Все решили сантиметры. Знаменитый гол Туроне в ворота Ювентуса, который каждый запомнил по-своему
В Италии исторически сложилось так, что в чемпионате высшего дивизиона либо одна команда властвует на протяжении всего сезона, либо болельщики имеют удовольствие наблюдать за борьбой двух равных соперников, где порой мельчайшие детали решают исход. Редки те случаи, когда сразу три или четыре клуба находят в себе силы продержаться в прямой борьбе до самого конца, но даже такие прецеденты в основном подтверждают общее правило собственной исключительностью. И самым частым раздражителем для всех клубом с нашивкой Скудетто являлся именно Ювентус. Клуб, принадлежащий семейству Аньелли, побеждал чемпионские составы Фиорентины, Наполи, Ромы, Милана и Интера, убирал с дороги мощнейший Лацио и в итоге вообще стал единственным, кто сумел на протяжении девяти лет подряд вообще никого не подпускать к заветному первому месту в 2010-х. И все же у клубов и их болельщиков зачастую оставались вопросы к чемпионствам, добытым «на волоске», где только в самом конце Фортуна склоняла голову в сторону Турина. Сегодня вспомним знаменитый гол Маурицио Туроне, который был забит в матче Ювентус - Рома и затем отменен. Это решение, по мнению многих, напрямую повлияло на титул. Так ли это?
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Кофе и прибыль.
Взаимоотношения Ромы и Ювентуса сложно назвать хорошими, однако и прямыми соперниками клубы мало кто считает. Прямых столкновений в борьбе за чемпионство за всю историю Серии А между командами случалось не много, но всего один случай заслуживает отдельного и пристального внимания. И забавно, насколько деньги могут отодвинуть любое соперничество на второй план.
Скудетто 1982/83, которое Дино Виола привез в Рим, стало вторым для команды из вечного города за всю долгую историю существования Ромы. Сорок лет прошло с момента единственного триумфа, и что наиболее ценно - здесь победа досталась в очередном поединке великого Ювентуса Джампьеро Бониперти и по-настоящему мифической Ромы Виолы, который сумел превратить откровенно небольшую команду в клуб, который внушал страх даже Платини и Бонеку. И в день столь громкого триумфа президент Ромы обнаружил в своем кабинете ворох писем с поздравлениями. Одно из них было запечатано туринским штампом, в строке отправителя значился Бониперти. Даже открывать не нужно было, чтобы понять, какое поздравление приготовил президент Ювентуса. Дино открыл конверт, и в руки выпала линейка, а за ней записка: "Можете теперь сами измерять офсайды"
Президент Ромы нашелся с ответом и без малейшей толики злобы подколол коллегу в ответном письме:
"Вам она лучше подойдёт, землемер Бониперти, а мне не пригодится, я инженер".
Виола стал последним элементом разгорающейся вражды между двумя клубами, которой не суждено было состояться. Сменивший его на посту Франко Сенси не сумел продолжить начатое предшественником, несмотря на титанические усилия. Ювентус продолжил доминировать в Италии, купаясь в лучах европейской славы, а Рома безуспешно пыталась продвинуть своего руководителя на кресло президента Серии А, чтобы попытаться встать по степени влияния в один ряд с Берлускони и Аньелли. Не вышло.
Последние выхлопы соперничества остались позади после знаменитой встречи в Капитолии. Местное кафе приняло у себя таких гостей, как мэр города Вальтер Велтрони, президент клуба Рома Розелла Сенси, и на противоположной части столика Джираудо и Моджи, представителей могущественной Триады Ювентуса. Эта встреча подвела черту под многолетней враждой между Ромой и Ювентусом, а причиной послужили деньги, точнее их отсутствие. У Ромы были проблемы с продлением контракта на телевизионные права, зарплаты игрокам выплачивать было нечем, а Ювентус вежливо, но настойчиво начал проявлять интерес к местным звездам. В итоге между командами и по сей день действует негласный мир и царит полное взаимопонимание в отношении ключевых событий в Италии. Ювентус за это время перевез из Рима не мало звезд: Эмерсон, Зебина, Вучинич, Пьянич, таким образом спонсируя своих коллег в наиболее сложные для Ромы времена.
Журналист Пьеро Торри позднее назовет подобный союз хлесткой фразой: «Прибыль - новый ориентир для итальянской дружбы, которая никогда таковой не станет».
И тем не менее, до знаменитого кофе в Капитолии всего один гол сумел вызвать настоящую и искреннюю вражду между болельщиками, где каждый увидел то, что хотел увидеть. Линейка Бониперти и Скудетто Виолы напоминают нам о том, что даже в эпоху высоких технологий каждое решение судей касательно офсайда и гола в противостоянии заклятых соперников никогда не найдет всеобщего одобрения, всегда кто-то будет готов его оспорить.
Гол Туроне - как много в этой фразе.
10 мая 1981 года на туринской арене Комунале должна была решиться судьба очередного титула итальянского чемпионата. Борьба на протяжении всего сезона свелась к гонке между двумя клубами - Ювентуса Джованни Трапаттони и Ромы Нильса Лидхольма. До конца оставалось всего три тура, включая прямой матч между Ромой и Юве, команда из Турина опережала соперника всего на один пункт - за весь турнир Старая Синьора всего дважды проиграла, однако волки здесь ответили всего одним поражением в Кальяри и готовностью выгрызть победу в очном поединке за первое место.
Это стало событием номер один в столице - газеты пестрели громкими заголовками, абсолютно все жители Италии на несколько дней стали небезразличны к футболу и буквально жили им, не было других тем на улицах, в домах и рабочих местах. Страна дышала предстоящей игрой и она получила свою сенсацию.
До 72 минуты на Комунале зрители так и не увидели голов. Однако Ювентус уже играл в меньшинстве - Джузеппе Фурино за два нарушения увидел по разу карточку желтого цвета и в итоге покинул поле. Паоло Бергамо, главный арбитр этой встречи, в последующие годы раздал немало интервью и подвергся тотальной обструкции, но факты таковы, что все без исключения журналисты высоко оценили его работу в главном поединке того года - La Gazzetta dello Sport и вовсе поставила ему семь из десяти баллов в качестве оценки.
"У Фурино уже была желтая карточка, и, когда он дал по ногам Доменико Маджоре, то просто молча покинул поле", — вспоминает главный арбитр Паоло Бергамо. "Это вообще был самый сложный матч в моей карьере. Накал эмоций был ошеломляющим, давление – невероятным, игроки вышли на поле, чтобы драться. Я уже не говорю о голе Туроне..."
Забитый мяч Туроне в ворота Ювентуса не стал шедевром, но о нем напишут книгу ( «Er Gol de Turone» под авторством Массимо Дзаппини ). Чем же стал примечателен стандартный удар в исполнении не самого звездного футболиста своего времени? Туроне ненавидит этого удар, раздражаясь от любого вопроса, связанного с этим матчем: "Меня бесит, что меня помнят только из-за этого гола – надоело уже обсуждать тот случай. Я был хорошим игроков, играл в Дженоа, Милане и Роме. Если уж говорить начистоту, Бергамо находился в отличной позиции, чтобы видеть все сам. Но он не решился взять ответственность на себя"
Итак, до конца игры оставалось 18 минут, счет пока не был открыт, но Рома играла в большинстве. Бруно Конти отдал дальнюю передачу посредством навеса в штрафную Юве, Роберто Пруццо в высоком прыжке поборолся на втором этаже и скинул мяч на Маурицио Туроне, тот опередил Чезаре Пранделли в борьбе за мяч и головой забил единственный в матче гол в ворота Дино Дзоффа.
Историческое событие уместилось в одно предложение.
Бергамо свистнул и показал на центр поля, засчитав гол, трибуна болельщиков Ромы готова была умереть в общем порыва экстаза, Туроне бросился в сторону тренера Лидхольма с явным намерением умертвить его в собственных объятиях, но брошенный в сторону взгляд моментально остановил его в ошеломлении. Рефери на линии Джулиано Санчини держал в руке поднятый флаг, фиксируя положение вне игры в момент удара по воротам. Трибуны завопили еще громче, но в этот раз это были болельщики Ювентуса - Бергамо отменил гол и показал Дзоффу, чтобы тот разыгрывал мяч от ворот. Сказка продлилась около минуты, но сколь сладостной она была.
Мнения сильно разделились, но не в плане гола, а в плане его значения.
Матч так и завершился без забитых голов. После финального свистка президент Ромы Дино Виола нашел в себе силы не поддаваться эмоциям и с улыбкой пожать руку Джампьеро Бониперти. За пределами стадиона он сказал всего одну фразу в этот день: «Все решили сантиметры».
Ювентус в оставшихся двух турах победил Наполи и Фиорентину, а Рома Лидхольма не сумела сломить Авеллино и еще больше в итоге отстала от первой строчки. Джанни Аньелли не сдерживал радости и на чемпионском ужине долго выступал перед журналистами, бросив в сторону Рима шутку: «У вас же есть Пара Римский и на небе всегда сияет солнце - мы же всего лишь забрали Скудетто».
Владельцам телевизионной компании было поручено разобрать данный эпизод с голом по атомам и определить наконец, забил ли в итоге Туроне мяч по правилам. Последовавший после монтажа ролик с этим разбором в студии «Domenica Sportiva» показал все имеющиеся ракурсы, где явно было видно, что офсайда не было. Судья Бергамо, который присутствовал на той передаче, поддержал это мнение: «Мне кажется, что Маурицио забил чистый гол, это так. Но я увидел, как Санчини подал флаг, поэтому пришлось изменить свое решение, ведь он никогда меня ранее не подводил, я всецело доверял его взгляду. Мне жаль, что он оказался в такой ситуации, вероятно многие не знаю, но его семье теперь все время угрожают».
Нашелся с ответом и президент Ювентуса Джампьеро Бониперти, который как никто умел говорить по существу и грамотно излагать позицию клуба без взаимных обвинений: «Я считаю, что гол был забит по правилам. Но фанатам нужно быть осторожными, далеко не факт, что Рома в итоге стала бы чемпионом. До финального свистка было еще много времени, мы вполне могли отыграться. Да и речь ведь не о последнем туре первенства, впереди было еще два матча. Что касается в обвинении в подсуживании в нашу сторону - разве не нас Бергамо оставил в меньшинстве, удалив Фурино?»
Рефери Санчини продержался в футболе еще два года, бросив его в 1983 году в пользу собственного магазинчика сувениров в Болоньи - он и сегодня открыт для каждого болельщика. Сам Санчини не считает, что на него тот матч оказал влияние:
"Если бы я был настолько впечатлительным, то ушел бы еще в 1978 году. Тогда я судил матч Козенца – Ночерина в Серии С. Поставил пенальти в ворота Козенцы, и начался ад. Болельщики рванули на поле, мы побежали в раздевалку, но это не помогло – толпа прорвалась туда и здорово нас поколотила, — рассказывает Джулиано. – Я перестал работать в футболе, потому что не видел перспектив – в Серии А шансов стать главным арбитром у меня не было".
Невероятным совпадением можно также назвать факт, что в тот день проводилась забастовка на телеканале Rai, из-за чего на матч приехали не все видеооператоры, а некоторые камеры так и остались выключенными. Один из сотрудников канала - Карло Сасси - в программе «Ciro Massimo» несколько лет назад сделал заявление, что все якобы удачные ракурсы забитого гола, где офсайда нет, были смонтированы на римской киностудии, чтобы поддержать свою родную команду. По его словам, офсайд был и это четко просматривалось.
Всего один незасчитанный гол, которому болельщики приписывают итог целого сезона. Ныне нередко можно встретить ровно такую же картину, вспомнить хотя бы гол-фантом Мунтари в матче Милан-Ювентус в 2012 году, хотя никто при этом не вспоминает отмененный из-за несуществующего офсайда ответный гол Матри - и здесь так же обвиняют одно решение, приписывая ему провал всего сезона. Болельщики Ювентуса никогда не скрывали свое отношение к голу Туроне - вероятнее всего он действительно забил чисто, но Скудетто зарабатывается не в одном очном поединке, оно зарабатывается на протяжении всего года. И здесь лучше всех себя проявил Дино Виола - вместо страданий и раздутия углей вражды он просто привел в итоге Рому к победе всего через два года, которую уже никто не мог отнять.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:
• Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали
• Туринец из Катании. Пьетро Анастази - олицетворение популярности Ювентуса за пределами Турина
• Затмили вражду Капулетти и Монтекки. Отношения Ювентуса и Фиорентины как символ ненависти, не имеющей конца
• Несправедливо забытый столп итальянского футбола нулевых. «Тандильский маг» Мауро Каморанези