9 мин.

Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали

В Италии официально анонсировали охоту на ведьм. Начиная с 2006 года, охват участников федерального расследования среди футбольных клубов впервые имеет подобный масштаб. Начали, как и полагается, с Ювентуса. Затем аккуратно переключились на Наполи (вопросы вызвала только сделка по Осимхену, на это выделили аж полгода проверки сверх меры), и вот вчера к материалам дела присовокупили новых субъектов обвинения - Удинезе, Сассуоло и Аталанта отныне под колпаком ввиду злоупотребления использования прироста капитала для увеличения капитализации и сохранения валидности бюджета. Пока же от санкций пострадал только Ювентус. И сегодня речь пойдет о том, насколько огромную силу являет собой фанатское сообщество, какие перспективы есть у их борьбы и что может произойти в итальянском чемпионате в ближайшее время.

Как все начиналось.

В процессе заявленного в октябре возобновления расследования некорректного отражения прироста капитала в отчетности большинства клубов высшего дивизиона, ситуацию освещали абсолютно все возможные СМИ: газеты, блогеры, независимые интернет издательства, телеканалы. И если в большинстве своем масс-медиа старались выдерживать границы нейтрального и объективного мнения, то главные спонсоры Серии А в лице телевизионных компаний DAZN и SKY даже не пытались прятать свою главную повестку и напрямую рассуждали исключительно о вине Ювентуса, санкций для Ювентуса и заранее определили недавнего бессменного чемпиона во второй дивизион.

После вынесения обвинительного приговора и штрафа в 15 турнирных баллов Ювентусу можно было бы подумать, что вот оно - DAZN сорвал медийный куш и готов поднять большущий хайп на унижении гранда. Но внезапно все перевернулось в обратную сторону. Буквально в эту же ночь болельщики Ювентуса запустили волну недовольства предвзятостью стриминговой компании и начали массово аннулировать подписки DAZN и SKY, сопровождая сие действо соответствующим хэштегом.

Всего за сутки тег #disdettaDAZN выбрался в национальный топ, а общее число отказавшихся от подписки DAZN превысило 20 тысяч человек.

По своей сути, это далеко не глобальные масштабы, слишком мизерно для привлечения внимания главных действующих лиц. Выглядело это все как разовая акция поддержки, не более. Тут в дело вступили официальные региональные фан-клубы Ювентуса. Один за одним комьюнити выпускали обращения о поддержке клуба в сложное время и массовый призыв отписываться от необъективных СМИ, навязывающих людям только удобную Федерации повестку.

Следом инициативу подхватили официальные фан-клубы соседних стран, включая даже столь отдаленные регионы, как США, Куба и Австралия. Ежедневный прирост количества аннулированных подписок рос в прогрессии: на данный момент в сутки от DAZN уходит в среднем до 13 тысяч пользователей. Ежедневно!

Что вообще дает подобный мятеж в перспективе?

В 2021 году DAZN приобрела телевизионные права у Lega Serie A на три следующих года. DAZN будет платить 840 миллионов евро за сезон за право транслировать семь эксклюзивных матчей в неделю Серии А и три матча на совместных правах. Таким образом, подписчики могут смотреть все матчи Серии А каждого тура только на DAZN. И для самой компании это весьма затратное мероприятие, как показала практика последнего сезона.

Генеральный директор DAZN Шай Сегев в разговоре с Bloomberg объяснил огромные убытки в 2021-м тратами на покупку внутренних прав на показ Серии А и Бундеслиги. За трансляции футбольного чемпионата в Италии в течение трех лет, начиная с сезона 2021/22, стриминг заплатил 5 млрд евро, что привело к общему убытку за календарный год в $2,17 млрд. SportsProMedia считает, что серьезной проблемой для DAZN является отсутствие прав на показ спорта в Великобритании — втором по объему рынке платного телевидения в мире после американского. В прошлом году DAZN попытался купить группу телеканалов BT Sport, но переговоры закончились неудачей. Аналитики предполагают, что в 2024 г. DAZN вновь попробует зайти на британский рынок, поборовшись за права на трансляции АПЛ внутри страны.

И вот спустя неполный календарный год после заключения контракта на предоставление прав освещать игры Серии А подписчики начали массово отказываться от подписок. Всего за неделю от DAZN по всему миру отписалось 450 тысяч человек исключительно по призыву фанатского сообщества Ювентуса. Таким образом якобы разовая акция моментально лишила вещательную компанию чистой прибыли примерно в 136 млн евро. При сохранении прежних темпов число отказавшихся от подписки вырастет к следующим выходным до 700 тысяч человек, и это уже обернется катастрофой для всей Лиги.

Как отмечает издание Calcio e Finanza, в сезоне 2020/21 FIGC в своем отчете сообщала, что 47% ее доходов получено от реализации аудиовизуальных прав, а гендиректор турнира Луиджи де Сьерво говорил, что будущее итальянского футбола зависит от борьбы с видеопиратством и продления контракта на телеправа. А теперь благодаря бунту фанатов Юве, Лига в перспективе лишается своего ключевого спонсора ввиду неспособности последнего выполнить план по обеспечению соответствующей аудитории (что прописано в контракте).

Чем это страшно в глобальной перспективе?

Уход главного вещательного сервиса приведет к тому, что на тендер для следующего контракта выйдут относительно бедные и не доходные сервисы, которые предложат свои услуги основного вещания, а Федерация будет вынуждена согласиться, чтобы окончательно не уйти в минус. В Серии А у 15 из 20 команд главная статья прибыли - доход с ТВ прав, поскольку у Салернитаны, Эмполи и Кремонезе нет спонсоров уровня Ювентуса, Милана и Интера. И в случае ухода DAZN с рынка почти все клубы Серии А автоматически теряют свою единственную возможность зарабатывать, и тут либо начнутся массовые распродажи игроков, либо клубы повторят судьбу Пармы и Катании - банкротство, регистрация новой команды и старт с самого низа.

Приобретения Ювентуса внутри Серии А за последние 10 лет в сумме на 837 млн

Разумеется, подобные исходы вряд ли произойдут на практике и DAZN примет соответствующие меры для обеспечения нужной явки, но сообщение болельщики отправили самое что ни на есть очевидное - относитесь к Ювентусу банально с уважением и просто объективно освещайте события, поскольку именно Ювентус и их армия фанатов является главным итальянским кормильцем DAZN и одним из главных спонсоров клубов исходя из зимних и летних трансферов.

Прошлой зимой общая сумма внутренних трансферов Серии А составила 185 млн евро, которые остались внутри Лиги. Из них 100 млн потратил Ювентус, 30 млн - команды, закупавшие игроков у Ювентуса и оставшиеся 55 млн - все остальные клубы Серии А. Этой зимой за несколько дней до закрытия ТО внутри Чемпионата Италии было совершено трансферов на 9 млн евро. Для сравнения: АПЛ закрыла трансферов на 466 млн, Ла Лига - 24 млн, Бундеслига - 48 млн.

Низовым итальянским командам попросту больше не откуда получать деньги. Ввиду сильнейшего экономического кризиса и постоянных расследований крупные клубы перестали приобретать скопом футболистов, тем более с переплатой, а за рубежом хватает и своих игроков, которых можно выгодно купить. Фактически все сделки в Италии происходят в аренду и с отложенным платежом, иначе клубы попросту не потянут покупку, а это приводит к оттоку молодой крови за рубеж. Самый свежий пример - Якуб Кивер, которого долго вел Ювентус, но не мог себе позволить запрашиваемые 20 млн евро. Арсенал закрыл сделку одним звонком, оформив переход игрока за 25 млн - вот так просто одним траншем. Таким образом еще один талантливый молодой игрок покинул чемпионат.

Попробуем представить себе следующий сезон без Ювентуса в Серии А.

В первую очередь трансляции лишатся огромнейшей армии фанатов клуба, они будут следить за играми Юве в другом дивизионе, а это порядка 38 игр и 8 млн человек. Вместе с Ювентусом из Серии А на год уйдут такие спонсоры, как Jeep, Coca&Cola, M&Ms, и другие (которые связаны контрактными обязательствами только с Юве). Из чемпионата на целый сезон уйдут такие звезды, как Влахович, Погба, Бонуччи, Щенсны, Бремер, Милик, Кьеза и Локателли. Напомню, что с учетом вычтенных 15 очков Ювентус прямо сейчас идет на втором месте и составляет сильнейшую конкуренцию в верхней четверке, следовательно добавляет зрелищности идущей борьбе. Ну и главное: Ювентус - главный итальянский бренд наравне с FIAT по популярности и узнаваемости в мире. Выходит, Федерация подобными скандалами попросту стреляет сама себе в ногу, ухудшая и без того бедственное положение Лиги.

И нет, ни в коем случае не пробуем обелить Ювентус. Подразумевается тотальная и ничем не обоснованная предвзятость только к Ювентусу со стороны судебных органов и ведущих СМИ, спонсирующих Федерацию Италии. Прослушка - только Ювентус, прирост капитала в сделках - только для Ювентуса, штраф после расследования, где в итоге виноватыми оказались все - только Ювентус. И все новости тиражируют после этого одну крамольную мысль - Ювентус опять виноват во всем!

Подытожим: болельщики Ювентуса в период тишины от нового клубного руководства взяли судьбу команды в свои руки по мере своих возможностей. И всего спустя неделю заставили FIGC оправдываться, а DAZN - пересматривать всю свою отчетность для покрытия нарастающих долгов и изобретать способы выхода из ситуации для избежания неисполнения собственных обязательств по дорогому контракту. Вся Италия увидела доселе беспрецедентный случай такого глобального единения сообщества людей, любящих Ювентус, по всему миру. Пусть каждый футболист клуба знает о том, что за него и его команду готова встать столь огромная группа людей, и помнит, какая ответственность ложится на его плечи вместе с черно-белой футболкой.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!

При желании поддержать автора донатом - можно воспользоваться функцией в комментарии, нажав на значок рубля слева: