Первый аскетический Internazionale
В грандиозном сборно-разборном балагане, уставленном спортивными тренажерами, очень душно. Отчетливо пахнет резиной. Тут, конечно, есть кондиционер, но просто так, только для нас гонять его никто не станет. Это тренажерный зал «Интера», действующего чемпиона Италии по футболу. А вот еще один балаган, под крышей которого скрывается искусственное поле в натуральную величину – это «клетка Альфано», названная так в честь бразильского тренера «Интера» по физической подготовке. Говорят, в клетке очень здорово заниматься в дождливую и холодную погоду, но верится в это как-то с трудом. Та же духота, запах резины да плюс к тому еще полутьма. Разумеется, и тут есть кондиционер, да и свет можно включить, но…
Мы идем по базе «Интера». И вспоминаем «Милан». Сравнение, на первый взгляд, не в пользу нынешних обладателей скудетто. То есть все необходимое для полноценного тренировочного процесса здесь, конечно, имеется. Но нет того лоска, той роскоши. Впрочем, это не бедность. Это официальная клубная философия. «Мы здесь не живем, мы здесь работаем, – объясняет бренд-менеджер «Интера» Луиджи Дзурлени, – роскошь от работы только отвлекает. А нам расслабляться некогда».
Потом, когда мы окажемся на «Сан-Сиро», общем для обоих клубов домашнем стадионе, мы еще раз сможем убедиться в том, насколько представления о необходимом и достаточном «интеристов» отличаются от «миланских». У одних в раздевалке – индивидуальные кожаные кресла, раскрашенные в клубные цвета, у других – гладкие деревянные лавки, словно в караульном помещении. «Да они и неудобные, эти кресла, – уверяет нас Маурицио Феррара, один из менеджеров «Интера», отвечающий за подготовку стадиона к домашним матчам этого клуба, – если бы игрокам «Милана» предложили пересесть с них на такие скамейки как у нас, они бы с радостью согласились. И вообще, уверяю вас, Моратти гораздо богаче Берлускони. Хотя у Моратти нет ни одного Ferrari, а у Берлускони их семнадцать. Просто наш президент не тычет всем в нос своим богатством. И нашим футболистам, даже если они получают миллионы, тоже не рекомендовано их афишировать».
Очень разные, «Интер» и «Милан» живут в одном городе. У них один на двоих музей. И даже один фан-шоп, где – такое увидишь нечасто – мирно соседствует атрибутика, произведенная двумя совершенно непримиримыми соперниками – компаниями Adidas (технический спонсор «Милана») и Nike (технический спонсор «Интера»). Наконец, как уже было сказано, у них один на двоих стадион. И эксплуатируют они его, соответственно, совместно. О том, как у них это получается, нам рассказал Маурицио Феррара. А о том, каким образом «Интер» продвигает свою марку на итальянском и мировом рынках – бренд-менеджер клуба Луиджи Дзурлени.
Маурицио Феррара
«Джузеппе Меацца», как и подавляющее большинство стадионов в Италии, принадлежит муниципалитету. Исключение составляет только стадион, на котором выступает «Реджина», – он является собственностью футбольного клуба. Если же говорить о «Сан-Сиро», то и у «Милана», и у «Интера» здесь имеется по небольшому офису, в каждом из которых работает двадцать человек, отвечающих за подготовку стадиона в дни матчей. Годовая аренда стадиона обходится «Интеру» в 14 миллионов евро. Еще 11 миллионов в год уходит на оплату света, воды и прочих коммунальных услуг. Столько же платит и «Милан». Итого, совокупные расходы на содержание стадиона обеими клубами составляют примерно 50 миллионов евро в год. В нынешнем сезоне мы смогли добиться того, чтобы эта сумма впервые в нашей истории пришла в примерное равенство с суммой доходов от эксплуатации стадиона. В первую очередь это было связано с увеличением до полутора тысячи зрителей вместимости VIP-зоны и sky boxes, билеты и сезонные абонементы куда, несмотря на достаточно высокую стоимость, пользуются повышенным спросом. До этого момента наши расходы на стадион превышали доходы примерно на 35-40 процентов. В настоящий момент оба клуба планируют совместно вложить 15 миллионов евро в реконструкцию «Сан-Сиро». Подразумевается, что после нее территория стадиона сильно расширится за счет появления на ней крупного торгового центра, что, по нашим расчетам, должно привлечь на трибуны еще большее количество болельщиков.
Еще одной статьей дохода обоих клубов являются экскурсии по «Сан-Сиро», в которые входит посещение музея «Милана» и «Интера». Билеты на нее стоят от 5 до 20 евро. Годовая выручка от проведения экскурсий составляет примерно 6 миллионов евро – сумма, которую клубы делят поровну. Доходы от продажи клубной атрибутики в расположенном на стадионе магазине по сравнению с уже перечисленными цифрами весьма несущественны. В Италии слишком много контрафактной фанатской продукции, а большинство болельщиков крайне снисходительны к пиратам и активно раскупают все, что те им не предложат.
Возможно, неплохой доход клубам могла бы приносить продажа на стадионе пива. Однако решение о том, торговать или нет слабоалкогольными напитками во время футбольных матчей принимают муниципалитеты городов, на территории которых проводятся эти матчи. Например, в Риме, на Олимпийском стадионе продажа пива во время игр разрешена. А в Милане – нет. Больше того, у нас во время игры пиво невозможно купить в радиусе 3 километров от стадиона».
Луиджи Дзурлени
«В настоящий момент управление брендом «Интер» осуществляется специально созданной внутри клуба группой Interbrand, возглавляемой сыном Массимо Моратти, который параллельно является вице-президентом всего «Интера». Под его началом сейчас работает четыре человека, однако со временем их число будет расти. В компетенции этих людей находится проведение маркетинговых исследований, призванных ответить на весьма широкий круг вопросов. Например, сколько болельщиков смотрят матчи «Интера» по телевизору не только в Италии, но и во всем мире, насколько узнаваем бренд «Интера», насколько позитивен его имидж, каким образом мы можем увеличить количество поклонников «Интера»? На этих же людях лежит организация участия «Интера» в зарубежных коммерческих турнирах и борьба с производителями контрафактной продукции с символикой клуба. Если говорить о втором аспекте, то в последнее время «Интер» продал несколько официальных лицензий на производство такого рода продукции нескольким итальянским компаниям. Два года назад нами была разработана специальная анаграмма для защиты от подделок. Все это привело к тому, что продажи официальной атрибутики «Интера» начали расти, хотя и медленно. Большие надежды в этом смысле мы возлагаем на азиатский рынок. И прежде всего на Китай.
Месяц назад в этой стране был открыт официальный фан-шоп «Интера». Буквально несколько дней спустя в продажу поступили журнал и газета, знакомящая читателей с жизнью нашего клуба. Их выпускает один из крупнейших в Китае издательских домов. Наконец, только что на портале сhina.com мы открыли официальный сайт «Интера» на китайском языке. За первые пять дней он дал нам 50 тысяч официально зарегистрированных посетителей. Теперь мы подумываем о том, чтобы аналогичным образом начать осваивать и японский рынок.
Есть у нас и планы по развитию сотрудничества с Россией. Наши специалисты могли бы помогать вам в организации работы детских футбольных школ. Наши тренеры – консультировать ваших. Наконец, мы были бы рады организовать совместную программу по подготовке футбольных менеджеров с каким-нибудь крупным российским университетом. Ваш университет к такому сотрудничеству готов? Отлично. Тогда будем считать, что предварительная договоренность между нами уже достигнута».
«Узнаваемость» даже в СМ не является «продоющей» характеристикой, до тех пор пока не связана с аттракционом.
Единсвенно, может дать преимущество, если ваш бренд первый в этом виде спорта о котором воообще узнал потребитель, а сегодня такое не реально. =((
Хорошая статья, очень интереснао!
Несколько выпускников сейчас работает в ФХР. В футболе все более закрыто, там ГУУшников сравнительно мало.