22 мин.

Ювентус. Хроники: Рождение туринской легенды

Свою книгу о столетней династии семейства Аньелли журналист Херби Сайкс начинает с цитаты Марка Твена, навещавшего однажды Апеннины: «Турин - прекрасный город. Размахом своей планировки он, по-моему, превосходит все, что задумывалось когда-либо прежде». И это весьма точный удар в цель - город не пресыщен исторической подоплекой античных времен, он целиком и полностью являет собой задумку промышленников того времени вознести прежде зловонное место посреди Пьемонта в ранг одного из самых процветающих городов Италии.

И мог бы кто подумать, что причиной перевоплощения окажется спорт?

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча «Ювентуса».

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Исторически сложилось так, что пьемонтцы наградили себя репутацией чопорных, зазнавшихся и презренных людей. Правящая династия Савойи использовала этот регион на рубеже XVIII и XIX исключительно в качестве постоянного источника человеческим ресурсом для военных целей. В развитие провинции никто не вкладывал ни копейки, зато налогами поселения облагались немалым. Идеальная кампания для княжеского сословия с точки зрения результата здесь и сейчас - люди и деньги текут рекой. Протекающая в Европе в этот же момент времени индустриализация захватывала северный регион и позволяла отстраивать прямиком в Турине текстильные фабрики в огромном масштабе - дешевый источник рабочей силы в лице женщин и детей являл собой истинное экономическое чудо.

Городская казна полнилась деньгами, которые затем шли на нужды короны - по обыкновению это была либо война, либо празднества. Сам же Турин разрастался борделями, барами, сиротскими приютами и другими злачными местами. На улицах бушевали все известные человечеству болезни, распространяемые со скоростью пули, а местные алкоголики все меньше годились для последующей военной службы.

Правитель Италии Карло Альберто в 1833 году пребывал в весьма удручающем психологическом состоянии - его супруга Мария Тереза фактически не вылезала из постели по причине постоянных болезней суставов и мышечной слабости. В этот же период его дворец посетил один из швейцарских философов, вызванный лично королевским советником в командировку для увеселения Его величества. Его звали Рудольф Оберманн. Увидев короля в печали и вызнав причину ее появления, Рудольф с упоением начал рассказывать о новом европейском увлечении в кругах высшего сословия - «гимнастике». Разного рода упражнения и физические нагрузки легко ставят на ноги и прочищают голову, но при этом может и эмоционально подкосить - поэтому следует избегать внедрения соревновательного контекста в перечень упражнений.

Карло Альберто увлекся подобными рассказами и распорядился выдать Оберманну свободный дворец, где философ из Цюриха мог без помех применять свои познания в «гимнастике» на военнослужащих, после чего король смог бы на практике увидеть, чего стоят его обещания. Оберманн взялся обучать солдат основам благополучия духа только в разряде возвеличивания культа здорового тела, а заодно внушал им идею тотальной дисциплины на пути физического развития. Дворец перестроили под нужды Рудольфа и дали ему карт-бланш в плане использования финансов из королевской казны - лишь бы работало.

Результаты превзошли все мыслимые ожидания. Пехота, прошедшая подготовку во дворце Оберманна, демонстрировала великолепные результаты за счет физического превосходства над своими же товарищами из другого полка. Они были быстрее, крепче, сильнее, и что самое главное - дисциплинированнее. Солдаты бросили привычку выпивать, перестали нарушать приказы и стали придерживаться заданному руководством распорядку. Оберманна щедро наградили и выделили ему собственное поместье в знак благодарности, а новомодной «гимнастикой» начали увлекаться и при дворе самого короля.

Оберманн не стал останавливаться лишь на одной победе в лице вымуштрованных солдафонов. Им двигало желание распространить учение о важности здорового тела среди князей и графов. Вместе со своим новоиспеченным другом и соседом графом Эрнесто Рикарди ди Нетро Оберманн основал еще один клуб - размерами поменьше, но и для участников рангом повыше армии. Здесь, в заведении под названием «Reale Societa Ginnastica», обещали самым титулованным и влиятельным людям Италии ментальное и физическое преображение, за что те щедро платили.

Финансовый успех предприятия позволил построить рядом еще один аналогичный клуб, а перечень дисциплин постоянно рос. Для постоянного привлечения все новых богатых меценатов, им предлагали для демонстрации итогового результата лицезреть на месте, как участники показывают рядом друг с другом свои умения и полученные здесь навыки. Фундаментальная идея Оберманна о необходимости исключить соревновательный аспект ради эмоционального умиротворения, ушел в небытие - новичкам требовалось увидеть, за что они платят.

Растущий азарт стал причиной возникновения полноценных турниров в рамках клуба. Все более богатые сословия стали с удовольствием привлекаться к участию - ведь членство в столь влиятельном кругу автоматически придавало больше статусности каждому, кто в него входил. А каждый новый граф непременно выкупал себе кусок пьемонтской земли и привозил с собой несметное количество слуг и крепких солдат. Турин увеличивался в размерах, деньги стали чаще задерживаться в городской казне. Население росло, местный контингент перестал ассоциироваться с жуликами и бедняками - теперь это были хорошо одетые люди, имеющие образование и скромный, но приемлемый достаток.

Но вот случилась региональная катастрофа. Пока сильные мира сего были полностью сосредоточены на спорте и соревновании друг с другом, Флоренцию помазали в качестве новой временной столицы в 1864 году по причине свержения Карло Альберто - Савойская династия теряла власть, а вся знать вознамерилась как можно скорее покинуть их вотчину в Пьемонте. Сперва город покинули государственные служащие, затем судебные исполнители вместе с силовой структурой, а под конец даже жулики и ворье последовали за ними - в Турине фактически не оставалось денег и тех, кого можно было бы грабить. Работы не было, есть было нечего, люди готовились взбунтоваться и снести всю правящую верхушку, преисполненную лишь своими спортивными изысканиями.

Здесь и случился следующий переломный момент.

В конце 1865 года мэр Турина Люсерна ди Рора объявил о плане Ренессанса региональной экономики. Он ввел субсидии для формирования новых промышленных идей, организовал налоговые каникулы для предприятий, готовых передислоцироваться в город, те прорыли новые каналы в Турин и вернулись в черту города. Люсерна составил обращение к владельцам иностранных компаний, перевел на пять языков, распечатал миллион копий и разослал их в итальянские консульства за границей, добившись заполнения этими обращениями всех первых полос местных газет. Промышленники Гамбурга, Лондона и Парижа прочли, что якобы теперь Турин является центром европейского бизнеса, а еще вдобавок предлагает задаром землю в черте города.

Так постепенно Пьемонт вновь оказался забит богатыми промышленниками: в этот раз из Германии, Австрии, Франции и Великобритании. Прибывшая из Вены семья Гюттерманн открыла в близлежащем от Турина городе Биелла крупную точку для торговли шерстью, поставляемой их родственниками из Германии. Это помогло открыться многочисленным мануфактурам и текстильным предприятиям в долине Суса. Наполеоне Лойманн, предприниматель из Франции, построил хлопкопрядильную фабрику рядом с каналом в Колленьо. Именно она стала первым предприятием в Италии, открывшим собственную школу для работников, где тех учили писать и читать. Лойманн не скупился на развитие своих подчиненных, следя за их благополучием, а те в благодарность, отдавали все свои силы в цеху и сколотили тому огромное состояние.

По дороге из Колленьо на запад находилось местечко под названием Сант-Амброджио. Там жила семья Бозио, торговавшая хлопком Лойманна. В 1886 году они отправили своего молодого сына Эдуардо в Ноттингем для обсуждения возможного партнерства с местными прядильщиками. Тот оказался мало полезен, предпочитая переговорам встречи с рабочими шелкопрядильных фабрик Ноттингема для того, чтобы сыграть в неизвестную доселе в Италии игру под названием «футбол». Забитые мусором и шелухой с предприятия мешки служили мячом, которым нужно было попасть в ворота.

Гравюра, посвященная первым футбольным матчам Великобритании

Игра под названием футбол не шла у него из головы, а в груди росло неуемное желание вновь оказаться на стадионе и сыграть с мячом.

Это желание и нарастающая одержимость привели к тому, что Эдуардо в свободное от работы время организовал в Турине первую футбольную команду на базе уже имеющейся сборной по крикету - Torino Football & Cricket Club. Мужчины после работы собирались в заранее условленном месте и учились обращаться с мячом, наподобие того, что Бозио видел в Великобритании. Спустя пару лет в Турине под влиянием местных жителей появляется еще один местечковый клуб, который носил название dei Nobili. Это была первая команда в Италии, которая полностью состояла исключительно из футболистов.

Таким образом в Турине появился свой маленький местный чемпионат из двух коллективов, которые собирались из абсолютно разных слоев общества - от богатейших граждан города до их служащих обыкновенных работяг. Всех их на поле объединяла страсть к футболу, и на время матча все становились равными друг другу. Но дело не могло ограничиться одним городом. Спустя несколько месяцев некоторые итальянцы из других городов также начали влюбляться в новую игру. И новым местом, открывшим для себя прелесть этой игры, стала Генуя. Именно в Генуе открыли первую в Италии секцию для обучения игры в футбол. В 1893 году после приглашения английского консула для помощи в организации в Генуе было объявлено о создании своей местной лиги Genoa Cricket & Athletic Club. Так как во многих итальянских городах уже были организованы собственные команды для игры в крикет, неудивительно, что именно на их базе и с уже имеющейся организацией стали формироваться футбольные коллективы.

Сборная Генуи по крикету и футболу 1900-х г.

Популярность футбола быстро росла, именно футбольные новости стали основным предметом для обсуждения почти всех горожан. Рабочие, их жены, матери, дети, школьники, студенты, политики - все пристрастились к посещению туринского первенства и любили обсуждать преимущества их футбола перед генуэзским. И наше внимание привлекает семейство Канфари. Семья переехала, что довольно иронично, в Турин из Генуи после рождения двух мальчишек, коих окрестили Энрико и Эудженио. Их отец владел магазином-цехом по продаже и ремонту велосипедов. С детства Энрико занимался столь популярной в Пьемонте гимнастикой и учился ремонтировать велосипеды, но его с братом все-таки больше увлекла игра в футбол. Поступив в туринский лицей Д’Адзельо, куда затем поступил и его брат, он быстро нашел друзей, которые равно ему любили местную игру и часто собирались вместе погонять мяч. В перерывах между занятиями ребята любили проводить время на свежем воздухе, чаще всего занимая обычную уличную скамейку на улице Короля Умберто, где обсуждали уроки, девушек, политику и футбольные новости.

Осенним днем 1 ноября 1897 года ребята в очередной раз собрались на своей любимой лавке.

Страдая от надвигающегося безделья, они начали в очередной раз дискутировать на тему развития футбола в Италии. В основном споры касались организации турниров и идеи отказа от уже существующих коллективов с абсолютно инородными навыками участников, играющих в крикет. Неизвестно, кто первым подал немного абсурдную идею, но так или иначе она была озвучена - собраться вместе и организовать свою команду на профессиональном уровне. Игра футбол как смысл жизни! Здоровый образ жизни, спорт, азарт и эмоции - вот все, что двигало этими мальчишками. На волне юношеского максимализма все с радостью приняли эту идею. А как иначе? Чем они хуже взрослых мужчин, которые по вечерам возвращались с завода с мячом в руках?

Их было тридцать человек на момент своего первого собрания. Это были еще совсем дети - старшему студенту было всего 17 лет, остальным - не больше 15. И разумеется тут же возникла первая серьезная проблема, грозившая обернуться полнейшим крахом всего их предприятия - где собираться? Для команды нужно собственное помещение, тем более на пятнадцать парней. Всех выручили братья Канфари, которые предложили собираться в цеху их отца на улице Умберто 42. Там прошло первое собрание избранного правления, где решались организационные вопросы. Главной темой собрания стало название их нового клуба.

Турин, ул. Умберто д. 42

Энрико позднее отмечал этот момент как критический, способный даже положить конец едва начавшемуся процессу формирования команды:

«Настало время для решающего собрания, которое превратилось в  настоящую битву! На одной стороне были ненавистники латыни, на другой - сторонники классики, а между ними - немного демократов. Необходимо было выбрать одно из трёх имён: «Общество улицы Форт», «Спортивное Общество Массимо д’Адзельо», «Спортивный Клуб Ювентус». Немногие протестовали против последнего названия, поэтому клуб окрестили «Спортивный Клуб Ювентус», выбрав наименьшее из зол».

Долго собираться в цеху не было возможности, так как отец Канфари все время грозился их выгнать - постоянные ругань и споры такого скопления людей мешали ему работать. Вскоре и с этим препятствием удалось справиться: в 1898 году было найдено помещение на Пьяццо 4 из четырех комнат, внутренним двориком, навесом и чердаком. Помимо прочего в него удалось даже провести воду. Президентом новоиспеченного футбольного клуба единогласно был назначен Эудженио Канфари. Довольно странное решение, как может показаться на первый взгляд, ведь именно его брат Энрико осуществлял руководство почти всеми текущими делами. Но как раз с подачи Энрико всеми было принято решение отдать пост номинального руководителя Эудженио, чтобы Энрико мог вести основные дела без каких-либо помех. Довольно странное решение от Энрико не сработало и его брат спустя несколько месяцев отказался от этого звания, поэтому тот все-же стал президентом Ювентуса вопреки своим мыслям по этому поводу. И вновь единогласно. Сам Эудженио ушел из команды и решил податься в автомобильную промышленность. И вновь иронично, если вспомнить, кто в итоге сделает Ювентус всемирно известным брендом.

Выдержка из биографии Энрико Канфрани

Тем временем поток желающих играть в команде Ювентус рос с каждым днем. Играть в футбол в таком количестве людей на заднем дворе было нереально, поэтому Энрико договорился с администрацией района площади Д’Арми и выбил разрешение играть на их стадионе раз в неделю. Помимо прочего им было дозволено ежедневно тренироваться на нем, но только несколько часов в день и только по утрам. Это не стало проблемой.

Начиная с 1899 года футбольный клуб Ювентус официально стал проводить футбольные матчи с другими командами.

К этому моменту в Италии уже организовали первую официальную Итальянскую федерацию футбола, которая успела провести к 1899 году один настоящий чемпионат Италии. Он был проведен также в Турине, в нем участвовало всего четыре команды: F.C. Torinese, l'Internazionale, il Genoa и la Società Ginnastica Torinese. Победителем в нем стала команда из Генуи. Турнир длился всего один день. Матчи мало чем напоминали современные, в частности в них не было даже судей и большинства современных общепризнанных правил. Капитанов команды не было, понятия тренер в итальянском футболе также еще не придумали.

Stadio di Corso Marsiglia

Первую заявку на участие в итальянском чемпионате у Ювентуса не приняли из-за проблем на почте. Ее пришлось подавать самостоятельно, но и тут ее не приняли, сославшись на различия в указании наименования их клуба в заявке и в официальном уставе клуба. Вышло так, что заявку на участие подавал Футбольный клуб Ювентус, а официальное название было Спортивный клуб Ювентус. Во избежание конфликта правлением клуба было на скорую руку прямо в офисе федерации принято решение изменить название команды на Футбольный клуб Ювентус. Заявку на участие согласовали.

В дебютный Чемпионат Италии для Ювентуса победителем вновь стала команда из Генуи, равно как и в следующем. Ювентус не выглядел солидной силой, чередуя победы с поражениями. Число участников чемпионата из года в год росло, победить становилось все сложнее, поэтому Генуя сложила с себя бремя победителя и в 1901 году выиграл Милан. Посчитав достаточным одного года без трофея генуэзцы сразу же вернули себе титул - в следующие три года подтверждая свое доминирующие положение в итальянском футболе победами. Ювентус же довольно часто менял состав из-за постоянных отъездов участников или отказа от участия в пользу своей основной работы. В 1902 году команде удалось взять свой первый в истории трофей - им оказался кубок Турина, в финале которого Милан при счете 3:3 просто покинул поле, отказавшись играть так долго, поэтому автоматически победу присудили Ювентусу - но это было несерьезно и мало кем воспринималось грандиозным достижением.

И тут новая беда: после трёх лет игр в любую погоду и многочисленных стирок розовые рубашки вылиняли и износились. Английский предприниматель Джон Сэвидж, бывший одним из пионеров футбола в Турине, предложил свою помощь. У него были связи с текстильной мануфактурой Ноттингема. Туда-то он и отправил комплект старой формы: розовую рубашку и чёрные шорты. Причём Сэвидж считал, что правильнее с точки зрения солидности и узнаваемости будет сделать форму в модную вертикальную полоску. Но на фабрике приняли вылинявший розовый цвет за белый, посчитав это собственной ошибкой после неправильной стирки - мол, они же и сделали ее случайно розовой. Заказ был срочным, поэтому переделывать уже не было времени. Поставщий решил, что лучшим выходом станет посылка с униформой, максимально приближенной по цвету - по счастью, в этот же момент после стирки высыхал комплект футболок местной команды «Ноттс-Каунти».

Так родились знаменитые черно-белые полосы, навсегда закрепившие ассоциативную привязку с Ювентусом и послужившие причиной братания клубов, ранее даже не встречавшихся.

Ноттс Каунти в сезоне 1909/10

1905 год стал ключевой вехой в истории клуба. За год до этого в команды пришли первые инвесторы - братья Марсан из Швейцарии, которые арендовали в индивидуальном порядке специально для Ювентуса стадион Умберто первого, закупив для него скамейки полностью за свой счет. Также они оплатили для клуба путешествие к ним на родину в Лозанну, чтобы там местной публике продемонстрировать результат своих вложений. В чемпионате Италии Ювентус проиграл в финале Генуе 1:0, расстроив своих новых хозяев. Это и привело к кардинальным переменам. Президентом Ювентуса назначили на собственное усмотрение владельца текстильной фабрики в Швейцарии Альфредо Дика. Он, в свою очередь, привез в команду иностранцев из Швейцарии, Шотландии и Англии, заодно пристроив в Ювентус своего сына. Также Дик купил для клуба новый офис на улице Донати 1, обозначив всю серьезность своих намерений по развитию вверенного ему детища.

До 1905 года за Юве успели поиграть рабочие, каменщики, уборщики, врачи, и даже военнослужащие. Однако страсть и яркость еще не были присущи команде серьезных мужчин из мира суровой реальности обеспечения и заработка. Футбол воспринимался как средство заполнить время, выпустить пар и удовлетворить потребность в азартных состязаниях. И случилось занимательное событие, которое должно было произойти именно в Италии - в Ювентус пришел начинающий художник Доменико Дуранте в 1901 году в возрасте 22 лет. Доменико был из очень богатой семьи и как большинство представителей элиты сильно увлекался живописью. Его увлечение настолько сильно переросло в страсть, что родители отдали юношу в Туринскую академию изящных искусств.

Обладатели Скудетто 1905 года

Разумеется в академии Доменико приобрел множество друзей, которые стали часто брать его с собой на футбольные матчи местных студенческих команд, прививая любовь к новой итальянской забаве. Дуранте действительно очень сильно увлекся футболом и начал посещать местную команду Джиннастику, напрашиваясь в состав на регулярные игры. Взрывной и неудержимый характер Доменико сходу влюблял в себя окружающих, которые не могли устоять перед его напором и харизмой. Разумеется, Доменико брали на матчи, но ставили только на ворота, поскольку талант художника не был сравним с его никудышными умениями обращения с мячом. Однако реакция была отменной, поэтому в качестве защитника ворот Доменико преуспевал.

Альфредо Дик был вездесущ благодаря заработанным связям, поэтому он неизбежно прознал об этом интереснейшем парне, который постоянно ругается на судей прямо с линии ворот и любит привлекать к себе побольше внимания. Из Джиннастики его забрали в Ювентус в 1901 году, команде определенно не хватало подобной страсти на поле.

В этом же году Дуранте закончил академию и начал завоевывать популярность в качестве художника. Его дебют состоялся в 1902 году, после первого сезона в Ювентусе - две работы Дуранте были представлены в Турине на международной выставке декоративного искусства. Его современники отмечали консерватизм и приверженность стандартам эпохи Ренессанса в картинах Доменико, в то время как живопись уже вовсю мчалось в сторону футуризма. Но Дуранте было откровенно плевать на моду, он категорически отвергал все новые течения, вроде увлечения общества кубизмом и оставался верен себе. Главной специализацией Дуранте всегда оставались натюрморты и портреты в классическом и спокойном воплощении. Чаще всего художник любил рисовать женщин и детей. Так в 1904 году его работа Поэт в уединении даже взяла главный приз на выставке в городе поэтов и художников Флоренции. И все же помимо масла и красок второй страстью Доменико оставался Ювентус, который не отнимал много времени, но позволял продемонстрировать Италии все богатство внутреннего мира молодого туринца.

Доменико Дуранте

Дуранте явно выделялся на поле - его массивные и пышные усы были видны издали, а неуемная энергия вынуждала из раза в раз в конфликтных ситуациях громко провозглашать характерную итальянскую фразу: «Взываю к народу, немедленно!». Он стал кошмаром для судей и главным развлечением для зрителей.

Между таймами, как настоящий маргинал и повеса, Доменико любил прикладываться к шампанскому для восстановления сил и энергии, ему приносили потрясающий по красоте фужер, после чего он пил за здоровье каждого своего товарища. Алкоголь лишь раззадоривал Дуранте, и на второй тайм судьи постоянно просили излишне импозантного вратаря держать себя в руках и не ругаться так громко.

В 1905 году Ювентус наконец сумел победить в Чемпионате Италии и взять свое первое Скудетто. Разумеется, на воротах во всех четырех матчах стоял Доменико, пропустивший всего три гола. Этот титул стал довольно внезапным для Италии, ожидавшей очередной победы Дженоа, но Дуранте был просто обязан войти в историю.

Матч против Дженоа в 1903 г.

И тут произошел раскол. В 1906 году Альфредо Дик, в ярости от двух последовавших за победой неудач, размышлял о переезде за границу и формировании там новой структуры старого Ювентуса. Единственное, что его останавливало - просьбы болельщиков и отказ от переезда со стороны остальных членов правления. Не выдержав постоянной ругани в руководстве, Альфредо ушел из Ювентуса, не позабыв проклянуть его публично напоследок. Команда осталась без своего главного финансового ресурса и почти без каких либо средств к существованию. Вдобавок к этому оказалось, что Дик остался в Турине и создал новую городскую команду с нуля - Торино, куда забрал половину игроков Ювентуса и почти всех служащих своего завода.

Оставшись без денег Ювентус потерял права на стадион Умберто первого и вновь попросил пускать их на старенький Д’Арми. В команде опять играли идейные студенты и просто любители футбола. В чемпионате дела пошли хуже некуда, где Ювентус на фоне других команд выглядел чуть ли не слабейшим звеном. Кризис продолжался до 1913 года, пока в руководство не приехал адвокат Джузеппе Хесс, бывший игрок клуба. Будучи крайне раздосадованным нынешним положением дел, Хесс полностью уволил весь административный персонал, распустил правление, и начал собирать клуб по крупицам с нуля. В основном он привлекал к управлению своих коллег или просто обязанных ему клиентов, мотивированных во что бы то ни стало угодить Джузеппе. Также была пересмотрена политика подбора сотрудников по старой дружбе, по рекомендациям знакомых или вообще собственных родственников. Квалификация отныне - на первом месте. Все это принесло плоды и Ювентус сразу занял четвертое место в чемпионате, что после всех сложностей и угрозы банкротства выглядело невероятной удачей. Но наступила Первая Мировая война.

Состав, мобилизованный в итальянскую армию в период Первой Мировой Войны

Игроков Ювентуса также призвали на службу, а чемпионат не был завершен. Вернуть футбол в страну получилось лишь в 1919 году, начав с небольших региональных турниров. Новым президентом клуба стал Коррадо Коррадини. Будучи по совместительству поэтом, Коррадо написал для своей команды их первый гимн, просуществовавший до конца 1960-х годов. На результаты, к сожалению, он не смог повлиять - Ювентус продолжал демонстрировать ужасные результаты в лиге. Пока в Италии доминировал клуб Про Верчеллли, Ювентус не сильно уважали и не считали сильным коллективом.

Так продолжалось до 1923 года, пока президентом клуба не стал Эдуардо из клана Аньелли, владеющих концерном FIAT...

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Антонио Конте и роковое празднование. Легенду Италии и Ювентуса ненавидят в его родном городе

А что если... Ровно 5 лет назад судья Оливер убил надежды фанатов Ювентуса на великий камбэк

Ювентус просто привыкли наказывать? Как в Италии вновь имитируют борьбу с расизмом

Илио Мариани доказал всем, что Ювентус - это вкусно. История шеф-повара, кормившего туринцев 36 лет

Человек, увековечивший Ювентус. Клубный фотограф Сальваторе Джильо отдал 40 лет жизни команде Аньелли

Новый Буффон? Маттиа Перин стал символом пагубной привычки болельщиков навешивать ностальгические ярлыки

Источники:

Монография Херби Сайкса «Сто лет итальянской футбольной династии Ювентуса».

Монография биографа семейства Канфари

Материал приготовлен для сайта forzajuve.ru