Фанаты «Боруссии» Дортмунд разочаровали основного спонсора
Интервью Ульриха Лейтерманна, директора страховой компании Signal Iduna
Ульрих Лейтерманн родился в Оффенбурге в 1959 году, после окончания учебы в качестве банковского служащего изучал деловое администрирование в Мангейме. Он получил степень в области делового администрирования, сдав экзамены в качестве налогового консультанта и аудитора. В 1997 году он начал работать в компании Dortmunder Signal Versicherungen, где возглавлял финансовый отдел в качестве члена правления. С июля 2013 года Ульрих Лейтерманн является председателем правления группы компаний Signal Iduna, Дортмунд и Гамбург, которая была основана в 1999 году. В дортмундской "Боруссии" он является членом наблюдательного совета с 2015 года, а с 2021 года - заместителем председателя правления.
Вы сами играли в футбол в юности. Как это произошло?
"Я вырос на юге Германии, в пригороде Оффенбурга. Там было не так много возможностей для молодежи. Молодежная работа предлагалась церковной организацией, и я принимал в ней активное участие. А потом был футбольный клуб, FV Weier. Я играл в нем, начиная с младшей группы "С" и заканчивая младшей группой "А". Это было не так просто: мне приходилось хитростью пробираться на спортивную площадку."
Почему?
"Мой отец был категорически против того, чтобы я играл в футбол. Он считал это пустой тратой времени. У родителей был свой бизнес, мне и двум моим братьям и сестрам приходилось помогать по субботам, печатать и раздавать листовки. Честно говоря, я никогда не смог бы заработать деньги, играя в футбол (смеется). Но это все равно было важно для меня!"
Почему именно это?
"В спорте вы учитесь командообразованию, участию в жизни общества и таким социальным навыкам, как солидарность и внимание. Это нельзя недооценивать, сегодня, возможно, даже больше, чем когда-либо."
Вы живете в Дортмунде с 1997 года. Насколько вы все еще южный немец?
"Спустя 26 лет я могу с уверенностью сказать, что моя семья здесь как дома. Когда мы переехали сюда, нас встретили с невероятной любовью и благодарностью. Мои две дочери - дети Рура. И я тоже не хочу отсюда уезжать. Не нужно спрашивать, насколько сильно город и футбольный клуб поглотили и пленили их, как в личном, так и в профессиональном плане. Мой день начинается с кофе и чтения газеты "Ruhr Nachrichten", причем спортивный раздел я всегда читаю первым."
А из вашего прекрасного офиса кажется, что до стадиона рукой подать.
"Связь с дортмундской "Боруссией" с годами стала настолько насыщенной, зрелой и неотъемлемой частью моей жизни, как личной, так и профессиональной, что я автоматически болею за каждую игру. Иногда с большим энтузиазмом и даже тогда, когда, как на выходных, скорее должна быть боль."
Вы не только возглавляете одного из крупнейших спонсоров BVB, но и являетесь заместителем председателя наблюдательного совета BVB. Первый взгляд - на цену акций или на таблицу?
"В течение недели первый взгляд всегда направлен на цену акций. Сегодня акция стоила 3,98 евро - что ж, бывали и лучшие времена. Я смотрю на таблицу в день матча, а также до, во время и после матчей BVB. И самое позднее в газете я читаю о гандболистах BVB, с которыми мы сотрудничаем, и о футболистах, которые добиваются выдающихся успехов."
Как финансовый эксперт и заместитель председателя наблюдательного совета, каким вы видите положение клуба?
"На мой взгляд, дортмундская "Боруссия" находится в крайне хорошем положении. Я бы сказал, что это самый хорошо управляемый клуб в Бундеслиге. Да и в мире, наверное, найдется немного клубов с таким прочным положением. Только посмотрите, как уверенно "Боруссия" вышла из коронакризиса. Я умею читать балансовые отчеты, вы должны мне верить. Мы потеряли более 151 миллиона евро, это огромная сумма. И при этом мы больше не пользуемся кредитными линиями."
Срочный депозитный счет, на котором раньше был остаток в 50 миллионов евро, исчерпан. А в ходе увеличения капитала акционеры внесли около 80 миллионов евро для погашения долга.
"Это можно провернуть, только если у вас есть сильная структура акционеров и чрезвычайно хорошая работа в управлении. Ханс-Йоахим Ватцке, Томас Тресс и Карстен Крамер управляют компанией со здравым смыслом и большим умением. Они занимаются самыми разными делами, очень креативны и держат клуб в поле зрения. Кроме того, есть вопросы соответствия требованиям, устойчивого развития: в компании, зарегистрированной на бирже, существуют высокие требования, что не всегда является преимуществом в футбольном бизнесе. Болельщики BVB могут гордиться своим клубом и с экономической точки зрения."
Рыночная капитализация составляет чуть менее 500 миллионов евро. Эксперты оценивают стоимость компании в три-четыре раза выше.
"Я бы не возражал, если бы цена акций снова была на уровне десяти-двенадцати евро. Но мы далеки от этого. Остается спорным, что именно сейчас влияет на цену акций. Только ли спортивный успех? Перспектива получения дивидендов? В принципе, можно спросить, должны ли футбольные клубы находиться на фондовой бирже. В этом вопросе мнения разделились. Такой статус требует высокого профессионализма, это хорошо, но есть и определенное давление формальностей. Это тоже может быть обременительно и не очень эффективно."
Тем более что рост достигает естественных пределов.
"В отличие от других компаний, BVB не может постоянно разрабатывать новые продукты. Только по этой причине клуб не может из года в год показывать все лучшие и лучшие результаты. Также нужно помнить, что много денег приходится реинвестировать в состав. Хорошие игроки стоят очень дорого. И нам приходится продавать их снова и снова, скорее позже, чем раньше, потому что мы зависим от доходов трансферов. И все же нам далеко до футбольного клуба "Бавария", который может инвестировать в свой состав в два раза больше. С экономической точки зрения, они находятся на расстоянии от BVB."
Тем не менее, мюнхенцы опережают BVB на два очка и несколько голов. А в Лиге чемпионов "Челси" также опережает их всего на один гол и не на 600 миллионов евро.
"Поэтому мы задаемся вопросом: куда идет развитие в топ-футболе? В Англии мы говорим о клубах, которых балуют иностранные спонсоры или суверенные фонды. Испанские клубы используют невероятные горы долгов. Мы не хотим всего этого здесь! Я твердо стою за правило 50+1. Но это означает, что, наоборот, до полуфинала Лиги чемпионов доходят только в исключительных случаях. Даже "Баварии" приходится нелегко. А с теми суммами трансферов, которые сейчас есть, я должен сказать, что для меня это уже не имеет ничего общего со спортом. Это современное наемничество. Такие суммы для нас недостижимы, и, если можно так выразиться, это еще и тошнотворно! Для меня такое развитие событий доводит игру до абсурда. А этот "финансовый фэйр-плей", если честно, не более чем посмешище. Мы должны играть в свою игру в Дортмунде.
Что делает BVB особенным, так это огромная идентификация в городе, страстные болельщики, постоянно заполняемый Signal Iduna Park с 81 365 зрителями, Южная трибуна...
В то же время, клуб должен, по крайней мере, рассмотреть все другие, даже непопулярные, источники дохода. Мы не можем хотеть футбол в рамках условий 20 или 30-летней давности и в то же время играть в Лиге чемпионов. Это не сочетается. Это должно быть ясно всем, и болельщикам в том числе. Мы должны принять экономические аспекты современного футбола. Это также означает возможность допуска инвесторов в Бундеслигу и удовлетворение их интересов. Если вы не хотите всего этого, вы не можете ожидать здесь Лиги чемпионов. Вы должны объединить стремления и реальность. В профессиональном футболе мы в значительной степени говорим об экономическом аспекте."
Как найти баланс между коммерческими потребностями и связью с низовым звеном, ради чего и существует эта ассоциация?
"Я думаю, что у нас здесь довольно хороший баланс. BVB должен наилучшим образом продвигать свои активы, будь то футболка или права на название "Сигнал Идуна Парк". Без инвесторов и спонсоров это уже не работает. Они могут глубже залезть в свои карманы, если клуб повысит свою рыночную стоимость. И это касается, например, международного маркетинга. В мире существует ровно два клуба из Германии, которые хорошо известны: "Бавария" и мы. Когда я говорю, что я из Дортмунда, когда путешествую, люди сразу же отвечают "BVB". Ни у кого больше нет такой харизмы, виден статус и уровень признания клуба. Боруссийцы и баварцы постоянно ездят за границу и привозят деньги. Другие клубы, которыми почти никто не интересуется, протягивают руку. Когда дело доходит до распределения доходов, нужно критически спросить, кто и какие усилия прилагает."
Сигнал Идуна находится на стороне BVB уже 49 лет, и еще как минимум восемь лет по контракту. Почему обязательства перед дортмундской "Боруссией" имеют для вас ценность?
"Исторически сложилось так, что это связано, прежде всего, с местоположением. Как крупнейший частный работодатель, мы имеем много сотрудников-боруссийцев. С точки зрения ценностей, клуб и наша компания очень похожи. Мы выступаем за упорный труд, за готовность бороться, и мы можем перерасти себя, если за нами стоят болельщики или наши преданные сотрудники."
Можете ли вы выразиться более конкретно?
"Честность людей, дружелюбие и преданность в делах - вот что делает Рурскую область и BVB особенными. Это то, что я утверждаю и для своей компании. Сигнал Идуна и BVB связывают давние отношения."
Футбол здесь, в Дортмунде, очень эмоционален. Страхование - это, простите, довольно скучный бизнес.
"Да, это правда. Но когда я прихожу в Signal Iduna Park с гостями, которые вообще не имеют никакого отношения к футболу, они после этого вспыхивают. Мы используем этот эмоциональный заряд футбола в своих целях, так сказать. Я всегда говорю: никогда не слышал, чтобы кто-то повесил свой страховой полис в гараже, ходил мимо него каждый день и поглаживал его. Связь с "Боруссией" - это вопрос сердца. Как и футбол, она открывает для нас многие двери."
Вы взяли на себя права на именование в 2005 году, в трудное время. Я подозреваю, что вас пришлось много убеждать.
"Ханс-Йоахим Ватцке однажды сказал, что без "Сигнал Идуна" BVB не существовал бы сегодня. Я не могу судить, насколько это верно. Но инвестиции такого масштаба должны не только соответствовать компании и каким-то образом окупаться. Она также должна быть правильной с точки зрения содержания. В свое время мы приняли сознательное решение сделать это."
Что вы имеете в виду?
"Конечно, были спорные дискуссии, например, о том, стоит ли окрашивать пилоны на "Сигнал Идуна Парк" в синий цвет. Но произошло обратное: Мы обошлись без наших корпоративных цветов в логотипе стадиона. Мы хотели проявить внимание к культуре болельщиков и согласились с тем, что и на логотипе "Сигнал Идуна Парк" мы будем изображены в черно-желтой гамме, а не в сине-белой. Так что тогда мы не только помогли финансово, но и перепрыгнули через собственную голову. Это потом быстро забывается. Для меня это говорит о взаимном уважении и признательности. Год назад мы во второй раз продлили контракт на право именования в долгосрочной перспективе. Это показывает нашу долгосрочную заинтересованность."
Можете ли вы связать увеличение количества контрактов и спонсорство?
"Мы также должны активизировать спонсорство и постоянно спрашивать: "Что мы можем сделать вместе с "Боруссией", чтобы создать ценность? В конце концов, я должен обосновать выплаты клуба нашим членам совета директоров. В Германии футбол присутствует повсюду в экстремальной форме. Однако это невозможно подсчитать в евро и центах. И понятно, что не все наши клиенты являются ярыми фанатами BVB."
Что вы скажете критикам?
"На страховые компании спонсорство не влияет. Все проходит через совместную холдинговую компанию. Так что наши клиенты не обременены этим."
Если вы тратите почти 100 миллионов евро с 2022 по 2031 год, вы должны подкрепить это цифрами. Охватом, успехами продаж, маркетингом.
"Чтобы прояснить вопрос о 100 миллионах евро: мы ниже этой суммы."
Совсем немного или сколько именно?
"Скажем так, это очень солидные суммы. Мы достигли значительно более высокого уровня узнаваемости благодаря "Сигнал Идуна Парк". Это можно измерить. Мы ассоциируемся на национальном и международном уровне с этим футбольным стадионом, с тем, что это один из самых больших и атмосферных стадионов во всем мире."
Все ли знают, кто или что стоит за "Сигнал Идуна"?
"Сейчас уже знают. Молодое поколение уже даже не знает старого названия. Поэтому для нас важно, чтобы "Сигнал Идуна Парк" и в будущем назывался "Сигнал Идуна Парк". Вначале до 2031 года, а потом, если мне будет угодно, и после, потому что нет никакого смысла в том, чтобы постоянно менять название стадиона."
Какие мысли приходят вам в голову, когда на южной трибуне огромными буквами написано: "Навсегда Вестфаленштадион"?
"Честно говоря, мне становится больно. Это больно, особенно когда знаешь историю. Этот футбольный стадион 17 лет назывался "Сигнал Идуна Парк". Тогда это очень помогло клубу. Я считаю перфоманс на Южной трибуне непомерно креативным и очень впечатляющим, но этот баннер был не очень высоко оценен. Для меня это неприемлемо, учитывая, как сильно мы поддерживали этот клуб в течение долгого времени, а также поддерживали его, когда другие не хотели дать ни цента."
Неужели нельзя хоть раз улыбнуться этому?
"Нельзя недооценивать медийное воздействие такого перфоманса. Это даже показали в новостях, что для нас было настоящей неприятностью. Это сизифов труд, который мы выполняем уже 17 лет, и на игре против берлинского "Униона" произошел серьезный сбой, потому что это представление снова создает образы в сознании людей. Тогда мы проявили внимание к болельщикам, я упомянул цветовую гамму, и у меня есть надежда, что сейчас болельщики также проявят внимание к нам, поддерживающим клуб."
Это яркий пример того, о чем мы говорили. Традиции и суть бренда дортмундской "Боруссии", с одной стороны, и экономические соображения - с другой.
"Я могу только обратиться к болельщикам - и я знаю, что это не вся Южная трибуна - с просьбой принять условия, которые у нас есть". Сигнал Идуна Парк будет называться Сигнал Идуна Парк как минимум до 2031 года. Я бы хотел увидеть уважительный подход, учитывающий интересы обеих сторон. Футбол уже не работает так, как 50 лет назад."
Вы могли бы вернуть "Вестфаленштадион" болельщикам на один день и отпраздновать небольшой пиар-переворот.
"Это именно то, чего мы не собираемся делать ни при каких обстоятельствах. Болельщики воспользовались этим шансом, этот день использован."
Через год вам придется оплачивать рекламу чемпионата Европы.
"По-моему, это наглость! Кем себя возомнили УЕФА и ФИФА? Я знаю, что у них есть свои контракты. Но они не проявляют никакого внимания. Нам придется убрать свое имя и прикрыть его. По крайней мере, Signal Iduna Park будет называться "BVB Stadion Dortmund", а название клуба останется. В конце концов, это компромисс."
Разве футбол - это не ужас для страховой компании? Неприятности могут происходить постоянно.
"Слава Богу, наш бизнес можно просчитать по-другому. Но при всех моделях риска, которые мы создаем, есть и непредсказуемые вещи, как, например, катастрофа с наводнением в долине реки Ар. Это событие происходит раз в 200 лет. Но в футболе такие выбросы случаются гораздо чаще (смеется). Футбол неисчислим и эмоционален, и мне это очень нравится. Нам нравится быть с ним связанными, хотя наша бизнес-модель, к счастью, не подвержена таким колебаниям."
Есть ли у вас какие-либо планы на 27 мая?
"Я предполагаю, что мы будем праздновать там титул чемпиона Германии. Мы должны начать серию и, наконец, максимально использовать слабые стороны "Баварии"."
Кто будет больше рад возможному чемпионству: член наблюдательного совета Ульрих Ляйтерманн или босс "Сигнал Идуна" Ульрих Ляйтерманн?
"О, они очень согласны с Ульрихом Лейтерманном, частным лицом, который хотел бы снова испытать эту радость, этот энтузиазм. Я от всего сердца желаю этого BVB и всем его болельщикам."
Перевод от Südtribune