьбу человека, никоим образом не связанным ни с кем из них. Джентиле в красках описал увиденное, рассказал о сильных сторонах футболиста, все еще заявленного на любительский чемпионат, его технических навыках, скорости и чтения игры на уровне опытных профессиональных игроков.
Как выяснилось, Джованни уже слышал о Морено, и тут стоило бы вспомнить те самые многократные звонки домой Торричелли, после которых он никак не мог отойти и успокоиться. Речь идет о Франко Ландри, спортивном директоре «Вероны», который не уставал негодовать от того, что ему так и не удалось привезти в свою команду никем пока не замеченное дарование. И вот теперь о том же говорил Джентиле...
Трапаттони договорился с руководством об организации товарищеской встречи с «Каратезе» в рамках предсезонной подготовки. У «Юве» выдался тяжелый сезон, Скудетто в шестой раз подряд уплыло соперникам, в стане команды царило уныние и опустошение, потому Джованни срочно требовалась свежая кровь. А тут столько рекламы и советов - как можно удержаться и не взглянуть воочию?
После очной встречи, где Торричелли съедал с потрохами профессиональных футболистов, не чураясь силовых приемов и скоростных прорывов мимо ничего не понимающих игроков именитого клуба, Трапаттони пошел в офис президента «Ювентуса», чтобы запросить трансфер. Именно так, мировой гранд намеревался усилить основной состав футболистом любительской лиги. Разумеется, руководство не сильно обрадовалось такой новости.
«Впервые мне рассказал о нем спортивный директор «Вероны» Ландри, - пишет Трапаттони в автобиографии. - Морено работал на мебельной фабрике и играл в любительской команде «Каратезе». Увидев его в игре, я вспомнил себя, работавшего в юности в типографии и мечтавшего о «Сан-Сиро». Узнав, что я хочу позвать Морено в команду, Бониперти насторожился: «Сколько ему лет?» - «Двадцать два». - «Я-то думал, это подросток. Извини. Раз он в двадцать два года играет в «Каратезе», у него нет перспектив». Теоретически он был прав, но я все же устроил три товарищеских матча, чтобы проверить Морено в «Ювентусе», и добился его покупки за пятьдесят миллионов лир (сорок пять тысяч долларов)»
Получив приглашение от «Юве» съездить в турне по США в их составе, Торричелли остался в шоке. Не понимая, как подобное возможно, он запросил месячный отпуск на фабрике, обещая закончить незапланированную поездку как можно раньше и затем вернуться на работу. К счастью, это обещание Морено так и не сдержал - «Ювентус» подписал с ним контракт по возвращению из путешествия на западный континент, в миг изменив его жизнь.
Путевка на встречу с успехом.
Самым сложным препятствием на рубеже любительской и профессиональной карьер Морено было отношение к тренировочному процессу. Зачастую футболист не сразу осознает момент, когда футбол превращается в главный смысл существования, и отныне каждая свободная минута будет принесена ему в жертву. Но Торричелли сходу влюбил в себя всю команду, демонстрируя неуемную тягу к совершенствованию, изо дня в день первым приезжая на тренировки и задерживаясь на них до момента закрытия сторожем базы.
«Я был обычным парнем, таких тысячи, миллионы. Играл в удовольствие, посвящал своему хобби немало времени, но никогда не думал, что стану профессионалом. Когда тебе уже за двадцать, даже мечтать о чем-то подобном не приходится»
Ближе всех Морено сдружился с Роберто Баджо. Это было удивительно: главный гений своего поколения и вчерашний любитель сумели сходу найти взаимопонимания, по достоинству оценив сильные стороны друг друга. Роберто опекал в раздевалке новичка, проводил экскурсии по городу, а в свободное время они предпочитали ужинать вместе. Между ними не было пресловутого социального расслоения ввиду статуса: для примера, автомобиль Баджо стоил в три раза дороже суммы, отданной за трансфер Торричелли, а его дом был едва ли не в 10 раз просторнее той квартиры, где ранее жил Морено.
«Баджо – гений, уникальный футболист, непревзойденный мастер. Мне кажется, единственный его недостаток в том, что Роберто всегда был слишком спокоен. Великому футболисту, по моему мнению, нужно вести себя более уверенно, отстаивать свое мнение, а Баджо, к примеру, никогда не пытался спорить с тренером или руководством»
Дебют в профессиональном футболе вышел ярким: 13 сентября 1992 года «Юве» разгромил дома «Аталанту» со счетом 4:1, а Морено вышел с первых минут. Его дриблинг, скоростные навыки и неуемная страсть в работе с мячом едва ли не с первых же минут подкупили болельщиков, которые буквально влюбились в прежде незнакомого им человека, надевшего знаковую футболку сразу после любительской лиги. Необычно, интересно, интригующе!
В команде Морено очень быстро стал «своим парнем в доску». Баджо даже в шутку как-то назвал его «Джеппето», по имени персонажа знаменитого романа о Пиноккио, и это прозвище прикрепилось за Торричелли на всю его футбольную карьеру. Но все же первые два сезона Морено в команде вышли комом, если говорить об общем результате. Несмотря на победу в Кубке УЕФА, что лично для футболиста стало невероятным достижением, руководство было недовольно малым количеством внутренних трофеев, в частности раздражало длительное отсутствие «Ювентуса» в перечне победителей Серии А.
В 1994 году Трапаттони договорился о контракте с «Баварией», и в этот же момент Умберто Аньелли пригласил на пост генерального директора Лучано Моджи.
Перед Моджи стояла непростая задача: ему требовалось перезапустить стагнирующий проект имени Джованни, вернуть идентичность и менталитет «машины по завоеванию трофеев», а заодно пополнить состав футболистами, способными моментально изменить ситуацию к лучшему. Но в первую очередь любому кораблю требуется капитан. Посему Моджи отправился на поиски нового главного тренера, которого нашел на футбольных полях Неаполя, им стал Марчелло Липпи.
Там же он нашел нового лидера обороны Чиро Феррару, затем привез из Португалии Пауло Соузу, из Франции - Дидье Дешама, а из внутренних итальянских резервов в команду подтянули Алессио Таккинарди. Липпи показал себя хладнокровным вожаком, который не терпел пререканий и споров: в свой первый же сезон Марчелло вернул Скудетто в Турин, поругался с Роберто Баджо, и едва не закончил только начавшуюся профессиональную карьеру Морено Торричелли.
Привыкший к спокойному оборонительному, и где-то даже сильно упрощенному игровому стилю позднего Трапаттони, Морено очень тяжело дался переход на рельсы тотального футбола имени Марчелло Липпи. Тренер не принимал оправданий, наказывал за расслабленность и лень, установив настоящую диктатуру в управлении событиями на футбольном поле. Каждый сантиметр газона, каждая секунда матча - все было под контролем, и если кто-то не успевал за этим темпом, мог попрощаться с «Ювентусом».
Сперва Морено никак не мог совладать с переменами, не успевал выполнять все многочисленные установки на матч от Липпи, но слабины не показывал. Когда его отчитывали при всей команде, Торричелли молча кивал, а на следующей тренировке стирал колени в кровь о траву, отбирая мячи, выполняя предписания штаба и бегая в тех зонах, где раньше никогда не играл.
Пот, кровь и слезы - так можно описать превращение Морено Торричелли усилиями Липпи в совершенного защитника, который умел на поле все. Несмотря на несправедливое отношение тренера к лучшему другу Морено - о скандалах с Баджо пересуды ходят по сей день - Торричелли никогда не ставил под сомнение свою личную преданность Липпи, пусть они за пределами тренировочного поля почти никогда не разговаривали.
Усилия окупились сполна: в свой первый же сезон в «Ювентусе» Липпи сумел взять Кубок Италии и завоевать Скудетто, выйти в финал Кубка Италии, и возродить Джанлуку Виалли в виде лучшего бомбардира страны. Под его руководством расцвела будущая легенда клуба Алессандро Дель Пьеро. А Морено Торричелли, проводящий всего лишь третий профессиональный сезон в своей карьере, числился среди лучших защитников Италии.
«Помню чемпионат, когда мы взяли первое Скудетто. Перед матчем с Пармой на Эннио Тардини Виалли обратился к команде: «Ребята, поезд отправляется всего один раз, мы не имеем права на него опоздать!» Сказано – сделано. Мы выиграли у Дукали 3:1 и довели первенство до победного конца. Думаю, это был один из важнейших моментов сезона»
Главная игра всей жизни.
Финал Лиги чемпионов 1996 года во многом стал лебединой песней золотой эпохи «Ювентуса» в том великолепии, что сотворил Липпи в свой первый приход на тренерский мостик. Все европейские газеты отдавали предпочтение соперникам «Юве» - «Аяксу». Даже итальянцы, сжав зубы, считали голландцев бесспорными фаворитами. Но все было далеко не так однозначно. Команду Луи ван Гаала было принято считать фаворитами любого поединка, поскольку то была лучшая в мире команда, взявшая все мыслимые и немыслимые трофеи. При этом большинство поклонников забывало что прежний чемпион в нынешнем сезоне был отнюдь не в том же состоянии, что и год назад.
Франк Райкард завершил свою выдающуюся карьеру на мажорной ноте, Кларенс Зеедорф уехал в Италию играть в Генуе, Эдгар Давидс сидел на чемоданах, общаясь по телефону с агентом в Милане. Помимо этого у «Аякса» перед финалом травмировались Сантос и Овермарс, Райцигера дисквалифицировали, а Патрик Клюйверт все никак не мог добрать форму после операции на мениске.
И в противовес этому будто наевшемуся чемпиону предстал «Ювентус» Марчелло Липпи, чей сезон в Италии отнюдь не был идеален - на первом месте оказался Милан, из Кубка вылетели рано, оставалась лишь одна отрада в виде очередного финала Лиги Чемпионов, где никто не верит в итальянскую армаду. Расклады далеко не самые радужные.
Помимо прочего, «Аякс» был назван и номинальным хозяином финального поединка, поэтому мог выбрать форму, в которой игроки выйдут на матч. Разумеется, голландцы остановились на своих традиционных домашних бело-красных футболках. «Ювентус» был вынужден одеться в выездную желто-синюю форму, которую болельщики уже давно прозвали военной, а самих футболистов - морскими пехотинцами, по аналогии с итальянской армией, где парадная форма морской пехоты выделяется наличием этих цветов.
Итак, вся Европа назвала своего фаворита, Италия с тенью сожаления выбрала сильнейшего, даже игроки начинали сомневаться в возможности победить столь сильного соперника. В триумфе были уверены только двое: Лучано Моджи и Марчелло Липпи. Тренер настолько не допускал возможности поражения и понимал силу своей команды, что накануне игры даже не стал репетировать серию пенальти, а на пресс-конференции еще перед игрой против «Реала» спокойно отвечал, что его команда достойна лишь победы, потому любой соперник падет. Что до Лучано Моджи - именно он создал по крупицам эту команду, зная ее вдоль и поперек, досконально, каждый винтик построенного двигателя. Обман, шантаж, угрозы, подкуп - многое писали и говорили о его методах, но доказан лишь один факт - Моджи собрал чудовищную по силе и потенциалу команду, которую идеально дополнял Липпи.
Даже перед финалом внутри клуба из Турина было множество проблем: Виалли понимал, что его выживают из команды, предлагая пяткратное понижение зарплаты, Верховод и вовсе подписал годовой контракт, но так и не дождался предложения продления. Вкупе с этим весенняя травма легких и операция только усиливали потерю чувства собственной значимости в такой большой команде. Дидье Дешам в очередной раз получил зимой травму сухожилия и вынудил тренера искать альтернативу. Проблем хватало, но накануне игры никто об этом даже не задумывался. На кону стояло нечто большее, чем собственные неурядицы.
За обедом перед игрой в штабе стояла гробовая тишина. Некоторые футболисты ковыряли в тарелках вилками, не притронувшись к еде. Напряжение снял помощник Моджи Грациано Галлетти - по наставлению Лучано он ворвался в столовую с дудкой и начал скандировать: Юве! Юве! Юве! Первым не выдержал Антонио Конте. По словам очевидцев, Граф так хохотал, что свалился под стол, икая сквозь смех. Следующим взорвался Виалли, за которым громогласным смехом зашлась и вся столовая.
Лаки Лучано сотворил шедевр всей своей жизни, к которому двигался столько лет сквозь столько проблем и преград, что именно он заложил первый кирпичик победного настроения, не уходившего из команды до последних секунд матча.
Анализируя финал 1996 года, многие статисты и аналитики любили использовать такие фразы, как антифутбол, убийцы красоты, невыносимое зрелище - это было справедливо, но бессмысленно. Марчелло Липпи осознавал риск игры от себя против такой машины, поэтому принял решение убить на корню любые проблески тотального голландского футбола, тем самым убивая и зрелищность. Вряд ли его хоть как-то беспокоило, что о нем завтра напишут в газетах.
Что послужило аргументом итальянскому тренеру для подобного хода?
Финал прошлого года, где Аякс в прекраснейшем по красоте матче обыграл «Милан» Фабио Капелло. Именно эта игра стала показательной и ключевой для суждения Липпи о безысходности в плане игры против «Аякса» с позиции силы - голландцы были несоразмерно крепче итальянских визави и попросту перебегали их, добив постоянно нарастающим темпом игры. Некоторые эксперты советовали последовать примеру «Панатинаикоса», добившемуся победы в Амстердаме путем контратак и параллельного прессинга, но Марчелло пошел своим путем. Он слишком хорошо знал свою команду и понимал, как ей удобнее сыграть.
Марчелло Липпи поставил схему 4-3-3, где Феррара и Верховод заняли центр обороны, а Пессотто и Торричелли встали по флангам. Основная задача центра обороны была вновь схожа с лекалами Конте и Аллегри при использовании Кьеллини и Бонуччи - один защитник работает по игрокам индивидуально, второй подчищает и перекрывает путь остальным. В полузащите и вовсе располагались чуть ли не лучшие игроки своего времени: Антонио Конте, Паоло Соуза и Дидье Дешам явили собой тот идеал атакующего построения, что стал для Липпи безупречным идеалом. Даже ссора с Конте по приезду Липпи в «Ювентус» не смогла помешать созданию этого великолепного триплета.
Атака большинству фанатов Юве отзовется уколом в сердце, задев самые чувствительные ноты души: Виалли, Раванелли и молодой Дель Пьеро были главным творением того сезона - поскольку Алекс готовился летом переезжать в аренду, Виалли и вовсе хотел уйти зимой, а Раванелли будто потерялся в пучине собственных переживаний, выдав довольно серый сезон. И эту триаду форвардов Марчелло Липпи противопоставил величайшей обороне европейского футбола того десятилетия. И не прогадал.
Голевую атаку запустил Торричелли, который пропустил оба полуфинала с Нантом, а на матч финала вышел с болью в лодыжке, но именно его выброс из аута стал ключевым - Ювентус подхватил мяч после ошибки Франка Де Бура и Раванелли завершил атаку голом.
Гол почти ничего не изменил - «Аякс» продолжал пытаться построить комбинационный футбол в нужном для себя темпе, а «Ювентус» просто срывался с цепи и нещадно лупил аяксидов по ногам. У итальянцев будто не было установки играть, вместо нее - ломать, разрушать и уничтожать. Из всех полевых футболистов «Ювентуса» только Алессандро Дель Пьеро не принимал участие в избиении, стараясь напомнить болельщикам, что его клуб все же умеет играть и в обыкновенный футбол, без грубости.
Время от времени «Аякс» вырывался из бесконечной череды насилия в центре поля и доходил до ворот Перуцци - тут же становилось жарко. Там, где не справлялся вратарь, его всегда страховал Торичелли, выбрасываясь на мяч всем телом, не щадя себя под ударами. И при всем при этом ответный гол стал даже большей неожиданностью, чем первый - Франк Де Бур не очень удачно пробил штрафной, но Перуцци будто стал клевать носом, лишь в последнюю секунду вспомнив про летящий мяч, поэтому вместо того, чтобы его поймать, голкипер просто отбил перед собой. Этим тут же воспользовался быстрый Литманен и сильнейшим ударом вколотил круглого в ворота.
Марчелло Липпи в ярости начал кричать на игроков и подбежал к помощникам. Невероятная игра всей линии обороны «Ювентуса» дала маху всего на одну атаку - и получила нелепый по содержанию гол. Проклятье финалов Лиги Чемпионов тут же напомнило о себе, и все комментаторы начали наперебой вспоминать неудачи клуба в ключевых играх прежних лет.
Пессотто и Торичелли начали меняться флангами, приводя атаку «Аякса» в ступор. Однако вдруг у Морено свело ногу и от усталости начались судороги, пришлось выпускать замену и окончательно переводить Пессотто на непривычный для него противоположный фланг. А часы все тикали, матч близился к концу.
Надвигалась серия пенальти, в которую так не верил Марчелло Липпи. На последних секундах «Ювентус» создал шикарную атаку, Югович прострелил на Дель Пьеро и тот почти в упор изо всех сил бьет в угол. Трибуны взорвались криком, но это были голландцы - Ван дер Сар взял этот мяч. Комментатор Бруно Лонги еле сдерживался, чтобы не начать ругаться в прямом эфире, а ведь это заядлый болельщик Интера испокон веков. Вся Италия стояла на ногах и переживала за своих игроков. Но прозвучал свисток арбитра - лотерея серии пенальти должна была определить судьбу команд и окончательно укрепить веру в проклятье, либо в его отсутствие.
Последним к мячу подошел Югович. На его лице читалось просто невероятное спокойствие, Владимир даже умудрился улыбнуться. Где-то в Косовске-Митровице совсем маленький Милош Красич вместе с другом прильнут носами к экрану телевизора и начнут мысленно мечтать о Ювентусе именно в этот момент. Не глядя на вратаря, Югович спокойно разогнался и вонзил правой ногой мяч в левый от себя угол ворот со снайперской точностью.
Лучшим футболистом матча эксперты, журналисты и болельщики единодушно признали Морено Торричелли. Его игра в тот день затмила своей красотой всю его прежнюю карьеру, став эталонной величиной, на которую и по сей день можно смело равнять качество работы футболистов оборонительного характера, причем необязательно только «Ювентуса».
Будто подтверждением, пусть и с небольшим оскорбительным оттенком, стало решение из всей команды «Юве» проверить на допинг после игры именно Морено. У проигравшего «Ювентусу» «Аякса» жребий вытянул молодой Патрик Клюйверт. Увидев Морено, голландец пошутил: «Ну, слава богу! Ты все-таки попался», намекая на то, что на протяжении всего матча итальянец без устали мотался по всему полю.
Морено всегда очень раздражался, когда речь шла о подозрении на допинг. Это обесценивало весь труд и те усилия, что игроки вкладывали в победу: «У нас были безумные тренировки. Вентроне (тренер по физподготовке) заставлял нас качать пресс 500 раз за 15 минут. Игроки буквально блевали от его нагрузок. И когда кто-то заикается про допинг - пусть попробует сделать все то же самое»
Завершение ярчайшей истории становления легенды.
Тяга к развитию не оставляла Торричелли даже на закате его карьеры. Теряя в форме и технике, Морено продолжал со всей страстью отдаваться игре, чем подкупал болельщиков даже после невзрачных игр, коих становилось все больше.
В 1998 году Торричелли не смог выдержать растущей конкуренции в обновляющемся составе «Ювентуса», и принял решение попробовать показать себя в команде с чуть менее громкими амбициями, где игра в футбол могла вновь превратиться в удовольствие, а не сумасшедший вихрь тотального уничтожения всех и вся.
Вновь на авансцену вышел Трапаттони: итальянского специалиста взяли в «Фиорентину», где он первым делом решил обновить линию обороны. Морено с улыбкой принял приглашения того, кому был обязан абсолютно всем, и за мизерную зарплату стал на следующие четыре сезона оплотом крепкой обороны Джованни. Не в последнюю очередь благодаря Морено «Фиорентина» перед последующим кризисом смогла напоследок подпрыгнуть на самый верх собственных амбиций и завоевать Кубок Италии в 2001 году.
Последующая распродажа игроков и абсолютно провальное по качеству управление большой командой со стороны руководства разочаровали Торричелли, и он покинул Италию, перебравшись на один сезон в Эспаньол. После этого последовал невзрачный сезон с Ареццо, и на сим Морено Торричелли повесил бутсы на гвоздь, подведя итог событийной карьеры недавнего любителя, ставшего футболистом «Юве» прямиком из цеха мебельного завода.
Морено Торричелли олицетворял дух победного «Ювентуса» - менталитет, который позволяет невзирая на невзгоды всегда идти вперед, не обращая внимания на препятствия и проблемы. Никто не преподнес Морено успех на блюдечке, он сам сделал все, чтобы достичь его несмотря ни на что. И сегодня биография Торричелли должна быть вписана золотыми буквами в анналы истории «Юве», а затем размещена рядом с главным трофеем клубного музея:
«Плотник Морено Торричелли, подаривший «Ювентусу» победу в Лиге чемпионов»
Лично для меня фигура Морено была и остается едва ли не монументальной в определении тезиса о том, что «Юве» - это синоним слова «победа». Любовь, азарт, страсть - все это неотъемлемые составляющие любого соревнования, но всегда в основе заложен инстинкт стремления к победе. И посему с удовольствием заключаю, что Торричелли был едва ли не самым любимым моим футболистом, разумеется после могучего Алессандро Дель Пьеро. И в юношестве мне подарили прекрасный аксессуар, с которым я не расставался много лет, и который напоминал мне о звездах, которым не чуждо ничто человеческое: дурашливое фото с моими любимыми легендами, простоявшее в рамке всю мою общажную жизнь и вызывавшее улыбку каждого, кто захаживал ко мне в гости.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ–КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
Обязательно поддержите материал, поставив ему плюс.
Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:
• Парола и Panini: история одного черно–белого фотоснимка
• Развод по–итальянски. Распри между Бонуччи и Ювентусом – как следует прощаться с легендой?
• Лудомания и долги. Николо Фаджоли попал в переплет, и теперь игрок отстранен на 7 месяцев от футбола
• Эпидемия травм в европейском футболе. Перед матчем с Интером у Ювентуса катастрофа в центре поля
Источники работы:
https://en.wikipedia.org/wiki/Moreno_Torricelli
https://www.meetingrimini.org/en/personaggi/torricelli-moreno-2/
https://thesefootballtimes.co/2017/02/08/the-footballing-fairytale-of-juventus-cult-hero-moreno-torricelli/
https://seriea.forum2x2.ru/t918-topic
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/harryhole/3073385.html
Никита наконец-то написал своего любимого футболиста Юве и сделал это с огромным вкладом не только физических, но и душевных сил! =)
Ностальгия...
Утренняя итальянизация получилась))
Огромное спасибо!