Встречайте, аналитический штаб Бруно Гимараэса: «Он впитывает информацию невероятно быстро»
Перевод статьи «The Athletic» о работе персонального аналитического штаба игрока Ньюкасла.
Наше агентство предоставляет идентичный сервис для профессиональных футболистов. Мы точно так же общаемся с игроками по видеосвязи, вместе ищем возможности развития скиллов, обсуждаем и смотрим прошедшие и предстоящие матчи, отмечая особенности в игре. Если вам интересны такие услуги, пишите в телеграме - обязательно ответим и расскажем подробнее о наших возможностях!
Когда Бруно Гимараэс рассказывает о своем пути с пыльных улиц Рио-де-Жанейро к полным стадионам Премьер Лиги - есть несколько общих тем, о которых стоит сказать.
Первое, это полное посвящение процессу его родителей, которые возили его по городу, а затем и за его пределы, в поисках возможностей, которых, по их убеждению, он заслуживал. Еще одним важным фактором является игра в футзале, который, по его мнению, способствовал формированию и совершенствованию его техники еще до того, как он ступил на поле для игры в большой футбол.
Пока что все достаточно заурядно. Не многие молодые бразильские футболисты обходятся без поддержки семьи; почти все уделяют время игре на площадке для мини-футбола.
Гимараэс, однако, называет и третий фактор своего успеха. Это относительно недавнее событие, но он считает его одним из столпов своей карьеры. И нет, это не критика фанатов в социальных сетях, у которых коротка память.
«Футбол в наше время безумно сложен», — объяснял он в прошлом году на бразильском подкасте «Трое на районе». Вы играете в среду, субботу, среду, субботу. И я хочу получать каждую крупицу доступной информации».
«Если у меня немного больше информации, чем у моего оппонента — даже на 10 процентов — у меня есть преимущество над ним. Вот почему у меня есть свои аналитики».
Начиная с сентября 2021 года полузащитник тесно сотрудничает с «Performa Sports», консалтинговой компанией из Рио, которая проводит индивидуальный анализ выступлений. В число их клиентов входят клубы из Бразилии, а также 50 игроков — футболистов, которые, как и Гимараэс, стремятся к быть лучше.
Гимараэс — самый известный из клиентов Performa; он также является его самым активным сторонником, ссылаясь на Performa в многочисленных интервью в последние два года. Он не единственный футболист элитного уровня, у которого есть команда аналитиков, но мало кто говорит об таком сервисе столь откровенно.
«Чтобы добиться успеха в футболе, вам нужно учиться также усердно, как играть», — сказал Гимараэс. «Я хочу иметь все возможные преимущества над другими. Это часть моей работы, и я действительно в это верю».
Эдуардо Бартем улыбается, вспоминая первую сессию с Гимараэсом. «Я думаю, у него были заниженные ожидания», — говорит он. «Скорее всего, он думал, что это будет просто еще одна нарезка его игры».
Бартем, аналитик с опытом работы в области физической подготовки, является основным контактом Гимараэса в консалтинговой компании. Впервые он попал в поле зрения игрока в 2018 году, когда видео, которое он разместил в социальных сетях, привлекло внимание агента Гимараэса; Когда Бартем и другой аналитик, Рафаэль Маркес, основали Performa в 2021 году, они установили более формальные отношения.
«Агенту понравилась наша работа, но он сказал, что все будет зависеть от мнения Бруно», — говорит Бартем. «Тогда, мы подготовили презентацию. «Я думаю, что это было совершенно не похоже на то, чего он ожидал - скучную лекцию»
Бартем и Маркес пришли на встречу с чем-то гораздо более интересным. Видео, конечно, были, но они были резкими и точными.
«Мы выявляем закономерности и определяем ориентиры», — объясняет Бартем. «Они могут быть более сложными или менее сложными. В зависимости от игрока, это либо развитие того, что у него уже есть, либо начало чего-то нового с базовых понятий, а затем углубление».
В случае с Гимараэсом они поступили просто, сосредоточившись на одном конкретном аспекте своей игры, который, по их мнению, требовал улучшения.
«У нас с Бруно было одно твердое убеждение: у него много пороков, пришедших из футзала», — говорит Бартем. «Он играл в него долгое время — дольше, чем большинство детей в Бразилии — и это было видно.
«Одним из основных было его первое касание: каждый раз, когда он получал мяч, он ставил на него ногу. Только тогда он начинал раскрывать свое тело. Вы должны контролировать мяч так, чтобы у вас было время и вы могли максимально использовать имеющееся пространство. «Мы показали ему несколько клипов, которые очень ясно это продемонстрировали».
Они сказали Гимараэсу, что, хотя его техника и была допустимой для Бразилии, где на игрока, владеющего мячом, меньше давления, но она бы сдерживала его, если бы он хотел достичь самого высокого уровня. Гимараэс к тому моменту уже играл за «Лион» – и здесь не к чему было придраться – но он хотел большего, начиная с места в составе сборной Бразилии на чемпионате мира в следующем году. Он смотрел все видео широко раскрытыми глазами.
«Для него это был момент озарения», — говорит Бартем. «Думаю, именно тогда мы залезли ему в голову. Он понимал, что мы видим то, что он упускает. Он сразу понял, что мы можем ему помочь».
С того дня Гимараэс и Performa находятся в почти постоянном контакте. Есть еженедельные сессии — от 45 минут до 1 часа, обычно в четверг или пятницу — и быстрые разборы после матчей на выходных, хотя Бартем ожидает, что этот ритм увеличится теперь, когда «Ньюкасл» участвует в Лиге чемпионов.
Содержание этих занятий можно условно разделить на две категории: подготовка перед игрой и анализ после игры. (пре-матч и пост-матч)
Это выглядит, как скаутский-отчет по сопернику, адаптированный к позиции и игровому профилю игрока.
«Клубные аналитики будут проводить видео разборы и рассказывать об оппоненте, но в коллективном смысле», — объясняет Висенте Калдас, партнер Performa. «Речь будет идти о динамике команды. Если у них есть один выдающийся игрок, возможно, о нем будет отдельная информация. Но если речь о Бруно, а ключевым игроком противника является левый нападающий, они никогда не окажутся на поле рядом.
«Мы проводим такую работу на индивидуальном уровне. С каким игроком вам предстоит встретиться на вашем участке поля? Каковы его характеристики? Чего вам нужно остерегаться? Каковы его уязвимости, чем можно воспользоваться? В случае с Бруно, какова общая динамика линии полузащиты соперника? Какие зоны они освобождают, когда защищаются?
«Обычно игроку требуется 10–15 минут, чтобы понять все, что происходит. «Мы хотим, чтобы он вышел на поле сразу максимально подготовленным, зная, с кем ему предстоит встретиться, что они делают хорошо, а что плохо, какова подвижность их команды и как он может взять над ними верх».
Пост-матч анализ, как правило, является тем, где проводится действительно существенный объем работы. Он включает размышление игрока над своей игрой, обсуждение того, как определенные моменты — хорошие и плохие — связаны с более широкими закономерностями и целями, которые определила команда.
«Мы не работаем над фундаментальными вопросами», — говорит Калдас. «Мы не работаем над его техникой. Например, мы не говорим Бруно, как именно ему пасовать. Это что-то более глубокое: «Поверни голову, просканируй пространство, что вокруг, продолжайте смотреть». Убедитесь, что вы считали то, что находится перед вами, чтобы знать, что делать, когда мяч будет у вас и вы готовы его контролировать, а ваше тело открыто в сторону ворот.
«Если он это делает, возможности увеличиваются он может сделать больше передач вперед, больше передач между центральным и крайним защитником, что приводит к созданию опасных моментов. Мы работаем не над самими передачами, а над принятием решений игрока. Детали, над которыми мы работаем, в конечном итоге открывают новые возможности».
Показательный пример: количество касаний, которые Гимарайеш делал перед принятием решения о передаче. Принять мяч под стопу в стиле мини-футбола было лишь частью проблемы; Аналитики считали, что даже в Лионе он будет слишком долго тянуть во владении мячом.
«Это означало, что он упустит определенные коридоры для передач, возможности сыграть мяч», — говорит Маркес, который показал The Athletic отрывок из игры Лиги 1 против «Реймса» в декабре 2021 года. В нем Гимараэс получает пас от одного из его центральные защитники.
Есть возможность передачи на правый фланг, но он делает два, три, четыре касания, и разрыв сокращается…
«Сегодня он делает все быстрее, приоритетом является меньшее количество касаний», — говорит Маркес. «Теперь он делает все одним или двумя касаниями. Более быстрый контроль позволяет ему получить больше передач в центральных зонах, продвигаясь через линии противника».
Это позволяет ему видеть все по-другому, в лучшей перспективе и находить больше возможностей для передачи. Маркес приводит пример из матча с «Тоттенхэм Хотспур» в прошлом сезоне. Гимараэс находится в центральном круге, когда Педро Порро выносит мяч в его сторону.
Гимараэс и полузащитник «Тоттенхэма» Оливер Скипп движутся к мячу, и на первый взгляд ситуация выглядит как 50 на 50…
Но затем, не касаясь мяча, Гимараэс разворачивается вправо, открывая свое тело в поле и расширяя обзор.
Это позволяет ему считать огромное пространство на правом фланге. Он элегантно играет в касание с полу-лета и выводит Кирана Триппьера и «Ньюкасл» вперед.
«Он добивается успеха, даже не брав мяч под контороль перед передачей», — говорит Маркес. «Это ускоряет игру».
Еще один аспект, над которой Гимараэс работал с Performa, — это завершение, а точнее, его готовность к нанесению ударов. На одной из сессий, как раз перед тем, как полузащитник перешел в «Ньюкасл», Бартем спросил его, почему он не наносит больше ударов по воротам. Ответ Гимараэса застал его врасплох.
«Он сказал мне, что у него нет уверенности», — вспоминает Бартем. «Он сказал: «Эду, я плох в завершении. Мои удары плохи. «Он сказал, что всегда предпочитал искать возможность для передачи».
Бартем и его коллеги проанализировали отснятый материал и разработали план. Частично это заключалось в корректировке ориентации тела Гимараэса во время первого касания, чтобы открыть больше пространства для удара. Также были рекомендации по поиску подходящих зон на краях штрафной, а также хорошая нацеленность на удар.
«Мы говорили ему: «Бруно, здесь появится пространство, мяч сюда придет». Не имеет значения, считаете ли вы, что ваши удары плохи . Если у вас будет возможность, бейте, бейте, бейте».
Это сработало. В последней половине сезона в Лиге 1 Гимараэс в среднем забивал каждые 149 минут; в первой половине сезона в Премьер-лиге уже каждые 45 минут (согласно FBref). «Это был огромный скачок», — говорит Бартем.
Здесь естественно возникают два вопроса. Во-первых, как отдельные инструкции, подобные этой, вписываются в более широкую командную динамику. Могут ли аналитики рискнуть, стремясь улучшить игру одного игрока, и не помешать планам главного тренера?
Бартем считает, что нет. «Модель игры команды является независимой», — говорит он. «Все должно соответствовать тому, чего Эдди Хоу хочет от Бруно. Наша работа не меняет ничего, что происходит в «Ньюкасле». Мы считаем, что наша работа дополняет друг друга.
«Все замечания, которые мы доносим до Бруно, касаются исключительно его и касаются его индивидуальных действий. Нога на мяче, например, была индивидуальным аспектом, независимо от того, играл ли он в «Ньюкасле» или «Лионе» или играл за национальную сборную».
Второй вопрос касается личного восприятия. Нетрудно представить себе профессионального футболиста, который по определению чрезвычайно хорош в своем виде спорта, но сопротивляется внешнему руководству, которое предлагает Performa. Или, наоборот, принимает критику на свой счет.
«Это обмен», — говорит Бартем. «Конфликта нет. Дело не в том, что на нашей стороне абсолютная истина; это все вопрос восприятия. Мы работаем вместе, чтобы искать пути улучшения. «Мы всегда стараемся найти общий язык, чтобы игрок следовал за нами».
Бартем говорит, что с Гимараэсом особенно приятно работать.
«Он всегда открыт для дискуссий и рассуждений», — говорит он. «Он не из тех парней, которые думают, что все прекрасно, когда он в форме, а в итоге получают спад в игре. Он всегда хочет большего. Он очень быстро впитывает информацию и искренне интересуется деталями. Он хочет капнуть глубже.
«Также, он погружен в футбольный мир. Некоторые игроки просто хотят тренироваться и играть, и им достаточно футбола. Бруно наоборот: он следит за всем. Ему интересно, что делают другие команды, что делают другие тренеры, как выступают разные игроки.
«Когда он разговаривает с нами, у него всегда много информации — о том, что он видел, о том, что он исследовал. Он помешан на футболе. И мы тоже, так что это помогает».
У Performa есть еще четыре клиента в Премьер-лиге: Матеус Кунья из «Вулверхэмптона», защитник «Бернли» Витиньо, Винисиус Соуза из «Шеффилд Юнайтед» и Игор Хулио, который только что перешел в «Брайтон». Это не единственная компания, предоставляющая подобные услуги. Другие будут продолжать появляться по мере того, как все больше и больше игроков (и агентов) осознают потенциальную выгоду.
«Мы встречаемся с каждым игроком раз в неделю, и, по нашему опыту, даже самые крупные клубы европейского футбола не предоставляют таких индивидуальных разборов», — говорит Бартем. «Интерес растет, потому что люди понимают, что у них может быть свой штаб, с которым можно поговорить обо всех этих вещах и получить индивидуальный план для улучшения своей игры».
Маркес разделяет эту точку зрения: «Несколько лет назад для футболиста не было обычным делом иметь собственного тренера по фитнесу. Сегодня он есть у каждого игрока. То же самое произойдет и с персональными аналитиками. Через пять-десять лет это станет нормой».
Однако на данный момент Гимараэс считает, что это может быть его выигрышным отличием
«Игрок, который знает свою профессию глубже, может получить преимущество», — сказал он в ноябре бразильской газете O Globo. «Работа с аналитиками — часть моей подготовки к игре на самом высоком уровне».
Оригинал: https://theathletic.com/4802749/2023/08/25/bruno-guimaraes-video-analysts/