Трибуна
13 мин.

Дэвид О’Лири: «Я мог вернуться в «Лидс» после Марсело Бьелсы»

«Лидс Юнайтед» вернулся в Премьер-лигу спустя два года после вылета. Команда Даниэля Фарке уже в понедельник начнет свой путь в высшем дивизионе матчем против «Эвертона».

Никто не знает, каким будет этот сезон для «белых». Но ясно одно — клуб будет бороться за выживание в АПЛ, это их главная цель, и о большем мечтать никто не может. Если же вспоминать прошлый заход в элиту, то Марсело Бьелса достойно показал себя в первом сезоне и занял 9 место. Но потом «Лидс» скатился в аутсайдеры и, в конце концов, вылетел.

Последний раз, когда йоркширский клуб был серьезной силой в АПЛ, связан с временами Дэвида О’Лири. Тогда, в начале нулевых, та самая «банда» из молодых и дерзких игроков знатно пошумела как в Англии, так и в Европе, добравшись до полуфинала Лиги Чемпионов.

Поэтому имя О’Лири до сих пор с теплом вспоминают в Йоркшире. В преддверии нового сезона The Telegraph встретился с культовым тренером «белых», чтобы обсудить перипетии его карьеры, увольнение с «Элланд Роуд», работу в «Астон Вилле» и возвращение в «Лидс», которое едва не случилось.

Наш блог перевел этот материал. Но, прежде чем приступать к чтению, подпишитесь на наш телеграм-канал. Там вы в режиме онлайн сможете следить за тем, как «Лидс» решает задачу по сохранению прописки в АПЛ. Будем рады вам!

Харрогейт, Йоркшир. На территории загородного отеля фотограф Telegraph Sport проводит фотосессию для Дэвида О’Лири, чтобы подготовить фотографии для статьи. Мимо проходит несколько гостей, которые сразу узнают главного героя съемки. 

— «Это же Дэвид О’Лири», — говорит мужчина в кепке «Лидса». — «Отличный был тренер для нашего клуба, лучший за много лет. Зачем они его тогда убрали?»

Даже спустя 23 года этот вопрос звучит более чем уместно. За те три сезона, что О’Лири руководил «Лидсом», команда не опускалась ниже 5 места в АПЛ и занесла себе в актив два европейских полуфинала. Нынешнее руководство клуба может лишь мечтать о подобных результатах. 

Июнь 2002 года. «Лидс» только что добыл путевку в Кубок УЕФА, а Дэвид О’Лири собирался в отпуск, чтобы набраться сил перед новым сезоном. Он находился на тренировочной базе, чтобы завершить пару дел, прежде чем отправиться на отдых. Внезапно его телефон зазвонил.

— «Можешь подойти в кабинет председателя?» — вспоминает О’Лири вопрос, который он услышал. — «Думал, мы будем обсуждать летние трансферы. Захожу — а Питер Ридсдейл (тогдашний глава «Лидса») говорит: “Все, нам пора прощаться. Ты много сделал для клуба, но нам нужен человек, который выведет нас на новый уровень”».

Руководство «Лидса» видело в этой роли Терри Венейблса.

— «Я вижу, что у него стоит телефон на столе и прошу возможности совершить звонок», — продолжает О’Лири. «Питер спрашивает, хочу ли я позвонить жене. Если честно, я никогда не советовался с Джой по футбольным делам. Ей это вообще неинтересно. Нет, я звоню своему юристу, Майклу Кеннеди. Он берет трубку, я произношу одну фразу: “Я сейчас в офисе Питера Ридсдейла, он только что уволил меня, обсудите с ним детали“. Передаю трубку — и ухожу. Все».

Как показало время, это решение было явной ошибкой менеджмента клуба. «Лидс» оказался в пучине финансового кризиса, который потопил клуб. Спустя пять лет «белые» оказались в Лиге Один (3 дивизион). Но сам О’Лири не жалеет о прошлом.

— «Какой смысл спорить с председателем, который решил уволить тебя?» — рассуждает Дэвид. — «Можно приводить список своих достижений, но это ничего уже не изменит. Мое время в «Лидсе» было великолепным. Когда возвращаюсь в клуб, я всегда получаю теплый прием. Все вспоминают наш выход в полуфинал Лиги Чемпионов. Это, конечно, мило с их стороны, но я же ее не выиграл, правда? Я даже не вышел в финал. Все-таки, успех, в первую очередь, это трофеи».

«Лидс Юнайтед» стал для Дэвида О’Лири поздним и зрелым романом. С детства ирландец был связан с «Арсеналом». Родился он в паре улиц от «Хайбери» — отец пару лет работал в Лондоне, — в клуб попал в 1975-м, дебютировал в 17. По воспоминаниям Дэвида, это были непростые годы.

— «Один из первых моих матчей — против «Бирмингема». В атаке соперника — Кенни Бернс и Питер Уит. Локоть с одной стороны в голову, потом — с другой. Иногда оба сразу. Я падаю, они поднимают: “Все в порядке, сынок?” — “Да, спасибо”, — вспоминает О’Лири. — «После матча Пэт Райс меня отчитал: “Слушай, если хочешь остаться в футболе — учись быстро. Не надо благодарить их за удары. Бей в ответ.”»

Учиться пришлось быстро. Эпоха, которую О’Лири называет «слишком жесткой», принесла ему рекордные 722 матча за «Арсенал» без единого удаления, два чемпионства, два Кубка Англии, два Кубка Лиги и номинацию на «Золотой мяч»-1980. В сборной Ирландии тоже все складывалось хорошо. Именно Дэвид забил ключевой пенальти в серии с Румынией на ЧМ-1990.

— «В «Арсенале» я был далек от списка пенальтистов, поэтому так ни разу и не пробил с точки», — говорит Дэвид. — «И я был просто воодушевлен, когда вышел бить решающий пенальти в 1/8 финала. За воротами я видел тысячи ирландских болельщиков, но не ощущал никакого давления. Я считал, что получил привилегию, а не головную боль».

А вот у него дома, в Дублине, было намного более нервно. «Мама рассказала, что отец стоял на коленях и чуть ли не начал молиться, когда увидел меня на мяче. “Чего ты так переживаешь?” — “Если он промажет — нам придется уехать из страны”. Но сколько пинт “Гиннеса” мне купили в Ирландии с тех пор… В общем, хорошо, что я забил».

Три года спустя после того памятного пенальти карьера Дэвида О’Лири в «Арсенале» подошла к концу. Точка была поставлена красиво, поскольку «пушкари» обыграли «Шеффилд Уэнсдей» в финале Кубка Англии. Ирландскому защитнику достался самый необычный сувенир.

— «На банкете победителей, уже под утро, все ушли, остались мы с женой», — вспоминает О’Лири. — «И вот Кубок Англии стоит на барной стойке. Говорю жене: “Не можем же мы его тут оставить”. Забрали в машину. В три ночи на светофоре рядом останавливается машина, водитель заглядывает, Джой за рулем, а я на пассажирском кресле и с Кубком Англии в руках. Никогда не видел такой физиономии. Дома подумал: если нас обкрадут, то я буду тем, кто потерял Кубок Англии. В итоге, мы спали с ним в кровати. Утром отвез на “Хайбери”, а секретарь клуба невозмутимо сказал: “А, мы как раз думали, куда он делся”».

После «Арсенала» О’Лири перешел в «Лидс», но травмы и возраст не дали продолжить карьеру футболиста. Но вскоре на «Элланд Роуд» пришел бывший менеджер «Арсенала», Джордж Грэм, который позвал ирландца в штаб.

— «Джордж всегда говорил, что из меня выйдет хороший тренер», — делится Дэвид. — «И он активно взялся за меня с первых месяцев совместной работы. Обычное расписание могло выглядеть так: в понедельник я еду в Ньюкасл на просмотр игрока, во вторник с утра прихожу на тренировку «Лидса», а в среду уже оказываюсь в Лондоне, чтобы изучить другого футболиста. Я тогда жаловался Джой, что скоро умру. Но, черт возьми, я многому научился».

Три года Дэвид О’Лири работал под руководством Грэма, но в сентябре 1998 года руководитель позвал его в свой кабинет, чтобы сообщить важную новость.

— «Джордж сказал, что в понедельник его объявят тренером «Тоттенхэма», и позвал с собой в Лондон», — рассказывает ирландец. — «Я думал об этом предложении, но просто не представлял себя в этой роли. Соперничество есть соперничество. Я не мог согласиться, учитывая свое прошлое в «Арсенале». На следующий день я отказал Джорджу, на что он ответил, что я не получу работу в «Лидсе», об этом можно даже не думать».

Тем не менее, Джордж Грэм убедил Питера Ридсдейла дать О’Лири возможность временно управлять командой, пока они ищут нового менеджера. Предполагалось, что им станет Мартин О’Нил. Но ирландский специалист принял ряд неожиданных решений, которые изменили всю его карьеру.

— «В предыдущие сезоны я наблюдал, как в академии растут талантливые ребята — Вудгейт, Смит, Кьюэлл», — говорит О’Лири. — «Я регулярно говорил Джорджу: “Надо их ставить”. Он отвечал: “Не готовы”. В первый день после его ухода сижу в его кабинете и думаю: раз я так настаивал на молодежи, пора доказать, что я был прав. Все равно я тут ненадолго, сделаю по-своему. И это сработало».

И не просто сработало, эта машина завелась на полный оборот. Под руководством О’Лири молодая команда начала зажигать в Премьер-лиге. К ярким воспитанникам ирландский менеджер привлекал игроков с большим потенциалом, вроде Рио Фердинанда из «Вест Хэма». Он тогда и не предполагал, что все покупки были оплачены кредитом, взятым под будущие доходы.

— «Я понятия не имел, что творится с финансами. Если честно, то Питер просто спрашивал, кого я хочу купить. Я называл имя, а он занимался всем остальным», — вспоминает Дэвид. — «Помню, в первый день в «Астон Вилле» Даг Эллис, владелец, сказал: “Готовь записи, сегодня идем на встречу с советом директоров”. А я за все время в «Лидсе» ни на одном так и не был». 

Именно на «Вилла Парк» Дэвид О’Лири узнал совсем другой подход к владению футбольным клубом. Он урегулировал судебный иск с «Лидсом» и возглавил «Астон Виллу».

— «Я все знал про Дага Эллиса и брать работу особо не рвался», — признается Дэвид. — «Но адвокат сказал: он ведь собирается продавать клуб, так что это отличная возможность зайти и поработать уже с новым владельцем. Была одна проблема — Даг продавать «Виллу» не торопился. Не хочу много говорить о человеке, которого уже нет, но работать с ним было сущим кошмаром».

Если в «Лидсе» считали, что деньги растут на деревьях, то в «Астон Вилле» ситуация была прямо противоположной. Некоторые правила Эллиса ирландский тренер считал просто смешными.

— «Знаете, говорят: если собираешься продавать дом, нет смысла тратиться на ремонт? Вот так думал Даг», — рассказывает О’Лири. — «Я не уверен, что это можно назвать хотя бы экономией. У меня был отдельный телефон для связи с председателем, и я просто вздрагивал, когда он звонил.

Помню, как-то раз я поехал посмотреть игру «Арсенала» и заправил машину на обратном пути. Сохранил чек и передал в бухгалтерию. Звонок от Дага: «Это что за трата?» Я объяснил, что был в Лондоне, поскольку мы встречаемся с «Арсеналом» через неделю. А он отвечает: «Ты играл за них 20 лет! Что нового ты хотел там увидеть?»».

Эти отношения нельзя назвать простыми.

«В конце концов, меня все достало. Я помню, что в ночь увольнения я пришел домой и, впервые за много лет, хорошенько выспался».

После ухода из «Астон Виллы» в 2006 году Дэвиду О’Лири было всего 48 лет — молодой возраст для тренера. Но новой работы пришлось ждать 4 года. В конце концов, в 2010 году он возглавил дубайский «Аль-Ахли». Но это был очень быстрый опыт.

— «Они меняли по четыре тренера за сезон — я понимал, что надолго не задержусь», — рассуждает О’Лири.— «Но предложение было таким, что адвокат в самолете сказал: если не подпишу, сам сдаст меня в психушку».

На бумаге задача выглядела просто — оценить состав, определить трансферы и перестроить команду. Через три месяца он пошел к владельцу, и понял, как работает футбол в Эмиратах.

— «Я понял, что работа предстоит серьезная и принялся оценивать состав», — вспоминает ирландец. — «Первый пункт в списке — вратарь. Говорю владельцу, что нужен новый, а с текущим надо прощаться. Мне отвечают, что он — любимчик дочери кронпринца, поэтому остается. Окей, понятно. Хорошо бы сменить правого защитника. А оказывается, что его семья дружит с семьей эмира. И так далее. Выхожу и говорю ассистенту Рою Айткену: “Здесь менять будут только тренера”».

Приключение О’Лири в пустыне подошло к концу. Он вернулся домой, чтобы провести некоторое время с умирающим отцом. Но вот тренерская карьера подошла к концу. Человек, который не так давно руководил «Лидсом» в еврокубках и считался «самым умным молодым тренером Англии», с тех пор не работал менеджером.

— «Это интересно», — объясняет ситуацию Дэвид. — «У меня никогда не было агента, а в наши дни руководство ведет переговоры только через них. И удивительно, как быстро могут тебя забыть».

Хотя предложения о работе иногда поступали. Например, ирландский специалист жалеет, что отказался от возможности поработать в «Ньюкасле». А 4 года назад подвернулся вариант вернуться в «Лидс». С таким предложением на него вышел тогдашний президент «белых», Андреа Радриццани.

— «Я не был уверен, что мне нужен этот шаг, но все равно решил пообщаться», — делится он. «Поехал в Лондон, думал, что встреча будет частной. Но уже таксист на вокзале спросил, не еду ли я обсуждать работу в «Лидсе». Не такой уж и частный разговор, выходит.

Пришел на встречу и оказался разочарован. Президент клуба меня совсем не впечатлил. А еще там был их спортивный директор, это вообще чокнутый кадр. Скакчет вокруг, то сидит, то стоит. Я делюсь с ними своими мыслями, что нам нужно будет сделать. Ноль ответа, сидят в телефонах. Нельзя так общаться с людьми. Я какое-то время терпел, но потом ушел. Больше ничего от них не слышал».

Таким образом, Дэвид О’Лири остается футбольным менеджером без работы. Ему уже 67 лет, хотя выглядит он очень свежо и подтянуто. Его жизнь сейчас состоит из просмотра матчей «Арсенала», игры в гольф и посещения спортивных мероприятий. Стресса в ней явно меньше, чем на тренерском мостике.

— «Знаете, если мне позвонят с хорошим предложением, то я сразу вернусь в футбол», — признается О’Лири.

Поэтому мы решили спросить, что именно он сделал бы в «Лидсе» в этом сезоне. Ведь «белым» нужно постараться задержаться в Премьер-лиге. 

«Им нужно сделать команду, которую трудно победить. Я понимаю, как банально это звучит, но это главная задача», — рассуждает Дэвид. — «При Марсело Бьелсе они играли так же, как и в Чемпионшипе, абсолютно не меняя атакующий стиль. Но такой подход ведет в тупик. Вас разобьют. Что и случилось с «Лидсом» в прошлый раз.

Я очень надеюсь, что «Лидс» адаптируется к реалиям лиги. Им нужно оставаться в АПЛ, чтобы перестроить стадион и развивать клуб. Я очень хочу, чтобы они оставались в Премьер-лиге. Я люблю этот клуб [делает паузу]. Почти так же сильно, как «Арсенал» [улыбается]».

Оригинал статьи