Рим на каникулах
Город для каникул и едва не сбитый с ног Роналд Куман, молчание болельщиков и готовый общаться всю ночь Хосеп Гвардиола, разочарованный комментатор и легкость римского бытия. В блоге «Футбольного клуба» – зарисовки на околофинальные темы.
Ну и где тут финал? – спрашивали мы себя, гуляя по Риму. «Плюсовская» бригада на главном матче евросезона получилась обширной. Дэн Казанский с комментаторской миссией, Сергей Акулинин и оператор Митя Парфенов – с репортерской, Кирилл Дементьев от «Газеты», ну и я за компанию. Мы ходили по городу в надежде набрать впечатления. Они множились с каждым завитком улицы, но все были от самого Рима, но не от Рима как места проведения финала. За день до матча о Лиге чемпионов не говорило НИ-ЧЕ-ГО.
Кажется, итальянцы восприняли финал как издевку над своим футболом, который остановился на дальних подступах к кубку, а теперь, видите ли, они сюда со своим финалом. Вообще, раньше я только в рассказах слышал, что север и юг Италии – фактически две разные страны. А теперь понял, как это.
Олимпийский стадион находится на отшибе, ближайшая станция метро в пяти километрах от арены. Отправляясь на предматчевые тренировки, мы были в наивной уверенности, что на стадион нас приведут указатели. Но у метро не было ни единого упоминания «Олимпико». А прохожие путались в показаниях. Кто направлял влево, кто вправо, а кто-то вообще пожимал плечами.
В итоге мы вычислили нужный трамвай, который переваливаясь, словно нехотя, докатил нас до какого-то парка. Если бы в парке не объявились сомнительные личности, предлагающие билет, мы бы никогда не догадались, что где-то рядом стадион.
Это и есть южная Италия. Вальяжная, с ленцой, все делающая неторопливо и немного спустя рукава. Пробираясь сквозь спекулянтов, мы с Деном Казанским вспомнили чемпионат Европы, где добраться до объекта можно было и с закрытыми глазами. Здесь любой шаг – это квест. Найди дорогу, найди стадион, найди финал.
Немного поворчав, мы решили, что от итальянского колорита стоит получать удовольствие, а не злиться. Ведь нам, русским, свойственны примерно те же черты. Поэтому мы постановили: над неурядицами будем смеяться.
Как только решение было принято, Казанский покатился со смеху. С моста, ведущего к стадиону, открывался самый красноречивый для наших выводов вид. На отмели Тибра сидел рыбак и перед ним валялся бесхозный круг с символикой Лиги чемпионов. Как он туда попал – мы не выяснили, но это был первый опознавательный знак финала. Вот теперь нам стало понятно: «Барса» – МЮ играют здесь.
Финал Лиги – событие, присутствие на котором наполняет ощущением причастности к чему-то очень-очень большому. В эти два часа на планете Земля не будет ничего важнее футбольного матча. На тренировках накануне игры – словно час пик в метро. Только вокруг не спешащие на работу сограждане, а сплошные звезды.
Задеваешь плечом мужчину. «Сорри...». Оп, а это Тедди Шэрингем... Аккуратнее, Роналд Куман. Да, и не сбейте с ног Христо Стоичкова. Последние двое долго болтают с Хосепом Гвардиолой. Тренер даже пропускает часть разминки. Наверное, вспоминали финал 92-го года.
Рим преображается в день матча. Да и то не потому, что римляне опомнились. Просто в город прибыли болельщики. Каталонцы смотрятся здесь очень органично. Вообще своими улочками Рим похож на Барселону. Да она и ближе. Скорее всего, с этим связано то, что болел «Барсы» гораздо больше. Да и шумнее они. Со своим ««Барса», «Барса», Бааарсаааа!»» они были слышны повсюду.
Помня про неторопливый и маленький трамвай от метро до стадиона, мы выдвинулись заранее. Но уже за три часа до матча на остановке была давка. График движения этих трамваев в связи с финалом никто уплотнять не намеривался. Мы снова посмеялись.
Но дальше было испытание, в котором итальянское отношение к жизни должно было сыграть за нас. Кирюха Дементьев собирался пройти на матч про аккредитации Кости Генича. А аккредитация мало того, что именная, так еще и с фоткой.
Мы заготовили объяснение, если в Гениче не узнают Генича, но девушка на входе в пресс-зону и не думала всматриваться не просто в фотку, а и в саму аккредитацию. Наоборот, она еще нас подгоняла: давайте-давайте, проходите быстрее. Надо было с собой аккредитацию на чемпионат России захватить – уверен, и по ней бы пустили.
Понятно, что от финала всегда ждешь чего-то особенного. И когда уже на первых минутах Криштиану запустил свой фирменный штрафной – кто же знал, что этот момент так и останется самым опасным у ворот «Барсы»
Взявшись за мяч, «Барселона» сделала с соперником примерно то, что в финале Евро Испания сделала с Германией. На фоне ТАКОЙ игры в пас, любая команда начинает выглядеть сборищем дровосеков. Дэн Казанский, для которого это был первый комментаторский финал, снимая наушники после матча, разочарованно выдохнул: дааа... играла одна команда.
Конечно, финал с таким перевесом одной из сторон – дело редкое. Именно поэтому все мы были немного расстроены. «А манчестерские болельщики! – продолжал вздыхать Казанский, – вообще весь матч промолчали! Тоже мне!».
На пресс-конференции сэр Алекс чаще всего произносил слово «крЕдит». Это он отдавал должное «Барселоне». Любой заход на свои просчеты он начинал с комплимента сопернику. Испанцы вопросов Фергюсону почти не задавали, будто им и так все было ясно. А вот своего Пепа они не отпускали минут сорок. Но Гвардиола, кажется, был готов общаться еще столько же.
Ночной Рим можно было легко спутать с Барселоной. Будто только что «Барса» закончила свой домашний матч. Хотя в этом сезоне «Барселона» везде – как у себя дома.
Смотрите «Футбольный клуб» каждую пятницу на канале «НТВ-Плюс Футбол»
Но опять же: что, по-вашему, ОСОБЫЙ интерес? Чтобы весь город стоял на ногах и без перерыва трезвонил: «Ура, Ура! У нас финал!»? Чтобы в соборе Святого Петра вешали рекламные баннеры и продавали атрибутику? Чтобы играли на Колизее? Пожалуйста, не судите всех по одним критериям. Итальянский интерес не эквивалентен испанскому безумию.