Свет нации. Главное о Мамаду Сако
Очередной герой очередной серии спецпроекта Sports.ru и Continental о молодых звездах предстоящего Евро-2012 – чернокожий француз с тяжелым прошлым, жесткий защитник, переквалифицировавшийся из забивных нападающих, который рано или поздно окажется в суперклубе. Вне зависимости от того, покинет ли Париж.
Сын «маленькой Африки» – парижского района Гут Д’Ор, Мамаду Сако провел детство практически в центре европейской цивилизации, при этом как бы и не выбираясь за пределы черного континента. Район «Золотая капля» – известный на весь мир шейкер, в котором смешиваются сотни рас и наций, преимущественно, конечно, африканских. В начале девяностых Жак Ширак (тогдашний мэр Парижа) довольно нелестно отзывался о районе, чья история издревле связана с массированной иммиграцией: политик охарактеризовал это необычайное место двумя емкими словами «шум» и «запах». В этом разноцветном бедламе среди марроканцев, алжирцев, пакистанцев и выходцев из совсем уж дальней Азии, около благоухающих магазинчиков специй, проституток и наркодилеров первые попытки пробить по мячу предпринимал чернокожий паренек из многодетной сенегальской семьи.
Футбол был определен целью его жизни очень скоро. В 6 лет Мамаду Сако был принят в детскую школу футбольного клуба «Париж», где ему неплохо удавалась игра в атаке – главным образом, за счет серьезных даже для такого нежного возраста габаритов. До 12 лет Сако успешно пробовал себя в «Париже», а в 2002 году его приметил сам «ПСЖ» – и с этого момента для Мамаду началась взрослая жизнь.
С самого начала карьеры Сако в «ПСЖ» на него посыпались всевозможные испытания. Сперва тренеры предложили (а скорее, заставили насильно) Сако переместиться из атаки в оборону – на тот момент в команде банально не хватало защитников, и фактурный темнокожий громила без особого энтузиазма совершил судьбоносную смену амплуа. Мамаду – не пай-мальчик, и характером он хоть и вышел поудачнее Марио Балотелли, некоторая необузданность была присуща ему с самого детства. Сколько нервов с ним потратили детские тренеры «ПСЖ», можно только догадываться – Сако доставлял немало проблем своими капризами. Он не желал соблюдать режим, постоянно попадал в дисциплинарные переделки и в итоге был поставлен перед выбором – исправление или отчисление.
На путь истинный талант за уши вытянули родственники – только к советам и мнению своего отца Сако испытывал настоящий пиетет. На поправку защитник, к удивлению, пошел очень быстро и взялся за голову, отбросив сомнительные тусовки и сопротивление окружающим в пользу учебы и футбольного самосовершенствования.
Тем более трагичным для Сако стал 2004 год – отец 14-летнего мальчика скоропостижно скончался, и Мамаду был просто сражен этой утратой. Желания тренироваться у него не было ни малейшего, и близкие едва сумели удержать обезумевшего от горя Сако от раннего ухода из футбола. Какое-то время он не появлялся в клубе, но в итоге пришел к выводу, что бросать дело, в которое было вложено столько сил (в том числе отцовских), было бы просто глупо. В команде его встретили с распростертыми объятиями, но это был уже совсем не тот развеселый мальчишка Мамаду. С этого момента Сако стал мужчиной ментально.
Перемены в парне не остались незамеченными и тренерами – он стал гораздо более устойчивым к внешним раздражителям, стал играть хладнокровно и максимально собранно, не позволяя себе расслабиться ни на секунду. Обратной смены позиции уже не последовало – Франция получила перспективного защитника, а Сако окончательно нашел свое место на левом фланге обороны. Со временем он расширит свою компетенцию до центра обороны и станет одним из самых желанных пунктов в списке трансферных целей европейских топ-клубов.
Невозмутимая глыба Сако был назначен капитаном молодежной команды и успешно участвовал в турнирах, где был года на три младше своих партнеров. Присущая чернокожим игрокам физическая сила и развитость вкупе со стальными нервами еще задолго до двадцатилетия сделали Сако одним из самых непроходимых французских защитников. Завсегдатай французских сборных всех возрастов, в 2007 году Мамаду подписал полноценный контракт со взрослой командой «Пари Сен-Жермен», и очень удачно попал в руки к Полю Ле Гуэну – тренер с удовольствием объявил защитнику, что с этого момента он становится не только основным игроком, но и капитаном команды. На тот момент Сако было 17 лет, и он стал самым молодым капитаном в истории не только парижского клуба, но и всей Лиги 1.
Подобным маневром находчивый Ле Гуэн старался расшевелить размякших «как-бы-лидеров» – Педро Паулету, Сильвена Армана и других. Дебют Сако пришелся на матч против «Лорьяна» («ПСЖ» победил 3:0) – юный капитан составил центр обороны с Марио Йепесом, который был старше него чуть ли не на пятнадцать лет. В целом план сработал успешно, и Мамаду стал основным не только на бумаге и словах, но и на деле. Конечно, его игра не обходилась и без откровенных провалов – тактическая выучка не всегда оказывалась на высоте, несколько раз он вчистую проигрывал персональную борьбу мобильным и изобретательным соперникам. Но в целом столь ранний прыжок в пекло взрослого футбола сыграл позитивную роль.
Сейчас Сако – уже умный, опытный, подкованный, мобильный, развитый физически и очень цепкий защитник. Очередь за ним выстраивается и по сей день, однако с появлением в «ПСЖ» богатых хозяев вероятность ухода Мамаду существенно снизилась – теперь за него придется выложить даже не кругленькую, а квадратненькую сумму. В свое время им интересовался «Ювентус», цыганкой крутился где-то рядом Арсен Венгер, но парижане смогли стоически отбиться даже от предложения в 15 миллионов фунтов. Сейчас Сако стоит и того дороже.
Во взрослую сборную Франции Сако подтянул Лоран Блан – тренер подошел к интегрированию таланта в обойму очень системно. Первый вызов Сако в состав «трехцветных» пришелся на товарищеский матч против Норвегии 11 августа 2010 года, но тогда защитник на поле не вышел, вдыхая аромат международного матча со скамейки запасных. Так Блан довольно быстро адаптировал Сако к особой обстановке сборной – поездив с командой по различным товарищеским и отборочным матчам, защитник наконец дебютировал 17 ноября 2010 в матче против сборной Англии, заменив Филиппа Мексеса.
Именно закалка множеством жизненных передряг и испытаний приучила Сако к самодисциплине – лицо этого 22-летнего парня настолько сурово, что невольно начинаешь сочувствовать играющим против него форвардам. Сейчас о его игривой и бунтарской натуре напоминает разве что пара традиционных для африканских игроков сережек в ушах да любовь к возведению настоящих арт-объектов на голове. Ирокезы и причудливые узоры – это страсть Сако. Случались с ним и неприятные эпизоды вроде нападения на журналиста, позволившего себе нелицеприятные высказывания в адрес Мамаду. Впрочем, они не выглядят проявлением особо буйного нрава или дурной головы – обыкновенные срывы бывают у всех.
Если Мамаду Сако доведется выйти на поле в матчах Евро-2012, он не подведет. Англия, Украина и Швеция – серьезные соперники, но Сако будет к этому готов – к двадцати с лишним об него обломало зубы великое множество разномастных нападающих. Пусть он пока не звезда мирового значения, но уж точно знак оборонительного качества и олицетворение национального футбола. Тот литой кастет, который должен виднеться в кармане любой решительно настроенной сборной.
20-летний Папа. Главное о Кирьякосе Пападопулосе
Богемный спартанец. Главное о Вацлаве Кадлеце
Почти свой. Главное об Андрее Ярмоленко
голландия освободилась от этого «черного сахара» и сейчас показывает добротную игру.
нехватало чтобы в сборной италии негры выходили..и не надо тут про расизм и прочую фигню..
негры,,пускай за африку шарят..скоро не только баскет и футбол будет игрой для черных.
да, и белые бабы всю эту хню будут судить..вот ржачка то будет))
:)