Ювентус готовится к решающей схватке сезона - и речь совсем не о футбольном поле
Федеральная прокуратура города Турин давно не получала такого освещения в газетах. Даже миланские издания с куда меньшей помпой рассказывали о поимке Маттео Денаро, главы знаменитой Коза Ностра, которого искали больше 30 лет. А здесь дело об относительно стандартной бухгалтерской процедуре по приросту капитала растиражировали так, что многие фанаты внезапно начали опасаться ссылки их любимого клуба в Серию Б. За что? Журналисты даже толком не разбирали возникшую ситуацию, поскольку материала было так много, необходимо было как можно быстрее приписать себе самые громкие заголовки. Ювентус вне закона! Аньелли в изгнании! Кальчополи 2.0! И снова Ювентус! И так далее. Федеральный прокурор Джузеппе Чине с огромным удовольствием предоставлял в распоряжение газет некоторые выдержки из прослушки боссов Юве, из которых толку было мало, но выглядели они весьма обличающе. Вот только что пытались обличить журналисты? И где в итоге оказались чиновники Федерации? Мы приближаемся к финальной трети сезона, но ключевая битва состоится не на поле, а за судебной стойкой.
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Краткий ликбез по прошедшим событиям.
20 января Ювентус был обвинен в злоупотреблении приростом капитала, вследствие чего им были нарушены принципы спортивной справедливости в виде наращивания потенциального преимущества в таблице за счет завышенной прибыли. Для восстановления указанного принципа Судебная коллегия второй инстанции FIGC постановила снять с клуба 15 очков в текущей таблице Серии А, а ранее ушедший в отставку Совет Директоров Ювентуса заочно отстранить от футбольной деятельности на определенный срок.
Что разбиралось в суде?
Федеральный прокурор FIGC Джузеппе Чине инициировал в октябре возобновление прежде закрытого дела по приросту капитала в свете возникновения новых обстоятельств. Ими стали материалы прослушки, установленной за руководством Ювентуса и ставшими в итоге ключевым доказательством того, что прирост капитала был осуществлен за счет завышения стоимости определенных футболистов.
Что здесь такого?
Факт завышения стоимости невозможно доказать, поскольку нет единой метрики определения стоимости футболистов - это живые люди с разного рода характеристиками и нюансами контрактной системы каждой страны. Прослушка помогла подтвердить этот невозможный факт банальным утверждением со стороны самого Ювентуса - по телефону руководство неоднократно говорило, что игрок стоит меньше, но переплата все же имеет место быть. Следовательно, клуб понимал, что за футболиста требовалось платить меньше, но указывал в ведомости большую сумму для более выгодной амортизации.
Здесь в итоге и скрыт краеугольный камень абсурда ситуации - законодательство регулирует некорректное отображение определенных сделок, но это не относится непосредственно к стоимости футболистов, статья слишком общая и ее сложно применить к чему-то конкретному. А наценка трансферов и вовсе никак не регулируется, следовательно невозможно нарушить то, чего нет. Единственным аргументом подтверждения прироста оставалась прослушка, но мы вновь спотыкаемся о то, что это бессмысленно, руководители Ювентуса тоже не обладают единым законодательно подтвержденным алгоритмом оценки стоимости и их суждения не более, чем поверхностны.
Помимо этого, очень смущали некоторые процессуальные аспекты дела, например неочевидность возобновления дела: обычно для того, чтобы закрытое дело вновь вернуть в производство, необходимо пополнить его новыми фактами. Прослушка же велась за полтора года до этого и никак не могла быть приобщена как нечто новое, однако в итоге это было сделано именно так. Затем смущает то, как сторона обвинения возобновила дело по статье 31, а затем в суде потребовало наказания по статье 4 - это нельзя рассматривать в рамках апелляции, это должно быть совсем другое дело, ведь санкции разные, квалификация обвинения другая. Но и это было проигнорировано.
В законодательном поле и судебной практике бывают случаи, называемые метаправовыми: когда одну норму с широкой трактовкой можно применять даже в сомнительных ситуациях. Обычно это происходит тогда, когда важна скорость вынесения решения, или уже существуют похожие прецеденты. Здесь влияние скорости никто не скрывал: судья Марио Луиджи Торселли, один из членов Федерального суда, который и вынес решение, заявил открыто:
Особенность спортивной справедливости: кодекс спортивной справедливости адаптируется к общим процессуальным принципам, но не как автоматическая трактовка этих институтов, иначе она потеряет свои особенности, такие как своевременность и скорость для восстановления спортивной справедливости, поскольку процессы должны быть быстрыми и немедленными. Абсолютная уверенность судьи приведет к замедлению спортивного процесса, в отличие от того, что предусмотрено принципом своевременности. Основная цель спортивного судьи - подтвердить принципы лояльности и прозрачности, и поэтому органы должны считать формальные правила менее строгими, чем реальные законы, которые воплощают эти ценности.
Итого в угоду скорейшего восстановления якобы попранных принципов справедливого распределения мест в итоговой таблице судьи не стали полновесно вникать в суть и довольствовались тем, что им дали. Ювентусу на ознакомление с материалами обвинения (а именно 13 тысяч страниц прослушки) дали порядка 6 дней, а на суде в общей сложности сторона защиты была ограничена ни больше ни меньше - 7 минут на выступление. Сторона обвинения говорила больше двух часов. После обвинительного вердикта у Ювентуса был один шанс - подача заявления в CONI для перепроверки вердикта.
В этом случае было три варианта решения: полная отмена приговора, отмена приговора с возвратом в суд для нового процесса, подтверждение приговора.
Как Ювентус может выиграть эту борьбу?
Вариаций много и в нынешних реалиях все могут с высокой долей вероятности не привести к успеху. Абсурдность самого процесса уже заставляет опасаться любых возможностей. Здесь стоит сразу затронуть чрезмерную уверенность определенных должностных лиц в успехе, хотя вся их работа основывалась на слишком шатких аргументах.
Журналист из издательства Туттоспорт Гвидо Васиаго написал статью третьего марта о том, как именно Джузеппе Чине (исходя из мотивировки обвинения) вычислял наценку Ювентуса при определенных рыночных операциях. Как указал сам Чине: им была определена максимально объективная ценность стоимости футболистов на текущий момент. И знаете, как? Через специализированный портал Трансфермаркт и историю передвижения футболистов между клубами, чтобы составить усредненную стоимость на основании уже собственной оценки. Как удобно.
Наибольший скепсис вызвали два дела: переход Вриони и Брунори, как наиболее абсурдные в оценке от Чине. Вриони, на основании экспертного заключения прокурора в костюме бухгалтера, реальная цена не превышает 600 тысяч евро. Ювентус же приобрел его за 4 млн евро, тем самым произведя девальвацию в 3,4 млн евро на бумаге. Брунори же перешел из Пескары за 2,8 млн, при том, что федеральная оценка ему - 400 тысяч евро, не больше. Еще 2,4 млн евро девальвации. И так за каждую сделку Чине насчитал в итоговой сумме 60 млн евро прироста капитала Ювентусом.
Забавно в этой ситуации то, что 1 апреля 2022 года Джузеппе Чине назвал обмен Пьянича и Артура с доплатой равноценным и справедливым.
Но возвращаемся к позиции защиты Ювентуса, поскольку перемывать косточки обвинению уже бессмысленно, они свое дело выиграли. Слово за клубом. Ювентус подал свою заявку на обжалование приговора, где напирал на следующие тезисы:
- Нарушение принципов надлежащей правовой процедуры и права на защиту
- Упомянутый в деле бухгалтерский стандарт учета IAS 38 не применялся в отрасли на момент совершения сделок
- Решение судьи противоречит спортивному регламенту о недопущении изменении статьи по делу на стадии апелляции
- Ключевые элементы отсутствия регулирования прироста капитала со стороны законодательства не принимались судьей в учет в принципе
- Истечение срока давности мотивировочных актов обвинения, делающих весь процесс недействительным
- Отсутствие мотивации в части количественного определения санкций.
Джон Элканн набрал мощную команду адвокатов и сделал все по уму, понимая, что бороться с системой касательно абсурдности некоторый решений бессмысленно, это как биться головой об стену. Зато что Ювентус действительно может доказать - нарушение некоторых процессуальных норм, коими пожертвовали ради скорости принятия решения. А следовательно и все дело должно быть признано недействительным. Это главный аргумент в защиту клуба.
Здесь стоит добавить, что мощным толчком в данном аспекте может сыграть вчерашнее решение Регионального административного округа Лацио, который дал добро на ознакомление адвокатами Ювентуса переписки Джузеппе Чине с комиссией по ценным бумагам COVISOC.
О чем речь и зачем юристам это потребовалось?
4 апреля 2021 года случился переломный момент для итальянского футбола - COVISOC запросил у федеральной прокуратуры предоставить сведения по делу о приросте капитала. Чине инициировал прослушку для подкрепления отосланных материалов, ставших в итоге ключевыми в обвинительном приговоре, и основную роль сыграл именно этот запрос - он подчеркнул мотивацию для разрешения установки прослушки. Ювентус прежде уже пытался получить доступ к этой переписке под литерой 10940, поскольку в ней может крыться и главное спасение - дело Чине возобновил в октябре 2022 года, а запрос был подан 31 апреля 2021 года: по процессуальному законодательству подобные акты имеют силу 30 дней с момента регистрации и дают 60 дней на заведение дела. Следовательно любые итоги прослушки, полученные по данному запросу, утратили свою силу и являются непригодными для обвинения - следовательно Ювентус никак не может быть привлечен повторно по делу, в котором нет материалов. Ранее Чине отказывал в предоставлении этого документа, цитата: "переписка не является частью документации, полученной в ходе дисциплинарного разбирательства". Если окажется, что именно в ней был запрос касательно предоставления прокуратурой полновесных материалов по сделкам Юве и именно этот запрос стал причиной установки прослушки
Выходит, что в материалах дела указана неверная дата возобновления процесса, ведь прослушка и мотивировка появились на год раньше.
Стоит ли ждать позитивного для Ювентуса результата?
Если мы говорим непосредственно о деле касательно прироста капитала - определенно стоит, но с обязательной толикой сомнения. Система существует слишком давно, чтобы с легкостью позволять появляться даже малейшим инородным прецедентам. Здесь Ювентус пробует выявить слабые стороны всего ведущегося процесса, однако в искомой переписке может не найти того, что ищет.
Поэтому в первую очередь, ценность обнародования записки 10940 от COVISOC станет маленькой победой хотя бы по той причине, что в этот раз суд действительно будет вести процесс по всем существующим нормам и позволит одной из сторон реализовывать свои права в полном объеме. Если есть законный запрос - он должен быть выполнен. Если есть нарушения - их необходимо фиксировать. И так далее. Решение комиссия вынесет не раньше апреля, поэтому пока команде следует плыть по течению и продолжать свою борьбу именно на футбольных полях, не слишком обнадеживая себя на возвращение баллов. Это может смазать концовку сезона, хотя именно сейчас команда явно отошла от первоначального стресса и выглядит куда более уверенно. Борьба в кубках продолжается, а судебные баталии пусть ведут знающие люди, тем более у них наконец появилась надежда на победу.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:
• Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали
• Фанат, бизнесмен, реформатор. Андреа Аньелли покинул Ювентус спустя 12 лет
• Туринец из Катании. Пьетро Анастази - олицетворение популярности Ювентуса за пределами Турина
• Затмили вражду Капулетти и Монтекки. Отношения Ювентуса и Фиорентины как символ ненависти, не имеющей конца
• Несправедливо забытый столп итальянского футбола нулевых. «Тандильский маг» Мауро Каморанези
Дикое негодование не только в адрес судебного произвола, но и отвратительного освещения со стороны СМИ... Сколько грязи лишней льется без повода, без разбора, а потом как будто ничего не было...
Кстати, помимо абсурдности самого процесса и того, как преподносят это журналисты, я просто в шоке от того, что некоторые чиновники, причастные к делу, неоднократно открыто заявляли о своей ненависти к Ювентусу. Как таких личностей вообще допускают в подобные процессы, понять крайне сложно... Но если вспомнить, что мы говорим об Италии, то все становится чуть более очевидно.
Спасибо Вам за Ваш труд!