Наука разрушать
Факт общеизвестный и неоспоримый: в советские времена развитию фундаментальной и прикладной спортивной науки государство уделяло очень серьезное внимание. Профильные институты и кафедры без устали, в режиме нон-стоп ковали кадры, глубокие научные исследования в области спорта считались нормой, многие отечественные методики были приняты мировым спортивным сообществом за базовые модели развития.
Вся эта канувшая в Лету роскошь имела прямое отношение и к футболу.Так, в знаменитом ВНИИФКе одним из центральных подразделений считалась лаборатория футбола, которая активно поддерживалась лабораториями биохимии и физиологии спорта, спортивной медицины. А основу лаборатории футбола составляла комплексная научная группа, тесно сотрудничавшая с тренерами сборных и клубных команд СССР.
Футбол – не наука, конечно. Футбол – всего лишь игра. Однако развитие игры без развития науки невозможно: аксиома, прекрасно известная каждому футбольному профессионалу. В российском футболе, впрочем, моду сегодня диктуют профи из параллельных миров: госчиновники Зубков и Миллер, Степашин и Иванов, железнодорожник Якунин, банкир Авен, миллиардер Керимов… Им, вероятно, лучше прочих известно, как будет развиваться российский футбол и каким должно быть его научно-методическое обеспечение.
Футбол России по определению существует в одной системе координат с экономикой, образованием, здравоохранением…. Соответственно, и законам он подчиняется совершенно объективным, ибо динамика развития общества – не прихоть, а данность. Не полет чьей-то фантазии, а череда прямо связанных друг с другом процессов. Руководители смежных ведомств (люди, вероятно, трезвомыслящие), оценивая нынешние свои позиции, едва ли верят в то, что в обозримом будущем их отрасли займут передовые рубежи на мировой арене. Зато у президента РФС Сергея Фурсенко с верой в хорошее, доброе и вечное все в порядке, потому что в 2018 году, по его глобальному замыслу, именно Россия должна стать чемпионом мира.
Россия, в которой стадионы не заполняются и на половину.
Россия, в которой наличие договорных матчи признано даже на официальном уровне.
Россия, в которой коррумпированная «верхушка», торгуя футболом, выводит в оффшоры государственные миллионы.
Россия, в которой смотреть футбол может только тот, кто способен раскошелиться на «тарелку», тюнер или модем.
Россия, в которой иностранный тренер отмечает день рождения в резиденции премьер-министра, а отечественные специалисты не достойны и малой толики высокого внимания.
И что самое ужасное – Россия, в которой на кардинальные, не терпящие отлагательства реформы не способен ни один из облеченных властью людей.
Думаю, ни у кого нет сомнений в том, что современная нам система отечественного футбола, метко названная кем-то «понятийной», нуждается в изменениях. В том числе и потому, например, что работе специалистов, способных растить, учить и выводить в люди новых Аршавиных, Жирковых и Дзагоевых, фактически не сопутствует мотивация качественно заниматься своей работой.
Давайте задумаемся над простыми, как сам футбол, фактами. Вот смотрите, просто в порядке перечисления. Смотрите и думайте.
За последние лет десять футбольная Россия успешно избавилась от профессорско-преподавательского состава, который в советские времена считался одним из лучших в мире. В России теперь нет единых методик подготовки кадров для профильных лабораторий. Россия практически не ведет изысканий по научно-практическим проблемам футбола. В России нет единого плана научно-методической и научно-исследовательской работы. На влачащих жалкое существование футбольных кафедрах российских вузов нет и не предвидится молодых преподавателей, потому что в России выжжена система их обучения, а российские студенты следуют программам 20-летней давности. Тематика диссертационных работ российских ученых повторяет то, что было сделано много лет назад. Россия практически забыла о том, что такое научно-методическая и учебно-методическая литература. Российские вузы могут только мечтать о современной измерительной аппаратуре для оценки подготовленности футболистов. Спортивных врачей не готовит ни один из российских вузов. Россия не проводит научно-методических конференций для преподавателей и сотрудников кафедр футбола. Созданный в 2007 году при РФС научно-методический совет существует только на бумаге, а уровень его финансирования составляет ровно 0,1% от бюджета РФС. Квалификация кадрового состава научно-методического отдела РФС не позволяет решать сколько-нибудь серьезные задачи, стоящие перед современным футболом. РФС не способен наладить прочную связь с ключевыми в профессиональном плане, но не пахнущими деньгами партнерами: Министерством образования, кафедрами футбола, клубами и ДЮСШ…
Футбольная наука России, словом, почти уничтожена. Она дышит на ладан и вот-вот загнется окончательно. А чего другого ожидать, если спортивных вузов в многомиллионной стране осталось только 12, а кафедр футбола и того меньше – всего 6? Проблемы эти, будем справедливы, - тренд, заданный отнюдь не Фурсенко, конечно. Экс-президент РФС Виталий Мутко тоже не барствовал, выделяя на научную работу из 50-миллионного бюджета вверенной ему организации жалкие 200 тысяч долларов.
Интересно, знает ли обо всех этих фактах высшее руководство страны, которое намерено поднять российский футбол на Олимп экстенсивным путем – за счет строительства стадионов, дорог и аэропортов, которые нам сулит проведение чемпионата мира в 2018 году?
Между тем глобальный провал в теоретическом аспекте тянет за собой полный воз проблем чисто практического свойства. Скажем, все в тот же советский период Высшая школа тренеров практиковала систему двухлетнего очного обучения и, по мнению профессионалов, по праву считалась одной из лучших в мире. Сегодня обучение в ВШТ, основанное на сочетании аудиторной и самостоятельной работы, длится год. При этом объем самостоятельной работы значительно превалирует над объемом работы аудиторной, что, разумеется, не способствует качеству образования. Курс обучения в ВШТ содержит минимум лекций, которые читают профессиональные тренеры. Нет (и в ближайшем будущем не предвидится) специального учебника для слушателей ВШТ – учебника, в котором были бы отражены современные представления об игре в футбол. Системного анализа ответов слушателей на экзаменах РФС не практикует – следовательно, уровень этих самых ответов (другими словами – знаний) зачастую оставляет желать лучшего.
Действующий тренер в ежедневном режиме сталкивается с серьезными практическим вопросами: как спланировать нагрузки, в каком состоянии находятся игроки, как подготовлен соперник, какую выбрать тактику, что явилось причиной поражения или победы? Для того чтобы найти убедительные ответы на них, необходима полная информация по всем разделам учебно-тренировочного процесса. Между тем многократно возросший объем этой самой информации требует, очевидно, разделения функций. Клубы, пытающиеся выстроить эффективно работающую систему, давно формируют запрос на специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, способных собирать, систематизировать и грамотно интерпретировать информационные потоки. Таких специалистов ни ВШТ, ни недавно созданная Академия тренерского мастерства сегодня готовить фактически не в состоянии.
А вот еще один срез проблемы: более 70% тренеров, работающих в детско-юношеском футболе России, не имеют специального образования, что, разумеется, никак способствует эффективной работе по подготовке резерва для профессиональных клубов и сборных команд России. Низкая заработная плата и отвратительные инфраструктурные условия привели к оттоку тренерских кадров из спортивных школ. Детский тренер не имеет юридически закрепленного права на получение компенсации ни за успехи своего воспитанника, ни за его трансферы, как это принято в грамотно организованных футбольных цивилизациях. Такое положение дел явно не добавляет тренерам энтузиазма. Конечно, некоторые благодарные ученики не забывают своих преподавателей, помогая им материально. Но разве это прямая задача футболиста – нести ответственность за стимулирование тренеров? К слову, отсутствие трансферных отступных не только ощутимо снижает мотивацию детского тренера, но и развязывает руки футбольным делягам – агентам, которые мгновенно заселяют любые законодательные щели и трещинки. Технология действий в подобных случаях примитивна до тошноты: агент, на карандаш к которому попадает талантливый пацан, просто берет в оборот родителей, умасливая их небольшими, но зато «живыми» деньгами, а также обещаниями светлого будущего. Эта тактика работает без сбоев.
Помню, в 2006 году мне довелось знакомиться с работой итальянского национального центра футбола «Коверчиано». Франко Феррари, шеф этой во всех отношениях замечательной структуры, обратил мое внимание на огромную библиотеку для тренеров, авторство значительной части книг в которой принадлежало советским теоретикам и практикам. Для итальянцев, по рассказам синьора Феррари, лекции Лобановского, Зациорского, Виру, Зонина, Матвеева, Годика и других советских профессионалов считались событием исключительным. Да и сегодня нет секрета в том, что приезжие «гуру» российского тренерского корпуса, голландцы Гус Хиддинк и Дик Адвокат, учились понимать футбол по книгам Матвеева и Савина – выдающихся советских специалистов в области теории и методики физического воспитания.
Хочется верить, что курирующие футбол обитатели Кремля протрут, наконец, глаза – и уже официально, а не в неформальных беседах со своим давним приятелем Сергеем Фурсенко выскажутся о сомнительности избранного РФС курса. Не секрет, из какого котла РФС черпает деньги. Не менее очевидно и то, что огромные финансовые ресурсы расходуются крайне неэффективно.
Вместо создания научно-методического совета и комплексной научной группы, вместо подбора квалифицированного персонала на кафедрах футбола и обеспечения преемственности молодых ученых РФС тратит деньги на голландских варягов. Технический директор РФС Берт ван Линген, как известно, следует за своим другом и соотечественником Диком Адвокатом по всем параллелям и меридианам планеты Земля. В России этот дуэт отметился сначала в «Зените», теперь дружно работает в РФС. Ван Линген, если кто не помнит, пару лет назад прибыл на смену Андрею Лексакову, который попал в немилость к президенту РФС из-за разногласий по вопросу перехода на систему «осень-весна». Голландцу, в отличие от Лексакова, вопрос принципиальным не показался. Да и то правда: какой смысл временному назначенцу переживать за судьбы футбола в стране, с которой его связывает всего лишь контракт? Примерно по этой же причине голландец не особо активен и в аудиториях, где ему время от времени приходится просвещать представителей отечественного тренерского цеха. Содержание заседаний технического комитета под руководством ван Лингена стабильно ввергает очевидцев в шок. Любимое занятие голландца, чья годовая зарплата, к слову, составляет 1 миллион евро, – чтение лекций о преимуществах тактической схемы 4-3-3, по которой в обязательном порядке следует играть всем отечественным сборным. При этом тот факт, что слушателями являются люди, выигравшие за свою жизнь десятки титулов, написавшие сотни учебников и обучившие игре в футбол тысячи людей, ван Лингена совершенно не интересует.
Видавшие виды профессионалы могли бы, пожалуй, и поинтересоваться: почему это, по каким таким важным причинам им рассказывают сказки о расстановке игроков? Увы, пока подобных вопросов (за исключением одного случая, который ван Линген счел за личное оскорбление, не на шутку обиделся и покинул аудиторию) не слышно. А молчание, к сожалению, не всегда имеет золотой оттенок. Ведь тот, кто считает себя достаточно умным для того, чтобы не спорить с руководством, в конечном счете получает в командиры людей, которые глупее его самого. Эту истину открыл еще древний мудрец Платон.
А я не постесняюсь – и спрошу. Задам мистеру Берту пару-тройку животрепещущих вопросов, имеющих прямое отношение к его профессиональным обязанностям. Проверю его на реакцию. Правда, мистер Берт не интересуется публикациями в российских источниках, в чем он сам как-то признался, поэтому официально прошу самого честного и совестливого из сотрудников РФС, если таковой найдется, передать мистеру Берту следующий перечень.
Существует ли в природе план научно-методической работы РФС, а также план работы главного тренера сборной России Дика Адвоката?
Практикует ли главный тренер сборной России Дик Адвокат отчеты о проделанной работе? Если да, то выносились ли данные отчеты на обсуждение Исполкома РФС?
Рассматривалась и представлялась ли руководству РФС программа научно-методического обеспечения подготовки сборных России к отборочным и финальным турнирам чемпионатов Европы и мира?
Утверждались ли план работы тренеров сборных команд и план развития института сборных команд России? Если да, то выносились ли они на обсуждение Исполкома РФС? Какова реакция руководства РФС на предложенные планы?
Будет ли реанимирован научно-методический совет, не работающий в течение последних четырех лет?
Сколько при вашем, мистер ван Линген, участии было проведено научно-практических конференций? Сколько методических пособий выпущено за период вашей работы на благо российского футбола?
Оказал ли РФС в последние год-два хоть какую-то научно-методическую помощь региональным федерациям футбола, вузам и кафедрам?
Какой объем финансирования требует выделить на научно-методическую работу технический директор РФС?
Буду искренне благодарен за содержательные ответы.