Интервью Эрлинга Холанда для The Athletic
Как забивать голы, упускать моменты и почему чувствовать боль – это нормально. Интервьюер: Алан Ширер
Поддержи автора подпиской на новостной телеграм-канал The Athletic: https://t.me/TheAthleticS
Мы поговорили о Премьер-лиге и адаптации к ней, о физической нагрузке, после слов Эрлинга Холанда: «Приятно, когда болит немного то тут, то там».
Эта фраза выделяется в нашей беседе на невероятной тренировочной базе «Манчестер Сити». Это его первое большое интервью после перехода этим летом из «Боруссии Дортмунд» за £51 млн, и за этой фразой следует другая: «Приятно чувствовать…». И когда он рассмотрел принадлежности вокруг себя, он добавил: «Думаю, я готов».
По правде говоря, норвежец выглядит, говорит и играет так, будто родился готовым.
Первое, что меня поражает в Эрлинге, так это его рост. Свежий после тренировки – надувая щеки, а затем смеясь – он нависает надо мной. Я, разумеется, видел, как он играет, но только когда я оказался с ним рядом и обмениваясь ужасными историями о предсезонке (не могу передать вам, как сильно я ненавидел всю эту беготню), я стараюсь справляться с его присутствием. Я сразу подумал: «Его не так-то легко сбить с ног» и «Мне бы не хотелось играть против такого игрока».
Продолжая тему боли, чтобы добиться признания в чем-то, добиться успеха, нужно страдать, отдавать всего себя. Также это напоминание о том, что вы живы. Вы не робот и не машина. Эрлинг играет ва-банк с тренером в лице Пепа Гвардиолы, который уже требует от него «делать все на 100%».
И вот еще что. Мы смотрели на Эрлинга как самого желанного игрока в футболе, мостра-бомбардира и считая его последней фишкой головоломки «Сити», который и без него был развязанным и полностью сформированным. Но он смотрит на себя совсем иначе: игрок, находящийся в начале пути, который может совершенствоваться во всех областях, и, хотя он рассчитывает добиться успеха, он жаждет получить новый опыт и приключение.
«Знаешь, я думаю, что могу в себе улучшить абсолютно всё. Я все время упускаю момент левой ногой. Это случилось в прошлые выходные. Если говорить о завершении, я должен улучшить свою левую ногу, правую, игру головой. Много вещей. Этим и хороши игры, ты всегда можешь стать лучше. Независимо от возраста, ты можешь раскрыть свой потенциал. Возможно, свой я раскрою примерно через 10 лет».
«Я все еще молод. Я хочу продолжить и дальше развиваться, и делать это в правильном направлении. Думаю, здесь я буду очень хорошо расти, именно поэтому я здесь, а также для того, чтобы играть. Здесь у меня есть возможность иметь сочетание работы над собой и воплощение этой работы на поле».
Через 10 лет Эрлинг станет лучше? Лучше в команде, которая, по его собственному выражению, уже битком набита «сумасшедшими» игроками? Лучше, чем нынешний Эрлинг? Страшно, чувак.
В футболе произошел переворот в роли традиционной «девятки» к более гибкой игре нападающих: прекрасная сборная Испании, которая заставила бегать до смерти; Мо Салах и Садио Мане в «Ливерпуле», талантливые и смертоносные, но широко действующие и скоростные; Лионель Месси и, пока не стал более статичным, Криштиану Роналду.
В прошлом сезоне «Сити» не играл с чистым нападающим. Это трудно критиковать, учитывая, насколько впечатляющими они были в завоевании титула, но моя теория была последовательной: отсутствие игрока в этой роли может стоить в самых важных матчах в самые важные моменты. Как старомодный центрфорвард, я смотрел на все эти моменты, эти мячи в опасных зонах и пускал слюни. Я даже писал в The Athletic, что Холанд может забить за них 40 голов сезон (не то, чтобы я ему в этом признавался).
Теперь, когда Эрлинг на «Этихад Стэдиум», а Роберт Левандовски перешел в «Барселону», можно ли сказать, что клубы возвращаются к моей прежней роли? Я надеюсь на это. Мне нравится чувство связи с кем-то, кто несмотря на десятилетия, разделяющие нас, также разделяют со мной неистовую жажду голов – 115 голов в 116 играх за «Дортмунд» и «Ред Булл Зальцбург». Ему сложно четко сформулировать, что значит забивать за них.
«Да, это… хороший вопрос. Когда я забиваю гол, это… это эмоции…».
Не могу не перебить: если ли что-нибудь лучше?
«Нет, не думаю. Потому что, когда ты… Неважно, как ты забил, но, если ты это сделал, то просто чувствуешь что-то внутри тебя…».
Он снова делает паузу, и я снова спрашиваю: у тебя всегда были эти чувства?
«Да, всегда. Когда я был моложе, я забил столько, сколько мог, и это продолжается… Это эмоции. Это… когда ты празднуешь свой первый гол, это похоже: «Ааа, я должен сделать это снова». Я часто это чувствую. Один гол, а потом: «О, представь, что ты делаешь это снова». Или, скажем, например, ты видишь, что кто-то оформил хет-трик в субботу, и: «О боже, было бы не плохо сделать тоже самое на следующей неделе». Я не могу описать эти чувства. Ты знаешь, о чем я говорю, но многие люди не чувствовали это».
И я знаю. Это самый сильный порыв, несколько секунд головокружения от потери себя, волшебное лекарство, которое овладевает тобой и не ослабевает. Ты всегда хочешь большего. Есть и обратное: когда я промахивался, я злился. Я мог разговаривать и выглядеть монотонно и сдержанно, но возвращаясь домой, я не спал. Одна беспокойная ночь, потом другая. Я не мог дождаться, чтобы исправить это.
У Эрлинга был большой шанс в конце матче Суперкубка Англии против «Ливерпуля», когда он попал в перекладину вместо того, чтобы забить. «Когда я оглядываюсь назад, я думаю: «Как ты мог промахнуться?». Но, знаешь, вероятно это произойдет снова. Таков футбол. Ты говоришь, что плохо спал, а я никогда не сплю хорошо после игр».
«Это своего рода мотивация, чтобы забить или показать что-то в следующей игре. То же самое, когда ты забиваешь дубль: «Ах, хочу еще раз!». Так что, чтобы не случилось, это мотивация, и это хорошо. Но, конечно, [не забить] не очень хорошее чувство! Самое ужасное чувство!».
Эрлинг занимается медитацией, и цель для бомбардира является то, чтобы найти ровный путь через невероятные пики и падение. «Как нападающий, я думаю, что очень важно, когда ты в игре, и не слишком много думаешь. Если я выйду на следующую игру, думая, что я упустил момент в прошлой игре, это нехорошо. Ты должен выходить на игру голодным. Неважно, что произошло раньше, забил ли ты три гола или ноль, или ты давно уже не забивал».
«На игру нужно выходить с тем же настроем. И поэтому, по моему мнению, важно не думать об упущенных моментов слишком много! Нужно использовать это в качестве мотивации, а не какой-то негатив, идя на тренировку вот так [он опускает голову]. У тебя должно быть желание быть лучшим на тренировке. Медитация очень помогает мне за пределами поля, чтобы просто опустить негативные мысли».
Это то, что дает ему преимущество, спрашиваю я.
«Да. Думаю, сегодня нужно быть психологически сильным, ведь за пределами поля происходит так много всего. Необходима очень хорошая концентрация, нужно быть сильным в своих мыслях, потому что быть футболистом непросто. Все думает, что это легко».
Эрлингу 22 года, и я ловлю себя на мысли, что обдумываю странную мысль: я бы не хотел, чтобы Уилл, мой сын того же возраста, испытывал такое давление, какое испытывает Эрлинг. Меня это поражает. Жизнь Эрлинга была моей жизнью, плюс-минус. Я перешел из «Саутгемптона» в «Блэкберн Роверс» за рекордную британскую сумму, когда мне было почти 22 года. Может быть, я был в «пузыре» и защищался от этих ожиданиях, но я также помню, что мне это нравилось. Давай, подумал я.
«Да, безусловно, это давление. Я играю за чемпионов, за тех, кто выиграл Премьер-лигу, так что давление неизбежно, но я стараюсь выходить на поле, улыбаясь как можно больше, и пытаясь наслаждаться игрой. Жизнь проходит быстро, и внезапно моя карьера завершиться. Это случилось в карьере моего отца – вдруг все закончилось. Так что я стараюсь наслаждаться каждой минутой, потому что мне очень повезло иметь такую работу и то, что я здесь».
«Нужно просто получать удовольствие от игры в футбол, наслаждаться тем, о чем мечтали в детстве. Люди будут говорить о тебе, особенно как о нападающем, если ты не забиваешь. Но в конце концов, ты не можешь выбирать, что людям говорить о тебе, что читать, что думать. Тебе просто придется жить с этим. И да, я получаю от этого удовольствие».
Тем не менее, нужно найти способ декомпрессии. «Обычно я тренируюсь, а потом иду домой и смотрю футбол. Мой отец много играет в гольф. Я давненько не играл, но сейчас я обязательно начну. Речь о том, чтобы расслабиться, выключить голову, когда это возможно, чтобы отдохнуть и подготовиться к дальнейшей работе».
Я не никогда не признался бы публично, когда играл, но часть меня, маленькая часть, чувствовала укол разочарования, когда моя команда побеждала, а я не отличился. Я хотел внести свой вклад. Я жаждал этой ответственности. «Сейчас игра немного изменилась. Главное – победа. Это гораздо значительнее, чем голы. Речь идет об игре. И не забывайте об ассистах. Они действительно важны».
Если ли секрет того, как стать «девяткой»? Эрлинг ненадолго задумался. «Может быть, нужно быть подготовленным, и знать, что у тебя будут моменты. Нужно быть готовым к следующему действию и не думать о последнем. Ты никогда не можешь знать, когда у тебя появится мяч – прострел, рикошет, отскок».
Мы всегда говорим о вратарях как о другой стихии, об их позиционной изоляции на поле, об использовании рук, об их чувстве одиночества, когда они пропускают гол. Я думаю, что у нападающего есть что-то похоже в том, что ты должен быть максимально целеустремленным. Жадным, иногда. Ведь у нас стоит всегда одна задача.
«Команда должна хорошо работать. Команда – единое целое, поэтому очень важно понимать друг друга, усердно работать вместе, чтобы вместе добиваться целей. Как нападающий, ты должен быть немного эгоистичным. Но ничто не делает меня более счастливым на поле, чем когда твой партнер бежит на пустые ворота, и он забивает. Ничего! А также, когда он отыгрывает на меня, когда я перед пустыми. Это важная часть в эгоизме. Им нельзя пренебрегать, но использовать в подходящих ситуациях».
Именно в данной части нашего разговора, я смотрю на него косо. Играть на другого, когда перед тобой пустые ворота? Ты что?
С другой стороны, учитывая, сколько забитых голов уже за его счету, возможно, Эрлинг может позволить себе быть щедрым.
Он упомянул своего отца, и становится ясно, что Альф-Инге Холанд сыграл важную роль в мировоззрении и росте Эрлинга. Я играл против Альфи несколько раз (и у меня до сих не отошли синяки), и жизненный урок, о котором говорит Эрлинг, очень точен.
Карьера Альфи завершилась из-за травмы, но Эрлинг извлек из этого положительные вещи: живи всем и живи сейчас, именно так он и играет. И у него уже есть связь с АПЛ, с «Лидсом», где он родился и где играл Альф-Инге, и с «Сити», куда семья переехал в 2000 году.
В то время «Сити» начинал путь к вершине, а теперь они специалисты в совершенстве, но футболка все так же, в которой Эрлинг был запечатлен на фото совсем ребенком, те же цвета, то же богатое наследие.
«Знаешь, то, что он играл здесь, особенно. И более особенно – видеть его старые видео. А также мысль, что он играл в АПЛ, приятна. Как ты говорил, сейчас другие времена, но, в конце концов, это АПЛ, это Англия, и я мечтал играть здесь».
Альфи дает ему советы?
«Да, мы много говорим о футболе. Он фанат футбола, он смотрит всевозможные матчи. После Суперкубка Англии он сказал мне: «Почему ты просто не воспользовался этим моментом?». Перед матчем с «Ливерпулем» на «Энфилде», когда я играл за «Зальцбург» в Лиге Чемпионов, он сказал: «К твоему сведению, я забивал на «Энфилде», поэтому у меня больше голов на «Энфилде», чем у тебя». Это немного забавно».
Такие родительские разговоры заземляют и приводят в норму.
«Я помню, что с самого юного возраста хотел быть футболистом. Благодаря своему отцу я рано сказал себе, что хочу стать лучше него. Я сказал себе это, вешал на стену плакаты футболистов и так далее… Я помню, как весело мы проводили время, я и мой двоюродный брат, мы всегда играли. Честно говоря, была красивая игра, потому что она была проста. Мы бы сейчас могли поиграть в футбол».
Я не уверен, что мои бедные колени выдержат этого, но я знаю, что он имеет в виду.
«Мой отец рано впечатал футбол в мою голову, но он ни в коем случае не давил на меня. Это мой выбор. Но он был достаточно очевидным… Каждый раз, возвращаясь домой из поездок, он привозил мне новую футболку! Но он дал мне хорошее представление о разных вещах».
Повлиял ли как-то Альфи на его решение присоединиться к «Сити», когда за ним гонялись столько топ-клубов мира?
«Он просто хочет мне самое лучшее. Речь идет обо мне, моих чувствах и о том, как я вижу себя в этом клубе. Именно это меня и зацепило».
Каким он себя видит в «Сити»? И как выглядит успех для него и для этой ослепительной команды, уже нагруженной трофеями?
«В важных играх быть еще лучше, в Лиге Чемпионов и кубках, а также поддерживать чемпионство в АПЛ. Как мы знаем, это не просто. Это трудная лига, много хороших команд, но важно развивать то, что команда делает уже столько лет».
«Я пришел привнести в игру свое качество и, надеюсь, стать лучше».
Как я сказал в начале: страшно.
У Эрлинга есть фора в АПЛ. Он молодой человек, привыкший ко «многому новому, новой стране» - его посты в социальный сетях из супермаркета – образец невозмутимого веселья, - но у него также есть предыстория, понимание и связь, а также талант.
Он делится, что «немного разговаривал» о своем переходе в «Сити» в Джудом Беллингемом и Джейданом Санчо, бывшими товарищами по команде в Дортмунде, «мы немного похожи между собой. Мой отец провел 10 лет в Англии, поэтому он воспитывал меня в духе английского юмора. Я родился в Англии, так что у нас похожее чувство юмора. Очень важно не относиться к себе серьезно, пытаться веселиться с друг другом. Английские парни в этом хороши».
Его новые товарищи по команде «хорошие, и люди вокруг хорошие», рассказывает он, но одновременно культура «Сити» и Пепа заключается в том, чтобы сделать безжалостное нормальным. Успех приходит с острыми зубами. «Большая требовательность. И я могу понять успех в этом клубе [хотя] я здесь еще только месяц или около того. Я вижу, как усердно работает персонал, физиотерапевты, тренеры, как много они требуют от тебя. А также игроки – они требуют от меня и требуют от всех остальных».
Что на самом деле означают требования Гвардиолы?
«Он всегда требует и требует делать все на 100%. Неважно, обычное беговое упражнение – делай его на 100%, как и в матче».
Другими словами, отдаваться на 100%?
«Ага, - говорит Эрлинг и снова надувает щеки. «Не менее!».
Это, конечно, не пустяк, и не должен быть им, но такое стремление прилагать усилия кажется естественным для Эрлинга. «Как я уже сказал, когда я был моложе, я хотел стать лучше, чем мой отец, и стать настолько хорошим, насколько смогу, и теперь во мне есть что-то, что… Я все время думаю о футболе».
Опять же, он возвращает меня к моей собственной истории, когда я уехал их Ньюкасла, моего родного города, в Саутгемтон и получил пощечину от реальности, когда я туда прибыл. Многие из здешних игроков были намного лучше меня, и поэтому они поставили условие: работать усерднее, чем они, или отправляться домой. Я провел часы на тренировочном поле, постоянные тренировки и оттачивание. А потом, когда тренировка заканчивалась, я оставался работать еще. Я пронес это с собой до конца своей карьеры.
«Да, я всегда много тренировал удары. Ведь забивать голы – это самое веселое. Когда я приехал в «Мольде» [в 2017 году], Оле Гуннар [Сульшер, тогдашний менеджер команды] говорил о моих ударах: «Ты даже не состояние ударить головой», а я такой: «Черт возьми, я согласен с тобой!». А потом я, он и Марк Демпси, помощник тренера, каждый божий день оставались после тренировки. Они навешивали мне, а я пробивал головой».
«Считаю, что важно каждый день уделять время чему-то дополнительно. Не обязательно 500 ударов, а всего пара, чтобы попасть в цель. Нужно всего лишь попасть туда, где не стоит вратарь, а также правильно занимать позицию: когда ты находишься здесь, ударь в эту точку; когда будешь там, ударь сюда».
С точки зрения безупречной работы «Сити» на шаг впереди «Дортмунда». «Хороший вопрос» но я пока не знаю», говорит он, когда я спрашиваю о различиях между Бундеслигой и АПЛ. «Я думаю, что здесь больше физики, более высокий темп. И еще давление. Этой действительно физическая лига, очень тяжелая. Но мое тело готово, и да, хорошая дуэль всегда приятна».
Здесь он упоминает «немного боли». И улыбается.
«Я всегда смотрел АПЛ, и у каждой игры есть своя история. Так много игр, разная атмосфера. От наблюдения до того, чтобы, наконец, оказаться в ней. Я с нетерпением жду этого».
Возможно, потребуется некоторое время для адаптации, поскольку и сам «Сити» снова привыкать к тому, чтобы выходить на поле с основным центральным нападающим. Эрлинг осознает, что, по крайней мере, какое-то время мяч может не всегда доходить туда, где и когда он этого ожидает.
«Это во многом связано с химией. Я провел два с половиной года в Дортмунде, я очень хорошо знал партнеров. Это то, что приходит со временем, и оно обязательно придет. На топ-уровне она [химия] придет».
«Я стараюсь не слишком меняться, чтобы лучше адаптироваться. Конечно, есть некоторые вещи, которые ты должен будешь делать по-другому, чтобы команда работала как можно лучше, поэтому, если твой тренер говорит тебе сделать это, ты делаешь это».
«Уверен, что все будет хорошо, когда мы узнаем друг друга. Это займет некоторое время, но уровень этих игроков просто безумен».
Я никогда не стеснялся говорить своими товарищами по команде, если я думал, что вместо навеса или удара, они могли бы сделать пас [на меня]. Эрлинг будет таким же. Он снова смеется. «Конечно! Если ты не получаешь мяч, то скажешь им! Посмотрим, сколько времени это займет, но, надеюсь, как можно быстрее».
Достижим ли его рекорд в «Дортмунде» и «Зальцбурге» в «Сити»?
«Не могу слишком много говорить об этом. Я должен говорить как можно меньше, и пусть говорят другие. Я стараюсь как можно быстрее обустроиться и как можно быстрее дебютировать».
Когда я был игроком, я всегда говорил, что у меня нет никаких целей, но я лукавил: 20 голов были моей отправной точкой.
Эрдинг усмехается. «У меня точно такой же ответ, как и у тебя!».
Он также умалчивает о прекрасной одержимости «Сити» Лигой Чемпионов и о том, сможет ли он воплотить эту мечту в жизнь. «Черт, я не хочу говорить об этом слишком много! Но да, я люблю этот гимн и все, что связанно с ним. Это мой любимый турнир, он достаточно сложный. И, конечно же, моя мечта – выиграть Лигу Чемпионов».
Он кажется собранным. Уверенным, но не высокомерным. Какая-то спокойность, расслабленность в своем теле, в том, где он сейчас и что будет дальше. Мне нравятся его забитые голы, и общение с ним заставляет меня тосковать по этому смутному, неописуемому ощущению. Но мне также нравится его отношение и ощущение, что подписание контракта с «Сити» — это не конец чего-то, а начало.
«Ты знаешь, как это бывает перед сезоном», говори он, и я начинаю потеть, просто думая об этом. «Это тяжело, тяжело, а потом, после пары игр, ты втягиваешься, и твое тело чувствует себя лучше. Я не могу дождаться, чтобы наконец-то начать. Я с нетерпением жду этого».
Я тоже, Эрлинг. Я тоже.
Текст на The Athletic здесь.
Поддержи автора подпиской на новостной телеграм-канал The Athletic: https://t.me/TheAthleticS
Как символично, ФП НС и пенальти)