9 мин.

БиЗработные

За Кубком Гагарина весь сезон шли тренеры, которые его еще не выигрывали. А последний обладатель с лета прошлого года живет в Швейцарии. PROспорт начал выяснять, 
что делает Быков во Фрибурге, и внезапно 
выяснил, что тренирует.

Был май 2011 года. Солнечное утро. В здание на Лужнецкой набережной в Москве зашел Игорь Кужелев и заспешил по ступенькам на этаж, где квартирует Федерация хоккея России. Если отключить вам интернет, вы ни за что не догадаетесь, кто это и что ему там понадобилось. Кужелев — президент Федерации хоккея Ростовской области, и он был одним из 15 человек, имевших право голоса по теме «быть ли Вячеславу Быкову тренером сборной России». Вместе с Кужелевым на этом исполкоме голосовали такие актуальные хоккейные персонажи, как Геннадий Дегтев и Владимир Асеев. А еще Леонид Михно. И Александр Евстрахин. Нет, правда, когда вы листаете список членов исполкома ФХР, у вас возникает один вопрос: зачем там столько фамилий, если из всего списка реальной властью в хоккее обладают двое — президент КХЛ Александр Медведев и президент ФХР Владислав Третьяк?

Прошло два часа. Исполком торжественно низложил Быкова и Захаркина со счетом 15:0. Третьяк просвистел мимо с фразой: «Меня тут нет, я уже еду в правительство докладывать». Фетисов рассказывал, что подсудимые не отбивались: «Они спокойно выслушали, сказали спасибо и ушли», — казалось, он был этим удивлен. А Александр Якушев подошел к Захаркину и пожал ему руку. Как-то так вышло, правда, что перед этим подпись Якушева появилась под призывом к ФХР и клубам КХЛ не предлагать работы «этому, с позволения сказать, специалисту» Захаркину, так как тот не подходит «морально, этически, патриотически и по принципам, предъявляемым к порядочности работника». Короче, все было очень художественно.

Теперь надо бы сказать, к чему это вспомнилось: в мае 2011 года Быков с Захаркиным виделись последний раз.

Без скуки

4 марта 2012 года Вячеслав Быков ехал в Берн из Фрибурга. Дорога всего 30 км, управился за полчаса. Проголосовал. После того исполкома голосования преследуют его. За последние полгода у него их было сразу три: два российских и одно в швейцарский парламент — не заскучать. Я забыл уточнить, голосовал ли он в ноябре 2009-го на швейцарском референдуме по вопросу строительства минаретов, но, думается, вряд ли: у «Салавата Юлаева» тогда были игры с Новосибирском и Новокузнецком. И если так, то минареты в Швейцарии запретили строить без учета мнения Быкова.

За те же полгода Быков дал больше 20 интервью, но о нем говорили несоизмеримо больше. Достаточно сказать, что представителям семи клубов («Динамо» Мн, «Барыс», ЦСКА, «Трактор», «Салават Юлаев», «Атлант», «Магнитка») приходилось объяснять, почему Быкова с Захаркиным у них не будет, а один клуб («Авангард») признал, что тандем был в списке кандидатов. В 20 интервью у Быкова без конца спрашивали мнение по поводу чьей-то игры, но забывали спросить, что он, собственно, делает.

— Ремонт у меня дома, — говорит Быков. — Еще в том году затеяли, надо заканчивать уже. Лучше, конечно, когда все делают профессионалы, но если что-то могу сам — делаю. Столярные дела для меня — это без проблем. Ремонт — это первое. Второе: фирмы приглашают, провожу у них семинары.

— Бизнес-тренинги?

— Да. Были семинары в банковской сфере, были в фармацевтической компании. Спорт — это модель жизни. Рассказываю на тренингах какие-то полезные мотивирующие вещи, привожу примеры. Для меня это не ново, в общем. Еще в Москве к нам с Игорем Захаркиным обращались люди из менеджмента Сколково, мы проводили там семинары.

— У вас в начале нулевых назревал бизнес по экспорту российских ягод и грибов в Швейцарию. Сейчас он есть?

— Нет-нет, уже все. Только планировали. Я близко подошел к этому, но нужно заниматься чем-то одним, чтобы не страдало качество. Я это понял, еще когда играл в хоккей и у меня был другой бизнес — спортивный магазин.

— По льду скучаете?

— Это нельзя назвать «соскучился» — я же и не отходил от работы. Я всегда в теме. Я смотрю хоккей по ТВ, хожу на матчи «Фрибурга». Тренирую детишек в местной команде. Помогаю товарищам, с которыми играл и которые сейчас тренируют. Это исключительно по желанию. Обычно я просто еду туда после обеда и работаю с теми, у кого в это время занятие.

— Вы так говорите, как будто это каждый день.

— В последнее время довольно часто. Ребятишки просто спрашивают: «Придешь в следующий раз?» Вот и приходится. И мне на самом деле интересно.

Я пытаюсь вызвать Быкова на разговор об исполкоме — и натыкаюсь на одну из тех знаменитых быковских стен, которые он умеет сооружать в секунду. «Как прокомментируете видео с курящими хоккеистами сборной?» — спрашивали его в 2010-м. «Это клоны», — неслось в ответ.

— Как вы восприняли 0:15 на исполкоме? За вас не проголосовал никто, хотя с частью этих людей вы были вроде как соратниками.

Было бы недурно, если бы он снова сказал: «Это клоны». Но Быков произнес:

— Я пошел на условия контракта сознательно. Я согласился на то, что без призовых мест контракт не будет продлен. И после того как мы стали четвертыми на чемпионате мира, для меня все стало ясно: будет отставка. Я шел на исполком без иллюзий, шел уже готовым к этому. У меня по жизни не все было сладко. И я рад, что жизнь предоставляла мне разного рода испытания. Я уже прошел тот первый момент, когда тяжело, когда кто-то отходит в сторону. И эта ситуация для меня не нова. Так что я рад и этому испытанию.

Без вариантов

Два года назад Сергей Федоров мудро смотрел с обложки предолимпийского PROспорт. Мы говорили тогда с ним больше часа, и Федоров с большим удовольствием рассказывал, что намерен делать после того, как ему уже не надо будет играть в хоккей: «Не ищите меня нигде года два. Я надену шапку-невидимку и поеду в кругосветку. Но не на бегу это сделаю, а грамотно. Допустим, приезжаю в страну — и живу в ней, пока не надоест. Ну, скажем, месяц. Потом еду в другую — и там так же».

— Я читал то интервью, да, — говорит Быков. — Но пока я не дошел до такого состояния, чтобы бросить все и отправиться в путешествие. Хотя эта идея выглядит очень увлекательной.

Тут до меня дошло, что никакой кругосветки у Быкова быть не могло. Он просто не заметил, как пролетел почти год. Лето, ожидание предложений, 20 интервью, три голосования, тренировки детей, три, пусть и короткие, поездки в Россию, ремонт и много хоккея вживую и по телевизору — вряд ли он скучал.

— Считали количество команд, которые вы должны были возглавить?

— Не считал. Я вообще не понимаю, почему это происходит.

— Если все написанное — правда, то таких команд было восемь. Сколько было реальных предложений?

— Предложений не было.

— Да что вы!

— Я говорю честно. Я же мог сказать вам, что было много предложений. Чтобы набить себе цену. Нет, я говорю честно: не было. И для меня-то это понятно. Все нормально.

— Что для вас нормально — что вас никуда не зовут, что вас не хотят видеть тренером?

— Нет, что слухи ходят. И про меня ходят, и про других. Я сейчас съездил в магазин, возвращаюсь домой, жена кричит мне: «Ты же в Минске, я в интернете прочла». Еще писали, что я уже гуляю по Астане. И в Москве меня видели, когда я там не был.

По сути, Быкова не могло быть только в двух больших клубах: «Салавате» (там он символ прежнего руководства) и СКА (там слишком прочно засел Ржига). А все остальное обсуждаемо. Даже Астана, кстати, была бы хорошим вариантом для Быкова. Крепкий бюджет, отсутствие лимита на легионеров. Да еще и сборную Казахстана поручили бы. И тогда Быков точно поехал бы на чемпионат мира. А сейчас вот не знает.

— Как зритель поедете?

— Все зависит от того, попадет мой сын на чемпионат мира или нет. И тогда уже станет ясно — поеду я на начало чемпионата, на конец и поеду ли вообще.

Сын Быкова Андрей играет во «Фрибурге» и в сборной Швейцарии. И если он попадет на чемпионат мира, то с ним приедет и отец. Турнир пройдет в Финляндии и Швеции — и в Швеции Вячеславу Быкову, конечно, будет у кого остановиться.

Без напарника

Я пытался выйти на Игоря Захаркина что-то около полутора недель. Ощущение потрясающее: раньше ему можно было дозвониться за полтора часа до матча Уфы. Или на следующий день после 3:7 в Ванкувере. Но тут что-то не вышло. Последнее интервью Захаркина было три месяца назад. Кажется, он сейчас в Испании. На чемпионате мира удивит загаром.

— Мы постоянно на связи. Но видим друг друга только по «Скайпу», — говорит Быков.

Быков до сих пор не работает как раз потому, что не хочет сдавать своего напарника. Захаркин стал — и это не преувеличение — самым ненавидимым тренером в российском хоккее. Это довольно странно для человека, который входил в тренерский штаб сборной все три раза, когда она выигрывала золото чемпионата мира: в 1993, 2008 и 2009 годах. В одиночку 
Быков нашел бы работу самое позднее осенью.

Захаркин еще прошлой весной сказал Быкову: «Слава, если дело во мне, то считай, что и нет никаких проблем. Я не прицеп».

— Так же говорю ему и я: «Если тебе поступит какое-то предложение в Швеции или где-то еще — ты можешь спокойно соглашаться, несмотря на то что мы вместе работали». Это нормальные партнерские взаимоотношения. Многие агенты звонили мне — и я предупреждал сразу: если будут предложения, пусть сразу рассматривают нас в тандеме. Мне не хочется начинать эпопею — искать себе помощника. Это займет очень много времени, эмоций, и плюс к тому я не вижу в этом вообще никакого смысла. Если наш тандем дает результат, то к чему искать что-то? В клуб я пойду только с Захаркиным. Чернышев работал с Тарасовым. Тихонов работал с Юрзиновым. Это же не просто так, — говорит Быков.

81-летний почетный президент ЦСКА Виктор Тихонов сейчас единственный барьер, который Быкову и Захаркину надо преодолеть на обратном пути в армейский клуб. Других барьеров нет. Тихонов и Фетисов, правда, говорят, что для возвращения Быкову необходимо прощение болельщиков, но трудно понять, о чем они. На матчах ЦСКА устойчиво полупустой Дворец. Вдобавок туда пришла «Роснефть» с деньгами — и оттого попытка уверить в том, что болельщики 21-го по посещаемости клуба КХЛ могут на что-то влиять, еще более потешна. Я, кстати, не уследил: за Фетисова вступались болельщики, когда в январе его технично выжили из ЦСКА? Так что слова о необходимости получить прощение были не больше чем сигналом новому владельцу.

У Тихонова с тандемом личное: их уход из ЦСКА был действительно не шибко красив. Но решать не Тихонову, а «Роснефти».

— Не так давно вы говорили, что вероятность вашего трудоустройства в КХЛ — полпроцента. По-прежнему так считаете? — спрашиваю Быкова.

— По-прежнему. Кому-то покажется, что это даже много — полпроцента-то.

— Вы чувствуете себя нежеланной персоной?

— Я себя чувствую нормальным человеком, который любит свою семью, страну, занимается любимым делом…

— …И ремонтом.

— И ремонтом, да. Пора его уже заканчивать.

Ну, до июля время есть.

Журнал PROспорт №6 (193), 2-15 апреля

Игра в слова

В РГГУ состоялась конференция «Филология футбола».

«В небольшом городе владелец футбольного клуба важнее мэра и начальника полиции»

Мифы о владельцах футбольных клубов комментирует бывший президент ФК «Спартак» Андрей Червиченко.

И Сережа тоже

Узнав об инициативе главы РФС Сергея Фурсенко ввести со следующего сезона «золотой» плей-офф в премьер-лиге, PROспорт выяснил, кому еще приходило на ум превращать чемпионат страны в Кубок.