Невозможное возможно
Революционный контракт сборной России с Adidas, о котором вчера написал Sports.ru, и о котором уже на следующей неделе должно быть объявлено официально, вступит в силу 1 сентября 2008 года. За 4 отборочных цикла, последний из которых завершается летом 2016-го, РФС получит 100 миллионов долларов, полное обеспечение амуницией всех сборных команд, роялти от продаж футболок (порядка 5%), а также бонусы за выход в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Если только не проиграет судебный процесс Nike по данным Sports.ru, американская компания, рассчитывавшая на пролонгацию контракта в соответствии с некоторыми пунктами прежнего соглашения, сейчас рассматривает такую возможность.
Впрочем, шансы Nike воспрепятствовать союзу РФС с Adidas крайне малы. В крайнем случае, Российский футбольный союз пойдет на выплату определенной неустойки: слишком уж явно условия нового контракта превосходят условия старого. По оценкам источника Sports.ru, близкого к сделке в 12-15 раз. «Точнее вычислить сложно. Когда Nike подписал первое соглашение с РФС, в 1996-м, в нем фигурировала сумма $1,6 млн в год. Но затем она серьезно снизилась вследствие невыполнения Российским футбольным союзом своих обязательств чуть ли не до нуля. Разумеется, вся экипировка сборным при этом поставлялась бесплатно. Бонусы за попадание на чемпионаты Европы и мира были нечастыми как и сами эти попадания».
Последние успехи сборной России, конечно, повлияли на рост стоимости технического спонсорства но лишь отчасти. «Процентов на 15-20, не больше», утверждает эксперт в области российского спортивного маркетинга, попросивший меня не упоминать его имя. «Куда большее значение имеет общий рост рынка, говорит он. Nike этот рынок определенно недооценивал не случайно во время Евро-2008 найти футболку сборной России в фирменных магазинах было почти нереально. А прорыв на этом рынке совершил, как ни странно, Bosco. Именно эта компания доказала, что при правильном маркетинге на патриотической волне можно продать много подобной продукции, даже если она дорогая и не очень качественная. Как вторую составляющую роста рынка я бы привел общее удорожание спонсорских прав в мировом и российском футболе с каждым годом оно все более заметно».
Но главным фактором, взвинтившим цену контракта, по уверениям эксперта, стала война между Nike и Adidas. Вести с американо-немецкого фронта уже многие годы держат в серьезном напряжении всех, кто интересуется спортивным маркетингом. Пока Adidas активизируется на североамериканском направлении (покупка Reebok, спонсорский контракт с НБА, подписание баскетбольных звезд от Данкана до Гарнетта и т.д.), Nike разворачивает наступление на других континентах. Прежде всего в Европе, и в особенности в футболе. Первый серьезный маркетинговый шаг в футболе Nike предпринял только в 1996-м, подписав контракт со сборной Бразилии, но с тех пор компания постоянно наращивает свое присутствие в этом виде спорта: «Барселона» (стоимость пятилетнего контракта $189 млн), «МЮ» ($439 млн на 15 лет), «Арсенал» (около $250 млн на 10 лет), «Ювентус» ($12 млн в год) и так далее.
На последнем чемпионате мира «Адидас» стал уже третьим по количеству экипированных команд после Nike (8 Австралия, Бразилия, Хорватия, Голландия, Южная Корея, Мексика, Португалия, США) и Puma (12 Ангола, Чехия, Гана, Иран, Италия, Кот дИвуар, Парагвай, Польша, Саудовская Аравия, Швейцария, Того, Тунис). На долю остальных экипировщиков, к слову, тогда пришлось всего 6 сборных (Umbro Англия и Швеция, Lotto Украина и Сербия, Joma Коста-Рика, Marathon Эквадор). Зато среди шести адидасовских команд почти сплошь были топ-сборные: Аргентина, Франция, Германия, Испания плюс примкнувшие к ним Япония и Тринидад.
После чемпионата мира-2006 Nike попытался выбить из рук Adidas все тузы, вплоть до козырного сборной Германии. За отказ от немецкого бренда, непрерывно сотрудничающего с бундесманшафт более полувека, Nike предложил $648 млн за 8 лет, то есть $81 млн в год! Феноменальная сумма особенно в сравнении с $14,2 млн, которые платил Adidas. Тендер в итоге был выигран баварской компанией, которая вплоть до 2014 года будет платить за право экипировать бундестим $27 млн в год, а за последующие 4 года $34 млн. Это заметно меньше, чем предлагал Nike, но такие решения в спортивном маркетинге тоже бывают. «Не все диктуется законами бизнеса, порой это почти религиозная вещь, рассказал мне вышеупомянутый эксперт. Бердыев, к примеру, в «Рубине» всегда настаивал на Nike, потому что в найковской форме команда стала третьей, а без нее скатилась вниз». Про участие Adidas в победе сборной Германии на ЧМ-1954 благодаря изобретению бут с нового типа расскажет любой немецкий болельщик, эта история часть brand essence «Адидас».
Зато в конце 2007-го Nike удалось захватить другую традиционно «адидасовскую» страну Францию, игравшую с тремя полосками на футболках с 1972 года, и именно за это время добившуюся всех основных своих побед. Сотрудничество с Nike с 2011 по 2018 годы (ближайший цикл команда отыграет в Adidas) принесет французской федерации футбола 67 миллионов долларов в год. Это вчетеро больше, чем прежде платил Adidas. И втрое больше, чем чемпионы мира итальянцы получают от Puma, а бразильцы от того же Nike. «Битва за Англию» в данный момент ведется между немцами и американцами посредством цифр, сопоставимых с «французскими». А нынешний технический спонсор англичан, Umbro, в прошлом году был приобретен Nike.
Теперь во всех мало-мальски приличных футбольных странах включая Россию тендер за техническое спонсорство идет на новом, невозможном прежде уровне. Например, два месяца назад при продлении контракта с южнокорейской сборной Nike пришлось удвоить ставки и выложить $27 млн за 4 года. Любопытно, что Adidas предлагал еще больше ($29 млн), однако, по некоторым данным, корейская федерация футбола убоялась возможного судебного иска от Nike. Каковой, как сказано выше, может поступить и в РФС.
Апокалиптическая цитата из бегбедеровских «99 франков» о финале чемпионата мира-1998 («Это не Франция обыграла Бразилию, это Adidas победил Nike»), пожалуй, все же не в полной мере отражает суть спорта. Но следить за выступлением этих суперкомпаний теперь тоже крайне интересно.
адидас ее купил пару лет назад
ЗЫ а 99 франков - муть
На протяжении 90-х годов годов модели обновлялись только раз в два года, перед топ-турнирами. Вратари и вовсе выглядели птенцами из одного инкубатора. В последние годы, благодаря противостоянию с Найк, ситуация изменилась. Даже для команды масштаба Локомотива разрабатывается специальная линия. Презентации новый формы стали проходить еще до завершения сезона. При этом Адидас выпускает и бюджетные модели (в таких, например, играют Терек, Томь, белорусский БАТЭ), ежегодно обновляя и их.
P.S. У каких российских клубов экипировка - статья доходов, а не расходов?
Если бы Nike отдавал сборную «просто так», «Адидасу» не было бы смысла платить так много. Цена в таких сделках является обычно продуктом конкуренции.
Спасибо!
Как это нет российских брендов? Упомянутая в тексте Bosco – чисто российская компания.
2 garik_ist
Напрасно вы так насчет суммы контракта. Население в Южной Корее – почти 50 миллионов, популярность футбола – не меньше, чем в России, доля контрафакта – существенно ниже. Если вам готовящийся контракт российской сборной кажется неубедительным по сравнению с Южной Кореей – вы с Бразилией сравните. Nike продает ее футболки не только в этой стране (190-миллионной, к слову), но и по всему миру, за что платит Бразилии лишь вдвое больше, чем Adidas будет платить России.
Правда, я убежден, что бразильцы теперь будут требовать существенного улучшения контракта – и, в условиях войны брендов, наверняка его добьются.
Вот этот блог реально отличается от остальных и вдобавок отлично написан
Интересно читать
Ну, если вы не увидели в тексте причин взвинчивания цен (в основном – в устах эксперта, которому я лично склонен доверять) – то, значит, не хотели увидеть. Их, по сути, три (в порядке убывания важности):
1. Война Nike и Adidas («голая статистика» в тексте – расшифровка этого пункта)
2. Общий рост рынка (как удорожание спонсорских контрактов в российском футболе, так и рост продаж футболок)
3. Успехи сборной России
Михаил Калашников
-----------------------
Все равно все это возможно исключительно потому, что в юго-восточной Азии на заводах люди работают в диких условиях и за сущие копейки - и вместо того, чтобы повышать им зарплату, руководство отдаст деньги куда угодно, хоть сборной России, только чтобы своим лучше не было.
-----------------------------
Михаил, а кто эти СВОИ для Адидас и Найк? Китайские швеи штоли?
Плавки не видно. Одна башка в шапке над водой.
)
В случае с топ-клубами это будут контракты на сумму в единицы миллионов. Существенно ниже, чем в случае со сборной – но все равно чуть ли не впервые в истории премьер-лиги это будут какие-то деньги. Какие именно – напишем ближе к делу, инсайдеры в индустрии у нас есть. Но я предполагаю, что это будут те же 5-8% в структуре доходов клубов, какие технические спонсоры приносят европейским топ-клубам. То есть около 1 млн долларов или чуть больше.
Что касается «ситуации на рынке», о которой вы пишете довольно точно и емко, то можно сказать еще короче: еще пару лет назад этого рынка вообще не было (как почти не было в российском футболе телевизионного или маркетингового рынка), а сейчас он на наших глазах зарождается. Тот же Bosco, вопреки всеобщему скепсису, зарабатывает на этой продукции уже ощутимые деньги – как уже писалось в тексте.
2 Михаил Калашников
Не исключено, что вы и правы – в последнем своем предложении. Но не стоит все же недооценивать российский рынок – страна у нас большая и так или иначе развивающаяся :) Интересно будет вернуться к этой теме через пару лет.
2 dudaduda
Никто уже в российской премьер-лиге, полагаю, не покупает экипировку за свои деньги.
1.Adidas
www.brandpedia.ru/index.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=228
2. Nike
www.brandpedia.ru/index.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=37
3. Puma
www.brandpedia.ru/index.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=38
4. Reebok
www.brandpedia.ru/index.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=39
5. Umbro
www.brandpedia.ru/index.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=238
Да-да, тренды, желание докопаться до сути вещей для меня важнее цифр – хотя они тут тоже будут. Просто действительно очень многое из происходящего в спорте в последние десятилетия имеет явную социально-экономическую подоплеку.
А вы в самом деле считаете деньги на спонсорство «лишними», а маркетинг – предположим, распилом и шарлатанством? :)
у португальцев сейчас в комплекте есть черная nike. смотрится конечно гламурно
Шарлатанства и распила в маркетинге хватает, конечно, хотя в случае «Найка» и «Адидаса» его, наверное, меньше. Это не «Газпром» все-таки, реклама которого не может преследовать никаких разумных целей. Не нужно рекламировать монополиста - просто люди слепо копируют структуру корпораций из настоящего бизнеса. Есть подразделение маркетинга - будет вам реклама на улицах. А может, и не слепо копируют, а с целью распила и шарлатанства. Но это другая, безусловно, очень сложная и интересная тема.
Просто у «Найка» с «Адидасом» это рынок такой специфический. Рынок массовый и рынок сверхприбылей, на котором даже небольшой захваченный процент рынка окупает все расходы. Откуда берутся сверхприбыли, я тут уже излагал свою мысль. Не так уж и много видов бизнеса, где такое возможно. «Кока-кола» вот еще, например. Когда деньги берутся из воздуха, воздух становится в цене. Я не говорю, что они что-то делают неправильно для своего бизнеса - мне это кажется как-то неправильным на моральном, на этическом, что ли, уровне.
Хотя все равно сто миллионов кажутся не совсем адекватными затратами. Как-то не верится, что окупится даже в долгосрочной перспективе. Допускаю даже, что это планово убыточная акция - просто этап в войне с «Найком».
телевизор 2.0
а зенит став чемпионом в адидасе перешёл на пуму
а с какого буя пума адидасу принадлежит-то?
Во всяком случае, в ролике «снималась» сб. Бразилии, в виде нарезки из различных матчей, а не отдельный игрок.
А форма была умбро.
Кстати, есть вопросег: а скажется ли кризис на футболе? По идее должен, всё-таки эта игра очень напоминает пузырь типа ипотечных кредитов. У меня такие мысли возникают в силу немыслимых и необоснованных, на мой взгляд, гонораров как исполнителям (футболистам) так и владельцам (клубам за ТВ-права). С каждым годом продукт всё дороже и дороже, скоро не останется такого количества потребителей, которые могут позволить себе смотреть футбол.
В частности, например я уже не хожу на стадио, в Питере уже в прошлом году вообще не реально было (на ключевые игры цены на билет доходили до 10к, естественно у спекулянтов. На Рубин, при всем к нему уважении, билеты в кассах по 30-50 евро - это ни в каким ворота, имо). Сейчас в Москве за ЦСКА - Луч, второсортный, в общем-то по всем показателям, продукт платить совсем не хочется, а за что-то хоть как-то интересное - опять цены заламывают. Вон, у Васи в конфе парень спрашивает - как смотреть еврофутбол по тарелке, если ЗП 10к в месяц. И что, этот парень пойдет на стадио за 2-3к? Или купит сезонник за 25к? Он же не идиот...
И чем дальше, тем веселее растут цены. А вот доходы у подавляющего большинства не успевают =)
Это я к тому, что при увеличении цены количество потребителей падает, 100%. Вопрос - что происходит с произведеним этих показателей? Или, как всегда, работает правило 80/20?
Мдя, чё-то меня понесло... Всё-таки вернусь к первоначальному вопросу: футбол должен чем-то обеспечивать денежные вливания в себя. Какой-то потенциал должен быть, окупаемость хотя бы в будущем... Мне кажется, что этот потенциал уже исчерпан, но все врут, что это не так.
Вся информация (сборные, клубы, игроки) – тут:
http://en.wikipedia.org/wiki/Adidas_sponsorships
http://en.wikipedia.org/wiki/Nike_sponsorships
http://en.wikipedia.org/wiki/Reebok#Football_teams_with_kits_manufactured_by_Reebok
2 Gauche
Любопытные рассуждения. В чем-то довольно точные. А если отвечать на ваш вопрос про клубы – да, их ставки в контрактах с техническими спонсорами теперь вырастут, у меня есть информация на сей счет из надежных источников. По крайней мере, никто из больших российских клубов не будет больше сотрудничать с брендами просто «за форму».