2 мин.

Футбольный колониализм

По ходу своего недавнего околоновогоднего азиатского турне я оказался в Малайзии – и словил полноценное английское дежа-вю. В Куала-Лумпуре то и дело попадалась реклама с Руни/Роналду (AIG) или Лэмпардом («Адидас»), а также люди в клубных футболках «Ливерпуля», «Челси», «Арсенала» и «МЮ». Таксист оказался готовым поддержать разговор о матче «МЮ» – «Челси», больше того – сам его завел. В телеэфире были не только матчи чемпионата Англии (идущие по меркам Юго-Восточной Азии почти в прайм-тайм – в отличии от примеры и серии А, чьи трансляции уходят в ночь), но и тематические передачи, ему посвященные. В каждой газете – по нескольку полос про английский футбол. При том, что местный футбол даже в день тура национального чемпионата удостоился в разы меньшего объема. Малайзия в 1957 году окончательно порвала с колониальным прошлым в политическом смысле, но годы глобализации сделали ее настоящей футбольной колонией Англии. Сторонником идеи 39-го тура чемпионата Англии, играющегося в других странах, я стал сразу после того, как она была озвучена. Но сейчас я еще больше уверился в ее жизнеспособности: на сто процентов убежден, что в Малайзии бы распродались билеты даже на матч «Болтон» – «Сандерленд».

В соседнем Таиланде ситуация схожая. В аэропорту я купил журнал Time, в котором нашел занятный репортаж про работу английского тренера Питера Рида со сборной Таиланда. В нем описывается характерная ситуация: Рид, при всем своем профессиональном рвении, не досиживает до конца на матче лидеров чемпионата Таиланда Chulalongkorn United – Provincial Electricity Authority и уходит со стадиона до финального свистка, чтобы посмотреть «МЮ» – «Ливерпуль». «Но кто может его в этом обвинить? – пишет репортер Time. – Каждый футбольный фанат в Таиланде в этот момент делает то же самое».

В лидерах моего любимого Fantasy на официальном сайте премьер-лиги регулярно мелькают малайзийские фамилии. Ваня Калашников высказывал догадку, что игра написана малайзийскими программистами, и именно это вывело их на первые роли. Но присмотревшись после поездки к статистике посерьезней, я понял, что дело совсем в другом: просто малайцев, живущих АПЛ, феноменально много. В этот Fantasy играют более 114 000 человек из Малайзии – больше только англичан и ирландцев. Русских, для сравнения, там лишь полторы тысячи.