Жестокость и победы Марко Матерацци
В 1532 году Никколо Макиавелли опубликовал известный трактат о лидерстве и власти: «Государь». В нём итальянский философ рассуждал, что в несовершенном мире человек должен делать всё возможное, чтобы преуспеть и процветать. Макиавелли утверждал, что цели всегда оправдывают средства, и его сочинение и по сей день не утратило актуальности в современной политике и философии.
Марко Матерацци далёк от определения «славный парень». Никто не удивился, когда он опередил Харальда Шумахера и Самира Насри в опросе журнала France Football за звание «Самого ненавидимого футболиста» в 2016 году. Даже спустя десять лет после той незабываемой ночи в Берлине, Materaciste по-прежнему остаётся персоной нон-грата на бульварах Парижа и в винодельнях Бордо.
Матерацци, однако, не волнует, что о нём думают. Золотые медали Кубка мира, Лиги чемпионов, Серии А и Кубка Италии защитят даже самое эфемерное эго, не говоря уже о человеке, который питается антипатией. Независимо от того, что вы думаете о нём как о личности, его послужной список непоколебим. Его карьерный путь, увенчанный насилием и победами, неприкосновенен.
Перенесёмся в Индию, 2014 год. Через сорок четыре минуты после начала игры в Гувахати началась бойня. Главный тренер ФК «Ченнайин», возмущённый удалением Харманжота Хабры, не мог удержаться от пары ласковых в адрес своего оппонента на бровке. Сезар Фариас с радостью заглотил эту наживку, что вызвало драку среди игроков на поле. Это был почерк Марко Матерацци – он всё ещё был тем, кто испортит вечеринку любому. Несмотря на неудачный старт, итальянец всё равно привел «синих дьяволов» к их первому титулу в лиге, добавив ещё один трофей в свой послужной список, на этот раз в качестве тренера. Даже по другую сторону боковой линии «Государь» не может прекратить устраивать бои, но всё равно побеждать в матчах.
Сын бывшего тренера «Лацио» и «Спортинга» Джузеппе Матерацци, Марко родился в Лечче 19 августа 1973 года. Высокий и не по годам физически развитый, он пережил смерть своей матери в возрасте 15 лет, когда играл за команду своего отца – «Мессину». Проблемы с дисциплиной, вызванные семейной трагедией, заставили его уйти на время из профессионального футбола и играть за любительскую команду «Tor Di Quinto» и даже немного посвятить себя баскетболу. Затем последовали «Марсала» и «Трапани» в низших эшелонах кальчо. Именно здесь Матерацци обретёт свою бескомпромиссную жажду победы и поймёт, что «если ты хочешь справедливости, ты должен найти её сам».
Его агрессивные выступления вскоре привлекли внимание «Перуджи», куда он перешёл в 1995 году. За время в Умбрии (плюс год в аренде в «Карпи») он помог клубу добиться выхода в Серию А, чем вызвал интерес к себе более авторитетных команд. Не желая продавать свой молодой актив конкурентам по чемпионату, боссы «Перуджи» приняли трёхмиллионное предложение «Эвертона» летом 1998 года. «С его физическими данными и агрессией он без проблем адаптируется к премьер-лиге», – восторженно отзывался шотландский тренер ирисок Уолтер Смит.
Это пророчество не сбылось. Двадцать семь матчей и четыре красные карточки спустя английский вояж Матерацци был закончен. Местная газета «Эхо Ливерпуля» разнесла юниора, Дэвид Прентис писал, что «он никого не убедил в своей родословной защитника международного класса». Позднее в интервью для FourFourTwo Матерацци настаивал, что по крайней мере одна из этих красных карточек была несправедливой. Так или иначе, он вернулся в «Перуджу» в 2000 году.
На родине талант Марко наконец сравнялся с его темпераментом. После того, как Матерацци застолбил за собой место в старте, он побил рекорд Серии А по результативности среди защитников, принадлежавший Даниэлю Пассарелле: 12 голов в 2001 году. Под руководством Серсе Косми команда одиозного Лучано Гауччи финишировала в середине таблицы, а талант Матерацци вновь привлёк взгляды лучших итальянских команд. Его безупречные оборонительные действия сочетались с гаубицей левой ноги, которая забивала пенальти и штрафные удары с сокрушительной точностью, и даже самые изначально скептически настроенные футбольные эксперты понимали, что он перерос «Перуджу».
В последовавшей следующим летом борьбе за Марко именно «Интер» опередил всех, а новый тренер команды Эктор Купер был без ума от капитана «Грифони». За предыдущие два года Купер вытащил «Валенсию» на авансцену европейского театра футбола, дважды дойдя с командой до финала Лиги Чемпионов, а теперь аргентинец стремился положить конец чемпионской засухе «Интера», усилив состав такими игроками, как Франческо Тольдо, Кристиан Дзанетти и Сержиу Консейсау. Наряду с резким колумбийцем Иваном Кордобой, Матерацци обеспечивал неприкосновенность тылов клуба, пока великолепный Кристиан Вьери вёл команду к победам на другом конце поля.
Всё шло отлично, и «Интер» лидировал в таблице вплоть до последнего тура, но затем уступил чемпионство в матче с немотивированным «Лацио». Скудетто ускользнуло в Турин к Марчелло Липпи, а для Антонио Конте победа над своим злейшим врагом, Марко Матерацци, была слаще во сто крат, чем победа в чемпионате. Корни этой вражды растут из 2000 года: в тот день «Перуджа» обыграла Ювентус, из-за чего титул достался «Лацио». После игры Марко ворвался в раздевалку поверженного противника, чтобы позлорадствовать. Конте, взбешённый этим, посвятил свой титул 2001 года именно Матерацци.
В следующем сезоне «Интер» вновь остановился на второй строчке, а ещё через год, несмотря на приглашение Дзаккерони и голы Адриано с Крузом, занял лишь четвёртое место. В те годы, Бисцион был скорее обычным безобидным ужиком, а единственным, у кого по венам бежал яд, был бушующий на поле Матрикс.
Разочарованный отсутствием прогресса, Массимо Моратти назначил Роберто Манчини на должность тренера в 2004 году. Итальянец прежде творил чудеса в гораздо более скромных финансовых условиях, сначала с «Фиорентиной», а затем с «Лацио», доведя оба клуба до блестящих побед в Кубке Италии. Кубок покорился ему и в первый же сезон в «Интере». После уверенного третьего места и первого трофея за почти десятилетие, в следующем году чёрно-синий клуб получит долгожданное Скудетто, хоть и при достаточно противоречивых обстоятельствах.
Кальчополи стал испытанием для всего итальянского футбола, но именно «Интер», не запятнавший себя грязными договорными играми, получил от него наибольшую выгоду. Империи «Милана» и «Юве» были разрушены одним ударом, а «Нерадзурри», несмотря на то, что провели почти идентичный прошлому сезон, снова заняв третье место, получили титул. Однако это было не самой главной темой футбольной Италии в 2006 году.
Матерацци дебютировал в сборной в 2001 году, но не смог разрушить непроходимый дуэт Алессандро Несты и Фабио Каннаваро. Так продолжалось вплоть до последней игры группового этапа чемпионата мира 2006 года в Германии. Неста вышел на матч против сборной Чехии с растяжением паха и усугубил травму. В первой игре плей-офф Италия должна была встретиться с Австралией Гуса Хиддинка, и Матерацци получил долгожданный шанс. После гола в ворота чехов он вышел в стартовом составе против Соккеруз.
Шанс этот Матерацци почти что упустил, удалившись на 50-й минуте матча после фола на Марко Брешиано. К счастью, гол Тотти с пенальти на последней минуте матча вывел Скуадру Адзурру в следующий раунд, где они без проблем прошли сборную Украины (3:0). В полуфинале итальянцев ждало столкновение с первым серьёзным соперником за весь мундиаль, хозяевами турнира, сборной Германии.
Хоть Бундестим была далеко не в лучшей форме, но на родной земле и с тысячами фанатов это не ощущалось. Это был великий матч! Гол Фабио Гроссо на предпоследней минуте, за которым последовал мяч от Алессандро Дель Пьеро – нокаут. Италия, вдохновлённая потрясающим Каннаваро и вернувшимся в строй Матерацци, вышла в финал против Франции.
Под руководством эксцентричного Раймона Доменека французы в течение всего чемпионата во многом полагались на вдохновение Франка Рибери и волшебство Зинедина Зидана. Тот, к слову, уже объявил о своём уходе из футбола после этого турнира. Поклонники были едины во мнении, что это будет идеальной лебединой песней марсельца, а победа на чемпионате мира стала бы её естественным финальным аккордом.
Однако, человек предполагает, а Бог располагает, и этот матч полностью принадлежал Матерацци. После того как Зидан открыл счёт с пенальти, именно выстрел Марко восстановил паритет между сторонами. Всё шло к тому, что при такой открытой игре Франция, наращивающая контроль и владение, вновь выйдет вперед. Так было до того момента, когда несдержанный удар Зидана бесславно положил конец его карьере и перевернул игру в пользу Италии. В результате в серии пенальти Матерацци вновь отличился, а затем Гроссо закрепил первую с 1982 года победу Италии на чемпионатах мира.
Рассуждения о том моменте длились не один год. Зидан, будучи символом многонациональности Франции, одним действием разрушил надежды всей страны на чемпионство и вызвал дебаты по таким различным вопросам, как французская иммигрантская культура, мужественность и иже с ними. Для Матерацци, тем не менее, это был самый настоящий макиавеллиевский триумф. Он сделал то, что нужно было команде в тот момент, провоцируя своего противника на безумие, которое в итоге вознаградило его и его партнёров в тысячекратном размере. Казалось, что тогда он, наконец, научился направлять свою агрессию. Пока бесчисленные видео на YouTube, демонстрирующие его самые жёсткие фолы, продолжают привлекать поклонников, итальянец остаётся одним из самых оскорбляемых футболистов на континенте.
Вернувшись домой, Марко продолжил доминировать в Серии А с «Интером», выдав невероятную серию из 17 побед подряд в сезоне 2006/07. Златан Ибрагимович и Патрик Виейра, ушедшие из потонувшего «Юве», добавили мощи на «Сан-Сиро», и в итоге «Интер» набрал почти сотню очков на пути ко второму подряд чемпионскому титулу.
Матерацци, теперь практически в статусе иконы для «Нерадзурри», занял третье место в опросе среди тифози на звание лучшего игрока года в «Интере», пропустив вперёд лишь Златана и Эрнана Креспо. Вишенкой на торте этого феноменального сезона стала награда «Лучший защитник года» в 2007-м. Безумец из Лечче, столь нелюбимый и поносимый на протяжении всей его карьеры, завоевал мир, благодаря своей решимости и воле.
Затем последовал ещё один год и ещё один титул Серии А, прежде чем Жозе Моуринью сменил Манчини у руля команды. Португалец выиграл Премьер-лигу, прежде чем покинуть «Челси» после разногласий с Романом Абрамовичем. Несмотря на желание практически любого европейского гранда видеть Жозе у себя, именно Массимо Моратти добился его подписи. С его прагматичным стилем и бескомпромиссным желанием победить, Матерацци встретил по ту сторону боковой линии свою родственную душу.
«Драйв, сообразительность, знания, опыт и эмпатия» - так сказал защитник, когда в интервью GDS его попросили назвать сильные сторонам нового тренера. «Он знает на какие рычаги давить, причём не только у своих игроков». Это, безусловно, будет точной характеристикой.
За своё бурное двухлетнее пребывание в «Интере» Моуринью удалось навлечь на себя ярость большинства итальянских тренеров и комментаторов, но при этом завоевать беспрецедентный успех на Curva Nord. Тот «Интер» был безжалостен, оформив требл после победы над «Баварией» в финале Лиги чемпионов в 2010 году.
Для Матерацци это был период, когда его участие в играх резко уменьшилось. Тем не менее, в качестве опытного товарища и «сенатора» он оставался незаменимым помощником тренера в раздевалке «Интера». Ничто так не опишет его любовь к Моуринью, как эмоциональное прощание с тренером на Бернабеу той ночью в Мадриде. Все знали, что португалец новый тренер «сливочных», но, хотя многие думали, что слезы Матерацци были связаны с грустью от прощания, на деле не это было первопричиной. «Я знал, что, когда он уйдет, мы уже не будем прежними», – позже признавался Марко в интервью Sport Mediaset. Наследие, построенное на ярости и прагматизме, скоро будет уничтожено, и Матерацци знал, что его дни сочтены.
Приходить в клуб после Моуринью, как выяснили позже многие тренеры, является почти суицидальной задачей. Так и для Рафы Бенитеса скамейка «Джузеппе Меаццы» оказалась эшафотом. Несколько отрешенный стиль испанца резко контрастировал с вовлечённостью во все сферы жизни клуба его предшественника, и для команды, привыкшей бегать на поле, пахнущем кровью, переход к прогулке с котёнком по парку был труден. «Бенитес боялся собственной тени», - смеялся над ним Матерацци в интервью FourFourTwo, напоминая об увольнении бывшего коуча «Ливерпуля» после всего лишь шести месяцев в клубе.
«Интер» немного пришёл в себя с Леонардо и финишировал вторым в том году, но процесс распада было уже не обратить. В следующем сезоне команда сменит трёх тренеров, каждый из которых изо всех сил попытается воскресить команду, которая уже однажды достигла своего пика и которой не хватало сил для ещё одного подъема. Матерацци к тому моменту уже год, как покинет «Интер» и завершит карьеру.
После трёх лет вне игры Марко подписал краткосрочное соглашение с индийским клубом «Ченнайин» в 2014 году. То, что многие считали заработком на безбедную старость, превратилось год спустя в победу в чемпионате – первую в истории его команды. И снова один из самых неоднозначных людей мира футбола забрался на первое место.
Как бы «Интеру» хотелось, чтобы и сегодняшние его защитники научились тому самому ядовитому укусу Бисциона.
Автор - Кристофер Вейр, журнал These Football Times.
Перевод - Дмитрий Золотенков, редакция - Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco.
Canale Sforzesco в сети ВКонтакте
Текст - пушка!