Спасение утопающих
Вторая точка зрения, собственно, и довела российский спорт до нынешнего состояния когда, по меткому комментарию юзера delustra в этом блоге, «спортсмены смотрят на хмурых людей в пиджаках и гадают, пронесет не пронесет». Но и первая не вполне конструктивна. По-настоящему прибыльной в России пока не смогла стать даже киноиндустрия (хотя продвинулась к этому, конечно, значительно дальше спорта). Едва ли не все российские кассовые рекордсмены последних лет состоялись лишь благодаря не учтенной в бюджетах фильмов массивной поддержке телеканалов. Если перевести ее в деньги, многие из бюджетов станут отрицательными.
Реалии на данный момент таковы, что в обозримом (3-5 лет) будущем отрицательной будет прибыль и подавляющего большинства российских клубов в футболе, хоккее, баскетболе и т.д. Но очень многое зависит от того, как сильно и как скоро будет уменьшатся дефицит их бюджетов то есть как много клубы сумеют зарабатывать сами. По данным из надежных источников, решение о слиянии «Химок» с «Сатурном» (де-факто о закрытии первых) губернатор Московской области Борис Громов принял после того, как узнал, что 300 млн рублей, которые он был бы готов выделить на команду в следующем сезоне это ниже прожиточного минимума в премьер-лиге. Между тем, добавив к этим дотационным деньгам столько же заработанных, «Химки» перекрыли бы бюджет «Амкара», с которым клуб в нынешнем сезоне едва не взял медали. Заработок клуба в 300 млн задача непростая, но все-таки реальная. Треть этой суммы можно было бы получить, собрав аншлаги на всех 15 матчах новенькой арены при средней цене билета в 400 рублей. Треть реализовав пару-тройку средних футболистов. А треть при должных усилиях можно добрать на доходах от телевидения, мерчандайзинга, сдачи стадиона в аренду и продажи рекламных возможностей.
Только, увы, предпосылок к аншлагам нигде в России, кроме Самары и Питера, пока нет, да и там они случаются далеко не всегда. Продавать «Химкам» особенно некого ликвидных футболистов у команды к моменту кризиса оказалось не много. А заниматься мерчандайзингом и обхаживать настоящих (а не привлеченных областью) рекламодателей там никогда особенно не учились деньги поступали и без того. «Химки», к слову, в итоге спасут но не болельщицким рублем или менеджерской прозорливостью, а волей все тех же «хмурых людей в пиджаках».
За последнее десятилетие вопрос выживания вставал перед десятками европейских клубов но все, имеющие большую лояльную фанатскую аудиторию неизменно возвращаются на серьезный уровень. В Италии «Наполи» и «Фиорентина» даже в низших дивизионах собирали на своих стадионах больше, чем самые посещаемые российские клубы и теперь оба снова принадлежат к пятерке лидеров серии А. Мадридский «Атлетико», скатившись в «сегунду» восемь с половиной лет назад, сумел даже повысить свою посещаемость (а с ней и доходы), достаточно быстро вернувшись в разряд богатейших команд Испании. Скоро и у Англии будет свой пример такого рода «Лидс». После полуфинала Лиги чемпионов-2001, напомним, в этом клубе совершили все мыслимые и немыслимые менеджерские ошибки, что привело к двойному понижению в классе, очковым штрафам и распродаже игроков задешево. Но не отвратило от команды всех болельщиков: даже в третьей лиге средняя посещаемость «Элланд Роуд» не опускается ниже уровня 27 000 человек в среднем за матч. Это позволило «Лидсу» выйти из финансового пике и даже показать по итогам последнего года прибыль (почти миллион фунтов). Теперь команде есть на что улучшать состав и результаты, а значит и возвращать на трибуны остальную аудиторию и рекламодателей.
У биржевиков есть термин «дно», означающий некий минимальный уровень стоимости акций, ниже которого им уже не упасть. У любого сколько-то популярного западноевропейского клуба такое дно тоже имеется ведь разорение и падение в низшие лиги, кроме понятных проблем, означает еще и существенное снижение расходов. А настоящая болельщицкая любовь (и болельщицкие деньги) не иссякает. Те же «Наполи» с «Атлетико», сумев от своего «дна» оттолкнуться, быстро всплыли наверх. Не сомневаюсь, что в течение 5-6 лет вернется в премьер-лигу и «Лидс». Но есть ли такое дно у «Химок» или вылетевшего во вторую лигу московского «Торпедо», я вот сказать не возьмусь.
PROспорт N 23 24 (114)
15 декабря 2008 25 января 2009
Другое дело, что этих людей (живо интересующихся спортом) у нас слишком мало по сравнению с другими странами, и в российских лигах все никак не придумают, как их количество увеличивать. И как делать так, чтобы этим людям хотелось бы что-то тратить на это свое увлечение.
С тренерами у нас застой какой, есть 20 человек которые ходят по кругу новых ноль, пришёл Хиддинк, его привёл абрамович, сменилось какое то окружение и процесс пошёл, как в спортивном плане так и в экономическом, новый спонсорский контракт тоже отсюда вытекает, поверили что тут надолго что то меняется сборная, спонсоры, инвестор и процесс пошёл главное чтоб не заглохло...
А на клубном уровне застой смертельный, нового ничего. Из клуба в клуб менеджеры как и тренеры ползают спонсоры одни и те же, газпром, лукойл, они все к этому привыкли уже...
споносор привык бабло сливать, футболисты получать до хрена, тренер привык установку давать «ребята за всё заплачено победа 2-0», судья за решение спорных моментов в пользу хозяев привык 30-40 у.е. в гостинице находить, кто то знает что надо будет кубок россии выиграть выиграют всего то 300 у.е. за игру и пошло дело ....
кого из этой цепочки оставить на месте??? РФС которая всё это видит и знает лучше нас, но так как получает % со всего ни чего не делает??? или ещё там кто то есть???
дотационны практически все. а правильней сказать все за исключением двух.
и все Ваше «чтобы этим было интересно заниматься» вытекает из их «муниципальности»...