Человек, увековечивший «Ювентус». Клубный фотограф Сальваторе Джильо отдал 40 лет жизни команде Аньелли
Ключевые отметки в истории «Ювентуса» принято делать с сезона-1974/75. Именно тогда команда переросла статус итальянского гранда и превратилась в международную величину. Болельщики помнят приход таких личностей, как Джованни Трапаттони, Мишель Платини, Умберто Аньелли и Гаэтано Ширеа в качестве главных творцов репутации большого клуба. Но в 1976 году произошло еще одно назначение, ставшее без преувеличения легендарным в рамках одной компании и одного клуба – в структуре «Юве» начал работать никому неизвестный фотограф Джильо.
Его объектив запечатлел приходы Баджо и Дель Пьеро, последнюю встречу Бониперти и Аньелли, игру юного Буффона в его первой туринской футболке, ныне почившего Луку Виалли с последним для команды кубком Лиги Чемпионов, объятия Аньелли со своим юным внуком и будущим владельцем клуба Джоном Элканном – именно Сальваторе сохранял для фанатов историю клуба на фото и создавал с нуля архив клубного музея, каким мы можем его видеть сегодня. В ноябре Сальваторе исполнилось 76 лет и сложно себе представить, насколько тесной может быть связь одного человека и его работы спустя столько времени. И сколько всего этот человек может нам рассказать.
Теперь нужно заглянуть в телеграм-канал, чтобы подписаться, и затем мы продолжим:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Виллар-Пероза: сила «Ювентуса» и мощь его истории заключена в этом месте
Для каждого нового футболиста «Ювентуса» проводятся два обязательных ритуала – посещение клубного музея с его трофеями и экскурсия на вилле Аньелли в Виллар-Пероза. И если трофеи «Юве» должны показать историческую ценность команды и въедливый дух побед, которым здесь дышат даже стены, то вилла Аньелли призвана обозначить сущность связи могущественного клана с самым сокровенным для них активом.
Виллар-Пероза – это небольшая коммуна в регионе Пьемонт с самым живописным видом всего Севера Италии. Здесь каждым летом проводится ежегодный традиционный матч между основной командой «Ювентуса» и молодежью, после чего представители руководящей верхушки держат речь и напутственным словом отправляют игроков в путешествие за очередным трофеем. Именно здесь каждый футболист клуба проникается истинной историей «Ювентуса» и по-настоящему осознает вес своей футболки.
Антонио Кабрини с большим удовольствием вспоминает свой первый день в Виллар-Пероза:
«Президент Бониперти вызвал меня в офис для подписания контракта сразу после Бонинсеньи и перед Капуццо, он предпочитал встречаться с нами строго в алфавитном порядке. Уже с порога он попросил меня сесть, показал на фотографию Турина и спросил, знаю ли я, что это. Разумеется, я подтвердил – это Турин. Бониперти меня предупредил, что если мы не займем первого места – мне придется искать в этом городе, где прятаться, потому что для «Ювентуса» существует лишь победа, второе место – трагедия. Пока я думал над сказанным, перед моим носом уже лежал контракт и ручка. Джампьеро сказал: « Мальчик, подпись здесь», после чего я под огромным впечатлением вышел из его кабинета».
Каждый год в Виллар-Пероза рождается новый «Ювентус», и никто не может заранее предсказать, каким он окажется следующим летом. Алессандро Дель Пьеро именно здесь впервые услышал о том, что его внешний вид совершенно не подходит для представления столь великого клуба и если еще хоть раз он приедет сюда без рубашки и не в галстуке, стороны поспешат попрощаться. Омар Сивори откровенно скучал здесь и постоянно пытался сбежать с летних сборов, но Ренато Чезарини, поймав нерадивого аргентинца при попытке выпрыгнуть из окна, ограничился одной фразой: «Если нужен свободный вечер – просто попроси меня, но никогда не смей позорить эту футболку подобными выходками, особенно здесь».
Столько историй, впечатлений и людей прошло через это место, что вновь прибывшая молодежь всегда получает невероятный прилив эмоций, понимая, что как этим ступеням ходили Ширеа и Кабрини такими же юными и напуганными ребятами, и какая карьера затем их ожидала. Но не только футболисты проходили через обязательный ритуал. Молодой фотограф по имени Сальваторе в 1976 году посетил Виллар-Пероза на правах нового штатного сотрудника и здесь ему предстояло запечатлеть на снимках главных творцов того «Ювентуса», каким мы его знаем теперь.
Вместе с ним на виллу прибыл Джанни Аньелли на вертолете, поскольку в этот день планировалась традиционная встреча основной команды и Примаверы. Аньелли столь сильно дорожил этим мероприятием, что даже в своем завещании строго наказал о необходимости проводить его во что бы то ни стало каждый год до тех пор, пока в правлении остается хотя бы один представитель семьи.
Тогда день традиционного матча выглядел несколько иначе – это было открытое мероприятие, на территории виллы гуляли фанаты, игроки запросто могли сидеть и перекидываться с ними в карты, могли курить не скрываясь, везде виднелись палатки приезжих туристов, а итоговая игра заканчивалась большой вечеринкой для всех присутствующих. Именно Сальваторе Джильо в 2002 году сфотографировал Джанни Аньелли в Виллар-Пероза последний раз, на встрече с Джампьеро Бониперти. Через полгода Адвокат скончался, а Бониперти наотрез отказывался приезжать на виллу, где больше не было его коллеги и друга.
Сальваторе Джильо обязан этому месту самим фактом своего назначения на должность штатного фотографа. За два года до вышеозначенного приезда для заключения контракта, Сальваторе прибыл в окрестности с оборудованием только для того, чтобы поснимать футболистов. У него был собственный маленький магазинчик в Орбассано с довольно неплохим доходом, поэтому фотография рассматривалась исключительно как хобби. Джильо увидел разминающегося Пьетро Анастази и попросил попозировать для фото. Тот улыбнулся и встал в позу – щелчок и готово. Через несколько лет этот снимок стал призом для победившей команды на ежегодном матче в Виллар-Пероза и долгие месяцы висел в раздевалке на всеобщем обозрении как напоминание о победах и поражениях.
Молодого фотографа Анастази попросил подойти к присутствовавшему рядом в тени деревьев менеджеру и показать сделанные фотографии. Так Джильо нашел свое призвание на следующие сорок лет.
Четыре «Ювентуса» Джильо
Неспроста Джильо стремился в Виллар-Пероза – «Ювентус» был его тайной страстью с самого детства. Почему тайной? Сальваторе был с Сицилии и его отец Джузеппе яростно ненавидел Север, Аньелли, и «Ювентус» в частности. Тем комичнее выглядит тот факт, что Джузеппе в итоге переехал в Турин на заработки и перевез спустя несколько лет туда всю свою семью. Тем не менее, еще в Палермо маленький Сальваторе заболел «Ювентусом» и постоянно писал папе просьбы привезти ему черно-белую футболку, после чего получал знатный нагоняй вместо этой самой футболки.
Первой игрой, которую удалось застать вживую, был матч на Стадио Коммунале в Турине, где «Ювентус» принимал родной для семьи Джильо «Палермо». Джузеппе прикрепил логотип «Палермо» на свою рубашку и на футболку сына, но Сальваторе все время прикрывал его рукой. Матч закончился поражением «Юве» со счетом 2:4. На обратном пути со стадиона, Сальваторе был тих и безутешен, в то время, как его отец на радостях сперва даже не обращал на это внимания. Увидев слезы сына, Джузеппе поинтересовался причиной столь грустного настроения, на что Сальваторе ответил: «Я – сын «Ювентуса»». Вечером дома предстоял тяжелый разговор с ремнем и углом.
После того, как Джильо назначили клубным фотографом, его отец на протяжении нескольких недель наотрез отказывался разговаривать с сыном. Тем не менее, даже он, по собственному признанию, гордился успехами Сальваторе и собирал из журналов его снимки для собственного альбома. Когда после смерти отца в возрасте 63-х лет Джильо увидел в руках матери этот альбом – слезы было не остановить.
По словам Сальваторе Джильо, за время своей работы он застал четыре «Ювентуса».
Первым можно назвать «Юве», рожденный в эпоху Джанни Аньелли и Джампьеро Бониперти, которые создали атмосферу настоящей семьи в клубе и благодаря которым каждый сотрудник всегда ощущал себя ее частью. В этот промежуток были вытканы первые серьезные победы на международном уровне, а мир благодаря снимкам Джильо узнал о потрясающих голах Сивори, увидел знаменитое празднование Платини, который еще не знал об отмененном голе, навсегда сохранил объятия Ширеа и Паоло Росси после очередного Скудетто.
Второй «Ювентус» был отмечен рождением знаменитой Триады в руководстве и созданной руками Лучано Моджи команды, которая могла посоперничать по силе и значимости с братией Трапаттони. Лига Чемпионов в 1996 году, триумф Джанлуки Виалли, овации в сторону Марчелло Липпи – таким был второй «Ювентус» Джильо, который полюбило не одно поколение болельщиков, по сей день живущих в черно-белых футболках.
Здесь примечательна история знакомства Джильо с будущим символом клуба Алессандро Дель Пьеро, которую Сальваторе всегда с удовольствием рассказывает:
«Дель Пьеро? Мой сын. Я помню его первый день в «Ювентусе». За день до его приезда в Турин я прочитал в газете Tuttosport, что он придет к нам на медицинский осмотр. Он был никем, просто взяли какого-то ребенка из «Падовы» в команду «Примаверы». Я пошел к нему после того, как кладовщик выдал ему мяч и форму. Мы вышли на поле, чтобы сделать снимки. Я видел, что он был немного взволнован, поэтому сказал ему: «Алессандро, не волнуйся, это всего лишь фотография». Он ответил, что взволнован, потому что в его спальне висит моя знаменитая фотография Платини, лежащего на земле после отмены его супергола в Межконтинентальном кубке, а под ней написано «Фото Джильо». Алессандро сказал мне: «Я знаю, кто вы, и будучи ребенком, я мечтал, что однажды вы меня сфотографировали в футболке «Ювентуса». За день до его отъезда в Австралию, куда Алекс поехал на излете карьеры, он позвонил мне: «Тото, приезжай ко мне в офис на проспект Маркони, надо сделать парочку фотографий». Он попросил меня сделать такие же фотографии, как в его первый день в «Юве». Он видел мое волнение, ведь это были последние его кадры в городе, в котором он стал иконой итальянского футбола. Он заметил это и сказал мне: «Не волнуйся, Тото, это всего лишь фотография!»
Третий «Ювентус» стал самым быстротечным в этой истории, но в то же время самым горестным и памятным – команда времен Серии Б.
Сложно представить, каково было футболистам и руководству в этот период пережить на ментальном уровне переход от недавних чемпионов к участникам второго по силе дивизиона Италии. Но каково было Сальваторе – это отдельная история. В подобном контексте он увидел уникальную возможность продемонстрировать истинное смирение и проявление чемпионского характере в доселе невиданных обстоятельствах, когда от конкретных людей зависит будущее их клуба. Семь самураев «Ювентуса», подвиг Дидье Дешама и прощание с целой плеядой звездой остались запечатлены камерой Джильо, и затем эти снимки навсегда перекочевали в музей для демонстрации будущим футболистам истинного бессмертия.
Четвертым и пока последним для Джильо «Ювентусом» стало детище Андреа Аньелли и Беппе Маротты, которые написали новую и самую невероятную главу в истории клуба.
Девять Скудетто подряд, возрождение из пепла подобно фениксу, новый стадион и множество успешных проектов, все это проходило на глазах Сальваторе под прицелом его объектива. Он застал шестилетнего Андреа во время его первого в жизни посещения Виллар-Пероза для званного ужина с основной командой, и как во время десерта мальчик решил пошутить, и попросил принести ему вместо десерта Паоло Росси, которого он с радостью скушает. Этот же Андреа будет стоять во главе масштабной, пусть и провалившейся, футбольной революции с идеей Суперлиги, этот Андреа ознаменует получение клубом эпохальной третьей звезды по каждой на 10 титулов, и этот Андреа горестно попрощается с любимым клубом на фоне судебных скандалов в 2022 году.
За пределами Италии очень мало фанатов знают о Сальваторе Джильо, не видели его воочию и даже не представляют, что за все эти годы именно он отвечал за большинство эпохальных кадров «Ювентуса». Но его снимки знают все, эти кадры стояли в рамках, печатались в книгах и журналах, а также украшали обложки газет – такова участь фотографа, который всегда остается за пределами объектива.
В этой статье были использованы исключительно его фотоснимки, поэтому уверен, что болельщики видели их не раз, и возможно у многих эти фотографии были даже в распечатанном виде, как, к примеру, у меня. От лица всего фанатского сообщества я бы хотел выразить огромную благодарность Сальваторе за то, что он пронес сквозь эти сорок лет память о Ювентусе бережно и с любовью, и благодаря нему болельщики помнят клуб именно таким, каким он и был – великим, прекрасным, самобытным.
А мне,читая и вспоминая(когда уже мог вспоминать в силу возраста) команды "Ювентуса" вспоминается не великолепный Дель Пьеро или Зидан.
Анджело ди Ливио,человек с ростом в 173 см и сердцем большим по объему, нежели Вселенная.
Уникальный игрок.
Преданность проявленная им в составе Фиорентины не сравнится ни с чем.
Из Серии С2 и назад в Серию А...
Di Angelo di Livio ce n’è uno solo!
По Ди Ливио - полностью согласен, глыба. Достойнейшее решение помочь в спасении фиалок, признаюсь, что искренне полагал, что Анджело близок к концу карьеры и не ищет серьезный вызовов, но он меня знатно удивил.
Мне очень жаль, что так вышло, но атмосфера в чате ввиду сильно участившейся ругани с выяснением отношений стала чрезмерно напряженной... В канале не банил, лишь ограничил пока возможность оставлять комментарии во избежание будущих провокаций. Очень надеюсь на понимание.
Очень Вам благодарен, надеюсь и содержание оставит приятное впечатление)