«Ребята, вы знаете, что такое ЦСКА?»
Песня Льва Лещенко про команду лейтенантов отчаянно прорывалась сквозь хруст динамиков, а микрофон фонил, борясь с голосом диктора на домашних матчах ЦСКА Игоря Плешакова. Главный и последний сбой техника в армейском ЛФК дала во время и без того короткого монолога Евгения Гинера. На словах о столетии клуба президента стало едва слышно.
– Это Гинер все купил! – донеслось с задних рядов. Заполнить неловкую паузу было, пожалуй, больше нечем.
Евгений Гинер – главный герой дня. Ранее с его слов стало известно, что титульный спонсор на красно-синих футболках впервые за несколько лет продержится дольше одного сезона, а в гонке стадионостроения Песчанка все-таки бросится в погоню. Встречей с болельщиками рабочий день Евгения Ленноровича не заканчивался.
– Я, к сожалению, не смогу быть с вами весь вечер. Надо в мэрию подъехать, вы знаете по какому вопросу.
Сергей Прядкин отложил свое вступительное слово, от волнения сказал вместо «передать микрофон» «передать трубку», но вручил-таки Гинеру серебряную медаль первому. О 10-летнем юбилее президенства Евгения Ленноровича вспомнят уже в его отсутствие.
Всегда удивляло, почему награждение команд премьер-лиги проходит на старте нового сезона: прошлый вроде как уже давно закончился, и вспоминается о нем с куда меньшим удовольствием.
– Трудно передать чувство счастья на следующее утро после наших побед, – подтверждал Дима Лысый. – Когда ты просыпаешься, идешь по улице с высоко поднятой головой и знаешь, что все тебе завидуют. Кто-то завидует белой завистью, кто-то злобно хрюкает по углам.
Тем более странно было слышать других болельщиков, вспоминавших не только победу ЦСКА на «Петровском» и 6 очков в матчах со «Спартаком», но и гол Думбия и даже «неназначенные пенальти и нелепые рикошеты».
Виктор Онопко – главный герой прошлогодней сходки. Результаты работы с Хуанде Рамосом были, пожалуй, не настолько плохими, чтобы в знак искупления целовать эмблему ЦСКА. Во время представления членов тренерского штаба Онопко охарактеризовали как «уже трижды выигравшего дерби со «Спартаком».
– Будет, чем дырку в стене закрыть, – язвили болельщики в адрес Виктора во время награждения.
Организаторы не попытались разнообразить процесс вручения медалей и какой-то бумаги: к стенду со спонсорами игроки и члены тренерского штаба подходили парами – и, более того, по алфавиту. Особенно комично в этой процессии смотрелся Георгий Щенников, который получал медаль и фотографировался последним и в одиночестве. Любопытно представить, как бы выкрутились армейцы, не окажись вместе братья Березуцкие.
Понять, что очередность у них алфавитная, игроки успели не сразу. Евгений Алдонин из-за рано начавшихся аплодисментов не услышал своей фамилии – вы уже, наверное, догадались, кому рукоплескали трибуны.
Игорь Акинфеев – главный объект обожания в армейской болельщицкой среде. Последствия от травмы Игоря в матче с ПАОКом были слишком драматичными, чтобы с него не сдували пылинки. Каждый второй заданный фанатами вопрос содержал в себе пожелания здоровья голкиперу – притом, что ходил Акинфеев вполне нормально и, кроме того, лично заверил, что получил всего лишь небольшой ушиб.
– К днюхе восстановишься? – спросил Дядя Федор, один из самых известных фанатов после Димы Лысого. Игорь кивнул.
Акинфеев в ЦСКА уже 20 лет, а вот Александр Цауня – без году неделя. Латышу вручили футболку с 19-м номером, а болельщики поприветствовали новичка.
– Ребята, а вы знаете, что такое ЦСКА? – болельщик в колпаке почему-то использовал множественное число. – Вы помните Шестернева, вы помните Астаповского? Вы знаете, куда вы пришли?
Знают ли в ЦСКА, что летом клубу исполняется 100 лет? Конечно, знают: об этом, в частности, успел обмолвиться Евгений Гинер. Но в остальном внимания предстоящему юбилею было уделено немного: перед стартом мероприятия на экране промелькнули черно-белые кадры, а из ветеранов на встречу пришли лишь Владимир Пономарев и Марьян Плахетко. Должно быть, все торжества отложены на август.
Секу Олисе – главное открытие сезона-2010. К старту плей-офф Лиги Европы либериец восстановиться не успел, но на встречу с болельщиками не прийти не мог.
– Как вы видите, на мне шарф «Красно-синий – самый сильный, черно-красный – самый классный», – продолжил Дядя Федор. – Секу! «Алиса» – это рок-группа, которая играет за ЦСКА! А теперь у нас есть Олисе, который играет в ЦСКА!
Нашлось время и для самых насущных вопросов.
– Будет ли повторение того, как обращались с фанатами ЦСКА милиционеры в Питере?
– Будет, – ответили с трибун.
Коснулись и выездов в Дагестан.
– Там сейчас Роберто Карлос, я думаю, он лично займется вопросами безопасности, – ответил Роман Бабаев.
Обидно, что и от самой важной проблемы – кто следующим будет бить пенальти – Леонид Слуцкий только отшутился.
– Мы уже скоро кастинг будем проводить и конкурс среди болельщиков. Других вариантов у меня нет.
Дима Лысый – самый харизматичный член армейского суппорта. Все время встречи Дима простоял в стороне (хотя на него все равно все обращали внимание) и держал слово последним из фанатов. Он вроде бы должен был толкнуть самую авторитетную речь, но за душу взял не ею.
– Мы вам обещаем: где бы вы ни были, на каком стадионе, в каком городе, в какой стране, вы будете слышать наше гордое: «Цэээска всегдааа будет пееервым!»
Слыша знакомый тембр, даже самый беспристрастный зритель поверит этим словам. Полтора года впереди – все может быть.
Я не хочу, чтобы фанаты ЦСКА переплюнули в отмороженности всю Европу. Я не уверен, что фанаты Сити заряжали про МЮ, например, во вчерашней встрече с Арисом.
Кроме того, мне кажется, что в русском языке мат является более грубой вещью, чем в английском. Когда моей дочке было два года, я думал - будет ей лет семь - свожу её на футбол. Теперь у меня и в мыслях нет подобного. Какой отец приведёт своего ребёнка на стадион с таким звуковым сопровождением? А ведь так осуществляется преемственность поколений. Я болею за ЦСКА, потому что мой дед болел за ЦСКА, и мы болели с ним вместе.
Так и будем проигрывать в посещаемости спартаковцам, потому что посещаемость - это в значительной степени обычные болельщики, которым неприятно слушать изливания фанатской ненависти.
сидел я на их секторе как-то на шайбе...
Подсказка: это не клуб.