Первая ЛЧ тренера Анчелотти: отверг Баджо ради Кьезы, защитил Креспо от хейта, назвал Буффона «Роналдо среди вратарей»
Денис Романцов – о «Парме» 1996-1998.
Летом 1996-го в «Парме» ждали не Анчелотти, а тренера, который завершил его карьеру игрока, – Фабио Капелло. В 1991-м он сменил в «Милане» Арриго Сакки и сделал в центре поля ставку на Деметрио Альбертини, а Анчелотти упрятал в запас.
Тот обиделся и стал помощником Сакки в сборной, а через год после ЧМ-1994 возглавил «Реджану», которая через компанию «Джильо» спонсировалась «Пармалатом» и де-факто была фарм-клубом «Пармы».
После вылета из Серии А «Реджана» позвала Анчелотти, по его же словам, как знаменитого футболиста и местного паренька. В сборной он в основном анализировал матчи с трибуны, и мало кто представлял себе его тренерский потенциал.
У него не было ни штаба помощников, ни тренерской лицензии. Тогда Карло открыл справочник лицензированных тренеров и позвал безработного Джорджо Часкини, который на 20 лет стал его правой рукой.
В первых семи турах «Реджана» набрала четыре очка, и после 1:4 от «Пескары» президент Лорис Фантинель уволил Анчелотти, но через пару часов передумал и дал последний шанс. Через неделю «Реджана» обыграла «Венецию» благодаря дублю полузащитника Пьетро Страды и начала восхождение.
Тем временем семья Танци, управлявшая «Пармой», разочаровалась в Невио Скале. Тот вывел клуб в Серию А и в первой половине девяностых взял два еврокубка, но в чемпионате не финишировал выше третьего места.
Договорились с тренером-чемпионом Капелло, но в последний момент Фабио передумал. Со слов его помощника Винченцо Пинколини, Капелло смутила перспектива тренировок в парке Читтаделла – базы «Пармы» не имела.
Пресс-атташе той «Пармы» Джорджо Гандольфи называл еще одну причину. Тренеру обещали Ривалдо, Кафу и Роберто Карлоса – звезд «Палмейраса», входившего в империю «Пармалата». Но при их переходе в «Парму» компания Танци ничего бы не заработала – выгоднее было продать другим клубам.
Короче, из-за всего этого Капелло отказался и выбрал «Реал». Другие топ-тренеры были недоступны, зато под рукой, в подконтрольном клубе, был Анчелотти, давний знакомый спортивного директора «Пармы» Рикки Сольяно.
Анчелотти не знал новичков «Пармы», а главный из новичков не знал Анчелотти
Анчелотти вернул «Реджану» в Серию А, прослыл перспективным тренером и охотно переметнулся в одну из лучших команд страны. К тому же Парму он считал вторым домом: начал там профессиональную карьеру, наиграл на приглашение в «Рому». Да и вырос неподалеку, в Фелегаре.
Из игроков, которых связывали тогда с переходом в «Парму», Анчелотти знал только Ривалдо, но легко смирился с его недоступностью и взял Страду из «Реджаны».
Других новичков Карло, как сам признавался, не видел в деле до лета-1996: речь о Креспо, Тюраме, Зе Марии, Браво, Амарале и Вероне, которого взяли из «Боки» по той же пармалатовской линии, но отдали «Сампдории» как часть компенсации за форварда Кьезу.
Забавно, что самый статусный новичок – 24-летний защитник «Монако» Лилиан Тюрам – тоже ничего не знал о Анчелотти. Весной 1996-го его звали в «Юве», но он выбрал «Парму», услышав, что на его трансфере настаивает Фабио Капелло.
«Когда я приехал в Парму, тренером был не Капелло, а совершенно неизвестный мне Анчелотти, – говорил Тюрам. – Не было и Ривалдо с Кафу. Даже президент сменился [Джорджо Педранески улетел в Аргентину за Креспо, а по возвращении узнал, что клубом теперь управляет Стефано Танци – сын главы «Пармалата»].
Анчелотти настаивал на тактической строгости, и на поле я постоянно слышал: «Вперед!» и «Назад!» Во Франции я не привык к такому количеству указаний – после каждой тренировки болела голова.
Мне еще повезло, что я вкалывал меньше других игроков, так как только что приехал с Евро-1996. Ребята бегали так, словно готовились к марафону. После очередного кросса в лесу французский полузащитник Даниэль Браво сказал мне: «Они сумасшедшие!»
Роли игроков строго прописывались. Любая импровизация исключалась. После 0:0 с «Пьяченцей» во втором туре испуганный Анчелотти сказал мне: «Что ты делаешь? Ты слишком рискованно выводишь мяч из защиты. В Италии так не играют».
В декабре 1996-го Анчелотти плелся в зоне вылета и чудом избежал увольнения. А через полгода вышел в ЛЧ
Тюрам начал сезон-1996/97 в паре с Нестором Сенсини, а его будущий многолетний партнер Фабио Каннаваро курсировал между запасом и левым флангом защиты и даже был близок к возвращению в «Наполи» в обмен на Роберто Айалу. В схеме 4-4-2 не находилось места и Джанфранко Дзоле – его отпустили в «Челси».
«Мы тренировались уже не в парке, а рядом с городской тюрьмой, – вспоминал в автобиографии Дино Баджо, которого Анчелотти прекрасно знал по сборной и летом 1996-го не отпустил в «Милан». – Это не мешало нам сплотиться вокруг нового тренера, но результаты были так себе».
К Рождеству 1996-го «Парма» шла пятой с конца, и на праздничном ужине Танци сообщил Анчелотти: «Если не обыграешь «Милан» – уволим».
Позже Карло сказал игрокам: «Если есть претензии ко мне – выскажитесь откровенно. Бессмысленно ждать моего увольнения. Я сам попрошу Танци об отставке, если пойму, что вы против меня».
Откликнулся только ворчливый нападающий Алессандро Мелли – в кубковой игре с «Пескарой» он забил первый мяч «Пармы» Анчелотти, но потом был лишь сменщиком Креспо и Кьезы: «Надеюсь, вас уволят, – сказал Мелли. – Тогда я наконец-то буду играть».
Накануне матча на «Сан-Сиро» с командой Сакки Анчелотти выпил с помощниками шампанского в отеле Doria – предвкушал увольнение. Но и «Милан» был в кризисе. Только что купленный в «Брюгге» вингер Марио Станич замкнул перед перерывом подачу правого защитника Зе Марии, и «Парма» победила 1:0.
«Станич обожал ставки и часто был нашей мишенью, – вспоминал латераль «Пармы» девяностых Антонио Бенарриво. – Однажды после обеда, когда все налопались, я сказал Марио, что съем вторую порцию пасты.
Каннаваро раззадорил его, и Станич поставил огромную сумму на то, что еще одна тарелка в меня не поместится. Он плохо меня знал. И проиграл».
«Парма» же поднялась в марте 1997-го на второе место, но проиграла «Ювентусу» борьбу за чемпионство.
«18 мая мы обыгрывали «Юве» 1:0, но Коллина поставил нелепый пенальти, когда Вьери упал после борьбы с Каннаваро, – заявил Анчелотти. – Я крикнул судье: «Молодец!» и нарвался на удаление. «Я прочел по губам, что ты обозвал меня идиотом», – объяснил Коллина. – «Ошибаешься. Я лишь подумал, что ты идиот».
«Да, спорный пенальти, – согласился Буффон. – Но я все равно запомню сезон-1996/97. Он научил меня важности командного духа.
У нас была не только мощная основа, но и прекрасная скамейка – с моим другом Симоне Бароне и легендарным шведом Бролином, который вернулся из Лидса потяжелевшим на 12 кг. Это было чудесное время».
Когда Танци договорился с Баджо, Анчелотти сказал, что не видит Роби в 4-4-2, а Кьеза пригрозил уходом в «Барсу»
Под Лигу чемпионов-1997/98 «Парма» звала Роберто Баджо и Пепа Гвардиолу, которого Анчелотти называл испанским Альбертини.
Пеп считал оскорбительной зарплату, предложенную «Барсой», и подписал предварительный контракт с «Пармой». Но вскоре Роналдо ушел в «Интер», и босс «Барсы» Нуньес заподозрил, что с такими потерями проиграет выборы президента клуба. Поэтому удержал Пепа, дав больше денег, чем тот просил изначально.
А Баджо никто и не удерживал. Он не входил в планы вернувшегося в «Милан» Капелло и договорился о переходе в «Парму» со Стефано Танци. Но, как и в случае с Дзолой, Анчелотти не видел свободолюбивого плеймейкера в строгой схеме и предложил роль конкурента Кьезы и Креспо. Баджо отказался.
«Годы спустя я пожалел об этом, – говорил Анчелотти, которого летом 1997-го прозвали третьим антиБаджо-тренером после Сакки и Капелло. – Со временем я понял, что надо быть гибче. Великим игрокам всегда можно найти место в команде.
В «Парме» я считал схему 4-4-2 идеальной, но это не так. Будь у меня машина времени, я бы вернулся и подписал Баджо».
Правда, громкий трансфер сорвался не только из-за Анчелотти. Римский журналист Коррадо Дзунино писал: узнав, что «Парма» назначила время презентации Баджо, лучший бомбардир команды в сезоне-1996/97 Энрико Кьеза попросил агента Винченцо Рисполи: «Перезвони ребятам из «Барсы». Я поеду туда».
В итоге Баджо ушел в «Болонью», Кьеза остался, а спортивный директор «Пармы» Сольяно подал в отставку.
Вместо Баджо дублерами Креспо и Кьезы стали лучший бомбардир МЧМ-1997 Адаилтон и Филиппо Маньеро из «Вероны» – еще одного клуба-сателлита, которым руководил бывший гендиректор «Пармы» Джамбаттиста Пасторелло.
В первом матче предсезонки с любительским «Вальдинье» (15:0) они выступили интригующе: Маньеро забил три мяча, а Адаилтон – семь.
«Анчелотти выстроил искренние отношения и с основными игроками, и с запасными, – отметил Маньеро. – Я не пожалел, что пошел в «Парму» дублером Кьезы и Креспо, потому что и в этом статусе забил четыре мяча в десяти [официальных] матчах».
В «Парме» Маньеро проводил свободное время с экс-партнером по молодежной сборной Дино Баджо: «После домашней игры с «Видзевом» в квалификации Лиги чемпионов Пиппо повез меня в Падову, – вспоминал Дино. – На заправке я попросился за руль и разогнался до двухсот километров.
Сзади замигали фары, и я решил, что кто-то вздумал нас обогнать. Оказалось, это была дорожная полиция. Нас отвезли в участок, жестко отругали, но отпустили в обмен на майки «Пармы». Правда, на следующий день наше задержание попало в новости».
Был риск, что первый матч «Пармы» в ЛЧ не покажут в Италии. В последний момент трансляцию купили за 330 тысяч долларов
Противостояние с «Видзевом» началось в Лодзи. Перед вылетом на игру Анчелотти получил новый контракт – до 2000 года – и ответил польской легенде Серии А Зиби Бонеку, который критиковал допуск в ЛЧ команд со второго места: в том сезоне впервые участвовали не только чемпионы.
«Это уже не футбол! – возмущался Бонек. – Теперь важны не титулы, а деньги».
Анчелотти парировал: «Если мы не заслуживаем участия в турнире, «Видзев» нас выкинет. Я дважды брал Кубок чемпионов с «Миланом» и понимаю прелесть того турнира, но ЛЧ – это другое. По смыслу она ближе к Суперлиге, о которой Берлускони говорил несколько лет назад».
«Парма» прилетела в Польшу без травмированных Станича, Мелли, Аполлони и Зе Марии, а также дисквалифицированного Браво. Но тревожило и другое. Mediaset не могла договориться о покупке телеправ. Был риск, что первую игру «Пармы» в ЛЧ не покажут в Италии (а до Лодзи добралось всего сто итальянских болельщиков)
«Будь на нашем месте «Милан», «Юве» или «Интер» – такой проблемы бы не возникло», – кипел перед игрой Энрико Кьеза, находившийся под двойным давлением.
Все вокруг обсуждали, что он не пустил в «Парму» Баджо, при этом не забил в товарищеских матчах. В отличие от того же Баджо и Филиппо Индзаги, которого «Парма» не вернула после суперсезона в «Аталанте» (стал лучшим снайпером Серии А), а продала «Ювентусу».
Кьеза ответил критикам хет-триком в Польше, а игру все же показали по Italia Uno – телеправа в последний момент купили за 330 тысяч долларов.
«Про меня говорили, что к 26 годам я не играл в ЛЧ, – говорил Энрико после 3:1 в Лодзи. – Ну вот я и сыграл. Было бы обидно, если бы мой дебют не увидели в Италии. Если после этого мы проиграем дома 0:3, то заберемся на крышу стадиона и бросимся вниз».
Между двумя матчами с «Видзевом» команда Анчелотти проиграла товарняк «Наполи». После 1:2 на «Сан-Паоло» (с голом Адаилтона) журналисты остановили в микст-зоне Фабио Каннаваро.
– Каково играть с Тюрамом?
– Как бы я ни играл, он выглядит сильнее. Мне не хватает его хладнокровия. Он редко фолит, а я иногда теряю голову и по-глупому нарушаю правила.
– Вы с Тюрамом – лучшая пара защитников Серии А?
– Мы хорошая пара, которая еще ничего не выиграла. Лучшие – те, кто побеждают.
– Гвардиола или Верон решили бы проблемы «Пармы» в центре поля?
– Надеюсь, они пожалеют, что не попали в «Парму» [Верон придет через год]. Но мне жаль, что эти трансферы не состоялись.
– У вас сохранился состав прошлого сезона – это хорошо или плохо?
– Хорошо, что у нас сплоченный и компактный состав. Не будем тратить время на сыгрывание. Но есть опасность, что кто-то расслабится, если почувствует, что место в старте обеспечено.
Фанаты требовали убрать Креспо из состава. Анчелотти ответил: «Никогда не заменю игрока, которого освистывают»
Дома «Парма» разгромила «Видзев» 4:0, и снова не обошлось без проблем с телевидением. Из-за рекламной паузы в прямой эфир не попала первая голевая атака, в которой Педрос забил с паса Кьезы.
Потом Сенсини дважды удачно замкнул головой подачи Зе Марии, и при счете 3:0 Анчелотти выпустил новичков – вингера Орландини из «Вероны», левого защитника Миланезе из «Наполи» и Адаилтона. Двое последних сочинили четвертый гол, и фанаты «Пармы» запели: «Адаилтон лучше Роналдо!»
Для Рейнальда Педроса та игра стала последней в ЛЧ. Француз уехал в «Наполи» после того, как его конкурент Пьетро Страда забил по мячу в первых двух турах.
На место Педроса – прямо перед гостевой игрой со «Спартой» в группе ЛЧ – взяли Блумквиста из «Милана». На еврокубки шведа не заявили, и к домашней игре со «Спартой» «Парма» осталась без настоящих левых вингеров.
Но это потом, а в сентябре 1997-го «Парма» превзошла «Спарту» по ударам (10:4) и ограничилась нулевой ничьей.
Если в Праге Страда лишь угрожал воротам, то перед следующей игрой ЛЧ – с «Галатасараем» – выдал 1+1 против «Удинезе». С 3+2 в четырех первых турах Серии А протеже Анчелотти превратился в одного из лучших итальянских вингеров и в отличной форме подошел к домашнему дебюту в ЛЧ.
«Галатасарай» же прилетел в Италию без лучшего полузащитника. Георге Хаджи улетел в Румынию на похороны отца, и перед игрой итальянские журналисты сфокусировались на другой звезде гостей – Хакане Шюкюре, который двумя годами ранее промелькнул в Серии А.
По словам его партнера по «Торино»-1995/96 Мауро Миланезе, Шюкюр принимал душ в нижнем белье, молился пять раз в день и не очень-то освоился в Серии А, потому и ограничился одним мячом. В Парме осенью 1997-го Хакану тоже не повезло.
Буффон, которого Анчелотти называл Роналдо среди вратарей, снова не пропустил, и «Парма» победила 2:0. Забили Сенсини с Креспо, которого болельщики все равно недолюбливали за низкую реализацию. Даже написали в Gazzetta di Parma возмущенное письмо: «Когда наконец Креспо уберут из состава?»
В третьем туре ЛЧ на стадион «Эннио Тардини» – во главе «Боруссии» – вернулся Невио Скала. Анчелотти вновь выпустил Креспо в старте, и в середине второго тайма Эрнан забил единственный мяч – с паса Кьезы, у которого через три дня родился первенец Федерико.
«Креспо постоянно освистывали. Он не нравился болельщикам, – признал Анчелотти. – В матче с «Боруссией» от меня требовали заменить его, но я послал всех к черту, и Эрнан забил. После матча я сказал репортерам: «Никогда не заменю игрока, которого освистывают».
Через несколько дней, разогревая игру с «Интером», Анчелотти сказал, что не променял бы Креспо на Роналдо и что Эрнан действует в штрафной лучше всех в мире. Но в ЛЧ-1997/98 Креспо больше не забивал и снова слышал свист.
В 1997-м «Парма» набрала больше всех очков в Серии А, но в декабре Анчелотти освистали
На 30-й минуте ответной игры с «Боруссией» Пьетро Страда порвал связки левого колена. Без вингера, который двумя годами ранее спас Анчелотти от увольнения из «Реджаны», «Парма» забарахлила, и во втором тайме Буффон дважды пропустил от бывшего плеймейкера «Юве» Анди Меллера – 0:2.
В матче пятого тура со «Спартой» Анчелотти обходился не только без Страды, но и без Сенсини с Бенарриво (травмы), правого полузащитника Криппы (дисквалификация) и – традиционно – без незаявленного на турнир Блумквиста.
Gazzetta di Parma пыталась поддержать команду. Огорченная пустыми (из-за высоких цен) центральными секторами на двух первых домашних матчах ЛЧ главная городская газета выкупила 6000 билетов и раздала болельщикам. В итоге после 13500 на «Боруссии» на «Спарту» пришло 16500.
В середине первого тайма Кьеза открыл счет с паса Фьоре, заменившего Страду, а потом «Парма» запорола семь верных моментов и в компенсированное время дважды пропустила.
Причем Маньеро еще успел заработать пенальти, а Кьеза сравнять, но на фоне упущенной победы ничья была слабым утешением. «Парма» почти лишилась шансов на выход в четвертьфинал и, по оценке гендиректора Микеле Увы, недополучала 5,8 миллиона долларов.
Первое место в группе уже не светило, но в плей-офф выходили два лучших вторых места – правда, для этого, кроме победы над «Галатасараем» в Стамбуле, требовался определенный исход еще пяти матчей.
Итальянские журналисты пару недель высмеивали невозможность таких совпадений, но в начале второго тайма Кьеза открыл счет с паса Станича, а в параллельных играх все складывалось идеально для «Пармы».
Чудо длилось ровно 60 секунд. Хрупкую комбинацию нужных результатов нарушил гол норвежца Русфельдта «Олимпиакосу». Вскоре «Парма» пропустила от Адриана Илие, и стало не до других игр.
В календарном 1997-м «Парма» набрала больше всех в Серии А (70 очков в 33 играх), но 22 декабря – при счете 2:1 с «Лечче» – Анчелотти заменил Креспо с Кьезой на полузащитников и был освистан своими же болельщиками.
Весной 1998-го «Парма» опустилась на шестое место. После апрельского поражения от «Фиорентины» Стефано Танци счел футбол ее тренера Малезани более ярким и летом нанял Альберто вместо Карло.
Через три года Анчелотти покинул «Юве» и осенью 2001-го договорился с Танци о возвращении в «Парму». Стефано объявил по телевидению, что со вторника (6 ноября) Анчелотти возглавит команду, но в понедельник Карло приехал на подписание контракта и не застал Танци в офисе.
Секретарша сказала, что вернется через час, и Анчелотти отошел в машину. В этот момент ему позвонил босс «Милана» Адриано Галлиани, который после 0:1 с «Торино» подумывал о смене тренера, но набрал по другому поводу: советовал приятеля на пост спортивного директора «Пармы».
Узнав, что Анчелотти еще не подписал контракт с «Пармой», Галлиани согласовал с Берлускони увольнение Фатиха Терима и помчался договариваться с Карло. В следующем сезоне Анчелотти выиграл с «Миланом» Лигу чемпионов.
История чемпионства «Сампдории»: капризы Манчини, муки Михайличенко и стриптиз c тренером
«Интер» Роналдо и Симеоне: самый дружный топ-клуб Европы с тренером-ноунеймом
Чемпионская «Рома» Капелло: команда Кафу, Тотти и Батистуты
«Лацио» Краньотти: из середняка Серии А превратились в один из лучших клубов мира
В 90-е «Торино» побеждал «Реал», играл в финале еврокубка и мечтал о скудетто
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill/Allsport, Martin Rose/Bongarts, Steve Morton/Allsport, Mark Sandten/Bongarts, Claudio Villa/Allsport
Офигеть, монументальный тренер
------
Это он любит так сходу))