Первый футбольный хедж-фонд
Любопытную новость распространили Reuters, AP и Financial Times: крупнейший дубайский банк Emirates NBD стал инвестором футбольного фонда Hero, планирующего зарабатывать на восходящих звездах из Южной Америки, Азии и Африки. «Идея состоит в нахождении юных талантов и последующем заработке на их перепродаже и использовании имиджевых прав», аккуратно процитировали эти СМИ управляющего директора фонда Николаса Хели-Хатчинсона и дополнили сообщения рядом цифр. Emirates NBD вложили в этот фонд около 20 млн фунтов. Минимальный размер «входного билета» для других инвесторов 100 000 долларов. Всего же Hero Football Fund предполагает проинвестировать около 100 млн фунтов (158 млн долларов, по сегодняшнему курсу). Период инвестиций 5 лет. Предполагаемая прибыль от 10 процентов годовых.
Можно было бы отправить эту информацию в ленту новостей но я решил прокомментировать ее в блоге из опасения, что там она пройдет незамеченной. А заметить стоит. Похоже, назревает новый тренд: появление футбольного аналога хедж-фондов. И если Hero Football Fund не первый фонд, действующий по такому принципу, то уж точно самый крупный (представляете, сколько новых Жо и Кака можно скупить на такие деньги?). Был, напомню, еще MSI, который в свое время совершил крайне удачные вложения в Тевеса, Маскерано, Марсело Маттоса и десяток других футболистов, а также не совсем удачное в клуб «Коринтианс», в котором на время их «запарковал». Были и есть десятки других агентов или, говоря на латиноамериканский манер, импресарио, которые имеют доли в правах на различных футболистов. В игроков клубы и такие импресарио вкладываются, как в акционерное общество 50 на 50, 30 на 70 или в какой-то другой пропорции. Нередки случаи, когда такие футболисты вообще не принадлежат клубу, за который они выступают а отдаются ему в аренду. Логика клубов понятна: покупая игроков «вскладчину» с импресарио, они понижают свои риски, а также могут позволить себе обзавестись классными футболистами даже в отсутствие серьезного трансферного бюджета. А логика импресарио в таких схемах походит на логику портфельного инвестора. Конечно, люди активы небесспорной надежности: если игрок серьезно травмируется, можно в одночасье потерять все деньги. Но и потенциальные выгоды тут куда выше, чем от обычной агентской деятельности.
Шире всего такая практика распространена в Южной Америке: по разным оценкам, до половины игроков бразильской серии А полностью или частично не принадлежат клубам, за которые выступают. А теперь и в Европе, несмотря на косые взоры ФИФА и УЕФА, такое случается все чаще. Примеры с MSI, Тевесом и Маскерано общеизвестны, но не каждый знает, что один из таких импресарио, португалец Нуну Гонсалвеш, в свое время обзавелся долей в Криштиану Роналду и реализовал ее с колоссальной выгодой. Даже в России зафиксирован как минимум один такой случай: «Крылья Советов» в свое время приобрели Дениса Колодина на паях с Пини Захави.
Этого израильтянина сегодня в Британии называют «суперагентом» почаще, чем какого-нибудь Джеймса Бонда (крайне рекомендую к прочтению этот текст): за последние годы он провел десятки сделок на сотни миллионов долларов. Захави выступал посредником при продаже не только игроков, но и клубов таких, как «Челси», «Портсмут» и «Манчестер Сити». И за Hero Football Fund стоит тоже он. Это еще одна причина отнестись к затее серьезно пожалуй, даже более весомая, чем 100-миллионные инвестиции. Пини Захави имеет колоссальное чутье и обширные связи в футбольном мире, благодаря которым лучше многих понимает и потребности клубов, и реальный потенциал футболистов. ОАЭ до последнего времени прославлял в футболе другой тип инвесторов: не менее полудюжины компаний и бизнесменов из этой страны приценивались в последнее время к клубам премьер-лиги (и даже купили один «Манчестер Сити»). Но я живо себе представляю, как мог звучать диалог Захави с владельцами Emirates NBD: «Зачем спускать деньги на футбол? Давайте на нем зарабатывать!»
Рисовать этому фонду безоблачные перспективы, наверное, преждевременно. ФИФА, УЕФА и английская премьер-лига давно порываются пресечь этот тип футбольного бизнеса и могут его тем или иным образом ограничить. А скаутская активность в той же Южной Америке уже слишком высока, чтобы рассчитывать на покупку суперталантов за пригоршню песо. Но, доверяя чутью Захави, впечатляясь его связями и немного зная его лично (а также зная о неисчерпаемости южноамериканского футбольного рынка), я в его фонд, пожалуй, инвестировал бы. Жалко только, что входной порог такой высокий.
P.S. В качестве апдейта: по некоторым данным, Пини Захави может поучаствовать сделке по продаже «Портсмута» не как агент, а как покупатель. Вот, собственно, и подходящая почва для выращивания активов фонда «Коринтианс» в свое время играл похожую роль для MSI.
Игроки калибра Кака и Роналдинью появляются в Южной Америке именно что каждый год. Давайте вспомним героев последних лет пяти: Месси, Андерсон, Пато, Лукас, Диего, Агуэро. Можно еще перечислять – но по одной суперзвезде в год всяко выйдет. А можно посмотреть на игроков с талантом, который пока кажется чуточку скромнее (но все еще стоящих десятки миллионов долларов): Гаго, Игуаин, Жо, Вагнер Лав, Эрнанес, Брено, Буонанотте, и т.д.
И я абсолютно убежден, что доля южноамериканцев среди мировых звезд в ближайшие десятилетия падать не будет – скорее, будет расти.
но когда я слышу «креативный» вместо ТАЛАНТЛИВЫЙ, МЫСЛЯЩИЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, СМЕКАЛИСТЫЙ, СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬНЫЙ в зависимости от места употребления - как кирпичом в лицо.
Otherwise we could always swicth into English: you know it, I know it, other «creative» :-((((hmm-m-m-m-m-m) people know it. Why to bother know something else? and we are not going to be «creative» anymore. Do I need to explain «why», as I skip several logical steps? Or maybe Spanish.
Во-вторых, Вы серьезно считаете, что 100 тыс. долларов (даже в условияхфинансово-экономического кризиса) ТАКОЙ УЖ большой порог для потенциальных инвесторов?
«switch TO English» - Nope, it is still «INTO»: google «Switch into English»? хотя встречаются IN тоже.
«Do I need to explain «why», as I skip several logical step.»
I wouldn’t use «have skipped» - чуть-чуть больше времени надо для использования past perfect. Я же использую буквально в след. предложении.
но Вам не кажется, что мы ушли не в ту степь?
Но мое отношение к Захаваи осталось прежним - я считаю, что он обычный «барыга», который врет, когда говорит что любит футбол.
Деньги он любит, а не футбол!
Я, честно говоря, не верю в перспективу этого бизнеса, если он направлен на поиск и продажу потенциальных суперзвезд. Игроки не бумаги - они могут и не захотеть продаваться фонду. Соответственно, маловероятно что реально потенциальные звезды предпочтут фонд сейчас непосредственно большому клубу через неделю. Ведь достаточно фонду заинтересоваться игроком как об этом может стать известно всем. На чем фонд может заработать - это продажа не слишком ярких игроков (тех кто недостаточно хорош, чтобы заинтересовать мощные клубы) в клубы с относительно слабой скаутской сетью. Но здесь опять же вопрос: много ли клубов со слабой скаутской сетью будут согласны платить хорошие деньги за, вообщем-то, кота в мешке. Разве что расчет на Червиченок...