«Спартак» на Дону
Бесплатные семечки и эмоциональный взрыв Олега Долматова, тихий Дон и победные традиции Валерия Карпина, удушающая жара и телевизионные премудрости Ростова. Блог «Футбольного клуба» хвастается поездкой на юг России, в город, где победил «Спартак».
Начинается все «замечательно». Вместо пяти утра, просыпаюсь только в 6:45. Вылет ранний, так что по ходу дела устанавливается два рекорда скорости – по сбору сумки (что характерно, не забыто ни одной важной вещи) и на маршруте Фрунзенская – Домодедово. В аэропорту пересекаются фанаты «Спартака» и «Динамо», которые через полчаса летят на свой матч в Пермь. Вот, думаю, как раз окончательно и проснусь...
В курилке болелы отпускают в адрес друг друга едкие шуточки, но пикировка не получает развития – все слишком долго ждали возобновления чемпионата, чтобы тратить эмоции на споры. На том и расходятся каждый по своим самолетам. «Наши» спартачи ведут себя довольно спокойно – слегка подтрунивают над стюардессами и громко аплодируют при посадке.
В Ростове нас сразу обволакивает духота: + 29 в 11 утра. Становится понятно, что жара будет лейтмотивом всей поездки. Гостиница находится напротив аэропорта, идти до нее не больше трех минут. В фойе нас уже ждет продюсер «НТВ-Плюс» Роман Белов, который приехал чуть раньше на поезде. - Ну что, Полеш, пойдем на совещание команд?
Идем. Вообще, дело это рутинное, много времени занять не должно. Зато есть возможность посмотреть на стадион, осмотреться в городе да и просто понять что к чему. Организация такой трансляции в регионах для нас штука новая, надо самому разобраться во всех тонкостях. Наша логистика в Ростове-на-Дону очень компактна: путь на стадион «Олимп-2» занимает 10 минут. Совещание проходит в пресс-центре стадиона и мы сразу понимаем, что пришли не зря.
Обычно совещание длится около 10 минут – представители команд решают, в какой форме кто играет, пару слов говорит судья, быстренько решаются телевизионные вопросы и все расходятся. Тут выходит по-другому. На совещании присутствуют представители спартаковских фан-движений, милиции, охраны стадиона. К приезжим болельщикам особое внимание. В день игры их в городе было, по подсчетам милиции Ростова, около двух с половиной тысяч. Билетов выделено, как и полагается квотой, всего 1524. При этом прошла информация, что в Москве подделали билеты и они будут в ходу. Милиционеры сразу создают почву для конфликта: «Считать будем по головам, на отведенный сектор больше не пройдет», – предупреждает милицеский чин. «Вы не имеете права!» – отвечают взволнованные спартачи. «Разберемся», – настаивает милиция.
Далее – более частные моменты. «А можно ли в палатки рядом с нашими секторами завезти побольше воды?» – выступают активные хозяева с просьбой. «Ну а сколько вам конкретно нужно? Я же не знаю, насколько у вас там народ (пауза, поиск нужного слова) пьющий?»... Смех в зале, вопрос остается не решенным.
Со стадиона отправляемся в город. На осмотр достопримечательностей еще есть несколько часов. Наш режиссер Виталий Ганюшкин предлагает в Парк Горького, к памятнику Ленина: «Это самый центр. Там вся движуха. Заодно антураж подснимем». Я против. Мне лично памятников Ленину и в Москве хватает за глаза. В одиночестве отправляюсь к Кафедральному собору и заодно на Дон посмотреть. В центральной части города становится понятно – Ростов это не только Шолохов. Улицу в его честь, конечно, назвали, но памятники и музеи на каждом углу не стоят. Хватает достопримечательностей. И Дон действительно тихий.
На оживленном перекрестке стоит табло, на котором показывается время и температура воздуха. 16:56. + 42. И тут же как насмешкой звучит обрывок чужого разговора: - Свет, надо все доделать, пока жара не началась... Не верю своим ушам и беспардонно вмешиваюсь: - Простите, а сейчас – это что? - Ой, да это еще прохладно... Мда. Вот оно, настоящее лето... Выливаю на голову очередную бутылку воды – и рву на стадион. Пора работать.
У ПТС сталкиваюсь с нашей ростовской коллегой Татьяной. Она работает на матчах «Ростова», а тут приехали мы и, выходит, оставили ее без привычного дела. На лице то ли обида, то ли радость, что можно посмотреть футбол, не отвлекаясь на всякие мелочи вроде интервью в перерыве и после игры.
На территорию стадиона зрителей пускают беспрепятственно, милиция встречает болельщиков только перед секторами. За 2 часа до игры привозят десятки коробок с семечками. Их раздают бесплатно всем желающим. Ограничений нет – бери столько, сколько сможешь унести. Продукт среди москвичей пользуется не меньшей популярностью, чем у местных.
Спартаковские болельщики на трибунах разбросаны по всему стадиону. Те, кто приехал в Ростов без билетов, легко купили их перед игрой. На Южную трибуну, где обычно располагаются фанаты «Ростова», билет стоил 1000 рублей. В итоге хозяйские болельщики оказались загнаны в угол на трибуне за воротами.
Матч в Москве комментирует Тимур Журавель, и мы постоянно общаемся. Мне видно поведение тренеров, их реакции. Общаемся по телефону. Это иногда создает всякие неприятности. В одном ухе у меня связь с ПТС – режиссер «ведет» по трансляции, а в другом гарнитура от телефона.
Самое интересное, когда говорят оба «уха». Все это накладывается на естественный интершум, мозг начинает кипеть. Такая схема работы для нас уже привычна – за полсезона она отработана на матчах в Москве, в Раменском, в Химках и в Санкт-Петербурге. Теперь вот слово и понятие «продакшн» докатилось и до Ростова.
Позиция на поле очень удобная – до каждой из скамеек метра три. Сначала радостно потираю руки. Но действительность не так хороша: на стадионе стоит страшный шум, а трибуны так близко, что расслышать тренеров не представляется возможным. Указания игрокам, которые выходят на замены, или подсказки футболистам на поле приходится читать по губам или переводить с языка жестов.
Гол «Спартака» никак не влияет на поведение Валерия Карпина. Он так же на ногах, так же сминает пустые пластиковые бутылки и так же негодует, особенно когда Алекс не забивает из выгодной ситуации. Олег Долматов чуть более сдержан, но и он в концовке встречи срывается. На поле не оказывается мяча, и в возникшей заминке Олег Васильевич вскакивает со своего места и обрушивается со страшным голосом на мальчика: «Ты почему мячи не подаешь??!!» Смотрю на реакцию коллеги Татьяны – она удивлена не меньше и говорит, что такое видит впервые.
После игры спартаковских фанатов еще какое-то время держат на трибуне, выпуская небольшими группами. Для тех москвичей, которые должны были уехать этим же вечером, были подготовлены автобусы и они смогли сразу выйти со стадиона до окончания матча. Иначе могли бы опоздать на поезд. Вообще, странная ситуация – билеты в Москву взяты на 23:15, но как уйти с матча своей команды?
Хотя многие и остались. В среду «Спартак» играет в Краснодаре кубковый матч, а это всего в паре сотен километров от Ростова, так что большая часть москвичей остается на левом берегу Дона. А нам в другую сторону. Не без зависти отправляемся в гостиницу. Утром самолет, и теплое, но все-таки не такое жаркое московское лето.
Мяса было правда много, что то наши с белетами лоханулись...
ЗЫ: спасибо московской группе, за то, что не на долго приняли в свою «семью»)
ЗЫ: респект спартаковским болельщикам, пусть наши учатся. а то - только семечки на уме.