Спасение утопающих
Вторая точка зрения, собственно, и довела российский спорт до нынешнего состояния когда, по меткому комментарию юзера delustra в этом блоге, «спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет не пронесет». Но и первая не вполне конструктивна. По-настоящему прибыльной в России пока не смогла стать даже киноиндустрия (хотя продвинулась к этому, конечно, значительно дальше спорта). Едва ли не все российские кассовые рекордсмены последних лет состоялись лишь благодаря не учтенной в бюджетах фильмов массивной поддержке телеканалов. Если перевести ее в деньги, многие из бюджетов станут отрицательными.
Реалии на данный момент таковы, что в обозримом (3-5 лет) будущем отрицательной будет прибыль и подавляющего большинства российских клубов в футболе, хоккее, баскетболе и т.д. Но очень многое зависит от того, как сильно и как скоро будет уменьшатся дефицит их бюджетов то есть как много клубы сумеют зарабатывать сами. По данным из надежных источников, решение о слиянии «Химок» с «Сатурном» (де-факто о закрытии первых) губернатор Московской области Борис Громов принял после того, как узнал, что 300 млн рублей, которые он был бы готов выделить на команду в следующем сезоне это ниже прожиточного минимума в премьер-лиге. Между тем, добавив к этим дотационным деньгам столько же заработанных, «Химки» перекрыли бы бюджет «Амкара», с которым клуб в нынешнем сезоне едва не взял медали. Заработок клуба в 300 млн задача непростая, но все-таки реальная. Треть этой суммы можно было бы получить, собрав аншлаги на всех 15 матчах новенькой арены при средней цене билета в 400 рублей. Треть реализовав пару-тройку средних футболистов. А треть при должных усилиях можно добрать на доходах от телевидения, мерчандайзинга, сдачи стадиона в аренду и продажи рекламных возможностей.
Только, увы, предпосылок к аншлагам нигде в России, кроме Самары и Питера, пока нет, да и там они случаются далеко не всегда. Продавать «Химкам» особенно некого ликвидных футболистов у команды к моменту кризиса оказалось не много. А заниматься мерчандайзингом и обхаживать настоящих (а не привлеченных областью) рекламодателей там никогда особенно не учились деньги поступали и без того. «Химки», к слову, в итоге спасут но не болельщицким рублем или менеджерской прозорливостью, а волей все тех же «хмурых людей в пиджаках».
За последнее десятилетие вопрос выживания вставал перед десятками европейских клубов но все, имеющие большую лояльную фанатскую аудиторию неизменно возвращаются на серьезный уровень. В Италии «Наполи» и «Фиорентина» даже в низших дивизионах собирали на своих стадионах больше, чем самые посещаемые российские клубы и теперь оба снова принадлежат к пятерке лидеров серии А. Мадридский «Атлетико», скатившись в «сегунду» восемь с половиной лет назад, сумел даже повысить свою посещаемость (а с ней и доходы), достаточно быстро вернувшись в разряд богатейших команд Испании. Скоро и у Англии будет свой пример такого рода «Лидс». После полуфинала Лиги чемпионов-2001, напомним, в этом клубе совершили все мыслимые и немыслимые менеджерские ошибки, что привело к двойному понижению в классе, очковым штрафам и распродаже игроков задешево. Но не отвратило от команды всех болельщиков: даже в третьей лиге средняя посещаемость «Элланд Роуд» не опускается ниже уровня 27 000 человек в среднем за матч. Это позволило «Лидсу» выйти из финансового пике и даже показать по итогам последнего года прибыль (почти миллион фунтов). Теперь команде есть на что улучшать состав и результаты, а значит и возвращать на трибуны остальную аудиторию и рекламодателей.
У биржевиков есть термин «дно», означающий некий минимальный уровень стоимости акций, ниже которого им уже не упасть. У любого сколько-то популярного западноевропейского клуба такое дно тоже имеется ведь разорение и падение в низшие лиги, кроме понятных проблем, означает еще и существенное снижение расходов. А настоящая болельщицкая любовь (и болельщицкие деньги) не иссякает. Те же «Наполи» с «Атлетико», сумев от своего «дна» оттолкнуться, быстро всплыли наверх. Не сомневаюсь, что в течение 5-6 лет вернется в премьер-лигу и «Лидс». Но есть ли такое дно у «Химок» или вылетевшего во вторую лигу московского «Торпедо», я вот сказать не возьмусь.
PROспорт N 23 24 (114)
15 декабря 2008 25 января 2009
Даже в провинции построить арену хотя бы на 5000 мест обойдется в копеечку. Ну, допустим, строительство кто-нибудь промеценатит (та же власть, например – ей это даст социальные бонусы). Но содержание тоже стоит денег. Текущие проценты будут составлять сумму несколько большую, чем та, которую способен будет выплачивать тот же женский баскетбольный клуб. Выход: действовать сообща с мужчинами-баскетболистами, волейболистами, гандболистами или хоккеистами (тут расходы повышаются). Однако и тут есть проблемы: болельщицкий ресурс ограничен и вообще трудноразрабатываем. Остается отдаваться содержателям с потрохами, что сейчас и происходит.
По этим причинам в той же Вологде сложно будет создать конкурентоспособную команду. Сложно – но можно. И для этого нужно, чтобы условия конкуренции были адекватными.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про окупаемый бизнес я говорил не в смысле баскетбольного клуба, а именно комплекса - спортивно-развлекательного.
А почему, кстати, и команде не быть прибыльной, какие там основные статьи расхода?
Вместо этого могли бы построить новый спортивно-развлекательный центр, в том числе и для баскетбола (в Вологде и сборная играла). И это был бы окупаемый бизнес.
Обратным примером может являтся, ну например Кайзерслаутерн. Четырехкратный чемпион Германии. За клуб играли Баллак, Клозе и пр. А толку- то. Никаких плюсов команде это не принесло.
Вольфсбург - один из самых больших бюджетов Бундес-лиги бешеные деньги вкладываются в клуб уже последние лет 10 известным авто-концерном. А клуб только начал светится в КУЕФА, а результаты за эти 10 лет, где они? Инфраструктура определяющее понятие. Своё дело должны делать профессионалы. Абрамович не зря переманил за большие деньги Питера Кеньона, Франка Арнесена. В любом деле успех обеспечен только если им занимаются профессионалы.
Я не совсем понимаю фразу «Адидас» решил одеть в «Рибок», насколько я понимаю ситуацию, адидас АГ развивает эти бренды независимо друг от друга на разных рынках, рибок более популярен в штатах, адидас в европе - концепции и дизайн так же независимы и очень сильно различаются, адидас это своеобразная «классика» если говорить о футболе. Считаю, что это делается для усиления конкруенции с Nike (которая точно также независимо развивает Umbro например).
Просто для примера - есть Пума, есть Адидас, есть Найк, есть Каппа. 4 конкурента, делят рынок (с небольшой погрешностью +- 5% на четыре части - «представим идеальный вариант), соовтественно, если на рынок запускаются еще и «независимые» стили Рибок (адидас) и Умбро (Найк) - в итоге получается деление рынка на 6-ть частей, и соовтветственно отвоёвывание рынка у Пумы и Каппы. - Я попытался на паьцах объяснить суть, которая, имхо, намного сложнее.
Мне кажется тут все намного проще и без каких-либо подводных камней.
Бренд рибок в мире рекламировался такими звездами как Шева, Анри и пр. - это уже не мало. Бренды Адидас и Рибок в России развиваются независимо друг от друга для конечного юзера (это мы с вами знаем что немцы купили рибок, а я думаю на улице провести опрос - итогом будет процента 2 знающих). соответственно, если будешь всех одевать в Адидас - то это принесет тебе повышение продаж например на 2% (виртуально), а если например еще и рибок будешь развивать то например первого бренда на 1,5% (виртуально) и второго на 1,5% (виртуально) и получиться выгода больше.
Повторю, что все вышеописанное - ИМХО
С тренерами у нас застой какой, есть 20 человек которые ходят по кругу новых ноль, пришёл Хиддинк, его привёл абрамович, сменилось какое то окружение и процесс пошёл, как в спортивном плане так и в экономическом, новый спонсорский контракт тоже отсюда вытекает, поверили что тут надолго что то меняется сборная, спонсоры, инвестор и процесс пошёл главное чтоб не заглохло...
А на клубном уровне застой смертельный, нового ничего. Из клуба в клуб менеджеры как и тренеры ползают спонсоры одни и те же, газпром, лукойл, они все к этому привыкли уже...
споносор привык бабло сливать, футболисты получать до хрена, тренер привык установку давать «ребята за всё заплачено победа 2-0», судья за решение спорных моментов в пользу хозяев привык 30-40 у.е. в гостинице находить, кто то знает что надо будет кубок россии выиграть выиграют всего то 300 у.е. за игру и пошло дело ....
кого из этой цепочки оставить на месте??? РФС которая всё это видит и знает лучше нас, но так как получает % со всего ни чего не делает??? или ещё там кто то есть???
Соответсвенно необходимо менять технологический процесс. И желательно, чтобы составить конкуренцию «забугровому» брать его оттудаже.
То есть - брать забугровый менеджмент и их наработки в этой области.
Так почему же мы тогда все пытаемся изобрести велосипед?
Почему на Западе стадионы регулярно неплохо заполняются? Есть такая версия. Размеренный образ жизни подстегивает к выбросам здорового адреналина. В российском же обществе культура острых ощущений, как и многие другие культуры, пока еще только формируется. Зато самих этих ощущений – в избытке, одно сегодняшнее шоу Жирика у Соловьева чего стоит :-) С чем бы это сравнить? – ну, скажем, с употреблением красного вина. Его, мы знаем, употребляют как обычные граждане умеренно, так и алкоголики как получится.
Так вот, российский футбольный адреналин – это «Портвейн 33». И хоть повелось в последнее время виноград для него закупать из-за бугра, технология изготовления применяется в основном та же, агдамовская. Ну, и готовый продукт реализуется населению по 25 рэ за бутылку. При этом одной части населения жалко 25 рэ, а еще больше жаль свою печень, у другой не хватает этих 25 рэ, а третья массово обсуждает вкусовые нюансы и лелеет надежду покорения 33-м всего мира.
Поэтому нам во всем надо быть первыми. Поэтому и на команды которые не побеждают, не ходят зрители. Проблему менталитета и народности, к сожалению, никак не решить.
Смотрел вчера матч Брюгге- Копенгаген. В самом брюгге я не был, помню его только по недавнему фильму, как спокойный и тихий город, википедия мне подсказывает население 117 тыс. человек. Тем показателен вчерашний стадион в матче с Копенгагеном (30 000 почти емкость стадика) - арена, чем-то похожая на новые Химки (хоть и была построена в 76-м) была заполнена под завязку и это при том что лучшие годы клуба были в 76-78-м годах, а сейчас клуб например 14 декабря слил дома прямому конкуренту - Стандарту 1-4 ...
И на этом вот стадионе менее 25 000 не бывает зрителей, даже на мачтах с аутсайдерами.
Вот пример середняка - причем клуба уровня даже ниже среднего, клуб давно уже ничего не добивался в европе, хотя там регулярно участвует. Но клуба, менеджмент которого умеет работать. И кстати состав там, большинство бельгийцы. И самое интересное, что белгийцы ведь не шибко востребованы в топ-клубах, это не клубы «стартовые площадки» типа Аякса и ПСВ.
А российскому футболу конкретно так не хватает грамнотного подхода. Но где его взять? Приглашать иностранцев? Их надо отбирать очень тщательно, а то получится ситуация как с крупными компаниями в 90-х когда топ-менеджмент из-за рубежа, приезжал только деньги получать, но не работать. А еще к нам мало кто поедет - страшно :). Нужно учить своих людей, причем учить не на курсах в ГУУ, а на серьезных masters-курсах в европе. Но тут опять вопрос, если наш человек там отучится, никто не даст гарантии что он будет работать в России за 24 тысячи долларов в год, а не соблазнится работой в том же Брюгге за 40 тысяч евро в год :)
)))
дотационны практически все. а правильней сказать все за исключением двух.
и все Ваше «чтобы этим было интересно заниматься» вытекает из их «муниципальности»...
спорт как социальное явление безусловно нужен и здесь без господдержки никак: если зарабатывать спорт не умеет, это не причина его убивать.
------------------------------------------------------------------------------
А я как болельщик и налогоплательщик против выделения государственных (наших) денег профессиональному спорту!
Может надо по одёжке протягивать ножки? Взять и снизить зарплаты игроков в разы, кто талантлив найдёт себя в Европе, но много ли таких. У остальных выбора не останется, может на новый Верту не хватит, но с голоду не помрут и будет выше мотивация.
http://www.sports.ru/blog/navosha/5913235.html
Другое дело, что этих людей (живо интересующихся спортом) у нас слишком мало по сравнению с другими странами, и в российских лигах все никак не придумают, как их количество увеличивать. И как делать так, чтобы этим людям хотелось бы что-то тратить на это свое увлечение.