4 мин.

Коррупция в российском футболе

Когда создавался Комитет по этике РФС намерения его членов были самыми благими. С моей точки зрения изначально у них не было никакой заинтересованности, они все были относительно новыми людьми в футболе, в том числе и сам председатель, заместитель министра юстиции Алу Алханов и его заместитель – зам министра культуры Григорий Ивлиев с профессиональным юридическим образованием. Кроме любви к футболу, которая их объединяла, никаких обязательств у них ни перед кем не было. Видимо, это и было основной причиной, почему этот Комитет, а, вернее, его состав, стал неугоден РФС. 

Прежний состав достаточно быстро вошел на расследование громких дел. Одно из них был связано с Вице-Президентом РФС, главой Премьер-лиги С.Прядкиным и агентской деятельностью его и его родственников, когда Комитет по этике очень быстро увидел, какая существует экономическая взаимосвязь и коррумпированная круговая порука внутри отдельных субъектов российского футбола. 

В ходе расследования «дела Прядкина» стало очевидно, что конфликт интересов действительно имелся. Специально созданную по «делу Прядкина» рабочую группу при Комитете по этике стали убеждать, что на самом деле действия Томаса Цорна и его фирмы «Girrus GmbH» носили якобы исключительно рекламный характер, а никакая агентская деятельность формально не велась. Очень быстро стало понятно, что деньги по футболистам, указанным на сайте «Girrus GmbH», выводились на оффшоры Кипра, Сейшельских островов, Мадейры и т.д . 

Президент Премьер – Лиги, Вице – Президент РФС Сергей Прядкин уверял и продолжает уверять нас всех, что оффшоры никакого отношения к нему не имеют. Взять хотя бы его интервью Газете.ру в феврале 2012 года. 

«что касается агентской деятельности, в принципе, в футбол я пришел по рекомендации, увлекся футболом. Это меня мой товарищ Константин Сарсания привел. Мы создали первое агентство в 1995 году, которое было легальное и существовало, существует. Но существует в рамках определенного концерна, который у нас есть. Он не только занимается какими-то переходами игроков и так далее. Это достаточно многоплановая структура, фирма, которая занимается различной деятельностью. Что сказать. С 2007 года ни одной сделки компания, которую всегда указывают вот эти нижесказанные господа, ни одной сделки она не проводила». 

Но, как стало известно уже в дальнейшем из материалов «Новой газеты» о Сатурне, его генеральном директоре Ефремове и футболисте Левченко, деньги действительно предназначались Прядкину и его брату. Я думаю, что именно «благодаря» этому псевдо-трансферу Ефремов теперь руководит 1 дивизионом. 

Сейчас обжалуется решение Комитета по этике по «делу Прядкина» в Спортивном Арбитражном Суде в Лозанне. Он и вынесет окончательное решение всему руководству российского футбола и самому Фурсенко. 

Стало очевидно, что, когда «Динамо» и «Зенит» не стали показывать свои документы, то, видимо, им было, что скрывать. С моей точки зрения по установленным фактам шансов у Фурсенко с Прядкиным остаться безнаказанными нет никаких. Вместо того, чтобы сразу же не дожидаясь международного скандала провести тщательное расследование и объективно принять решение об отстранении Прядкина и Сарсания от футбола, Фурсенко безапелляционно заявил: «Прядкин - человек порядочный и грязь к нему не прилипнет». 

Защита Прядкина президентом РФС Сергеем Фурсенко становится понятна, так как он может сам являться фигурантом коррупционных дел, когда руководил питерским «Зенитом» вместе со спортивным директором клуба Константином Сарсанией – вторым учредителем немецкой компании «Girrus GmbH». 

Что все-таки удалось сделать прежнему составу Комитета по этике? Когда обратился Никезич (его избили прямо на базе «Кубани», чтобы он подписал документы о досрочном расторжении контракта), это был беспрецедентный случай, и Комитет по этике достаточно оперативно отреагировал. Те санкции, которые вынес Комитет против «Кубани», а именно дисквалификация двух представителей «Кубани», штраф для генерального директора, - на самом деле были мягкими. И меня поразила позиция Апелляционного комитета РФС, который даже эти санкции фактически урезал до непонятного и безадресного штрафа в отношении клуба. Получается, нарушение было, а ответственности за это никто не понес из руководителей клуба. 

Но после «дела Прядкина» Президентом РФС С.Фурсенко полномочия Комитета по этике были урезаны, и он потерял свою независимость. Комитет потерял возможность самостоятельно инициировать рассмотрение дел. Фактически из независимого беспристрастного органа он превратился в придаток РФС, который теперь, может быть, будет использован для каких-то псевдогромких дел, показухи или расправы с неугодными. В таком комитете, конечно, никому из независимых членов прежнего состава не было места. Именно поэтому из комитета ушел его председатель Алханов. 

В принципе Алханов и весь Комитет могли бы сделать очень многое для очищения российского футбола, но, видимо, оказались не готовы до конца отстаивать свою позицию. 

Новому составу Комитета по этике во главе с Павлом Бородиным и его заместителем Владимиром Васильевым рекомендую рассматривать не только «выходки Эменике», но и куда более серьезные коррупционные дела, связанные, прежде всего с руководителями клубов и самого РФС, агентов и их криминальных лоббистов, арбитров, получающих сотни тысяч долларов за игру. Время покажет, для чего они согласились войти в Комитет по этике – желание поучаствовать в работе РФС или выглядеть марионетками в руках Фурсенко и его подельников?