Тактическое развитие футболистов. Что мы об этом знаем?
Перевод отрывка книги Рэя Паувера с www.bennionkearny.com
«Дело не в 4-4-2 или 4-2-1-3, это вопрос наличия порядка в действиях команды, взаимосвязи между игроками, когда игроки движутся вместе, как будто они являются одним целым». (Арриго Сакки)
Особенно важно при прочтении этой главы помнить об основных этапах развития юных футболистов. Также очень важно вспомнить, как мы можем использовать имплицитные (*Структурный и коммуникативный метод) и эксплицитные (*Индуктивный и дедуктивный метод) методы обучения из главы 3. При работе с юными футболистами основное внимание тренера уделяется технике. Без технической базы у игрока последующее развитие тактических навыков проходит крайне затруднительно.
По мере развития юных игроков акцент смещается в сторону тактической подготовки, поэтому давать 10-летнему ребенку сложную тактическую информацию, учитывая особенности ребенка в этом возрасте, непродуктивно. Ниже показано, в каком возрасте игроки самых известных академий Европы начинают свое тактическое обучение. Эта информация взята из отчета о молодежных академиях Европейской ассоциации клубов.
Тактика в различных возрастных группах
Обучение тактике можно начинать с ранних возрастов, но это должно происходить имплицитными методами. Обучать следует, не используя сложной терминологии и не возлагать слишком завышенных ожиданий. Например, игры 4 на 4 или 5 на 5 можно использовать для обучения всех игроков основным принципам игры в атаке и обороне. Использование ротации игроков вместо их классификации, поможет игрокам получить опыт на разных позициях.
Молодые игроки должны сначала понять индивидуальную тактику, прежде чем можно будет переходить к тактике в малых и больших группах, и, в конечном итоге, прийти к командной тактике к их среднему и позднему подростковому возрасту.
Индивидуальная тактика
Индивидуальная тактика применима к ситуациям, когда игроки находятся на мяче или в непосредственной близости от него. Связана с решениями и действиями игрока при игре 1 в 1 против оппонента, как во владении (1 в 1 в атаке), так и вне владения (1 в 1 в обороне) мячом. В более широком смысле индивидуальная тактика может относиться к принятию решений относительно того, следует ли мяч продвигать, пасовать партнерам, наносить удар по воротам и т. д., как оказывать поддержку партнеру по команде, который владеет мячом, и как коммуницировать, чтобы получить мяч.
Чем сильнее у молодого игрока развито понимание индивидуальной тактики и принятия решений, тем сильнее он закрепится в своей позиции, в конечном счете, в своей команде. Образовательный раздел «Массового футбола» на веб-сайте ФИФА, хотя и нуждается в значительном обновлении, резюмирует эти «простые принципы, которым учится игрок, чтобы принимать наилучшие решения во время различных игровых ситуаций».
Групповая тактика
Как только техническая база и индивидуальная футбольная тактика изучены и освоены, а также проходит взросление игрока, можно начать уделять больше внимания всему, что присутствует вокруг мяча. Тренер может начать работать над тактикой в малых и больших группах. Основное внимание здесь уделяется отношениям между людьми, которые занимают одинаковые места на поле. Это могут быть взаимосвязи между партнерами (например, двумя центральными защитниками или двумя нападающими), внутри групп игроков (защита, полузащита, нападение) или между партнерами из разных групп, которые напрямую взаимодействуют друг с другом (например, крайний защитник и вингер).
Принципы причинно-следственных связей могут быть лучше освоены в этом возрасте, когда игроки могут понять, что совершаемое ими действие оказывает влияние на окружающих. Более умные игроки также поймут, что и решения, принятые другими, имеют для них последствия. Это может быть связано с выбором позиции, поддержкой мяча и попытками распознать, что может произойти дальше.
Командная тактика
Командная тактика — это тактические методы, который мы распознаем, наблюдая за играми и анализируя расстановки команд, системы игры, стили игры и т. д. Когда мы обсуждаем тактику, мы склонны сосредотачиваться на всей команде. В рамках командной тактики мы можем рассмотреть как групповую, так и индивидуальную тактику, понимая, что эти маленькие части составляют общую тактическую эффективность команды.
Эксплицитные тактические тренировки с участием всей команды не должны заканчиваться в период 12-14 лет. Даже в этом возрасте игроки будут плохо воспринимать данный тип тренировок, поэтому необходимо терпение. Теперь от сознания молодого игрока требуют думать не только о принятии собственных решений, но и принимать во внимание игроков вокруг и вдали от него — это требует практики и много времени для освоения.
Командная тактика на д-ю уровне
В Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции и Испании, которые считаются самыми сильными и успешными европейскими футбольными странами, форматы игр основываются на одних и тех же блоках: 7 на 7, затем 9 на 9, прежде чем молодые игроки закончат обучение и перейдут к игре 11 на 11 для взрослых. Страны различаются подходом к обучению в самых младших возрастных группах, это либо 4 на 4 либо 5 на 5 .
В Бельгии, одной из видных европейских футбольных держав, выпустившей за последнее время потрясающий набор игроков элитного уровня, выбирают следующий подход - 5 на 5 («ромб»), затем 8 на 8 («двойной ромб») и, наконец, выход 11 на 11.
Внедрение игровой системы
Бельгийская футбольная ассоциация детально продумала и тщательно все взвесила, прежде чем реализовать свой подход к тактическому развитию игроков через образовательные процессы на уровне академий.
Тренеры и клубы, которые склонны к модели развития через единую формацию команд, берите во внимание не только расстановку 11 на 11, которую вы будете внедрять, но и расстановки, используемые до игры в полных составах.
Выше мы видим, что система 4-2-3-1 идет сквозь представленные формации и все взаимосвязано, начиная от 7 на 7, через 9 на 9, и затем, в конечном итоге, приходит к 11 на 11, поэтому игроки начинают свое знакомство с этой формацией еще с ранних шагов. Помните, что на уровнях «7х7» и «9х9» тактическое обучение в основном происходит имплицитно. В игре 7 на 7, несмотря на то, что игроки, исполняющие роли #2, #3, #7 и #11 пока не задействованы, игроки #5, #6, #4 и #8 возьмут на себя их обязанности и обеспечат ширину в игре. Таким образом, номера 5 и 6 возьмут на себя роль центрального защитника и крайних защитников (2 и 3), а номера 4 и 8 возьмут на себя роль центральных полузащитников, но также обеспечат ширину игроков 7 и 11.
Однако одно-формационная молодежная система приемлема не для всех. В игре есть те, кто справедливо считает, что она слишком ограничительна и что игрокам нужно иметь более всестороннее тактическое развитие. Работая со своими игроками, тщательно обдумайте, хотите ли вы познакомить их с различными системами игры на протяжении всего их развития (помните, что все должно быть периодизировано и структурировано и не должно быть скитанием от одной тактики и стиля к другому) или же, как в «Аяксе», и Барселона, вы хотите сосредоточиться на переменных одной и той же игровой системы.
Например, Томас Тухель, бывший тренер молодежной команды Штутгарта и главный тренер FSV Mainz 05 на момент написания, изложил свою точку зрения в интервью для подкаста BBC 5 Live Developing the Individual ( «Развитие индивидуальности») :
«…по моему мнению, мы, в нашем клубе должны позаботиться о том, чтобы система не стояла выше таланта и индивидуального таланта и навыков молодых игроков… Если у меня отличный номер 10… необходимо, чтобы мы ставили его и развивали его, независимо от того, играет ли так все время первая команда, с номером 10 на поле или нет».
«Игра Чисел»
На протяжении всей этой главы мы будем использовать множество чисел — ведь мы говорим о футбольной тактике — будь то числа 4–2–3–1, 4–4–2, 4–3–3 или же исторический базис 3-2-2-3 (или «WM») или футуристическая вероятность того, что 4-6-0 станет обычным явлением.
Однако мы должны понимать, что тактика намного, намного сложнее, чем комбинация чисел на тактической доске. Тактика, как доступно объяснил Джонатон Уилсон в книге «Inverting the Pyramid», представляет собой «сочетание схемы и стиля» — то есть они представляют собой слияние чисел, которые мы используем для описания нашей схемы, и стиля футбола, который мы хотим реализовать. Кроме того, тактика является кульминацией силы, движений и решений игроков.
Используя только построение для определения нашей собственной тактики, мы на самом деле мало что говорим. Например, сравните схему 4–3–3 «Барселоны» под руководством Гвардиолы с 4–3–3 «Челси» под руководством Моуринью во время его первого пребывания в клубе. Первый играл в свободном стиле при розыгрышах мяча, второй — в более прямом и функциональном стиле — и в конечном итоге оба были очень успешны.
По большей части те цифры, о которых мы говорим в тактике, это просто цифры. Например, «четверка» в защите теперь редко состоит из четырех защитников. Вы могли бы легко превратить 4-3-3 Барселоны в 2-3-2-1-2, если бы вы были одержимы игрой с числами. Вопрос в том, действительно ли это имеет значение, какие числа присвоены?
Недавно мне в руки попался документ под названием «Игра 4-3-3», авторство которого приписывается Дику Бейту, несомненно, лучшему тренеру, наставнику тренеров и футбольному мозгу, с которым мне доводилось работать. Он визуально дает нам ответ, наводящий на размышления о том, что я назвал «игрой чисел», показывает нам, как использовались различные интерпретации одной и той же формации за последнее десятилетие (чтобы обновить его данные и предложить дополнительный вариант, я включил Барселону под номером шесть):
Опять же, некоторые из описанных выше схем «4-3-3» можно было бы назвать как-то иначе. Например, вы можете назвать схему «Арсенала» 4–2–3–1 или схему «Милана» — ромбовидной 4–4–2. В конечном счете, на самом деле, не имеет значения, какие цифры вы используете, важен стиль, которым обладает команда, игроки, которые у вас есть, а также черты, принципы и решения, принимаемые этими игроками в этой расстановке. Только когда мы сбросим оковы игры с числами, мы сможем по-настоящему начать понимать футбольную тактику.
Оригинал: https://www.bennionkearny.com/football-tactics-development/?fbclid=PAAaZvuvAny7LER73iqkpAm5eSo34HtRSR6miWg2LlOI1rWMyT3uA5UdR5HdQ
П.С. ссылка на данный материал в оригинале была найдена на просторах группы GreenTime