Ювентус. Хроники: эпоха Карло Каркано и пяти скудетто подряд
Приход Эдоардо Аньелли на пост президент клуба стал ключевым в истории Ювентуса. Италия столкнулось с рождением не просто еще одного топового клуба, за которым стоят деньги и власть. Это стало началом доселе невиданной связи между одной семьей и футбольной командой. Стремление семейства Аньелли управлять всем и побеждать на всех фронтах передалось и их детищу - распробовав единожды вкус побед, Юве было уже не остановить.
Обширное вливание средств в футбольный проект никогда не превращало его в гранд. По крайней мере, не сразу. По обыкновению, приход денег означал начало строительства интересного проекта, но не более. Статус топового клуба определяли сенсации, трофеи и рекорды. Деньги лишь помогали заложить фундамент для становления, остальное требовалось доказывать на футбольном поле.
Связь между семьей Аньелли и Ювентусом, которой нынче исполнилось ровно сто лет, была навеки запечатана пятью победами подряд в Серии А начала 1930-х годов, заложив таким образом основу для развития итальянского футбола во второй половине прошлого столетия. Феномен пяти Скудетто подряд, названный в Италии красивым термином Quinquennio, послужил началом превращения Ювентуса в бесспорного лидера кальчо на последующие десятилетия, любимого и ненавидимого миллионами итальянских болельщиков по всей стране.
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
От Кембриджской пирамиды к Metodo.
До тридцатых годов прошлого века наиболее распространенной тактикой, используемой в европейском футболе была так называемая структура Кембриджской пирамиды. Свое название схема получила благодаря схожести с перевернутой геометрической фигуры «пирамиды», которую венчал вратарь: на поле это выглядело как 2-3-5. Концепция, равно как и название, приписывают футбольному клубу известного британского университета, однако в профессиональном футболе впервые ее использовал Блэкберн, завоевавший с помощью «пирамиды» пять Кубков Англии. Предпочтение отдавалось исключительно фигуре нападающих, которые и были ответственны за результат. Защитники исполняли роль последнего рубежа, а центральные полузащитники все чаще являлись статистами на протяжении основного времени матча.
В июне 1925 года мир футбола изменился навсегда.
IFAB скорректировали правила офсайда. Раньше игрок оставался в игре, если на момент исполнения передачи мяча в его сторону перед футболистом оставалось как минимум три игрока соперника, а после оптимизации основного регламента это число сокращалось до двух. Английский тренер Герберт Чепмен благодаря этому нововведению сумел войти в историю английского футбола как первый менеджер, внедривший идею использования на поле трех защитников и укреплению влияния полузащиты на общую картину игры - создал так называемую «система Чепмена».
Переизбыток нападающих отныне больше мешал, чем помогал реализовать многочисленные моменты, требовалось задуматься об укреплении оборонительной структуры. Пресловутый стиль доисторического футбола «бей-беги» близился к своему упадку, на поле возникала необходимость выстраивать более целостную цепь комбинационного футбола. Благодаря Чепмену Европа увидела, что впереди достаточно и трех футболистов, в то время как ведущую роль в исходе матча могут и должны исполнять полузащитники и грамотно выстроенная оборона.
Пирамида канула в Лету - она была более неэффективна, ведь пять нападающих впереди были все чаще лишены мяча. Теперь зачастую доминирование на поле переходило от наиболее физически крепких команд к более системным, грамотно использующим свои индивидуальные преимущества. В Италии система Чепмена нашла своих поклонников - в частности тренер сборной Италии Витторио Поццо увидел в ней настоящую «кладезь» для реализации спортивных качеств местных игроков. Поццо считал, что оборонительное искусство и знаменитая итальянская выдержка позволят добывать результат на поле сквозь тернии терпения и порой использования даже минимальных возможностей - при условии, что команда просто не будет пропускать в ответ.
И все же «система» не была столь совершенной в его понимании - схема позволяла через использование короткого паса восхищать зрителей и заставлять их влюбляться в искрометный и элегантный футбол, однако куда важнее был конечный исход. Поэтому благодаря Витторио Поццо этот недостаток эффективности был нивелирован более глубоким расположением полузащитников относительно центральной части поля. Новая структура носила название Metodo - метод, и по расположению игроков напоминала отныне WW, вместо WM Чепмена.
«Метод» делал ставку на контратаки и идеальную игру оборонительного сектора. Здесь предпочтение отдавалось скоростным фланговым футболистам, которые могли за считанные секунды довести мяч вперед и организовать атакующий выпад, пока игроки соперника в своем большинстве оставались за пределами центрального круга. В итоге Поццо целиком отошел от «системы», считая свою схему куда более совершенной с точки зрения грамотного распределения ролей на поле относительно итогового результата. Разумеется, с точки зрения применения методики относительно итальянцев с уклоном в сторону ментальных особенностей и ключевых черт поведения на поле. Отныне это выглядело как 2-3-2-3, что позволяло формировать трио не просто из защитников, а включить туда фигуру вратаря, начинающего большинство атак.
Определить преимущества одной тактики над другой так и не удалось на практике - сборная Англии, игравшая по системе Чепмена, так ни разу и не столкнулась со сборной Италии Витторио Поццо. Однако отчасти именно «метод» стал фундаментом триумфального Ювентуса в последующие годы.
Карло Каркано из Алессандрии.
В 1928 году Эдоардо Аньелли попробовал сделать ставку на иностранного специалиста. На пост тренера был приглашен шотландский специалист Уильям Эйткен, являвшийся учеником Герберта Чепмена и приверженцем использования «системы» на футбольном поле. Это не удивляло, ведь Эйткен фактически присутствовал при ее рождении. Уильям стал первым иностранным тренером в истории Юве. На тренировках Эйткен иногда выходил на поле в качестве полузащитника, помогая итальянцам перенять его манеру игру и увидеть преимущества использования «системы» в разрезе противостояния другим итальянским командам.
Однако британская манера игры нашла лишь отторжение в раздевалке Ювентуса. Превалирование физического футбола требовало соответствующего исполнения, поэтому тренировки становились невероятно жесткими - футболисты порой едва могли добраться домой из-за усталости. Подобная жестокость на тренировках вкупе с третьим местом в Серии А сезона 1929/30 убедили Аньелли в неэффективности подобного шага - ждать еще несколько лет с учетом собственных планов Эдоардо явно не собирался. Эйткен был уволен, а на его место оказался приглашен Карло Каркано из Алессандрии.
Карло всю свою карьеру футболиста провел в черте родного города. Его игровые черты отчасти определили и итоговое видение футбола в целом. В частности, в 1913 году La Gazzetta dello Sport назвала его физически крепким и технически одаренным полузащитником с не по годам развитым тактическим интеллектом. Это ощущалось на поле - Каркано-футболист пытался делать ставку на исключительную точность в исполнении передач и следованию принципам строгой дисциплины относительно собственной позиции, при этом дриблинг и скорость были отнюдь не лучшими из его навыков.
После завершения карьеры из-за травмы, Карло попробовал свои силы в качестве тренера в команде Интернапл, после неудачной попытки в Валенцане. Единственным достижением на этом посту можно было бы назвать только открытие такого футболиста, как Джованни Феррари, сыгравшего в будущем большую роль в карьере Каркано. В остальном, Интернапл не пробился во второй итальянский дивизион, показывал совершенно не зрелищный футбол, который отторгал своей скупостью изящества и излишне скрупулезным преследованием идеи удержания мяча. Молодого тренера уволили.
Каркано взялся тренировать родную Алессандрию, куда вытащил за собой и Феррари, без которого более не представлял целостности на футбольном поле в своих схемах. Это стало невероятно плодотворным, пусть и кратковременным союзом. Алессандрия сумела выиграть Кубок CONI, а также финишировать третьей в высшем национальном дивизионе, лишь в самой концовке чемпионата уступив Торино победу в турнире. Каркано привлек к себе внимание всей Италии собственным уникальным подходом к работе с футболистами и их личностному воспитанию, а также приверженности набиравшего обороты тактической наработке «метода» Витторио Поццо. Что интересно, это внимание было отнюдь не доброжелательным, даже напротив - Каркано обвиняли в использовании чрезмерно оборонительных схем, излишне строгим обращением с игроками и довольно странным поведением в общественной среде, характеризующимся отрешенностью и нелюдимостью.
И все же именно эти черты в конечном счете привлекли Эдоардо Аньелли, который искал для своего Ювентуса последний недостающий элемент в фактически собранной эталонной мозаике, состоящей из качества и класса. Так в 1930 году Карло Каркано занял пост главного тренера туринского Ювентуса.
Сезон 1930/31.
Желая преодолеть существующий разрыв между генуэзским и туринским футболом, Ювентус неплохо поработал на рынке перед стартом первого сезона Каркано. Помимо тренера, в команду был привезен его любимец Джованни Феррари, а также Джованни Веччина, при этом клуб отказывался продавать своих звезд, учитывая политику Карло «не ломать то, что уже и так работает». Благодаря этому подходу и внедрению схемы «метода», страна увидела непревзойденное великолепие, ставшее настоящим стандартом для следующих поколений. Речь идет о «трио бухгалтеров» - Комби, Розетте и Калигарисе.
Футболисты уже были костяком Ювентуса на момент прихода Каркано. Однако в Кембриджской пирамиде и системе Чепмена их роли были несколько смазаны относительно их навыков. Использование трех центральных защитников исключало вратаря Комби из позиционного наступления при стартовом розыгрыше мяча. Подход Карло это в корне изменил: отныне два центральных защитника Розетта и Калигарис действовали вместе с Комби сообща, включая его во время построения офсайдной ловушки за счет своевременной передачи мяча и затем именно с вратаря начиная контратаку. А что касается прозвища этого трио - здесь журналисты в шутку обыграли наличие бухгалтерского образования у всех трех игроков.
Сезон начался с рекорда - Ювентус Каркано одержал восемь побед подряд, сходу определив грядущую иерархию в турнирной таблице. Фаворит сезона Дженоа внезапно проиграла Леньяно, а Милан благодаря сложнейшей жеребьевке был вынужден отыграть наиболее сложные матчи как раз на старте сезона. В атаке Юве доминировали скоростные и технически одаренные Раймундо Орси и Ренато Чезарини, в то время как новичок Веччина стал универсальным завершителем любых атакующих построений. Трио бухгалтеров намертво забетонировали последний редут обороны, что в итоге привело к уникальному достижению - всего 4 поражения за сезон при 25 победах.
Строгое распределение функционала и обязанностей от Каркано нашло отражение в индивидуальных статистических выкладках: ни один футболист клуба не возглавил рейтинг турнира по результативности, лучшей атакой и обороной обладала занявшая второе место Рома, также показавшая лучшую сухую серию в 10 матчей подряд. Но Карло доказал довольно популярную в спортивном плане истину - порядок всегда бьет класс. Его Ювентус взял свое третье в истории Скудетто, положив начало беспрецедентному циклу, который на протяжении 85 лет никто не сумеет хотя бы повторить.
Сезон 1931/32.
Этот год оказался для Италии знаменательным сразу с нескольких сторон. В первую очередь это был первый в истории сезон, транслируемый по национальному радио. А также именно в этот год состоялся дебют Фиорентины в высшем национальном дивизионе Италии.
Ювентус совершенно не собирался почивать на лаврах текущего чемпиона страны. Напротив: Аньелли не был удовлетворен лишь одним трофеем, собираясь сделать подобное достижение обыденным событием для Юве. По рекомендации Каркано в клуб был приглашен из Алессандрии полузащитник Луиджи Бертолини, а также привезен Луис Монти. На момент осуществления перехода туринцы недоумевали, почему в команду с амбициями чемпиона переезжает ненавидимый в Южной Америке толстяк с репутацией жестокого футбольного маньяка? Время все расставило по своим местам.
Монти родился в Аргентине как раз в период зарождения местного профессионального футбола. Начав карьеру в Бока-Хуниорс, а затем перейдя в Сан-Лоренцо, он быстро снискал славу выдающегося универсала, который умеет на поле одновременно забивать и обороняться. Его навыки были настолько разносторонни, что тренер буквально в соседних матчах мог поставить его сперва нападающим, а затем центральным защитником, столь качественно он выполнял отведенную ему роль. Гигантский рост и богатырское телосложение позволяли Монти буквально сметать соперника со своего пути, что породило в нем привычку вести себя на поле крайне жестоко - за такую манеру игры футболиста и вовсе прозвали Костоломом. Эта кличка сменила прежнее и более добродушное Добле Анчо (Шире двоих).
Все чаще приглашаемый в сборную Аргентины, Костолом Монти познакомился там с Раймундо Орси. Тот снискал славу прожигателя жизни и опередившего свое время гения, чье приглашение в Ювентус стало для сборной чем-то невероятным и сказочным. Пока Монти помимо футбола пахал в городском муниципалитете, Орси лично встречал Аньелли в Генуе, выписывая зарплатный чек в размере 8 тысяч лир при средней итальянской зарплате в 220 лир. Луис, не скрывая, завидовал своему товарищу по сборной, стараясь повторить его путь и так же впечатлить одиозных европейских богачей своей игрой за Аргентину. Однако именно благодаря сборной Монти чуть было не завершил досрочно свою карьеру.
На чемпионате мира 1930 года Аргентина жаждала взять реванш у Уругвая, дважды победившей своих южноамериканских соседей в последнем розыгрыше Олимпиады. В тот раз Монти был одним из лучших футболистов, забившим гол в переигровке финала, что однако не помогло победить. На мундиале в Монтевидео аргентинцы мечтали отомстить и наконец-таки взять свое. Разумеется от Монти ожидали феерии. И он выдал ее, однако совершенно не в том качестве - Костолом показал свою худшую игру в карьере, а Аргентина благодаря невразумительному кошмару в центре поле проиграла 4:2. Объяснить подобный провал спустя долгие годы внучка Луиса - Лорена Монти - рассказавшая, как уругвайский наркокартель угрожал их семье в дни мундиаля, обещая по телефону расправу, если Аргентина победит.
Поражение в финале позволило Монти вздохнуть спокойно, но ненадолго: болельщики буквально возненавидели Костолома за его перфоманс в финале и обвиняли в сговоре. В этот же момент с ним связался Ювентус - Эдоардо Аньелли в свое время был одержим Раймундо Орси, и тот рекомендовал основательно присмотреться к Добле Анчо. Сан-Лоренцо отказывался отпускать своего футболиста за бесценок, поэтому Луису пришлось саботировать тренировки и добиться перехода в Палермо из Буэнос-Айреса, откуда затем удалось беспрепятственно переехать в Италию вслед за большинством южноамериканских товарищей.
По слухам, первой реакцией Карло Каркано, увидевшего Монти, была фраза «И что это за толстяк?».
Склонный к полноте здоровяк Луис всего за три месяца саботажа без физических нагрузок действительно раздулся так, что его можно было прозвать Трипле Анчо. Безысходность и депрессия от страха несоответствия подтянутым и атлетически визуально совершенным чемпионам Италии накрыла Монти с головой - в первую неделю он всерьез раздумывал завершить профессиональную карьеру футболиста и вернуться домой. Эдоардо Аньелли проникся к южноамериканскому богатырю, которого лично пригласил в Италию, и ему удалось переубедить здоровяка. Карло Каркано и вовсе не задумывался о возможности ухода Монти из команды, заставляя того в первый месяц заниматься дополнительно помимо основных тренировок и лично следил за восстановлением физической формы Монти.
Начало чемпионата Италии Ювентус провалил без новичка, чем моментально воспользовалась Болонья, отчего клуб Каркано был вынужден большую часть турнира догонять лидера. Однако ближе к середине чемпионата тренер обрел прежнего Костолома, который помимо прочего был невероятно мотивирован отдать на поле все, что у него есть, за Аньелли и его команду. Потеряв порядка 20 кг за 100 дней, Луис вновь предстал совершенным опорником без слабых мест, обретя вторую молодость. А вместе с ним воспрял и Юве.
Пять побед подряд на рубеже осени с зимой позволили Каркано и команде приблизиться к Болонье, ставшей номинально зимним чемпионом страны. Ближе к апрелю лидер чемпионата, доселе не знавший поражений, пал сразу в нескольких играх подряд, чем Ювентус моментально воспользовался и обогнал Болонью буквально на «носовом платке». Одержав затем победу в прямом противостоянии, Ювентус доигрывал чемпионат фактически в ранге триумфатора второго подряд Скудетто, математически обеспечив себе уверенность в первом месте. В этот раз Ювентус, помимо лучшего показателя побед и поражений, обеспечил звание лучшей атаки сезона. Монти же стал одним из ключевых футболистов Каркано, заставив Италию забыть то недоразумение, увиденное ими летом перед стартом сезона на тренировочных полях.
Сезон 1932/33.
Аньелли после двух успешных сезонов намеревался укрепить положение Ювентуса в Италии своевременным обновлением состава. В клуб был привезен из Про Верчелли Теобальдо Депетрини для усиления центра поля, а также юный Феличе Боррель I, которому на момент дебюта за Юве исполнилось всего 18 лет. В лице Борреля атака команды Каркано получило столь могучее усиление, о котором в Италии пока никто не догадывался. Да и кто мог испугаться появления низкорослого юнца, пока на поле и так доминировал богатырь Монти, бешеный вингер Орси и падкий на изящные финты Чезарини?
Старт сезона выдался воистину кошмарным: грузный Юве под тяжестью двух трофеев подряд с низким уровнем мотивации потерпел два поражения в первых трех турах. Одним из обидчиков стала Алессандрия, что было довольно обидно и символично - прежний клуб Каркано едва не стал символом падения своей главной местной легенды буквально в начале турнира. Карло буквально озверел от подобной робости, увиденной им на поле от действующих чемпионов, отчего в команде возникла практика штрафных санкций разной степени тяжести. И даже этот, казалось бы, спорный аспект для удержания авторитета среди своих подчиненных, проходил на фоне выдающегося таланта педагогики Каркано. Символом успешности такой методики стал прецедент с Ренато Чезарини.
Чезарини во время перехода в Ювентус имел не самую лучшую славу – он любил разгульную жизнь, включавшую в себя алкоголь, сигары и женщин, а еще обожал покер. Ренато настолько засиживался порой за покерным столом, что наутро опаздывал на тренировки. Каркано без каких-либо предупреждений и личных бесед просто принялся усиленно штрафовать футболиста. Это стало сильно бить по карману игрока. Прознав, что Каркано нанимает дворовых мальчишек следить за квартирами футболистов, докладывая о ночных похождениях, Ренато принялся перекупать ребят, предлагая им больше денег, а взамен те не говорили о его походах в клубы. Это сработало, но лишь на время – Карло быстро раскрыл обман и просто повысил штрафы в несколько раз. Чезарини от безысходности предложил тренеру сделку – если он забивает гол, то его штраф отменяется. Благодаря обилию штрафов Ренато пришлось играть на порядок лучше прежнего, что лишь сыграло на руку Ювентусу. Так Карло добился своего, а команда принялась восполнять утерянные позиции в таблице.
Осенний спурт клуба увенчался девятью победами подряд - Юве оказался зимним чемпионом турнира, и начиная с 18 декабря не отпускал от себя первую строчку турнирной таблицы. Боррель восхищал Италию изобилием голов, чего никто не ожидал от подростка ростом в 1,66 метра, обладающего худощавым телосложением. Казалось, что пасующий на него Монти может одной рукой поднять Феличе над землей и бросить вслед за мячом с куда большей скоростью полета. И этого юнца оказалось не под силу остановить никому. Пока Болонья и Амброзиана грызлись между собой за второе место, Боррель вместе с Чезарини клал на лопатки все команды подряд. Итогом турнира стало настоящее откровение: лучшим снайпером сезона оказался едва отпраздновавший девятнадцатый день рождения Феличе Боррель с 29 голами в 28 матчах. Этот рекорд в количестве забитых мячей, превышающем количество проведенных матчей, удалось повторить лишь семьдесят лет спустя, когда Вьери преодолел планку в 24 мяча за 23 игры.
В этот сезон Ювентус полноправно забрал себе все возможные титулы и достижения. Наибольшее количество побед (25), наименьшее количество поражений (5), лучшая атака (83 гола), лучшая оборона (23 гола), лучший голеодор турнира (Боррель), и лучшая сухая серия (12 матчей подряд без поражений). Каркано и команда, благодаря превосходству модели «метод» и своевременному укреплению наиболее проседающих позиций сумели возвести победоносную структуру внутри Ювентуса в абсолютный стандарт для Италии, став на тот момент воистину сильнейшим клубом, который страна когда-либо видела.
Сезон 1933/34.
Истинному чемпиону, помимо прочего, требуется соответствующая его достижением обертка и правильный шлейф. Поэтому Эдоардо Аньелли заключил с городскими властями сделку об ускорении строительства туринского стадиона, готовившегося для Олимпийских игр в Италии, согласившись проспонсировать большинство затрат при переносе сроков. Летом 1933 года в Турине был открыт стадион имени Бенито Муссолини. Национальная идеологическая партия Италии провела во время церемонии открытия свои игры Littoriali, перенеся их из Рима, тем самым закрепив статус Ювентуса в качестве главного клуба страны.
Бытует мнение, что прозвище игроков и болельщиков Ювентуса - «горбатые» - появилось именно благодаря вмешательству Аньелли в строительство этого стадиона. Из-за наспех измененного графика сдачи арена не стала проверять в конструктивных чертежах его восприимчивость к порывам ветра. Это стало причиной постоянного столкновения потоков воздушных масс, отчего на трибунах и непосредственно на поле царил непрекращающийся сквозняк. От резких порывов ветра футболки Юве якобы постоянно приподнимались со спины, образуя подобие горба. По легенде, это послужило поводом возникновения нарицательной клички «gobbi», популярной и по сей день.
Теперь на команде лежала дополнительная ответственность: режим ждал победы на выстроенном стадионе, что стало бы дополнительным аргументом в пользу действующей пропаганды. В этой связи Юве полностью сохранил свой состав, ограничившись приобретением лишь нескольких резервистов под замены на случай травм. В это же время Амброзиана и Неаполь заметно укреплялись, намереваясь остановить назревшую гегемонию Турина и уколоть Эдоардо в его стремлении возвысить себя в глазах своего отца - Джованни Аньелли. Это отразилось в страсти соперников одолеть действующих трехкратных чемпионов и в прямом противостоянии, отчего Ювентус потерпел поражение в первом же матче с Амброзианой, ныне известной как миланский Интер. Та же Амброзиана стартовала в чемпионате с ужасающего разгрома Казале со счетом 9:0, в одиночку возглавив таблицу с третьего же тура.
Так Ювентус оказался в ранге отстающих, а круг желающих занять первую строчку в период слабости стареющего чемпиона, лишь возрастал. Лидеры туринцев уже разменяли третий десяток лет, на поле прежний костяк смотрелся слегка приторможено, а свирепая Амброзиана уже чувствовала запах Скудетто впереди. Компанию Юве в очереди на трон составили по обыкновению Болонья и Про Верчелли, а заодно внезапно взлетевшая на вершину Триестина.
Возросшие амбиции в Милане в итоге сыграли против потенциального триумфатора - пока Амброзиана пребывала непривычно долго на чистом первом месте, команда заметно ослабила бдительность и расслабилась. Этим воспользовался Неаполь, разбив Амброзиану на своей арене, оживив турнирную интригу донельзя. В состав Ювентуса же в этот момент вернулся ранее травмированный Орси, чем заметно помог товарищам восстановить статус доминирующего коллектива в каждом проведенном с Раймундо в основе матче. К апрелю Ювентус вновь пребывал на первой строчке, пока отчаявшийся в потере позиции миланский клуб терпел поражения. Каркано вновь забрал себе титул, ставший для Ювентуса четвертым подряд. Это стало рекордом для Италии, не знавшей подобного достижения даже в период участия в высшем дивизионе по 3-4 команды в момент зарождения местного футбола. Но на поле все равно ощущалось, насколько футболисты эмоционально выжаты после столь продолжительного пути к растущей гегемонии и амбиций Аньелли на поприще президента. Чувствовалось, что конец уже близок.
Сезон 1934/35.
После завоевания титула чемпионов мира со сборной Италии, бессменный вратарь Ювентуса Джанпьеро Комби покинул родной клуб спустя долгие 11 сезонов. Пока страна ликовала ввиду триумфа на мундиале, Юве прощался со своим голкипером, отдавшим свои лучшие годы туринскому гранду. Ветераны победной эпохи Орси, Монти и Розетта тоже готовились прощаться с футболом, поскольку новое поколение игроков и укрепляющиеся соперники все больше превосходили стареющих героев последних лет. Приближение окончания великого пути ускорил и уход ее главного действующего лица - тренера Каркано. Причиной тому послужили гомосексуальные пристрастия Карло, о которых в клубе ранее не знали. Информация об этом напугала Эдоардо, поскольку режим крайне негативно относился к подобному - в личной беседе Аньелли попросил Каркано без лишней шумихи покинуть клуб, навсегда оставшись творцом невероятной серии побед и строителем фундамента нового «великого» итальянского клуба. В декабре Каркано покинул клуб, оставив до конца сезона во главе команды Карло Бигатто, бывшего капитана Юве.
Пока Ювентус прощался, на авансцену вырвалась молодая и дерзкая Фиорентина, которую тащил за собой наверх Луиджи Ара. До последних игр Флоренция верила в свержение Ювентуса и готовилась праздновать победу. Ситуацию усугублял побег Раймундо Орси из Италии из-за объявленной Муссолини всеобщей мобилизации. Вслед за ним последовал и Чезарини. И вдруг в предпоследнем туре команда из Тосканы совершенно внезапно проиграла Алессандрии 0:2. Амброзиана также потерпела сокрушительное поражение Лацио в Риме - 4:2. Ювентус же свой матч выиграл и оторвался от соперника достаточно, чтобы не переживать более о результате. В итоге последний матч сезона Фиорентина - Ювентус, который должен был стать «золотым», привел лишь к укреплению Юве на первой строчке, а проигравшая 0:1 Фиорентина и вовсе осталась третьей.
Журналист Бруно Роги в колонке La Gazzetta dello Sport не стеснялся громких слов в адрес Ювентуса и его достижения:
«Еще раз звучит похвала дисциплине и силе воли. Еще раз мы слышим признание того, что «Ювентус», говоря мало и тихо, как в хороших семьях, не проигрывает, потому что не сдается. Для него победы - это числа, которые нужно выстраивать и складывать, не тратя время на сплетни. Это команда и сообщество, которое, когда выигрывает, радуется, а когда проигрывает, думает. Другие сходят с ума, когда выигрывают, и расстраиваются, когда проигрывают. Но «Ювентусу» все еще нужно было сказать нечто иное. Клуб показал, что матчи можно выиграть или проиграть на поле в зависимости от различных законов, регулирующих игры с мячом, будь то маленькие мячи из слоновой кости или кожаные мячи. Но он также и показал, что чемпионаты проигрываются или выигрываются, по сути, еще и в сознании болельщиков. Спортивные победы - это не просто технические или эстетические факты. Это моральные факты. С этой точки зрения «Ювентус» сохранил достойный облик, в отличие от других команд. Хорошо для себя, хорошо для соперников, хорошо для национального спорта»
Влияние Quinquennio на Италию и Серию А.
Пятый Скудетто подряд, ставший в итоге последним в период одного из величайших в истории итальянского футбола циклов, подвел определенную черту. Сборная Италии впервые стала чемпионом мира именно благодаря пяти футболистам Карло Каркано - Комби, Монти, Бертолини, Феррари, и Орси. Впервые Юве сумел выйти за пределы статуса обычной региональной команды благодаря укреплению фанатской любви по всей стране. Что символично, внутри родного города Турина Ювентус стал заметно терять поклонников из-за политики компании FIAT по привлечению рабочей силы среди мигрантов с Юга.
Ювентус превратился в национальный феномен, который явил новый стандарт футбольного искусства и стал символом и воплощением строгой дисциплины и системности. Заложенные в этот временной отрезок идеалы и принципы коллективного порядка на последующие десятилетия определили значимость клуба в глазах страны: великолепная оборона, постоянный костяк сборной, бесконечный фаворитизм, грамотный менеджмент и организационное великолепие.
Пятилетний триумф одного клуба ознаменовал победу Аньелли в их стремлении уничтожить влияние Северной Лиги на весь итальянский спорт и возвести свою команду в разряд законодателя национальной моды. Отныне Ювентус всегда был лицом итальянского футбола, можно сказать - его зеркалом, отражающим как эволюцию, так и регресс. Карло Каркано и Эдоардо Аньелли буквально изменили Серию А в ее прежнем амплуа и задали соответствующий тренд на следующие сто лет - независимо от обстоятельств, Ювентус будет побеждать всегда и вопреки всему. Отныне туринский гранд являл собой ключевую силу Италии, с которой придется считаться всем.
И кому, как не Ювентусу, суждено было побить этот вечный рекорд?
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.
Работы цикла Ювентус. Хроники:
Ювентус. Хроники: Рождение туринской легенды
Ювентус. Хроники: феномен Розетты, Хартия Виареджо, и гибель Эдоардо Аньелли
Источники:
https://it.wikipedia.org/wiki/Luis_Monti
https://it.wikipedia.org/wiki/Divisione_Nazionale_1927-1928
https://it.wikipedia.org/wiki/William_Aitken
https://it.wikipedia.org/wiki/Herbert_Chapman
https://it.wikipedia.org/wiki/Sistema_(calcio)
https://storiedicalcio.altervista.org/blog/juventus_quinquennio.html
https://m.corrieredellosport.it/amp/news/calcio/serie-a/juve/2015/05/04-905556/juve_il_poker_doggi_e_il_quinquennio_dorato
https://www.mondiali.it/curiosita-sportive/carlo-carcano-5-scudetti-di-fila-gay/
Кроме того, думаю, что подписи под групповыми фото тоже будут не лишними.
Сезон 1930-31. Слева направо, стоят Джованни Феррари, Джанпьеро Комби, Джованни Веччина, Умберто Калигарис, Федерико Мунерати, Джованни Барале, Франческо Риер, Марио Варльен (1);
присели Раймундо Орси, Вирджи́нио Розе́тта, Ренато Чезарини.
Сезон 1931-32 Слева направо Педро Сернаджотто, Раймундо Орси, Джованни Веччина, Умберто Калигарис, Луис Монти, Марио Ферреро, Ренато Чезарини, Джованни Феррари, Джанпьеро Комби, Вирджи́нио Розе́тта, Федерико Мунерати, Марио Варльен (I), Луиджи Бертолини, Джованни Варльен (II), Карло Каркано.
Сезон 1932-33 Слева направо вверху: Карло Каркано (тренер), Ренато Чезарини, Вирджинио Розетта, Джанпьеро Комби, Умберто Калигарис, Марио Ферреро, Федерико Мунерати; в центре: Марио Варльен (I), Луис Монти, Луиджи Бертолини; внизу: Педро Сернаджиотто, Джованни. Варльен (II), Феличе Борель (II), Джованни Феррари, Раймундо Орси.
Сезон 1933-34. Слева направо Джанпьеро Комби, Умберто Калигарис, Педро Сернаджиотто, Раймундо Орси, Вирджинио Розетта, Ренато Чезарини, Джованни. Варльен (II), Луиджи Бертолини, Феличе Борель (II), Джованни Феррари, Марио Варльен (I).