Фильм «Air» про контракт Майкла Джордана с Nike: чем хороша режиссерская работа Бена Аффлека
5 апреля состоялась мировая премьера фильма «Air» режиссера Бена Аффлека. Фильм рассказывает историю Сонни Ваккаро (Мэтт Деймон), маркетингового директора Nike, в то время только третьей компании по производству кроссовок, которая уступала Converse и Adidas. В фильме Ваккаро пытается заключить сделку с новичком сезона-1984 Майклом Джорданом. Авторитетное американское издание Variety уже успело назвать фильм вероятным претендентом на «Оскар» в следующем году.
Зрители всегда любили истории аутсайдеров, у которых получилось. Центральный герой фильма — Ваккаро, которому и пришла в голову идея заключить контракт с Джорданом, на тот момент лишь подающим надежды. Да, Его Воздушество был ярким игроком на уровне студентов, мы знаем большое число молодых звезд, которые потухли на взрослом уровне. Тем не менее, Ваккаро проявляет настойчивость, пытаясь добиться расположения не только самого Майкла, но и его мамы Делорис Джордан.
Ее роль сыграла Виола Дэвис, которую рекомендовал для съемки сам Майкл Джордан. Аффлек много общался с Майклом, чтобы сделать эту картину аутентичной, и тот настоятельно рекомендовал на роль своей матери Дэвис (отвечая на вопрос Джимми Фэллона, предлагал ли Джордан на роль своей матери Дэвис, Дэймон ответил: «Слово «предлагал» тут не очень подходит. Не думаю, что Майкл кому-то что-то «предлагает»). Поэтому заполучить Дэвис для создателей фильма было крайне необходимо — без этого рассчитывать на благосклонность Майкла не приходилось. И этого того стоило — кинокритики уже прочат Дэвис победу на «Оскаре» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Бен Аффлек, кроме режиссерской работы, играет в фильме сооснователя и главу Nike Фила Найта. Найт, который носит куртку-бомбер, яркие очки и розовый спортивный костюм, в перерывах между работой играет в боулинг, и не прекращает спорить с Ваккаро. Но при этом они отлично дополняют друг друга, и совместная работа приносит результат. Пусть и по характеру герои сильно отличаются друг от друга, между ними точно есть химия. Может, эффекта получилось добиться, потому что в жизни Аффлек и Деймон — друзья и партнеры по кинобизнесу, учредившие свою студию.
Отдельный талант Аффлека — у него получилось снять картину, в сюжете которой, прямо скажем, сложно найти элементы честолюбия. Но он этот мотив в действиях, прежде всего, Ваккаро, нашел и продемонстрировал. Понятно, что все герои картины хотят заработать побольше денег. Тем не менее, если бы у Ваккаро не было практически детской веры в талант Джордана, ни фильма, ни, очевидно, самой истории просто бы не случилось.
Что касается Джордана, то его в фильме нет от слова совсем. Иногда мелькает его тень, а о репликах не может быть и речи. Такое решение создателей — намеренное, и зритель все сильнее убеждается в этом по мере того, как фокус истории смещается в сторону Ваккаро. Зрителю заготовлена роль исследователя героя и его черт характера: настойчивости, мужества и любви к игре. А о самом Джордане в эти почти что два часа можно забыть.
Ведь этот фильм — не о сделке, сделавшей Джордана миллионером, а Nike — ведущим игроком на рынке, не о кроссовках, которые стали символом баскетбола и желанным товаром для каждого. Эта картина — о благородных мотивах, которые движут иногда даже самых, казалось бы, бессердечных торговцев.