4 мин.

Помни

Тренерская зоркость и атаки «Зенита», игровые схемы и революция в ЦСКА, раскрытые секреты и прочность «Рубина». В блоге «Футбольного клуба» рассказ о том, как тренеры становятся телеведущими. А потом – снова тренерами.

– Так «Зенит» и играет, – Валерий Непомнящий взял попавшийся под руку листок бумаги и начал рисовать расстановку команды, – схема у них даже в движении такая, что игроки образуют треугольники с равными сторонами... Вот такие...

Когда мы приглашали Валерия Кузьмича на «Плюс» вести аналитическую программу, мы убивали сразу двух зайцев: во-первых, появлялась передача с столь авторитетным героем, во-вторых, самообразование. Мы ведь рассказываем о футболе на нескольких каналах круглые сутки, а насколько глубоко мы его знаем? Профессиональный тренер с ручкой и листком бумаги явился в нашу комнату, как христианский миссионер, пришедший разъяснить основы веры.

– Поэтому атаки «Зенита» выглядят так мощно – все дело в этих треугольниках. Адресат под передачу всегда рядом, можно с закрытыми глазами пас отдавать. Как только Валерий Кузьмич начинал тренерские разъяснения, весь народ отрывался от дел и сбегался к столу будто на пиршество.

 – Ой, ну я вам все секреты открываю, – вздыхал Непомнящий, заканчивая свой рисунок.

Мне повезло вести это передачу вместе с Валерием Кузьмичом. Творческая задача – разбор тактических нюансов и прочих футбольных штучек. «Вспомнить все с Валерием Непомнящим» – честно говоря, нашего эксперта мы поставили перед фактом такого названия программы. Мы вообще на «Плюсе» привыкли к приколам. Хотелось и Валерия Кузьмича взять в свою игру.

Чемпионат мира 90-го года – первый, который я посмотрел более-менее осмысленно. Худощавый мужчина в элегантном костюме и темных очках, спокойно поднимающийся со скамейки на стадионе «Сан-Сиро», когда его Камерун забивает Аргентине... Я помню эти кадры словно матч был вчера. А сегодня тот тренер сидит напротив.

 – Мне все-таки неловко, я же тренер, а не комментатор.

Валерий Кузьмич вживался в роль телеведущего постепенно, не стесняясь делиться своими страхами. Точнее, это были не страхи, а сформулированное иными словами желание вернуться к тренерской работе. Тогда, в начале сезона я пробовал замять вопрос шутками.

 – Любой тренер работает только с одной командой, а у вас их 16. Да еще и сборная!

С Непомнящим невероятно интересно работалось. Для нас, журналистов, многие тренерские нюансы – как черная кошка в темной комнате. Когда Валерий Кузьмич брался за листок бумаги, свет в комнате зажигался.

– При атаке по правой бровке Жирков смещается вот сюда...

 – Смотри, как «Локомотив» играет на флангах...

 – Потенциал у «Рубина» большой, вот погляди за их позиционными атаками...

Это на журфаковских лекциях можно было подремать – и ничего, зачет никуда от тебя не денется. А тут я весь превращался в слух, каждое слово ведет к пониманию чего-то очень важного. Почему «Рубин» на первом месте? А с какой стати Сычев забить никак не может? А как преобразились армейцы?

Разговоров о футболе сейчас очень много. Но предметных – не так уж: чтобы приблизиться к сути вещей. Еще, кажется, в 10-м туре Валерий Кузьмич настаивал на том, что «Рубин» будет прибавлять и прибавлять. Есть, мол, у них резерв. А всю весну он твердил в наших эфирах, что игра с тремя защитниками невероятно обедняет действия ЦСКА. В силу своей природной деликатности Непомнящий говорил об этом без наездов и поучений – просто рассуждал. А сегодня, после тридцати туров, – это само собой разумеется. «Рубин», ЦСКА...

В общем, тренерский глаз у нашего эксперта – ой-ой-ой зоркий. А раз так – наверное, у «Плюса» не было шансов оставить Непомнящего в роли комментатора. Наш коллектив раздирало противоречивое чувство радости и сожаления.

– Валерий Кузьмич, поздравляю с назначением, но теперь мы вашей команде все косточки перемоем.

 – Пожалуйста, я буду только рад, – отвечал Непомнящий.

После ухода Непомнящего в «Томь» на каждую новую передачу я искал нового гостя. Оказалось, программу смотрели, поэтому лишний раз объяснять было не нужно. Владимир Леонченко, Валерий Петраков, Гаджи Гаджиев, Борис Стукалов, Станислав Черчесов... все с удовольствием соглашались посидеть в кресле аналитика. Кстати, спасибо им всем за интересное сотрудничество!

Еще недавно, если тренера просили проанализировать действия коллеги, он отмахивался: нет-нет, это неэтично, да что подумают?! Сегодня рассуждать о тренерских нюансах – интересно и даже модно. И главное, совсем не страшно. Тренеры говорят – мы узнаем больше. А значит, и понимаем лучше.

Если на будущий сезон мы сохраним затею с этой программой, есть одна идейка – по поводу постоянного эксперта... Вот бы получилось! И тогда мы все-все вспомним...