Их нравы
На чем должен зарабатывать футбол а на чем, пожалуй, не стоит.
Постоянные читатели этого блога знают, что ее автору английская премьер-лига давно представляется передовой в плане устройства футбольного бизнеса. Однако же и стремлению зарабатывать на производимом лигой зрелище (в целом совершенно оправданному) есть некий разумный предел. Мне кажется, премьер-лига его перешла, когда принялась требовать от СМИ (включая фанатские «самиздатовские» журналы и сайты) деньги за публикацию календаря, существенно ограничивать их возможности по публикации фото и даже запрещать такие мелочи, как использование интернет-пользователями эмблем клубов в качестве аватаров.
Из тысяч английских футбольных сайтов позволить себе публикацию календаря английской или шотландской премьер-лиги могут лишь единицы. Вот уже более 5 лет Football DataCo, представляющая интересы этих лиг, требует за публикацию подобных данных серьезные деньги. Публикация полного календаря АПЛ стоит более 8 тысяч фунтов, а публикация календаря одного конкретного клуба 435 фунтов, что по карману лишь ведущим национальным газетам и их сайтам. Нарушением считается публикация календаря даже одного-единственного тура этого достаточно, чтобы получить приглашение в суд. Диктовать свои условия крупным издателям и авторам любительских фанатских страничек (у Football DataCo хватает энергии для того, чтобы добраться и до них) АПЛ может благодаря существующему в Англии прецедентному праву: в 1959-м аналогичное судебное разбирательство завершилось вердиктом в пользу составителей календаря.
Аналогичные процессы за пределами Англии (в Швеции, Норвегии и Греции) завершились не в пользу Football DataCo. В Евросуде эта компания тоже проиграла, что вроде бы дает основания многочисленным российским сайтам об АПЛ чувствовать себя в этом плане спокойно. Но только в этом. Football DataCo непременно доберется до них со своим запретом на любую несанкционированную публикацию клубных эмблем даже если они публикуются не редакцией сайтов, а их пользователями в качестве аватаров. Большинство английских сайтов и многие западноевропейские такие требования уже получили. Лицензия на такое использование клубного лого тоже стоит денег, и неважно, что оно является совершенно некоммерческим. Формальные права у клубов и АПЛ для таких действий есть. Хотя сложно себе представить столь же самозабвенное преследование такого распространения своих логотипов со стороны других брендов, будь то «Кока-Кола» или «БМВ». Те, напротив, будут рады дополнительному бесплатному промо и тому, что аудитория стремится ассоциировать себя с ними. «Скоро за исполнение песни в честь клуба на трибуне будут сшибать десятку, а за выкрик в поддержку игрока от фунта до пяти, в зависимости от его стоимости», грустно шутят на фанатском сайте theoffside (там все клубные лого по настоянию Football DataCo уже заменили на футбольные мячики).
Медленно, но верно Football DataCo прогибает издателей и по другим направлениям. Настоять на отчислении 7% дохода, генерируемого популярными в Англии играми типа Fantasy Football, там не сумели обосновать это требование с точки зрения закона также не удалось. Не удалось и ограничить СМИ в количестве обновлений информации о текущих матчах турнира (а такая попытка предпринималась, чтобы поддержать на высоком уровне стоимость прав на SMS-трансляции и другие виды информирования болельщиков с помощью мобильных устройств; трехлетние права такого рода АПЛ продала Vodafone). Но зато английская премьер-лига в той или иной степени навязала СМИ свои правила публикации фото с матчей входящих в нее команд. За это право теперь тоже полагается платить, кроме того, сайты вынуждены принять некие лимиты по количеству публикуемых фотографий (вероятно, чтобы фотогалереи не конкурировали с видео, права на которое продаются отдельно) может, в чем-то и разумные. Но изначально Football DataCo настаивала также на двухчасовом эмбарго: по ее мнению, фото должны были публиковаться не ранее чем через два часа после начала матча. Урегулирование всех этих требований в свое время, в 2004-м, привело к открытому противостоянию премьер-лиги с Национальной ассоциацией издателей Великобритании. Sun, Mirror и Guardian тогда даже на какое-то время отказались от любых упоминаний спонсоров турнира и даже затирали их лого на фото с матчей чтобы те осознали, что присутствие на страницах газет в таком качестве тоже чего-то стоит (по мнению Национальной ассоциации издателей, это стоит 45 млн фунтов в год) и, в свою очередь, надавили на премьер-лигу. В АПЛ тогда пошли на попятную, смягчили условия и умерили аппетиты. Но почему-то есть ощущение, что ненадолго.
Колонка из журнала PROспорт.
Дмитрий, а Вы уверены, вообще, в том что дела обстоят именно так. Я вот прочитал статьи, на которые Вы дали ссылки из Сан, Гардианс и др. У меня сложилось впечатление, что просто раздули реально из мухи слона... Да, да именно так. А началось все с какого-то не совсем понятного сайта болельщиков Уотфорда. Я вот, например, не уверен, что кто-то там случайно зашел, увидел, победил - везде аватары заменили на мячики. Мне это напоминает банковский скандал в июне 2004, когда вся пресса упорно писала в течение 2-х недель о банкротстве Альфа-Банка, чем спровоцировала небольшую волну на рынке денег. Тут мне кажется что-то подобное.
Более того, если развить эту тему, то могу написать письмо в ДатаКо с просьбой объяснить на каком основании я должен им платить за использование таблицы, которая является косвенным продуктом АПЛ.
В крайнем случае я буду писать ее снизу-вверх.
В любом случае эта проблема касается только Англии и никого больше: как такового «международного авторского права» нет в природе. Соответственно доказать свои права они могут только у себя. Ну так и пусть разбираются.
Да и подумайте о здоровье Виталия Леонтьевича. Вдруг прочитает и испугается, что придет иск за использование буквосочетание «Премьер-Лига».
Жадные, как черти.
с такой позиции ни разу не рассматривал футбольную экономику)
спасибо за пищу для размышлений!
надо будет у юристов поспрашивать - за некоммерческое использование (аватару) можно ли предъявить конкретные экономические претензии?
насчет «международности права» - тут однозначно, что дальше Британии дело не пойдет. иногда приятно жить в своем государстве, осознавая что до такого абсурда все же здесь дело не дойдет.
продавать календарь и требовать паузу для выставления фотоотчетов? имхо,глупость. глупость в стратегическом плане. если даже в тактическом принесет деньги, то в стратегическом уведет «полуактивных» болел из этой сферы в другую.
возможно, как-то компромиссно было бы выставить плату за аккредитацию, но это тоже невменяемо было бы - в век паблисити и рекламы требовать деньги за то,чтобы продвигать твой продукт, просто-таки несусветный идиотизм был бы.
хотя «нужно быть идиотом, чтобы верить всему, что происходит» (с).
издатели абсолютно верно поступили - встречный иск и компашка заткнулась. на месте болел-англичан можно таким же образом подать встречные иски об использование их лиц во время показа матчей (на билетах не указано,что болельщики могут быть использованы в качестве действующих лиц телевизионного показа, права на которые проданы,а следовательно являются коммерческой услугой). прикиньте количество и сумму - несопоставимо будет сутяжиться этой компашке))
а насчет «за удовольствие надо платить» - за удовольствие платят счетами за инет,за кабельное ТВ,за билеты, а уж в эти суммы входят все остальные составляющие удовольствия: видео и фотоотчеты, интервью,информации о матчах прошедших и будущих. иначе можно требовать деньги за фото игроков на аватаре, как некоторые ехидно тут предложили.
Эйвсам, проведи аналогии с удовольствием от туризма! за фото отеля,расписание рейсов и прочее с тебя деньги не берут!берут за конечное пользование услугой!
а то получится как в некоторых автосервисах - появление услуги «обеспечение доступа к двигателю». открытие капота - это конечно действие в рамках услуги, но согласен ли ты его оплачивать в отдельности,как за самостоятельную операцию, которая в дальнейшем тебе обеспечит удовольствие - езду за рулем?)
еще раз спасибо,Дмитрий! отличная тема!