Как устроен футбол: игра в стенку, триггеры при прессинге и игра на опережении
The Athletic. Часть 1 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.
«Чтобы игрок был достаточно хорош для игры за «Ливерпуль», — однажды сказал Билл Шенкли, — он должен быть готов пробиться ради меня через кирпичную стену, а затем выйти на другую сторону и сражаться».
Достаточно сказать, что во времена Шенкли никто особо не разбирались в протоколах о сотрясениях мозга. Но в футболе есть одна ситуация, когда «пробежка через стену» может иметь определенный смысл, и она связана с тактикой прессинга.
Вы же слышали об игре в стенку, верно? Если нет, то вы, вероятно, догадаетесь, что это такое. Игрок делает короткий пас партнеру по команде, а принимающий отбивает его одним касанием — как будто вы бьете мячом в… Отлично, да, вы поняли.
При хорошей передаче в стеночку, как учат детей тренеры, первый игрок ведет мяч до тех пор, пока соперник не приблизится к нему, затем делает пас вперед под углом и продолжает бег так, чтобы отскок от «стены» поймать на ходу, оставляя защитников позади. Многие называют это также раз-два (*one-twos - в английском).
Но есть и неэффективный вариант, когда первый игрок отдает пас прямо партнеру по команде, который стоит лицом к нему, а у него за спиной стоит защитник. У распасовщика нет места для бега вперед, а у «стены» нет другого хорошего варианта, кроме того, как отбить мяч прямо назад, оставив свою команду в той же ситуации, что и раньше, только теперь под большим давлением.
Главное, что делает игру в стенку второго типа неэффективной, — это закрытое расположение корпуса принимающего мяч игрока. Позвольте темноволосому молодому опорному полузащитнику по имени Пеп Гвардиола объяснить, что тут не так: «Прежде чем я получу мяч, я вижу только то, что находится прямо передо мной. У меня слишком узкий обзор зрения — я не вижу абсолютно ничего, что происходит позади меня, там, где команде нужно атаковать».
Когда ты не видишь противника позади себя, небезопасно сразу разворачиваться и играть вперед. Вот почему защита часто использует принимающего с закрытой формой корпуса в качестве «триггера» — сигнала к тому, чтобы вместе бежать вперед и оказывать давление, в момент когда команда, владеющая мячом, уязвима. Чтобы избежать опасности, игроку, раположенному спиной, придется делать обратный пас, а все тренеры, наблюдающие это по телевизору гудят в унисон.
В любом случае, вот Коди Гакпо, который действует таким образом против Энцо Фернандеса:
С этого самого момента ситуация для «Челси» становится только хуже, потому что пас назад – еще один распространенный сигнал для прессинга. Используя закрытую форму корпуса Фернандеса, игрок провоцирует обратный пас Акселю Дисаси, Гакпо «пролетает» назад, проносясь мимо полузащитника и получая возможность оказывать давление на центрального защитника.
Угол забега Гакпо в прессинге перекрывает ответный пас на Фернандеса и вынуждает Дисаси развернуться и отыграться на вратаря, сигнал— эй, смотрите, еще один пас назад — это позволяет Гакпо продолжить прессинг, кидаясь на центрального защитника, и чтобы следовать за мячом до самой штрафной площади.
Забег дугой в прессинге от Гакпо отсек двух игроков «Челси» в билд-ап и закрыл вратаря, что привело к опасному моменту «Ливерпуля» секундами позже.
Можно сказать, что «он пробил стену и вышел на другой стороне сражаясь».
Этот базовый паттерн — давление на игрока с закрытым корпусом и с последующей атакой соперника принимающего обратную передачу — достаточно распространен, чтобы его можно было выделить, как отдельное событие. По сравнению с обычной передачей центрального защитника Премьер-лиги вблизи штрафной площади, пас за которым следует плохой отыгрыш, требует на 19 процентов меньше времени на владение мячом и увеличивает на 31 процент расстояние до ворот другой команды и предполагает, что пасующие оказываются под давлением.
Как и при малых блоках построения атаки, как только вы начнете замечать защитников, бегущих «сквозь стены», скоро вы увидите их повсюду.
В субботнем матче за Суперкубок Германии «РБ Лейпциг» — команда, которая обучена тактике прессинга, как никто другой, — поймала Конрада Лаймера, своего товарища по команде в прошлом сезоне, а теперь выступающего за «Баварию», при получении мяча с закрытым корпусом…
… и организовала ловушку, благодаря которой выиграла мяч в финальной трети Баварии.
Несколькими часами ранее «Астон Вилла» в первом тайме поймала новичка «Ньюкасл Юнайтед» Сандро Тонали в похожей ситуации, вызвав каскадный водопад давления. Это была хорошая иллюстрация того, почему триггеры имеют значение, поскольку у Виллы был не один игрок, гоняющийся за мячом, а целая серия прессингующих, распознающих сигналы и грациозно прорываясь вперед с каждой передачей.
Координация действий имеет решающее значение для эффективного прессинга, потому что защитник, который действует на опережении, для атаки соперника, оставляет за собой зону, которую можно использовать, если его команда не будет двигаться вместе с ним. Когда один игрок нажимает на кнопку прессинга, это обычно является сигналом для его товарищей по команде, чтобы они поднажали и сосредоточились на ближайших вариантах передачи, переключаясь с защитной структуры, предназначенной для ограничения пространства, на персонально-ориентированную оборону, в надежде спровоцировать быстрый отыгрыш передачей мяча назад. Если все вовремя найдут своего противника, они остановят развитие атаки и не оставят выхода, но если один из защитников упустит свою ориентировку, все может закончиться ужасно, очень быстро.
На приведенных визуализациях показаны примеры использования обратных передач при организации атак (передачи 1 и 2) и передачи, которые центральные защитники выполняют после этого (передача 3). Некоторые снова поворачиваются к вратарю, как это сделал Дисаси под давлением Гакпо. Небольшая паника и длинный вынос. Но лучший вариант — увести мяч в сторону, пытаясь избежать давления, и именно здесь на помощь может прийти второй нападающий.
Если защитники будут давить вместе, кто-то закроет этот пас в ширину почти сразу же, как он будет получен, как это сделали «Лейпциг» и «Вилла». Если они этого не сделают, существует риск, что команда, владеющая мячом, сможет построить треугольник с полузащитником, который сможет отыграться в стенку, что позволит доставить мяч в пространство позади маркера.
Имеено то, что сделал Челси против Ливерпуля.
Фернандес начал игру высоко между линиями и лишь эпизодически опускался перед Гакпо, чтобы развернуться и выполнить диагональ Рису Джеймсу на фланг. Когда «Ливерпуль» понял, что это будет проблемой, Гакпо стал следовать за Фернандесом, когда тот падал между линий, чтобы не дать ему развернутся с мячом. Вот как он смог добиться успеха в прессинге, который мы увидели ранее.
Но «плохие» отыгрыши Фернандеса в стенку не были случайностью. Любой умный опорный полузащитник знает, что получая мяч с закрытым корпусом в той зоне, все равно, что размахивать красной накидкой перед защитой «Ливерпуля», и Фернандес видел, что Гакпо был готов играть на опережении, чтобы накрывать центрального защитника после отыгрыша. Таким образом, «Челси» придумал, как выманить прессинг «Ливерпуля», чтобы потом доставить мяч Джеймсу:
Причина, по которой это проходило раз за разом, заключалась в том, что Луис Диас не успевал считать игру на опережении Гакпо, атакующего отыгрыш в стенку, и выдвигающегося вперед, чтобы помочь перекрыть другие выходы из-под прессинга. И его задержка в доли секунды имела решающее значение между выигрышным высоким прессингом и неудачным:
В том, что делал Гакпо, не было ничего плохого. Атака принимающего, который не видит позади себя, — стандартная практика, а игра на опережении и атака соперника — хороший способ отсечь двух игроков с помощью одного обороняющегося
Но если игрок готов пробежать «сквозь стену» ради своей команды, остальным лучше быть готовыми пойти за ним.
Оригинал текста: https://theathletic.com/4778316/2023/08/16/how-football-works-wall-passes/
Таких бы материалов побольше - цены бы сайту не было!