18 мин.

Генеральный директор «Лидса»: «Мы не будем поздравлять с Рождеством ушедших игроков»

На этой неделе исполнительный директор «Лидса» Ангус Киннейр посетил подкаст The Square Ball, на котором обсудил события, что произошли в клубе в последнее время. Пожалуй, это был самый трудный год в новейшей истории йоркширской команды. Разговор получился откровенным и открытым, а темы его был очень разнообразными. Киннейр затронул темы вылета из Премьер-лиги, ответственность руководства за произошедшее, пункты в контрактах игроков, сказавшихся на летнем трансферном окне, а также поделился своим видением относительно новой стратегии и будущего клуба под руководством Даниэля Фарке.

Наш блог подготовил перевод самых важных моментов этого большого интервью. Прежде чем начать чтение, обязательно подпишитесь на телеграм-канал, в котором можно в режиме реального времени следить за происходящим в «Лидсе».

Вылет из АПЛ

В прошлом сезоне «Лидс» набрал 31 очко, одержал всего 7 побед, сменил 3 тренеров, последним из которых стал Сэм Эллардайс. Киннейра спросили, смог ли клуб контролировать ситуацию после увольнения Марсело Бьелсы?

Ангус Киннейр: «Отвечать за футбольный клуб очень непросто. Здесь есть лишь одна значимая метрика — результаты на футбольном поле. Мы можем прекрасно управляться с финансами, повышать коммерческие доходы, продавать всё больше футболок и выстраивать великолепную работу в Академии, но оценивать всё равно будут наши победы в футбольных матчах.

Семь побед за сезон — это настоящая печаль, которая окрашивает собой абсолютно всё. Поэтому главная мантра, что звучит сейчас внутри клуба: «Футбол прежде всего». Нам нужно навести порядок на футбольном поле.

Я не считаю, что ситуация вышла из-под контроля после ухода Бьелсы, но были факторы, которые осложнили ситуацию. Во-первых, нам нужно было найти замену тренеру, который ставил прекрасный футбол и был очень близок с болельщиками. Очень многим клубам сложно переходить на следующий этап после такого менеджера.

Всё это привело к проблемам на поле. Когда мы общаемся с моими коллегами из других клубов, то часто обсуждаем, что ошибка лишь в одном управленческом назначении в Премьер-лиге может привести к неудаче. Точно так же, если вы плохо проведёте трансферное окно, то это с высокой доле вероятности приведёт к вылету. У нас в прошлом году совпали две этих вещи.

Болельщикам может показаться, что у нас всё валится из рук, потому что вылет совпал с достаточно сложным этапом смены собственника. Если бы 49ers Enterprises выступили в полные права годом ранее, то у общественности, скорее всего, было бы больше уверенности в том, что всё под контролем. Я понимаю, как это может выглядеть со стороны, но не считаю, что мы потеряли управление. Нет, мы построили прочный фундамент и крепко стоим на ногах».

Джесси Марш

Марш был выбран в качестве замены Марсело Бьелсе, это был выбор спортивного директора клуба Виктора Орты. Американскому тренеру удалось спасти команду от вылета в сезоне 2021/22, но в середине прошлого сезона его уволили из «Лидса», команда к тому моменту шла на 17 месте. Однако, в самом начале Марша представляли в качестве «преемника Бьелсы».

А.К.: «Виктор Орта увидел в Джесси Марше определённые вещи, которые создавали синергию с Бьелсой. Марсело — безусловно, уникальная личность. Невероятно трудно найти кого-то, кто будет похож на него хоть немного.

Мы смотрели на то, как прессингуют команды Джесси и каких беговых показателей они достигают, и подумали, что он сможет использовать нашу команду, которая находится в отличной физической форме. На казалось, что это важная часть футбола Марша. Мы не ожидали, что физика упадёт настолько сильно.

У Бьелсы были некоторые проблемы, например, с персональной опекой. Мы надеялись, что Джесси будет придерживаться более прагматичного стиля, более адаптированного к АПЛ. Теперь ясно, что это не сработало.

Джесси работал очень, очень упорно, он был предан своему делу. Марш всегда говорил, что работает «ва-банк». У него был отличный послужной список, но стоит признать, что он провалился. Особенно Марш провалился с точки зрения набора игроков.

Перед Рождеством мы оказались в тяжёлом положении. Команда двигалась по совсем неправильной траектории. Все ощущали спад, но осенние матчи с «Ливерпулем» и «Борнмутом» дали надежду, что всё налаживается. Возможно, без этих двух побед мы бы приняли решение расстаться с Джесси раньше.

Учитывая, что клуб вылетел из АПЛ, можно сказать, что мы ошиблись тогда. В то время мы очень много спорили, обсуждая наши действия. Если вернуться назад в прошлое, то я думаю, мы бы внесли изменения в ту осень. Не хочу вдаваться в подробности, но скажу, что тогда в совете директоров не было единения и согласия».

Смены тренеров

6 февраля Джесси Марш был уволен. Несколько матчей командой руководил тренер резерва Майкл Скубала, после чего «Лидс» пригласил Хави Грасию. Испанец не смог наладить результаты и в мае с ним попрощались. На последние 4 матча командой управлял Сэм Эллардайс, но при нём «Лидс» заработал лишь 1 очко и выбыл по итогам сезона в низший дивизион.

А.К.: «Нет секрета в том, что мы просто искали того, кто спасёт нас от вылета. Это не было долгосрочным проектом. Мы считали, что Джесси Марш, которого Виктор вёл очень долго, будет работать в клубе многие годы, а не просто удержит нас в АПЛ. У Грасии же была конкретная задача.

Нам казалось, что Хави понимает, что именно нужно поменять в команде. У нас были ожидания, что он будет прагматичен и добьётся нужных результатов. Всё начиналось хорошо, но в матче против «Борнмута» стандарты команды упали окончательно. Мы поняли, что он не сможет изменить ситуацию за последние 4 игры. Хави потерял раздевалку, и нам потребовалась последняя отчаянная попытка спасти положение. Нам нужны были не тактические перемены, а харизматичный лидер.

К тому моменту мы уже бродили по полю чудес. Никто не старается сохранить лицо, когда обращается к Сэму Эллардайсу. Все понимают, что это никак не относится к построению футбольного проекта. Мы просто в последний раз бросили кости в надежде на везение».

Ираола и Слот

Главными целями «Лидса» после увольнения Джесси Марша были Андони Ираола, который тогда руководил «Райо Вальекано», а сейчас возглавляет «Борнмут», и Арне Слот из «Фейеноорда». Также йоркширский клуб рассматривал вариант с приглашением легенды «Реала» — Рауля.

А.К.: «Мы наметили себе тех, кого позовём вместо Марша. Это были: Ираола, Слот и Рауль. Рауль заранее предупредил нас, что пока не готов к переходу. Ираило и Слот, наоборот, выразили заинтересованность и сказали, что будут доступны.

Но когда процесс начался, то всё происходило очень быстро. Ираола изменил мнение и сказал, что не готов менять место работы, хотя в его контракте была прописана опция выкупа. Слот не оценил силу желания текущего клуба удерживать его. В такой ситуации мало что можно сделать.

Очевидно, что Хави Грасия находился в списке значительно ниже этих кандидатов. И Ираола, и Слот могли бы быть наняты на более длительный срок. И Андони сейчас работает в Премьер-лиги, а значит не только «Лидс» посчитал его подходящим кандидатом».

Неудачные трансферы

Летом 2022 года «Лидс» продал Рафинью и Келвина Филлипса за хорошие деньги. Выручку «белые» потратили на игроков для Джесси Марша, которые так или иначе были связаны с моделью «Ред Булл», успешно используемой «Зальцбургом» и «Лейпцигом».

А.К.: «Потеря Филлипса и Рафиньи тяжело ударила по нам. Когда пришёл Эллардайс, то он сказал, что нам не хватает игроков мирового класса. По его мнению, даже в худших командах АПЛ есть один или два игрока мирового класса.

Мы же остались без них, когда продали Келвина и Рафинью. Наша идея заключалась в том, что мы сможем распределить полученный доход на покупку большего числа игроков и добавить составу глубины. Эти подписания не сработали, поэтому всё пошло не той дорогой.

Мы вложили большие деньги в игроков, подходящих под футбол Марша. В конечном итоге их можно было оценить максимум в 5/10, тогда как нам нужны были 7/10. Когда команда теряет лучших футболистов в лице Филлипса и Рафиньи, а взамен берёт «пятёрок», то её ждут большие проблемы. Новые подписания не компенсировали потерю звездных игроков.

Возможно, мы приняли ошибочное решение искать футболистов с потенциалом стать 8/10 или 9/10. Это слишком большой риск. Наверное, нам стоило взять «шестёрок» или «семёрок», которые смогли бы поддержать команду.

Хочется надеяться, что этим летом болельщики увидели иной подход. Мы постарались быть более прагматичными и придерживались стратегии, которая, как мы надеемся, принесёт свои плоды».

Андреа Радриццани

В июне Андреа Радриццани согласился продать свою долю в «Лидсе» американскому консорциуму, возглавляемому 49ers Enterprises. Этим завершилось шестилетнее правление итальянского бизнесмена на «Элланд Роуд». Он руководил клубом во время его возвращения в Премьер-лигу после 16 лет скитания по низшим дивизионам, но в итоге оставил клуб там же, где и начинал — в Чемпионшипе.

А.К.: «Можно критиковать Андреа за те или иные действия, но он щедро инвестировал в команду и очень много рисковал. Риск был даже в приглашении Бьелсы. Ни один другой клуб Чемпионшипа не стал бы звать Марсело, учитывая его финансовые запросы.

Это был смелый шаг со стороны Радриццани, но у него не хватало средств для того, чтобы конкурировать на уровне АПЛ. Я не знаю, правильно ли это, критиковать парня за то, что он недостаточно богат. Мне кажется, что Андреа больше любого другого владельца в лиге рисковал своим капиталом.

Мы бы оказались совсем в другом мире, если бы 49ers вступили в права владения намного раньше и смогли полноценно заняться инвестициями в клуб. Но Андреа продавал клуб неохотно. Ему нравилось в «Лидсе». Возможно, если бы Радриццани согласился расстаться с командой после того спасения в матче с «Брентфордом» в 2022 году, то его наследие осталось бы нетронутым. И, безусловно, с финансовой точки зрения ему нужно было продавать клуб тем летом, это было бы лучшим решением.

Весь совет директоров, но особенно Андреа, очень хотели, чтобы «Лидс» шёл по траектории, ведущей в еврокубки. Учитывая доступный бюджет, нам пришлось идти на риски, связанные с трансферами игроков. Если бы я мог вернуться назад, то пошёл бы иным путём и постарался бы быть более прагматичным, чтобы закрепить клуб в Премьер-лиге».

Даниэль Фарке

Фарке стал менеджером «Лидса» в июле. Немецкий тренер дважды завоёвывал титул Чемпионшипа с «Норвичем» и весьма учпешно прошёл собеседование в «Лидсе».

А.К.: «Одним из критериев, что мы выдвигали к кандидатам, была работа в топ-4 лигах. Нам нужно было, чтобы новый тренер имел опыт работы как в Премьер-лиге, так и в другой топовой лиге, потому что риск переходного периода очень высок. Даниэль до «Лидса» руководил «Боруссией М».

Ещё одна вещь, что нам понравилась в Фарке — во время переговоров по контракту он сказал, что не хочет, чтобы его называли «главным тренером». Он сказал нам: «Я тренер первой команды». Это небольшое семантическое различие с точки зрения названия должности, но оно несёт в себе очень большой внутренний смысл. Даниэль придерживается подхода, схожего с Бьелсой. Он хочет управлять всем. Фарке не собирается отчитываться перед спортивным директором. Даниэль хочет руководить футбольным отделом при поддержке технического директора, главы скаутской службы и руководителя футбольными операциями.

Фарке хорошо зарекомендовал себя на этом уровне, но на собеседовании он вообще не говорил про Чемпионшип. Он сразу заявил, что он заслуживает работать в Премьер-лиге, а «Лидс» — идеальное место, чтобы проявить себя в высшем дивизионе.

Мы пережили сложное трансферное окно, которое могло бы выбить всё дерьмо из большинства менеджеров. Но Даниэль был спокоен, сосредоточен и открыт к сотрудничеству. «Лидсу» нужен именно такой тренер».

Арендные клаусулы

Главной помехой летнего трансферного окна для «Лидса» стали особые пункты в контрактах игроков. Им было позволено уйти в аренду, если какой-либо клуб возьмёт на себя полные обязательства по заработной плате. В некоторых случаях эти договоры не позволили «белым» выручить средства для инвестирования в усиление. Также планам «Лидса» на сезон помешало нежелание ключевых игроков оставаться в Чемпионшипе.

А.К.: «Когда я общался с ними, то меня ошеломило их настойчивое нежелание играть в Чемпионшипе. Я не думаю, что это особенность «Лидс Юнайтед», причины этого намного глубже. Речь идёт о привлекательности Премьер-лиги, и о деньгах, которые там платят. 

Мы увидели, что у игроков совершенно нет мотивации оставаться в Чемпионшипе. Мы считали, что наши аргументы смогут убедить их не покидать клуб. Мы говорили про отличный проект и про то, что год в Чемпиошипе, который можно будет разорвать на куски, пойдёт на пользу карьере и не скажется на международных вызовах.

Можете назвать меня наивным, но меня разочаровало, что футболисты были готовы на что угодно, лишь бы покинуть наш клуб. Да, у нас выдался плохой год, но я думал, что эмоциональная связь окажется крепче, и что у них будет желание исправить ошибки после неудачного сезона.

У нас были варианты с продажей некоторых игроков, но мы не хотели фиксировать убытки и ухудшать свою позицию по ФФП. Это неизбежно случилось бы, если бы мы продали футболиста значительно ниже рыночной стоимости. Взамен этого мы выбрали вариант с сокращением зарплатного фонда.

Все эти ребята хотят уйти, чтобы не терять в деньгах. Когда мы заключали с игроком контракт, то обсуждали снижение зарплаты в случае вылета. У большинства из них заработная плата понижается на 40-60% при переходе в Чемпионшип. Это было одно из самых агрессивных условий среди клубов АПЛ.

Мы пошли на это, чтобы управлять клубом с умом. Мы понимали, что не сможем поддерживать уровень зарплат Премьер-лиги, если окажемся в Чемпионшипе. У Радриццани просто не было на это денежных средств. Мы всё ещё были новичками в АПЛ, и перспектива вылета была вполне реальной. Мы обсуждали эту вероятность, и игроки хотели получить подстраховку в виде разрешения уйти в аренду.

У них не было понимания, кто будет владеть клубом после вылета, кого наймут менеджером, получит ли клуб инвестирование. Если бы 49ers владели «Лидсом» на тот момент, то стали бы мы так агрессивно снижать зарплату игрокам? Я думаю, что нет. У них есть деньги для того, чтобы смягчить все последствия вылета.

Но если говорить об игроках, которые ушли, то большинство из нас, включая Даниэля, не сильно сожалеют о произошедшем. Они не станут потерей для проекта, который мы строим. На удалось сэкономить 40 млн. фунтов на заработной плате и привлечь футболистов, которые действительно хотят играть здесь».

Адамс и Синистерра

Переход Тайлера Адамса и Луиса Синистерры в «Борнмут» стали одним из главных разочарований для «Лидса» этим летом. Американский хавбек был продан «вишням» за 23 млн. фунтов, а колумбийский вингер отправился в аренду. Оба игрока угрожали «Лидсу» судом, поскольку считали, что йоркширский клуб не исполнил свои обязательства по клаусулам, прописанным в контрактах.

А.К.: «Я не хотел бы оставить в клубе ни Адамса, ни Синистерру, учитывая всё произошедшее. Я уважаю стремление любого игрока выступать на самом высоком уровне. Их карьера очень коротка, поэтому они должны иметь возможность раскрыть её в полной мере.

Давайте будем честными, Адамс и Синистерры пришли в «Лидс», потому что мы продали им проект Премьер-лиги. Мы рисовали им стабильную траекторию роста. Они бы не пошли в команду Чемпионшипа.

Но есть разные способы для того, чтобы реализовать своё желание играть в Премьер-лиге. Я считаю, что ни один, ни другой не справился с этим очень хорошо. В таких случаях стоит обсуждать со всеми сторонами возможные варианты и искать решение, а не идти по пути, который они выбрали.

Мне кажется, что неправильно вести себя так по отношению к клубу, который заботился и продолжает заботиться о тебе, а также предлагает фантастические альтернативы, если ты останешься. Некоторые игроки, избравшие подобную тактику, возможно, под давлением агентом, вряд ли попадут в наш список для рождественских открыток.

Путь, который избрали Тайлер и Луис, предполагал некоторый риск для «Лидса». Мы были достаточно тверды в своей позиции, но, в конечном счёте, здесь сыграло свою роль сочетание юридического разногласия и жгучего желания покинуть клуб».

Виктор Орта

Орта был спортивным директором «Лидса» с 2017 по 2023 годы. Испанец расстался с клубом в мае, после увольнения Хави Грасии. Его работа вызывала противоречивые оценки. Сейчас же Виктор работает в «Севилье».

А.К.: «Да, у Орты есть много критиков. Но команда с Джанни Алисоки, Матеушем Клихом, Джеком Харрисоном, Беном Уайтом, Илланом Мелье и другими смогла завоевать промоушн и заняла 9 место в АПЛ. И ею руководил Марсело Бьелса.

На Викторе лежала огромная ответственность, но изменения в футбольной структуре этим летом не связаны с ним. Мы просто смотрим на то, как работают другие клубы. Если посмотреть на большинство современных команд, то почти нигде таким большим и сложным отделом не руководит один человек. На наш взгляд, это лучший подход.

Подбор игроков под Марсело и тот сезон, когда мы закончили девятыми, были великолепны. Мы нашли несколько классных игроков. Даже сейчас в команде есть Вилли Ньонто, которого мы купили дешёва. С нами Иллан Мелье, за которого мы почти ничего не заплатили. То же самое можно сказать про Крисенсио Саммервилла и Паскаля Страука.

Как и в большинстве клубов, ситуация была неоднозначной. Мы берём на себя ответственность и смотрим на вещи с точки зрения всего коллектива. Здесь задействованы все: менеджеры, правление, Виктор, скауты, медицинский отдел и так далее. У нас явно что-то не сработало и всё закончилось не очень хорошо. Были некоторые успехи, но были и неудачи».

Киннейр в роли генерального директора клуба

Ангус Киннейр — последний, кто остался в «Лидсе» из той троицы руководителей, что была сформирована в 2017 году. Радриццани и Орта покинули клуб. Сам Киннейр регулярно подвергается критике за то, что переживал клуб при нём в последние 2 года. Его спросили, стоит ли пристально следить за ним в роли генерального директора.

А.К.: «Трудно избежать разочарования от прошлого сезона и невозможно скрыться от ответственности за него. Я — исполнительный директор. Я несу ответственность за собственность клуба и направляю владельцев в правильную сторону.

Прошлый сезон оказался полным провалом, что очень расстроило лично меня. Всё закончилось совершенно не так, как мы планировали.

Это не попытка оправдаться, потому что у нас всё было хорошо с финансированием. Мы смогли продуктивно поработать на трансферном рынке. У нас было достаточно времени для выбора менеджера и для того, чтобы всё сделать правильно. Но мы этого не сделали. Однако, стоит учитывать контекст.

А контекст таков, что при нынешней структуре Премьер-лиге угроза вылета грозит 12 командам каждый сезон. Шансы оказаться неудачником составляют 25 процентов. Поэтому через 3-4 года есть вероятность того, что чёрная метка выпадет именно вам. Различие очень явно заметно.

Вам нужно строить такую структуру, которая сможет выдержать подобное напряжение. На мой взгляд, один вылет не стоит рассматривать в качестве окончательного провала. За прошедшие пять лет у нас был один переходный сезон, четыре успешных сезона и один — неудачный.

Когда я смотрю на людей, работающих на моей позиции в «Норвиче», «Фулхэме» и «Уотфорде», когда клубы вылетели из АПЛ и снова вернулись, то я думаю о важности непрерывности и постоянстве. Сейчас на нас лежит большая ответственность. Не то, что бы её раньге не было, конечно, но настало перейти на новый уровень финансирования.

Могу вам сказать, что у меня есть много поводов, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом».

Выпуск подкаста с Киннейром на Ютубе

Текстовая версия интервью на The Athletic