Фильм «Тетрис» — история игры, придуманной в Советском союзе
31 марта на экраны вышел «Тетрис» с Тэроном Эджертоном и Никитой Ефремов. И напомнил всем удивительную историю игры, придуманной в Советском союзе и покорившей весь мир.
Трудно себе представить, что легендарный «Тетрис» появился в стенах советского предприятия под непроизносимым названием «Электроноргтехника». Его автор — программист Алексей Пажитнов. Но чтобы в эту игру сыграли не только советские инженеры, нужен был тот, кто покажет эту игру миру. Им стал Хенк Роджерс — американский предприниматель нидерландского происхождения. Именно он — главный герой фильма «Тетрис», вышедшего на стриминговой платформе Apple TV.
Роджерс впервые увидел «Тетрис» на выставке электроники Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в 1988 году. С этого и начинается фильм, и история, которая сама по себе похожа на прохождение уровней в какой-то игре.
«Я четыре раза подходил к автомату с «Тетрисом», и в конце концов понял, что эта именна та игра, которую я хочу увезти в Японию», — признался Роджерс Guardian. Сам он жил в Японию вместе с семьей, и на выставке подыскивал игры, которые могли бы быть успешными в стране восходящего солнца.
Но чтобы заполучить игру, пришлось отправиться в Советский союз — закрытую страну, в то время, когда Холодная война еще не кончилась. «Люди спрашивают — каким нужно было быть наивным, чтобы решиться на такую авантюру? Отвечу так: 20% наивности, а еще 80% — решительности».
Вокруг того, как Роджерс (его играет Тэрон Эджертон) пытается договориться с советским правительство, и строится сюжет фильма. Режиссер Джон С. Бэрд не скрывает, что добавил много деталей для драматичности. Но он не менял главного — Роджерсу действительно предстояло убедить руководство советского предприятия Elorg (оно же Электроноргтехника), чтобы те продали права на «Тетрис» именно ему. И кроме этого, опередить конкурентов — Роберта Штайна из Andromeda Sofware и британского медиамагната Роберта Максвелла.
Как разворачивалась борьба за права на «Тетрис»
Первоначально, Роберт Штайн, владелец компании Andromeda Software, вроде бы получил права на выпуск компьютерной версии игры. Штайн продал версию «Тетриса» для ПК компании Spectrum HoloByte, которая сделала ее невероятно успешной и начала расширять ее через сублицензирование. Но внезапно выяснилось, что от советской стороны никто Штайну никаких прав не передавал. Несмотря на это, он заверил Spectrum HoloByte (ее материнская компания — Mirrorsoft, принадлежала британскому медиа-магнату Роберту Максвеллу.
Тут-то советскому руководству в лице компании Elorg об этом рассказывает Хенк Роджерс, который очень хотел выпустить игру для новинки Nintendo того времени — приставки Game Boy. Глядя на главного героя этого фильма, нетрудно догадаться, что Роджерс в этом деле в конечном счете преуспел. Хотя пришлось непросто.
Роджерс сумел очаровать Алексея Пажитного, советского программиста и создателя «Тетриса». Уже в 1991 году, Пажитнов уехал в США, а в 96-м вместе с Хэнком Роджерсом основал компанию The Tetris Company, которая наконец-то позволила ему получать роялти от своей игры.
Триллер на максималках
Роджерс и Пажитнов вместе со режиссером фильма работали над сценарием, чтобы придать картине аутентичность. Но это не документальный фильм, поэтому погони, драки и арест проворовавшегося чекиста в финале — художественный вымысел.
Съемки эпизодов Москвы второй половины 80-х проходили в шотландских Абердине и Глазго. Вспоминая же реальную Москву в то время, Роджерс признается: «Было не по себе. Никто мне не улыбался. Я пытался очаровывать людей, как делал это повсюду. Везде это работало. Но не в СССР».
Но Пажитному Роджерс понравился. «У него был очень понятный английский, — говорит Алексей. — А еще он был первым коллегой, с которым я мог обсудить работу. Понимаете, в СССР же не было геймдизайнеров. Поэтому, в первый раз я смог обменяться идеями с кем-то. В итоге, мы довольно быстро стали друзьями».
В фильме СССР представлен как место, переполненной агентами, подслушивающие всех подряд, особенно иностранцев. И Пажитнов, и Роджерс признаются — это было преувеличением, но все-таки все важные разговоры проводили на открытом воздухе, в парке.
Красивая сюжетная линия связана с советской молодежью, которая жаждет свободы. В эпизоде, когда Пажитнов приглашает Роджерса в подпольный клуб, все присутствующие знают слова песни Final Countdown группы Europe, а русский программист замечает: «Кажется, мы с вами не такие разные. У правильных идей нет границ».
А Роджерс и Пажитнов и по сей день владеют правами на «Тетрис» — одну из самых популярных игр всех времен. «Если сравнивать с песнями, то «Тетрис» — это как Happy Birthday to You. Все остальные песни приходят и уходят, а ее продолжают петь. Не думаю, что «Тетрис» кто-нибудь забудет. Несмотря на то, что у конкурентов было достаточно времени придумать что-нибудь настолько же легендарное, никому этого до сих пор не удалось».