Как устроен футбол: деление поля на половины
The Athletic. Часть 3 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.
Если дерби северного Лондона на прошлых выходных показалось исключительно хорошим матчем (а так оно и было, по крайней мере, до инцидента с Жоржиньо), то главным образом потому, что обе команды стремились рисковать на половине поля «Тоттенхэма».
Несмотря на все, о чем мы говорили про организацию атак и тактике прессинга, на самом деле было довольно необычно видеть, как они открыто противодействуют друг другу, потому что для того, чтобы это произошло, обе команды должны играть немного авантюрно: билд-ап команды должен быть безупречным, чтобы играть под давлением на своей половине поля, когда любой неуверенный прием мяча — это считанные секунды, чтобы мяч оказался не в тех воротах (спросите про это Жоржиньо), а команде, прессингующей высоко, просто необходимо бросить все силы на и без того непростую работу, чтобы прессинговать по всей ширине и обороняться на большем пространстве, чем они могли бы.
О пространстве какого размера идет речь? Если вы когда-нибудь видели, как спортсмены НБА изматывают себя за 48 минут на баскетбольной площадке, то вот изображение от аналитика клуба MLS «Ванкувер Уайткэпс» Йоханна Виндта, которое будет преследовать вас во сне:
Да, футбольное поле реально большое.
Разве не было бы здорово, если бы команда, пытающаяся обороняться на всем этом пространстве, могла бы просто… поделить его пополам?
Это именно то, что «Арсенал» пытался сделать против «Шпор».
Часто говорят, что нападающий, закрывающий мяч с одной стороны, «разрезает поле пополам», потому что у игрока с мячом нет другого выбора, кроме как отдать пас в другом направлении. Чем ближе нападающий может подобраться к мячу, тем больше пространства он блокирует позади себя (в слепой зоне, известной как «shadow cover» дословно «оборона тенью» - перекрытие линии передачи). А если атака на мяч происходит с фланга, вся зона, которую блокируют, окажется на одной стороне поля.
Обычно это происходит, когда мяч у вратаря и возможности отыграться назад нет. Добавьте оффсайд-ловушку, где-то на средней линии и высокий прессинг, который эффективен, чтобы разрезать поле пополам, тогда в действительности нужно будет бороться за мяч только на четверти этого пространства — и все равно этого пространства хватит на несколько баскетбольных площадок, но для этой работы не потребуется 11 громил уровня Янниса Адетокумбо.
Вот как это выглядит, когда все работает как надо:
Схема прессинга «Арсенала» здесь включает в себя двух игроков вверху, защищающихся зонально (то есть в основном они остаются в одной позиции) примерно в 10–15 метрах перед центральными защитниками «Тоттенхэма», в то время как следующие четыре игрока позади них дают объем при опеки в полузащите (имеется в виду, что они преследуют всюду своего соперника).
Задача опекающих состоит в том, чтобы лишать возможности передачи в центре поля настолько долго, чтобы вратарь Гульельмо Викарио покатил мяч в сторону одного из этих центральных защитников.
Когда Викарио отдает пас центральному защитнику Микки ван де Вену, Мартин Эдегор, игрок играющий зонально перед центральным защитником, выдвигается вперед, заставляя его развернуться и снова отдать пас вратарю. Тот момент уязвимости, когда Ван де Вен поворачивается спиной, является для Эдегора спусковым крючком для прессинга: ему пора выдвинутся вперед, чтобы заблокировать мяч, в то время как его товарищи по команде блокируют ближайшие варианты передачи.
Эдегор не бежит прямо во вратаря. Он задает дугу своему рывку в прессинг, сначала направляясь к Ван де Вену, а затем следуя за мячом обратно к Викарио под таким углом, который блокирует любой ответный пас. Поскольку на этой стороне нет хороших возможностей для передачи, а Эдегор выдвинулся в прессинг, Викарио разворачивает мяч вправо, подальше от давления.
Этот поворот на мгновение защищает мяч, но также направляет игрока: следующий пас придется сделать на другую сторону поля.
Арсенал разрезал поле пополам.
Как и все футбольные тактики, эта тоже уязвима.
Угол давления Эдегора в реальности не отправил Ван де Вена в какое-то запретное измерение.
Если «Тоттенхэму» удастся развернуть мяч на своей стороне с помощью комбинации на третьего используя полузащитника, который выдернулся в середину, Ван де Вен окажется свободным позади Эдегора на предварительно заблокированной стороне поля. Прессинг будет «разбит», а это означает, что билд-ап нашел свободного игрока, располагающегося вне давления, и способного атаковать пространство, в то время как защита будет пытается восстановить свою структуру.
Но чтобы туда добраться, им придется продвигать мяч через насыщенную игровую зону между перекрытым «shadow cover» Эдегором пространством и офсайдной ловушкой «Арсенала». На той стороне у Викарио есть только три варианта передачи, и два из них закрыты.
Для него было бы разумно, сыграть длинно, но «Тоттенхэм» не хочет этого делать. Они немного сумасшедшие, вы помните? Они хотят сыграть коротко в открытое пространство позади Эдегора.
В любом случае, вы знаете, чем это все обернется. Джеймс Мэддисон падает к своей штрафной площади, чтобы сделать передачу на третьего, Деклан Райс не уверен, что ему следует выдвигаться за своим игроком слишком далеко вперед, поэтому он призывает Габриэля Жезуса переключиться на Мэддисона. Жезус бросается вперед, вытесняет Мэддисона от мяча и наносит удар, который почти увеличивает счет до 2-0 в пользу.
«Отрезание» половины поля создало один из лучших моментов в игре.
Самое крутое в эффективном прессинге то, что он не ограничивается такими большими клубами, как «Арсенал». Крошечный клуб с Канарских островов «Лас-Пальмас», чей оптимальный состав занимает беспросветно последнее место в Ла Лиге по оценке Transfermarkt, в настоящее время занимает шестое место в высшем дивизионе Испании по количеству ожидаемых голов соперником в среднем за игру, без учета пенальти, опережая на одну строчку чемпиона «Барселону».
Как они превосходят свои возможности? У них нет качеств, чтобы выигрывать оборонительные дуэли на открытом пространстве, но у них есть дисциплина, чтобы делить поле на половины.
Вот пример того, как они это применяли против гостей из Гранады в прошлые выходные:
Подобные игры между двумя более маленькими клубами, как правило, содержат в себе меньшее противостояние билд-ап-Х-прессинг, чем в поединках грандов, как дерби в северном Лондоне, но принципы прессинга по-прежнему применимы.
Как и Одегард в приведенном выше примере, нападающий «Лас-Пальмаса» Мунир Эль-Хаддади вынуждает центрального защитника развернуться назад к воротам, а затем совершает спринт по дуге в прессинг, чтобы отрезать линию передачи между ним и голкипером. Когда они видят, что Мунир предпринимает попытку высокого прессинга, двое его товарищей по команде устремляются вперед, чтобы закрыть возможности для передачи в центр на открытой стороне поля.
Вратарь «Гранады» Андре Феррейра выбирает, казалось бы, безопасный вариант: отдает длинную передачу открытому защитнику у боковой линии. Но левый защитник «Лас-Пальмаса» Серхи Кардона, видя, что у Феррейры есть только один вариант паса, уже мчится в этом направлении. Он играет на опережении и выигрывает мяч головой, создавая опасный шанс для Лас-Пальмаса.
Такая антиципация в таком эпизоде невозможна без бокового давления Мунира, который отрезал половину поля.
Как бы просто это ни звучало, при прессинге с фланга не так-то просто отрезать вратаря с мячом в большом пространстве. Эль Хаддади, известный как Мунир, особенно хорош в умных изменениях угла прессинга, смены скорости и направления, что позволяет ловко сокращать дистанцию, не допуская разбивающих-прессинг передач вокруг себя, вот похожий эпизод против Гранады:
(Если вы сомневаетесь, насколько важны для тренера эти несколько градусов между блокировкой линии передачи и возможности сломать прессинг, вспомните, что Гарет Саутгейт назвал углы прессинга причиной того, почему Фил Фоден не может попасть в полузащиту сборной Англии: «В центре поля, все хотят говорить о них (игроках) с мячом, но есть множество деталей в игре без мяча. Вы играете с соперниками, которые настолько умны в передачах и передвижениях, что вам действительно нужно быть осторожными. Точность в выборе углов прессинга — ваши прямые обязанности».)
Даже когда нападающий, задающий первый импульс для прессинга, выбирает хороший угол и ему удается отрезать вратаря, деление поля на половины сработает только в том случае, если его товарищи по команде присоединятся к прессингу.
В конце первого тайма дерби на севере Лондона Эдди Нкетия преследовал мяч посланный в направлении Викарио, прежде чем полузащита «Арсенала» выдвинулась за ним. Поскольку никто не опекал, полузащитника «Шпор» Ив Биссума, он смог легко сыграть на третьего - Кристиано Ромеро, расположившегося позади Нкетии, тем самым сломав прессинг.
«Арсенал» так и не оправился.
На этот раз Мэддисон падает к мячу, и Райс не уверен, следует ли следовать за ним или переключится, оставляя Мэддисона в пространстве, откуда он способен доставить мяч на фланг, что и привело к голу «Тоттенхэма»:
Марсело Бьелса, который знает обо всем непонаслышке, назвал определение персональных ориентировок самой сложной частью игры в обороне.
Когда ранее в игре «Арсенал» успешно разрезал поле на половины, они сжимали игровую зону настолько, что Райс мог вовремя передать падающего Мэддисона Хесусу и выиграть мяч. Но когда они попытались сделать то же самое без должной поддержки, прессинг был разбит, и «Арсенал» провалился.
Как устроен футбол: игра в стенку, триггеры при прессинге и игра на опережении - Часть 1
Защита должна быть безрассудной, чтобы идти на такой риск на половине поля противника, но, было бы безумием не попытаться это сделать, учитывая то, что они могут выиграть от деления поля на половины - поймать в ловушку соперника при билд-ап.
Оригинал текста: https://theathletic.com/4910737/2023/09/30/how-football-works-part-three-cutting-pitch/