10 мин.

Ювентус. Хроники: «Бразильское фиаско» Джесси Карвера

Свою книгу о столетней династии семейства Аньелли журналист Херби Сайкс начинает с цитаты Марка Твена, навещавшего однажды Апеннины: «Турин - прекрасный город. Размахом своей планировки он, по-моему, превосходит все, что задумывалось когда-либо прежде». И это весьма точный удар в цель - город не пресыщен исторической подоплекой античных времен, он целиком и полностью являет собой задумку промышленников того времени вознести прежде зловонное место посреди Пьемонта в ранг одного из самых процветающих городов Италии.

И мог бы кто подумать, что причиной перевоплощения окажется спорт?

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Присущий Джанни Аньелли глобализм в идеях и стремлениях находил свое отражение в каждом проекте, вершимом с его именем на обложке. Ювентус, вернувший себе долгожданный титул, на фоне национальной трагедии в виде гибели Торино на Суперге, дал городу, стране, и самим себе обещание восстановить туринскую футбольную идентичность и на пепле павших братьев построить новую победоносную машину. Болельщиков «быков» такая формулировка брошенной Аньелли фразы очень смутила, поскольку тот по сути обещал возвысить свой проект на костях другой команды. Как бы то ни было, Джанни Аньелли отнюдь не лукавил, в его мыслях Ювентус обретал культурную мощь итальянского, а не регионального, значения, следовательно любые заявления обязаны были носить громкий и противоречивый характер. Таким и должен был быть его Ювентус.

В плане реализации подобных обещаний крайне удобным фоновым событием стало фиаско сборной Италии на чемпионате мира в Бразилии летом 1950 года.

Понимая страх сограждан перед авиаперелетами после Суперги, федерация приняла решение отправить своих подопечных в Южную Америку не самолетом, а посредством весьма затяжного марафона в 15 дней на корабле. Морская болезнь, неутолимая ничем скука и отсутствие возможности держать себя в должной форме - все это сказалось в первом же поединке, где итальянцы проиграли шведам в сложнейшей битве 3:2. Этого оказалось достаточно, чтобы первое место в группе в итоге досталось шведам, несмотря на победу итальянцев в их втором, и собственно говоря последнем матче на бразильском мундиале - где пал Парагвай. Сборная отправилась домой, а Аньелли увидел в Бразилии уникальную возможность сыграть на национальной боли и взять своеобразный реванш силами Ювентуса следующим летом.

Пока в Италии старались оправиться от кошмара Сан-Паулу, ради которого сборная две недели терпела качку в океане, в Серии А намечались собственные страсти. В Торино Феруччо Ново изо всех сил старался перестроить команду по образу и подобию сгинувшей, но терпел неудачу за неудачей. Обещанное финансирование из государственных фондов и не думало поступать на счета терпящего бедствие клуба, футболисты высокого класса больше не рассматривали Торино в качестве карьерного роста, предпочитая других «северных гигантов», и в итоге «гранатовые» прозябали в нижней части таблицы весь сезон, стараясь хотя бы избежать вылета во второй дивизион. И в совершенно ином настроении по сезону плыл Ювентус Аньелли, ставя рекорды результативности в противовес провалу своих ближайших соседей.

Состав Ювентуса сезона 1950/51: Парола, Виола, Бертучелли, Мари, Й. Хансен, К. Хансен, Бизотто, Маненте, Бониперти, Муччинелли, Праест. Тренер: Джесси Карвер

В компанию к Карверу на тренерский мостик был приглашен один из героев эпохи Каркано - Луиджи Бертолини.

Это назначение стало первым из грядущих многочисленных «звоночков» для Карвера. Луиджи был итальянцем и «ювентино» плоть от плоти - футболистам было куда проще взаимодействовать с легендой своего клуба, который старался привнести привычную для них философию, подкрепленную своеобразным артистизмом при работе с мячом и характерной ментальной эмоциональностью по поводу и без, пока Карвер старался придерживаться ранее заданной методике сконцентрированного контроля за мячом при строгом консервативном оборонительном стиле в случае его потери. Плохое знание итальянского языка лишь усугубило и так накалившуюся обстановку в раздевалке - авторитет прежнего тренера оказался под угрозой, и Карвер прямым текстом заявил своему начальству, что недоволен их решением.

Характер чемпионской гонки сезона 1950/51 был определен еще к середине ноября. Милан, Интер и Ювентус заметно оторвались от остальных соперников, и были предоставлены сами себе. Ювентус, ведомый Пароло, Бониперти, Хансеном и Муччинелли, выглядел еще более дерзким и амбициозным, забивая тучу голов, и устраивая настоящий праздник в Турине после очередной громкой победы. Это выглядело несколько странным ввиду действующего траура по Гранде Торино, что по итогу выливалось в дополнительный столп ненависти с «гранатовой» части города. Последовавшие друг за другом два разгромных поражения Торино от Ювентуса 1:4 и 5:1 в том сезоне окончательно уверили местных фанатов в том, что Аньелли построил высокомерную машину без чувств и совести, а бесконечные увещевания руководства Юве в их уважении к памяти Маццолы и его партнеров начинали выглядеть больше издевкой над соперником, нежели серьезным вовлечением.

Подобные настроения выливались в серьезные противостояния на улицах, когда Ювентус проигрывал аутсайдерам. Фанаты Торино ликовали сверх меры, радуясь тому, что их чересчур громкие соседи еще на один шаг отдаляются от заветного титула. Злорадство порождало ярость, а та укрепляла растущую ненависть. Прежние сопернические чувства двух ярких команд потеряли прежнюю остроту, поскольку отныне и навсегда Торино перестал быть равным соперником набитому промышленными деньгами Ювентусу - теперь это была битва социальных слоев, где одни ненавидят других за их богатство, а те предпочитают просто не обращать внимания, провоцируя еще большую злость.

Фанаты Торино в итоге получили своеобразные поводы для празднеств: их клуб все же избежал падения в Серию Б, а Ювентус умудрился проиграть обоим миланским клубам и остаться по окончанию сезона аж на третьей строчке турнирной таблицы. И сложно обвинять в этом кого-либо, кроме самих футболистов Юве - настреляв 103 гола за один сезон, они ухитрялись оставаться без очков против таких команд, как Комо (причем дважды) и Новары. Мечтать о трофее и допускать подобное - не в стиле Джесси Карвера, но зато весьма подходяще входило в мировоззрение Бертолини - пусть и проиграли, но сделали это весело и громко. Карвер не стал терпеть происходящее, и со всем присущим ему хладнокровием высказал Джанни Аньелли, сколь сильно он разочарован состоянием команды под влиянием Луиджи. Футболисты во всей красе познали привилегии своего «звездного» статуса, позволяя себе на поле потерю концентрации и дисциплины, не скупясь на острые слова в адрес игроков соперника, а порой и судейского корпуса. Гулянки после игр стали практиковаться все чаще, а авторитет тренера отныне был приземлен до уровня «товарища», нежели старшего по статусу и званию.

Аньелли имел свой взгляд на ситуацию, и был склонен винить в моральной стагнации коллектива именно Карвера, который был ответственен за своих подчиненных и обязан во что бы то ни стало удерживать их на плаву в любых сложных ситуациях. Любой провал компании - личный провал руководителя, считал Джанни. И летом 1951 года Карвер покинул Ювентус. Но перед этим ему пришлось пережить «бразильское» путешествие в моральную бездну, подорвав оставшееся уважение к себе со стороны туринского сообщества.

Благодаря связям Джанни за океаном, ему удалось достичь договоренности об участии Ювентуса в Кубке Рио в Сан-Паулу.

Учитывая многочисленную по своим размерам итальянскую диаспору в Южной Америке, в Бразилии было много желающих посмотреть на Ювентус, о котором ныне столько приходилось читать и смотреть. В Сан Паулу стекались тысячи болельщиков, жаждущих взглянуть на итальянских знаменитостей, а городские власти стонали под напором организационного хаоса. Местная пресса, предвосхищая будущие репортажи и растущие рейтинги, с ужасом столкнулись с текущей реальностью, в которой ранее оказался сам Карвер. Пред их глазами предстали разнузданные звезды, которым было чуждо уважение к окружающим, соперникам, да и к кому бы то ни было. Фотографам за их вспышки разбивалась техника, в отеле делегация устраивала пьяные дебоши, а во время матчей футболисты большую часть времени тратили на споры с судьей, нередко прибегая при этом к физическому и психологическому воздействию.

Финал Кубка Рио 1951 года

Чего только стоит эпизод в полуфинале турнира против Австрии из Вены, когда на последних минутах судья поставил пенальти за сомнительную игру рукой Серджо Маненте в момент паса своему вратарю отскоком от груди. Австрийцы реализовали пенальти, а Ювентус взамен устроил побоище, подравшись сперва с судьей, затем с соперниками, а их примеру последовали и трибуны. Потребовалось вмешательство полиции, а Виолу и Муччинелли и вовсе арестовали на сутки за нападение на сотрудников правоохранительных органов.

Этим бесчинства не закончились, и делегация Ювентуса продолжило портить себе репутацию на территории отеля, где вся администрация пряталась в комнате отдыха, пока итальянские гости ломали мебель и разбивали окна. Утром всех делегатов пришлось выгонять в сопровождении вооруженной охраны. И общую картину черно-белого позора завершило поражение Юве в финале местному Палмейрас, где после матча Муччинелли получил сильную затрещину от капитана хозяев, что спровоцировало очередную стычку, благо в менее катастрофических масштабах.

Победитель Кубка Рио - Палмейрас

Раздавленный позором Ювентус отправился домой, а Джесси Карвер на неделю ушел в отпуск, где предпочел пляжам и клубам местный бар, за стойкой которого предавался яростным тирадам насчет всего произошедшего, топя горести на дне бутылки. В один из таких дней к нему подсел невзрачный молодой человек, который предложил выпить вместе с ним, а заодно рассказать, чем же того так разозлила Бразилия. Карвер выложил ему все, что было на душе, а утром узнал, что по сути дал интервью журналисту La Gazzetta dello Sport, где в красках описал свое отношение к Аньелли, называя его некомпетентным бродягой, позволил себе несколько расистских изречений в адрес датского контингента Ювентуса, и завершил монологом описанием газона на стадионе команды, который оставался не стрижен на протяжении всего лета.

Учитывая тот факт, что до начала сезона еще оставалось время, а обсуждать было больше нечего, интервью Карвера оказалось на устах всей Италии.

Джанни Аньелли объявил, что Джесси решил продлить свой отпуск на неопределенное время, а его место на тренерском мостике занял Джанпьеро Комби, еще одна легенда времен Каркано. Джанни дополнил эту новость ироничным и колким заявлением: «Я с самого начала просил Джесси не налегать на итальянский язык, но он не послушал меня и, кажется, изучил его слишком хорошо». Грустно осознавать, что вся работа английского специалиста в итоге оказалась перечеркнута подобным недоразумением. Тем не менее, Карвер вошел в историю Ювентуса как тренер, сумевший преломить самую затяжную для клуба засуху без Скудетто, длившуюся целых 15 лет. И тем самым вписав себя на страницы хроник Юве не скандалом, а триумфом.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.

Работы цикла Ювентус. Хроники:

Источники:

Монография Херби Сайкса «Сто лет итальянской футбольной династии Ювентуса».

https://www.juventus.com/en/club/history/#juveonthetopoftheworld