16 мин.

Последний из могикан. Джорджио Кьеллини своим уходом подвел черту под эпохой победного Ювентуса

Перед написанием этого текста я несколько раз задумывался о справедливости подобного пассажа. Как никак в команде еще остался на сезон Леонардо Бонуччи, а вместе с ним еще несколько человек, заставших последнее Скудетто, заглянувшее в Турин. Но возможно все дело будет идти от трактовки этого заголовка. Победная эпоха Ювентуса закончилась не в момент завоевания последнего трофея. Она закончилась на уровне подсознания, когда команда и болельщики вдруг осознали, что отныне в Италии есть не только черно-белая сила. Сезоны больше не рассматриваются под углом Ювентус - Анти-Ювентус, теперь бьянконери не более, чем один из многочисленных фаворитов, который сражается не только с самим собой, но и с другими командами. И это осознание началось с раздевалки, где сенаторы один за одним покидали стан клуба по различным причинам: возраст, контракт, травмы, и тд. При всем уважении к Леонардо Бонуччи, его вклад в становление победного менталитета, на мой скромный взгляд, несопоставим с тем, что привнес Джорджио Кьеллини в свой Ювентус. И вместе с Кьеллини Италия потеряла последнего харизматичного капитана уходящего поколения, который мог в одиночку на собственных плечах вытащить остальных к трофею. Что, собственно говоря, он и сделал в сборной напоследок - помог добыть титул Чемпионов Европы 2020 года. Красивый жест, красивое прощание.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Карьера вопреки.

Большую часть карьерных взлетов и промежуточных этапов в жизни Кьеллини можно охарактеризовать одним простым словом: «вопреки». Это не простодушие и не пафос, просто всегда и везде судьба вставляла Джорджио палки в колеса, а он продолжал быть собой и идти навстречу цели. Так было в детстве, так происходит и сейчас.

Кьеллини родился 14 августа 1984 года в регионе Тоскана, маленьком итальянском городке Пиза недалеко от Средиземного моря. Семья была не вовлеченной в спорт от слова совсем - мама работала бизнес-менеджером в , а отец - ортопедом. При этом родители Джорджио были весьма обеспеченными людьми, поэтому мальчик мог особо не переживать о своем будущем - все дороги в мир были открыты, оставалось лишь сделать правильный выбор.

Кьеллини с детства показал себя весьма активным ребенком, чья энергия билась через край. Чтобы избежать возможных эмоциональных перегрузок, его отдали в спортивную секцию по баскетболу, к которому он и по сей день остается неравнодушен. Смышленый паренек легко совмещал занятия на площадке и уроки в школе, отчего оставался одним из лучших учеников. И здесь судьба впервые заявила о себе: тренер исключил Джорджио из секции по причине недостаточно высокого роста для перевода в следующую возрастную лигу.

И это несмотря на то, что ему было всего шесть лет: какой здравомыслящий тренер будет судить о росте ребенка в этом возрасте?

Проплакав всю ночь на плече у отца, Джорджио принял решение продолжить заниматься спортом, остановив свой выбор на футболе, где рост определял далеко не все. Его записали в Livorno 9 FC, где он играл на протяжении следующих 16 лет, поднимаясь внутри клубной структуры вплоть до основной взрослой команды. О позиции на поле ни у одного из тренирующих Кьеллини специалистов никогда не возникало сомнений - он был прирожденным защитником. Менеджер Ливорно идеально описал юного Кьеллини хлесткой фразой, по которой любой современный болельщик легко узнает и нынешнего Джорджио, настолько она цепляет ключевую суть его игры:

Джорджио Кьеллини - это не футболист, это настоящая сила природы. Блестящий универсал, которого пожелал бы иметь в своей команде любой тренер. Он будто с другой планеты: настолько легко и непринужденно читает соперников, что готов одновременно закрывать сразу трех футболистов, не напрягаясь.

Время демонстрирует некую иронию в клубных предпочтениях будущих звезд. Кумир Кьеллини - Паоло Мальдини - нередко признавался в том, что болел за Ювентус с самого детства. Так и Джорджио, родившись в семье болельщиков Милана, фактически был обречен перенять их любовь к красно-черной команде. Но здесь судьба подготовила второй ощутимый удар: в 2004 году Милан пригласил юного защитника на несколько выставочных тренировок, ведя переговоры с Ливорно о возможном трансфере талантливого футболиста, но Сильвио Берлускони отказался вкладывать лишние 4 млн в того, кто вряд ли в ближайшие годы сможет приблизиться хотя бы к скамейке запасных, что уж говорить об основном составе. Милан отказался, а президент Ливорно ни слова не сказал Кьеллини, продолжая обещать скорый переезд.

«Президент лишь сказал, мол, будешь играть за Милан, сделка уже состоялась. Я готовился переезжать в Милан, но мне вдруг сообщили, что президент не так выразился - он хотел сообщить просто про один из лучших клубов высшего дивизиона и промахнулся. В один прекрасный день в дверях моего отеля я увидел Моджи, Беттегу и Джираудо. Это было настолько шокирующе, ведь я ожидал увидеть кого угодно, но только не их. Так и началось мое путешествие в Ювентусе, которое длилось 17 лет и 500 матчей за моей спиной»

И даже здесь все оказалось не совсем так, как сперва объяснили игроку: по факту его выкупила Рома, оформив сделку с возможностью последующей передачи прав в размере от 50% до 100%. Буквально в этот же день римляне переоформили трансфер в пользу Ювентуса, пополнив таким образом казну сразу двумя единовременными переходами по общей стоимости в 0 евро, хотя в баланс отошли 4 млн за продажу сразу, пока 4 млн за покупку амортизировались на срок в три года, положенные по контракту. Ювентус тут же передал 50% прав на игрока Фиорентине, параллельно оформив и аренду Джорджио в клуб из Тосканы на один сезон, чтобы тот мог показать себя на полях Серии А и доказать, что достоин элиты.

Кьеллини не лез в перипетии между клубами, продолжая просто тренироваться и заодно получать образование. Пока Ювентус запутанными схемами готовил для себя будущую командную легенду, Кьеллини закончил среднюю школу экономики, подав документы в высшее учебное заведение по специальности «Деловое администрирование». Совмещая учебу и футбол, Кьеллини был хорош везде, и со временем это окупалось сторицей.

Искусство побеждать.

Кьеллини попал не просто в сильную команду, его окружали лучшие из лучших на каждой позиции по мировым меркам. В составе Ювентуса играл один из лучших итальянских защитников в истории Фабио Каннаваро, рядом с ним феерили Тюрам и Дзамбротта, в центре поля Недвед, Виейра и Каморанези создавали непроходимый редут из низкого блока с быстрым выходом вперед за счет дальних передач и кросса, а в нападении Дель Пьеро и Трезеге демонстрировали Италии истинную атакующую мощь.

Об основе никто не говорил, Джорджио принимал правила игры и смиренно выходит на поле по праздникам в качестве ротации, но даже так его сложно было не отметить в те немногочисленные минуты. Молодой долговязый и жилистый защитник стелился в жестких подкатах под любого соперника, не боясь травм, грубости и крови - в этом не было эстетики, как в случае с Каннаваро или Мальдини, только первобытная ярость и жестокость. Он был плох в дальних передачах, неловко пытался выполнить элементарную обводку, едва не падая при этом, но когда дело касалось отбора - его боялись даже партнеры по команде.

Всеобщая феерия от заработанного в первый же сезон Кьеллини Скудетто довольно быстро обернулась трауром после дела о Кальчополи, но если говорить о карьере самого Джорджио - для него это стало своего рода удачей.

Из команды валом посыпались звезды, разъехавшиеся по европейским грандам. Основа Ювентуса больше не напоминала себя образца прошлых сезонов, а вместе с этим конкуренция почти на каждой позиции заметно снизилась. Кьеллини буквально сразу же забрал себе место левого защитника, продолжая делать все то, за что его и пригласили в Ювентус - выгрызать для своей команды мячи любой ценой. Уже тогда, в 2006 году, Кьеллини выглядел устаревшим образчиком на фоне эволюционирующей оборонительной методики, когда от защитника требовалось сразу все - передачи, тактическое оснащение, универсализм впереди и умение бить по воротам. Джорджио это не волновало, он просто выходил на поле и не уходил с него без крови: по признанию самого игрока, за его карьеру было наложено более сотни швов - и это только на лице. Кьеллини пять раз ломал нос, по разу в месяц разбивал себе голову, умудрившись это сделать даже в прощальном матче за Юве, но что более характерно - он приучил Европу к тому, что если против тебя стоит Джорджио Кьеллини, ты не пройдешь его зону без боли. А вероятнее всего вообще не пройдешь. И во многом благодаря вдохновенной игре Кьеллини в обороне Ювентус сумел сходу выбраться из Серии Б.

До прихода Антонио Конте в 2011 году, Юве весьма болезненно страдал от потребности в напарнике для Кьеллини того же уровня. В одиночку Джорджио не вытягивал на себе всю работу оборонительной четверки, мигрируя с левого фланга в центр поля, и обратно. Его навыков хватало на закрытие одной зоны, в то время как соперники легко читали ключевые слабости менее качественных напарников Кьеллини, выходя на ворота через дыры в защите по краям и центру. К самому Джорджио почти никогда не было претензий, но команда выглядела жалкой, когда дело касалось обороны.

Конте изменил все, создав из уже имеющегося материала стену, крепость которой многими ставится в эталон оборонительного искусства. И ее основной стал несокрушимый Кьеллини.

С начала 2010-х медийное поле все чаще захватывали атакующие перфомансы, звездные скандалы и дорогие переходы. Кьеллини априори не подходил ни под один громкий заголовок: примерный семьянин, который за пределами поля будто и мухи не обидит, скучный до безобразия монотонный человек с неизменной улыбкой на лице. Однако под влиянием Антонио Конте о Кьеллини говорили очень много. О нем, о Бонуччи, и о Бардзальи, сформировавших оборонительное трио BBC, вошедшее в исторические хроники итальянского футбола. Многие ли связки удостаивались собственной всеми узнаваемой аббревиатуры?

Бардзальи неоднократно говорил, что без Кьеллини подобная связка не имела никакого смысла: «Мы дополняли друг друга, действовали, двигались почти идеально. Мне не нужно даже было видеть Лео или Андреа. Я знал все о них и знал, где они. И мы всегда знали, кто из нас главный, кто направлял нас и дирижировал нами»

Пока болельщики искали и выделяли сильные стороны каждого из тройки, похвала в большинстве своем доставалась одному конкретному человеку. Бонуччи называли великолепным распасовщиком, Бардзальи считали шикарным подстраховщиком в работе один в один при потере зоны любым из его партнеров, но только Кьеллини ассоциировался у европейского зрителя с надежностью недостижимого уровня. Черту под разницей в классе между Джорджио и его товарищами подвел легенда Юве и один из лучших вратарей в истории футбола Джанлуиджи Буффон:

«Он был моим якорем, моей скалой. Он больше, чем партнёр по команде. Он друг на всю жизнь. Он требует так много от себя и других и показывает, как ум, рабочая этика, нацеленность и страсть могут привести к величию. Не представляю себе лучшего защитника, чем он»

В каждом из последующих Скудетто, коих с момента прихода Конте до периода Сарри накопилось аж 9 подряд, ключевую роль всегда исполнял Кьеллини, оставаясь на своем посту, пока его товарищи по разным причинам покидали состав. И сложно представить себе, что в это же время, пока футболисты мерились машинами, подписчиками в социальных сетях, и личными рекордами, Джорджио успел защитить две ученые степени: экономика и управление бизнесом. Свою последнюю диссертацию он посвятил бюджету Ювентуса и формированию экономического пространства крупной компании уровня Юве - кто, как не он, знает этот клуб изнутри от и до?

Символичен тот факт, что Кьеллини с самого старта своей карьеры стремился избегать подкатов, называя их собственной неудачей. Никого не напоминает? Разумеется, речь идет о кумире Кьеллини Паоло Мальдини, нередко выражавшего скорбь от того, что сама суть подката есть твоя личная ошибка. А Кьеллини всегда учился у лучших в своем деле.

«Я всегда искал дуэли с форвардом. Я научился двигаться раньше него, не позволять ему двигаться. Всегда пытался отталкивать его на фланги. Предупреждение болезни всегда лучше, чем лечение»

Этим Кьеллини и занимался - старался полностью освобождать своего капитана - Буффона - от работы, физически вытесняя соперников за пределы штрафной. При этом Джорджио никогда не чурался искусной драматичности, используя различного рода психологические хитрости. Пьянич в недавнем интервью отметил, сколь сильно за это он ненавидел играть против Кьеллини:

«Он не щадя бил тебя, а затем поднимал и извинялся, обнимая и целуя, чтобы рефери не дал ему желтую карточку. Да, он был хитер! Когда я стал играть за Юве, то полюбил его, он необыкновенный, отличный товарищ по команде, и в Ювентусе я наконец то был в безопасности»

Кьеллини всегда отрабатывал до конца и не мирился со слабостями. Невозможно было представить себе, чтобы кто-то на поле показал расслабленность рядом с Джорджио и избежал затем последствий в раздевалке. Футболисты страшились его агрессивного настроя на игру, но в то же время привыкали к нему, разделяли его эмоции и заряжались ими. Поэтому после ухода Буффона факт передачи капитанской повязки на руку Кьеллини воспринимался как нечто само собой разумеющееся - кто, как не он? Это был сигнал, особенно в сторону его неизменного партнера Бонуччи, каким товарищи по команде видят капитана. Это не раздутое медийное селебрити, который любит появляться на обложках журналов и чье номинальное присутствие с топовых рейтингах уже есть успех. Это ежедневный труд и жертвы, в том числе и моральные, быть впереди всей команды во всем, быть лучше всех каждую секунду своей жизни и своим примером демонстрировать, каким футболистом и человеком нужно быть.

Кьеллини первым признал тот факт, что с приходом Криштиану Роналду игроки Юве заметно расслабились и отдали часть ответственности за результат в руки португальца. Кьеллини отважился сказать Аллегри во время его второго прихода, что сейчас на поле «не команда». Кьеллини не боялся высказывать свое мнение любому, кто оказывался перед ним, но и никогда не снимал ответственности с себя, продолжая пахать на поле за троих.

Не просто говори - своими действиями старайся исправить ситуацию. И никогда не бросай начатое.

Судьба не была склонна к тому, чтобы облегчать жизнь Джорджио на волне постоянного успеха. Начиная с 2014 года Кьеллини стал страдать от болей в коленях. Из-за волны травм, одна из которых закончилась разрывом крестообразных связок, большинство важнейших игр в его карьере, по иронии, Джорджио пропустил. Он не сыграл в финале ЛЧ 2015 года, травмировался в финале Евро-2012 уже на 20 минуте, пропустил старт Евро-2020, едва успел восстановиться к финалу ЛЧ 2017 года, где все равно был не в форме, а его команда пропустила аж 4 раза. Но парадоксально, что вопреки привычке большинства болельщиков вспоминать чаще плохое, в случае с Кьеллини все полностью наоборот - на триумфальном для Италии последнем Евро все запомнили его блестящую игру против Бельгии и лично Лукаку, его поведение перед серией пенальти с Испанией и шокированного Альбу, фол на англичанине Саке в финале.

Это и есть олицетворение того победного менталитета, о котором мы говорили в самом начале статьи. Во многом благодаря Кьеллини Маттейс Де Лигт выбрал для себя Ювентус в качестве промежуточного этапа карьеры, чтобы воочию увидеть величайшее оборонительное искусство. Бернардески шутил, что во время двусторонки игроки стараются попасть не в команду к Роналду, а в команду к Кьеллини, чтобы их не били по ногам. Мората отмечал, что боится встречаться на поле с Ювентусом, потому что там его уже ждет Кьеллини, который наверняка его убьет в борьбе за мяч. Иммобиле и ныне называет Джорджио самым сложным защитником из всех, с кем ему приходилось встречаться в карьере. Аналогично и Бернарду Сильва, дважды вылетавший с Монако от Ювентуса в Лиге Чемпионов, вкушая подкаты в исполнении окровавленного нахмуренного итальянского защитника. Левандовски поражался, насколько Кьеллини преисполнен искусством грязной игры в рамках правил, когда тебе попросту нечего противопоставить и даже сказать, лежа на лопатках.

С уходом Кьеллини из Ювентуса команда будто утратила эту частицу победоносного ДНК. Игроки перестали воспринимать себя лидерами игры, предпочитая аккуратно считать свою команду одним из фаворитов, довольствуясь малым. И дело касается не только слов на публике - проблемы начинаются еще с раздевалки. Молодежь не видит перед собой подобных примеров, способных в одиночку брать все на себя, отдуваться за всех, и при этом внушать другим решимость идти дальше и побеждать. Новое время для новых лидеров, которых пока придется подождать. Марчелло Липпи считал чемпионами не тех, кто поднял над головой трофей, а тех, кто превращал свои команды в чемпионов. И это точно относится к Кьеллини. Последнему из чемпионов Ювентуса с большой буквы. Последнему из могикан.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!

Обязательно поддержите материал, поставив ему плюс.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Решение ценой в Скудетто. Болельщики Ювентуса так и не смогли простить Коллину за чемпионство Лацио в 2000 году

Форрест Гамп, или Швейцарский Экспресс. Карьера Штефана Лихтштайнера, нашедшая свой конец в весьма неожиданном месте

Парола и Panini: история одного черно-белого фотоснимка

Развод по-итальянски. Распри между Бонуччи и Ювентусом – как следует прощаться с легендой?

Испытание за испытанием. Поль Погба оказался на краю своей карьеры по причине употребления допинга. Это конец?

Лудомания и долги. Николо Фаджоли попал в переплет, и теперь игрок отстранен на 7 месяцев от футбола

Место в четверке или четвертое место? В раздевалке Ювентуса, по словам игроков, начали проскальзывать мысли о Скудетто

Эпидемия травм в европейском футболе. Перед матчем с Интером у Ювентуса катастрофа в центре поля