5 мин.

Как хорошо работать Гусом

Услуги прессы – категория, в принципе, материальная. Услуги эти в определенных ситуациях проплачиваются, если есть взаимный интерес (а интерес обнаружить в 99% случаев совсем несложно). Вот я и думаю: стоит ли удивляться тому факту, что Гусу Ивановичу (или, в новой редакции, Гусу Магомедовичу) Хиддинку обеспечен у нас вполне комфортный режим существования? Невзирая на результаты, вне зависимости от них, от качества, от содержания игры (прежде – сборной, теперь - «Анжи») Гус чувствует себя в России абсолютно комфортно. Он вне критики, а если вдруг и попадает в ее зону – то на секунду, не более. Ругать Хиддинка – моветон.

Хиддинка в Махачкале ждали давно. Наверное, с того самого момента, когда стало понятно, что деньги – вообще не проблема. Денег – море. А под кого еще в России можно быстро и качественно срубить капусты, как не под Гуса? Однако вышло так, что курс акций Хиддинка в самый нужный момент резко упал – это случилось сразу после окончания квалификационного турнира к Евро-2012, после катастрофичной неудачи сборной Турции.

 Пока суть да дело, в «Анжи» приглашают Юрия Красножана. С точки зрения рубщиков капусты все, конечно, рушится: гипс снимают, клиент уезжает, «бабки» уходят на сторону. Надо срочно что-то делать! А именно – следовать недавно отлаженной схеме. Той, которая четко сработала в июле-августе-сентябре 2011-го, когда глушили Гаджи Гаджиева. Гаджиев для Дагестана – фигура знаковая, Дагестан им по праву гордится. Но как поступили с ним в «Анжи»? Вместо того чтобы выгнать консультанта Ткаченко, владелец команды Керимов уволил тренера Гаджиева. Без повода, без мотива, без причины. Талантливый аферист оказался талантливому финансисту куда ближе по духу, чем талантливый профессионал, знающий и понимающий футбол неизмеримо глубже, чем все генеральные консультанты мира вместе взятые. Мое мнение в этой связи однозначно: пока проект Керимова под названием «Анжи» не лопнул, нужно сделать, наконец, точные выводы и убрать Ткаченко из команды. Признать ошибку, извиниться перед Гаджиевым и вернуть его в команду. Если он согласится, конечно. А это не факт…

Итак, в нужный момент запускается механизм расшатывания ситуации: теперь глушат Красножана. Тот, чуя неладное, в какой-то момент просит оградить игроков от влияния третьих сил. На каком основании, интересуется тренер, человек, не имеющий прямого отношения к процессу подготовки команды, каждый день плотно общается с игроками? Кто он по статусу? Какова мера его ответственности за результат? Эти совершенно естественные вопросы становятся последними в махачкалинской карьере Красножана.

Любопытно: у кого хватит не только разума и знания, но и смелости сказать, почему по весне не в порядке Самуэль Это'О? Почему Роберто Карлос, совсем недавно рвавшийся на поле, так быстро успокоился (ведь и Юрий Красножан, не секрет, предлагал ему ту роль, которую он исполняет в клубе сегодня)? Роберто, можно предположить, был оставлен в заявке, чтобы обострять ситуацию в интересах «серого кардинала». Он ведь с подобного рода функциями еще в «Фенербахче» неплохо справлялся, за что его из турецкого клуба и убрали, не доплатив что-то около миллиона контрактных долларов. Примерно теми же задачами был загружен зимой и Самуэль. Короче говоря, ответ достаточно прост: обе махачкалинские суперзвезды в подготовительный период занимались банальным «сливом» тренера. О собственных кондициях думать им было недосуг.

Сулеймана Керимова, вероятно, при этом успокаивали сказкой о том, что приедет Гус – и разберется со всеми вопросами. Хромой побежит, слепой увидит, косой попадет. Гус – он же волшебник.

Нет вопросов, Хиддинк – классный в прошлом специалист, о чем свидетельствуют результаты его работы в Голландии, Испании, Австралии, Южной Корее. Но не в России (и, добавлю, не в Турции). Работая главным тренером сборной России, Гус находился в стране в среднем 35-40 дней в году (в Корее, для сравнения, - 260), практически не имел рабочих контактов с клубными тренерами, с тренерами молодежных и юношеских сборных, не принимал участия в разработке проектов, связанных с развитием футбола, не делился планами и отчетами на исполкомах РФС. Деятельность голландца, таким образом, сводилась к нечастому просмотру отдельных матчей чемпионата России.

С Гусом я немного знаком: до и после  после чемпионата Европы-2008 обсуждал с ним вопрос о возможности его привлечения к реализации проектов развития футбола, просил оказать содействие, публично поддержав уже разработанные проекты. Помощи не дождался, конечно, зато кофе напился на всю оставшуюся жизнь.

Гус – до мозга костей сибарит. Он любит тепло и уют. Гус и сегодня не изменяет себе: живет в «Арарат Хайяте», пользуется услугами личной охраны, летает на тренировки в Раменское на вертолете. Он бежит от суеты, ему претят конфликты. Гус, скажем, никогда не спорил с экс-президентом РФС Виталием Мутко – даже в случае с противозаконным (я бы сказал – хамским) изгнанием с должности своего помощника Йопа Алберды. Занимаясь анализом работы сборных, Алберда, беспокойная душа, предложениями по совершенствованию деятельности РФС буквально не давал Мутко покоя. Еще вопрос, кто был в тот период главным менеджером РФС. А поводом для увольнения деятельного голландца послужила, помнится, история, связанная с местом проживания сборной в Сочи. Хиддинк, недовольный размещением в санатории «Дубовая роща», перевез команду в пятизвездочный отель «Рэдиссон Лазурная», что дало Мутко повод разорвать контракт с Албердой. РФС, правда, пришлось выплатить голландцу энное количество сотен тысяч евро неустойки, но это ведь мелочи. Мы в России или где? В России денег – как у дурака махорки... Можно вспомнить также историю тесно сотрудничавшего с Гусом бывшего генерального секретаря РФС Евгения Калакуцкого, за чьей деятельностью Виталий Леонтьевич Мутко следил также очень ревностно и которого под надуманным поводом из РФС очень быстро уволил. Позиция Хиддинка в обоих эпизодах была абсолютно беспринципна, потому что главное для него – чтобы выполнялись условия личного контракта. А кто ему платит – Роман Абрамович, Сулейман Керимов или Вася Пупкин – без разницы абсолютно. Публичные заявления о развитии российского футбола за такую зарплату делать нетрудно – что в качестве главного тренера национальной сборной, что в качестве главного тренера и вице-президента по развитию «Анжи». Между тем ни в одном совещании по вопросам развития Гус до сих участия не принял (и вряд ли собирается), а про обещанные Керимовым семь футбольных центров в Дагестане уже и не вспоминают.

Нет, правда, Гус Магомедович здорово устроился в России. Ему нравится доить наивных российских миллиардеров, не отвечая ни за что. У Гуса нет никаких проблем. Проблема – у нас. Проблема – у «Анжи». Огромная проблема у Сулеймана Керимова, к которому втерся в доверие высококлассный аферист в нарукавниках от Brioni, играющий роль глобального консультанта по всем возможным и невозможным вопросам.

Проблема у президента Дагестана Магомедсалама Магомедова: если дело так и дальше пойдет, тот день, когда болельщики отвернутся от переехавшего в Москву «Анжи», наступит совсем скоро. От любви до ненависти, как известно, один шаг. А гасить гневные протесты дагестанских тиффози, которые сегодня бросают на поле посторонние предметы, а завтра могут выйти на улицы Махачкалы, Гус не станет. Ему это ни даром не нужно, ни за деньги.