Ник Дэвидсон. «Пираты, панки и политика». Глава 1: Пираты, панки и политика. Мифы о «Санкт-Паули»
Посторонние, заглядывающие посмотреть. Краткая история района Санкт-Паули
Millerntor Roar! Бундеслига вернула болельщиков на «Миллернтор»
Помня прошлое, защищая будущее + Благодарности и Библиография
Изначально рабочим названием книги было «Пираты, панки и проститутки». Идея заключалась в том, чтобы с помощью такого заглавия можно было привлечь внимание средств массовой информации, выделиться на полке спортивного раздела “Waterstones” [прим.британская розничная сеть по продаже книг], а также же заинтересовать любителей острых ощущений, рыщущих по “Amazon”. Была надежда, что такая мера поможет распространить еще больше книг что позволит собрать достаточно денег для “Fanladen” в «Санкт-Паули» (независимой организации болельщиков, которая неустанно помогает им в запуске социальных проектов и поддерживает связи с местным сообществом). Нужно сказать, что такое броское название книги - это отражение того, как обычно изображают клуб в английской прессе (а порой и в немецких СМИ). В конце концов, даже несмотря на то, что имидж клуба в средствах массовой информации всегда будет неразрывно связан с районом красных фонарей Репербан и проституцией, я почувствовал, что политика сыграла гораздо более важную роль в определении идентичности клуба и его болельщиков.
На просторах интернета можно найти множество англоязычных ссылок с информацией о «Санкт-Паули», однако разыскать именно подробные и достоверные сведения зачастую бывает непросто. Если вбить в google-поиск запрос ФК «Санкт-Паули», то одной из первых ссылок, с которой вы столкнетесь после официального сайта клуба и статьи в Википедии, будет репортаж CNN с красноречивым названием : “Панки, проститутки и «Санкт-Паули»: Внутри самого крутого футбольного клуба”. Одно это название дает нам понимание характера материала, посвященного “Пиратам Лиги”.
В целом сама по себе статья авторства CNN довольно хороша. В ней собрано воедино все то, что необходимо для поддержания захватывающего мифа о «Санкт-Паули». Есть ссылка на флаг с черепом и скрещенными костями, или “Totenkopf”, который зачастую логично связывают с морским прошлым Гамбурга, но на самом деле более корректно ассоциировать этот обязательный знак отличия с движением сквоттеров [прим. сквоттинг - акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (сквоттерами), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами] в середине 1980-х годов в одноименном районе. Кроме этого присутствует упоминание о улице Репербан. Это всемирно известное место с кварталом красных фонарей, который находится всего в двух шагах от стадиона «Миллернтор». Также в статье шла речь о пребывании в городе группы “The Beatles”, которое оставило большой след не только в истории Гамбурга, но и отразилось на имидже футбольного клуба. Начиная с “Ливерпульской четверки”, памятник которой можно найти на Битлз-Плац, и закачивания последующими поколениями панков, сквоттеров и анархистов конца 1980-ых годов, все они это навсегда изменили клуб, привнеся на стадион левый идеализм, бунтарство, а также создав яркую атмосферу.
Принципиальный соперник по городу «Гамбург» также удостоился отдельного упоминания. Атмосфера, царившая на стадионе «Миллернтор» в конце 1980-х, резко контрастировала с тем, что было на «Фолькспаркштадион», HSV и на большинстве других футбольных стадионов Германии. В статье также говорится о довольно прогрессивной позиции «Санкт-Паули» по вопросам борьбы с расизмом, фашизмом и гомофобией в футболе в то время, когда другие еще не были достаточно смелыми, чтобы встать и заявить об этом во всеуслышание.
Как и в ряде других статей о «Санкт-Паули», в материале CNN также упоминается о том, что в штате руководства клуба присутствует “открытый” гей в лице Корни Литтманна — председателя правления клуба. Однако точнее будет сказать, что он был. Литтман ушел в отставку вскоре после того, как клуб добился перехода в высшую лигу в мае 2010 года. В множестве других газетных или журнальных статьях утверждается, еще больше приукрашивая миф о «Санкт-Паули», что Литтман якобы трансвестит.
Корни Литтманн, родившийся в 1952 году в Мюнстере, является предпринимателем, бизнесменом и работником индустрии развлечений, владельцем театров группы “Schmidt” в районе Санкт-Паули. Он был председателем собственного местного футбольного клуба в течение восьми лет с 2002 по 2010 год. Заявления о том, что Литтман «открытый» гей имеют под собой больше оснований, чем те, что утверждают, что он трансвестит. Считается, что недоразумение, связанное с ориентацией Литтмана, возникло из-за того, что в своей роли театрального импресарио он время от времени выходил на сцену в женском наряде. Это несоответствие между фактом и легендой является частью растущего мифа СМИ вокруг «Санкт-Паули». Конечно, не имело бы ни малейшего значения, если бы Литтманн и в самом деле был трансвеститом. В конце концов, клуб и его болельщики гордятся своей инклюзивностью и они точно не хотели бы видеть дискриминацию людей по такому признаку. Безусловно, если бы это было так, то данный факт сделал бы историю более захватывающей, вероятно, именно поэтому так много журналистов культивируют её. Как мы увидим по ходу этой книги, Корни Литтманн был противоречивой фигурой среди многих поклонников, но это не имело абсолютно никакого отношения к его ориентации или тому, как он должен был выглядеть.
Однажды в 6:45 утра я встречался с Корни Литтманном. Я оказался на одной железнодорожной платформе в Ахене вместе с ним. Он выглядел таким же усталым и эмоционально опустошенным, как и все мы, кто был свидетелем вчерашней выездной победы над «Алеманией» со счетом 5:0. Победа была омрачена серьезной травмой болельщика «Санкт-Паули» на стадионе. Он был одет в ту же белую выездную футболку, что и я, но предпочел компенсировать это пиджаком и джинсами, но это так, к слову. Ничего из ряда вон выходящего в его обличии не было.
Конечно, миф о «Санкт-Паули» укрепляется с каждой новой статьей. Вот короткая выдержка из материала, появившегося в еженедельном британском журнале для мальчиков “Nuts”: «Панки, хиппи, байкеры, фрики, анархисты, недоучки, а также преимущественно сутенеры и трансвеститы — основная аудитория этой немецкой команды, расположенной на окраине гамбургского района красных фонарей Репербан». Теперь достаточно регулярно оказываться на двух из трех трибунах внутри стадиона «Миллернтор», я не сомневаюсь, что вы довольно легко заметите панков, и некоторые из них, или же анархисты, помогают заметить себя, размахивая большими флагами с изображенной на них соответствующей символикой. И все же при этом среди них трудно идентифицировать сутенеров или трансвеститов, которые, как преподносят в мифах СМИ, составляют основную аудиторию клуба. Однако, как и во многих домыслах, в этом тоже есть доля правды. Как я описывал во вступительной главе, хотя многие из поклонников на «Миллернторе» являются постоянными футбольными болельщиками (и, конечно, есть место для широких дебатов о том, кто является «обычным» футбольным болельщиком), трибуны «Санкт-Паули» сильно отличаются по составу от любого футбольного поля в Великобритании и за такими исключениями как: «Бабельсберг», «Боруссия Берлин» в Германии, «Кадис» в Испании, «Сампдория» и «Ливорно» в Италии. А в целом да, очень сильно отличаются от остальной Европы.
Ведущий британский журнал для мальчиков “Loaded” опубликовал аналогичную статью в январе 2008 года под названием: «Не обращайте внимания на Баллака, вот "Санкт-Паули"...». Там он также прошелся по основному контенгету, посещающиму матчи гамбургского клуба, но вместо сутенеров и проституток обнаружил, что в большей степени это «скины, панки напиваются на трибунах». Парни из “Loaded” изготовили флаг с надписью «Loaded любит "Санкт-Паули"», который они с гордостью демонстрировали на трибуне Зюйдкурве во время своего пребывания в Гамбурге. Было бы интересно посмотреть, что произошло бы, если бы они решили раздавать экземпляры своего журнала, страницы которого переполнены фотографиями скудно одетых женщин, учитывая, что этот участок трибун был занят группой болельщиков, которые страстно выступают против сексизма и уничижительного изображения женщин. Только на один уик-энд “Loaded”, возможно, действительно полюбили «Санкт-Паули», но вряд ли это чувство было бы взаимным.
И вот основная причина, которая, на мой взгляд, лежит в основе написания данной книги. Помимо тех британских болельщиков, чьи связи с «Санкт-Паули» уходят корнями в десятилетия, установленные семейными традициями, общими друзьями или временем, проведенным в Гамбурге, большинство из нас (включая меня) наткнулись на «Санкт-Паули» через одну из подобных статей. И, как следствие, было бы невежливо и немного заносчиво полностью отвергать их как непродуманное мифотворчество. В конце концов, именно наличие необычного и другого, но чего-то, согласующегося с нашей левой политической точкой зрения и нашим желанием смотреть футбол среди страстных единоверцев, заставило нас копать дальше. Без этой первой статьи в журнале “FourFourTwo” в 2006 году я, возможно, никогда бы не открыл для себя «Санкт-Паули». Без этого я бы никогда не узнал, что просмотр футбола может быть таким разным, таким близким к тому, каким я всегда хотел его видеть, когда был молод и злился на то, как обращались с обычными болельщиками на футбольных матчах. Еще в конце 1980-х, когда я увлеченно читал фэнзины [прим. любительское малотиражное периодическое или непериодическое издание. Издания выпускаются в молодежной среде, а также любителями музыки и фантастики], надеясь, что они изменят мир (или, по крайней мере, футбол), в одном квартале Гамбурга происходил реальный прогресс — происходили реальные перемены. В Англии мы проиграли нашу битву — не правительству тори и их нелепой системой выдачи фанатских удостоверений, а неудержимому коммерческому гиганту, которым была Английская Премьер-лига. К тому времени, когда я нашел эту статью в “FourFourTwo”, я почти разочаровался в английском футболе, но после небольшого интернет-исследования и поездки в Германию, моя вера в игру была на пути к восстановлению.
Итак, хотя шаблонные статьи и уже надоевшие разговоры об имидже «Санкт-Паули», как правило, немного раздражают более преданных болельщиков, они представляют собой миф, на который мы все в первую очередь и купились. Совершенно справедливо существует вполне реальное и довольно продолжительное беспокойство по поводу того, что данные материалы принижают значение «Санкт-Паули», превращая «Миллернтор» в незначительное забавное дополнение к Репербану для множества мальчишников, которые часто обрушиваются на город. К счастью у них не всегда получается заполучить вожделенные билеты на трибуну.
В одной поездке я стал свидетелем группы английских парней, наряженных в пиратские костюмы (они явно логично предположили, что череп и скрещенные кости = пираты). На стадион они пришли занять свои места на шикарных (и очень дорогих) сиденьях, а также показать свой внешний вид. В это время я, благодаря “Fanladen”, смог занять свое место на стоячей трибуне даже ниже чем они. Но, по всей вероятности, эти парни никогда не вернутся на «Миллернтор», и в каком-то смысле это достаточно справедливо; мы все разные, не каждый готов совершать путешествие в почти 1300 километров, чтобы на постоянной основе смотреть футбольный матч. Однако для других, таких как они, подобный журнал или статья в Интернете — это начало чего-то особенного — возможность снова влюбиться в футбол. Начало совершенно новой эры просмотра матчей среди единомышленников, болельщиков, которых идеалы волнуют не меньше, чем результаты. Болельщики, которые не хотят, чтобы модели разгуливали в бикини, рекламируя тату, или которые возражают против продажи названия их стадиона тому, кто предложит самую высокую цену.
Для некоторых открытие «Санкт-Паули» подобно глотку свежего воздуха. Истории о председателе-трансвестите, стадионе, полном панков и анархистов, и фанатской базе, состоящей в основном из левых, были теми крючками, которые нас и зацепили. Что я также надеюсь сделать в этой книге, так это добавить некоторые детали и контекст к этим историям, заполнить некоторые пробелы и, возможно, попутно развеять несколько мифов.
Причина, по которой я выбрал статью CNN об этом клубе в качестве отправной точки в начале этой главы, заключается в том, что в ней автор копнул немного глубже. Джеймс Монтегю, ответственный за нее журналист, признал, что клуб далекий от того, чтобы жить в идеалистическом вакууме, столкнулся с новыми вызовами, появившимися из-за ползучей коммерциализацией в профессиональном спорте. Он понял, что клуб тянут в разные стороны. Деньги правят не только в Английской Премьер-лиге. Даже в Германии со строгим правилом «50+1», которое не позволяет немецким клубам попадать в руки таких влиятельных личностей, как Роман Абрамович или шейх Мансур бен Заид ибн Султан Аль Нахайян, деньги все еще говорят сами за себя. Это значит, что такие крупные клубы, как мюнхенская «Бавария», или те, кого финансируют крупные организации, такие как «Вольфсбург» или «Хоффенхайм», могут позволить себе платить гораздо более высокую заработную плату, чем такие, как «Санкт-Паули». Монтегю нашел время, чтобы взять интервью у менеджера «Санкт-Паули» Хольгера Станиславского, который был прекрасно осведомлен о проблемах, с которыми столкнулся клуб и с которыми он продолжает сталкиваться: «Некоторым болельщикам это не нравится, мерчандайзинг и т.д., они хотят, чтобы мы играли в третьей лиге, — сказал он CNN. — Но если вы хотите играть в Бундеслиге, вы должны пойти этим путем, вы должны построить новый стадион. У нас есть €50 млн. на этот сезон, у всех остальных — €80 млн. Но и "Санкт-Паули" тоже должен остаться собой. И этот баланс, пожалуй, самое сложное».
Это самая большая проблема, стоящая сегодня перед клубом. Выход в Бундеслигу в начале сезона 2010/11 был невероятным достижением — особенно в год столетия клуба — но он также привнес с собой реальные проблемы. Сможет ли клуб сохранить свой статус в высшем дивизионе, не поступаясь ценностями, которыми так дорожат многие его болельщики? Те же самые ценности, которые определяют «Санкт-Паули» для внешнего мира? Это остается палкой о двух концах.
В начале этой главы я упоминал, что англоязычных источников о клубе относительно мало. Есть, однако, пара заметных исключений. Во-первых, мы в большом долгу перед Крисом Сандерсоном, который защитил свою превосходную магистерскую диссертацию под названием «Nie wieder Faschismus, Nie wieder Krieg, Nie wieder 3. Liga!». Социальная история Санкт-Паули, 1986-1991 [с нем. — «Никакого больше фашизма, никакого больше войны, никакого больше 3-го дивизиона!»]. Это поистине замечательная работа, которую я использовал в качестве постоянной точки отсчета на протяжении всего написания этой книги. Статья Рене Мартенса «Здесь, чтобы остаться с "Санкт-Паули"», опубликованная в книге «Хулиганские войны: Причины и следствия футбольного насилия» [Hooligan Wars: Causes And Effects Of Football Violence] под редакцией Марка Перримана — еще одна отличная англоязычная статья о клубе. Кроме того, в Интернете спрятано много крупиц информации о «Санкт-Паули», но я также ссылался на множество книг и статей о клубе, написанных на немецком языке, во время пространных бесед с другими болельщиками и официальными лицами, опираясь на их коллективный опыт поддержки клуба или работы в нем.
Я надеюсь, что в оставшейся части этой книги я смогу добавить немного больше деталей к «мифам "Санкт-Паули"» и предоставить наполовину приличный рассказ о клубе и его значении, который выходит немного дальше обычных пиратов, панков и проституток. Я решил совместить исторический рассказ о превращении клуба в «Культ» с моим личным опытом боления за «Санкт-Паули». Я сделал это, потому что чувствовал, что «личная» точка зрения английского болельщика, влюбившегося в клуб, была бы более интересным чтением, чем прямолинейный исторический пересказ. В начале книги личное и историческое более отчетливо различимы, но к заключительным главам я обнаружил, что на самом деле был эмоционально вовлечен в некоторые события, определившие будущее направление клуба, и, как следствие, границы между личным и фактическим описаниями начинают стираться. Я также надеюсь, что это всего лишь первая книга о клубе на английском языке. Есть и другие болельщики, которые поддерживают «Санкт-Паули» гораздо дольше, чем я, и мне, например, было бы интересно услышать их истории.
Автор перевода: Антон Перепелкин
Редактор: Лия Болквадзе
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер
про нынешнего президента клуба вы все верно осведомлены.)